Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей формирования феодальных отношений в Средневековой Руси.
Задачи:
- раскрыть сущность дискуссий по проблемам российского Средневековья
- рассмотреть и проанализировать сущность различий в хаpaктере протекания социально-экономических процессов на Руси и странах Западной Европы;
- определить и раскрыть основные факторы, оказавшие влияние на формирование феодальных отношений в России и в дальнейшем на ход российской истории;
По итогам урока учащиеся должны:
I. Овладеть знаниями:
- взглядах историков на генезис феодальных отношений на Руси;
- процессов формирования феодальной собственности Русского государства.
П. Закрепить умения:
- оценивать, соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- сравнивать исторические явления, определять в них общее и особенное;
- определять и выстраивать причинно-следственные связи;
- делать обобщения.
III. Формировать компетенции:
- уметь работать с документами, осуществлять поиск информации в одном или нескольких источниках;
- занимать позиции в дискуссиях через развитие умения хаpaктеризовать взгляды авторов различных исторических концепций, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок;
- организовать взаимосвязь своих знаний, упорядочить их через составление логических и сравнительных таблиц.
Опopные знания:
Деятели: Б.Д. Греков, В.О. Ключевский, Н.П. Павлов-Сильвинский, Р. Пайас, М.Н. Покровский, И.Я. Фроянов, Л.В. Черепнин.
Понятия: барщина, вассально-ленные отношения, вотчина, генезис, оброк, община, сеньория, смерды, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, эволюция,
План
- Дискуссии в среде историков о генезисе феодальных отношений на Руси.
- Специфика социально-экономических черт феодализма в русском государстве по сравнению со странами Западной Европы.
- Факторы самобытности российской истории.
Методические приемы и формы организации учебной деятельности:
На изучение данной темы отводится два академических часа. Для полного освещения проблемных вопросов рекомендуется повторить к уроку материал темы: “Средневековая цивилизация Европы”. [1, 80]
Урок целесообразно провести в форме школьной лекции с элементами беседы и постановкой проблемных вопросов.
Учитель предлагает определить значение ключевых понятий темы “генезис” и “феодализм”, используя “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова.
Ученики зачитывают вслух определения, записывают их в тетрадь.
Учитель продолжает урок с создания проблемной ситуации. Ученикам предлагается рассмотреть противоречивые теории, точки зрения историков. Это позволяет столкнуть разные мнения учеников и провести урок, целью которого станет решение проблемных задач.
В своем вводном слове учитель излагает проблемную ситуацию.
Многие проблемы российского Средневековья носят дискуссионный хаpaктер. Одной из них является проблема генезиса феодальных отношений на Руси.
Прошу проанализировать высказывания историков Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина об основных признаках феодальной системы и сравнить их с мнением историка И.Я. Фроянова о существе феодального строя в Древней Руси.
Ученики работают с материалами учебника и выписывают точки зрения известных российских историков, структурируя материал в форме тезисов и располагая альтернативные мнения параллельно друг другу.
Признаки феодальной системы на Руси
Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин | И.Я. Фроянов |
Киевская Русь являлась феодальным госу-
дарством; существовала крупная феодальная земельная собственность (вотчина); верховный собственник земли- княжеская власть; земля вотчины отpaбатывалась трудом зависимых крестьян. |
сомнение в существовании феодального
строя в Древнерусском государстве; незначительный уровень развития крупного земледелия в X – XII вв.; в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников. |
Учитель ведет диалог с учениками, побуждающий их к осознанию противоречия и формированию учебной проблемы.
Учитель: Итак, сколько, по вашему мнению, представлено точек зрения на генезис феодальных отношений на Руси?
Ученики: Два основных взгляда, две точки зрения. Л.В. Черепнин только развивает позицию Б.Д. Грекова.
Учитель: Как можно сформулировать основной вопрос?
Ученики предлагают разные варианты. Учитель подводит их корректирующими вопросами к следующей формулировке: каковы особенности феодальных отношений в российской истории?
Переходя к освещению второго вопроса, учитель просит найти наглядную форму изложения материала, хаpaктеризующую уровень феодализации Руси.
Ученики предлагают изложить материал в сравнительной таблице, используя признаки феодализма, выделенные историком М.Н. Покровским, в качестве линий сравнения и проявления черт феодализма в странах Западной Европы и Средневековой Руси.
После обсуждения учащиеся заполняют таблицу.
Уровень развития феодальных отношений в странах Западной Европы и на Руси в период средневековья.
Линии сравнения | Страны Западной Европы | Русское государство |
Господство крупного землевладения | Сеньория - социальный институт средневековья | Землевладение крестьян-общинников (Х-ХИвв) |
Наличие частного права на землю | Полная наследственная собственность | Только в к. XII- начале XIII вв в северных княжествах появился “князь-вотченник - наследственный оседлый землевладелец” (В.О. Ключевский) |
Связь землевладения с политической властью | Особая форма государственности, основанная на передаче верховной власти крупным земельным собственникам и территориальном дроблении | Верховным собственником земли был князь с правом пожаловать вотчину или отнять (Черепнин) |
Наличие иерархии землевладельцев | Воссально-ленная иерархия | Массовая раздача поместий началась только при Иване III, т.е. во II половине XIV в. |
Наличие зависимых крестьян как основной рабочей силы | С к. XII - начала XIII вв идет процесс освобождения крестьян; они получают личную свободу не обладая собственностью на землю | В XIV-XV вв в Северо-восточной Руси существовали еще свободные общины, но процесс закрепощения крестьян начинается с к. XV в. |
После анализа таблицы учащимися формируется вывод: в отличие от феодальных процессов в странах Западной Европы, особенностью русского исторического процесса является длительное отсутствие развитой частной собственности на землю и феодально-зависимого населения. Процесс закрепощения свободных крестьян начался тогда, когда на Западе крестьяне имели личную свободу.
Переходя к третьему вопросу, учитель просит предположить, чем обусловлены особенности становления и развития феодализма на Руси?
Учащиеся называют природный, географический, внешнеполитический, культурный факторы.
Учитель предлагает подтвердить эти предложения в ходе работы под таблицей “Факторы самобытности российской истории”, используя карту Средневековой Руси и материалы учебника [1, 110-113]
Факторы самобытности российской истории
Факторы самобытности | Их проявления | Их влияние на исторический процесс |
Природно-климатические особенности России | Северо-восточные земли -центр формирующейся Московской Руси - это зона сплошных лесов, переходящих на юге в огромные степные прострaнcтва. Они хаpaктеризуются суровыми климатическими условиями; земли мало пригодны для сельскохозяйственных работ. Сезон сельскохозяйственных работ длится 5-6 месяцев, на севере до 4 месяцев | - колоссальные затраты на ве дение сельского хозяйства; - формирование
традиций кол - воспитание национального ха |
Открытость внешних границ, отсутствие морей и гор как естественных границ | Постоянная угроза внешних вторжений. Требование огромных усилий по обеспечению безопасности | - появление государственной власти у восточных славян; - дальнейшее
возрастание роли |
Прострaнcтвенная протяженность страны: наличие неисчерпаемых возможностей для развития земледелия | Освоение новых территорий, колонизация их крестьянами, земледельческим населением. Сложившийся изначально тип земледельческого производства и крестьянческого хозяйства был стабильным и воспроизводился на осваиваемых новых землях | Экономический прогресс выражался в экстенсивном освоении осваиваемых земель. Отсутствие перенаселения не создавало стимулов для перехода от традиционных, экстенсивных форм ведения хозяйства к новым, более эффективным |
Отток населения на окраины | На окраинах формировались оппозиционные элементы. Окраины стали центрами антиправительственных выступлений. Крестьяне строили свою жизнь на основе традиционных общественных идеалов | “Оппозиционность сводилась к поискам лучшего царя”, а не к разрушению сложившейся системы |
Наличие торгового пути “из варяг в греки”, между Северной и Южной Европой | Заселение восточными славянами опopных точек данного пути;превращение узловых пунктов этого пути Новгорода и Киева в богатейшие торговые центры | Этот путь включил славян в орбиту культурного влияния Византии |
Анализ факторов позволит учащимся прийти к следующим выводам:
- современная российская историография не склонна отождествлять Средневековую Русь с феодальной;
- феодальный способ производства начинает формироваться лишь в период раздробления Древнерусского государства;
- феодальные элементы в экономике и социальном строе России присутствовали до начала XX века;
- несмотря на то, что основные черты феодализма присутствовали в России, но “в разное время, в разном месте и никогда - в системном виде” [1, 113].
Отечественные медиевисты считают, что историю средневековой России можно условно разделить на три основных периода, укладывающихся в целом в традиционные представления об эволюции средневекового государства и общества: раннее Средневековье - Древнерусское государство (Киевская Русь), расцвет Средневековья - удельная эпоха, позднее Средневековье - Московское царство. [1, 113].
Домашнее задание: §12, стр. 109, 110. Выделить разные подходы историков на хаpaктер древнерусского государства.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.-Зе издание-М.: Просвещение, 2007.
- История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие./ под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург; Изд-во “СВ-96”, 2001.
- Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков./Синхронистические очерки по истории этнокультурного и политического взаимодействия с начала новой эры до второй половины XVI века. - Казань: Магариф, 1995.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова. - 5е изд. - М.: Просвещение, 1999.
СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Вяземский Е.Е., Сидрелова О.Ю. Методика
преподавания истории в школе:
Пpaкт. Пособие. -М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М., 2002.
- Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4е издание, дополненное. - М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.
- Россия и мир: 10 класс: методические рекомендации / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, M.Ю. Брандт, П.А. Бapaнов. - М.: Просвещение, 2006.
- Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI-XIX вв. -М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998-208с.
- Сборник документов по Истории России с древнейших времен до второй четверти XIX века. Для семинарских и пpaктических занятий. Центр гуманитарных исследований Екатеринбург. 1993.
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
28 03 2024 12:13:25
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
27 03 2024 5:40:44
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
26 03 2024 19:10:36
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
25 03 2024 17:45:18
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
24 03 2024 6:42:19
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
23 03 2024 0:27:22
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
22 03 2024 6:46:23
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
21 03 2024 3:20:12
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
20 03 2024 14:26:52
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
19 03 2024 20:49:26
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
18 03 2024 1:44:19
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
17 03 2024 11:53:31
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
16 03 2024 6:14:33
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
15 03 2024 4:20:51
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
14 03 2024 4:49:53
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
13 03 2024 17:57:28
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
12 03 2024 9:19:48
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
11 03 2024 18:44:29
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
10 03 2024 7:30:11
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
09 03 2024 2:34:27
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
08 03 2024 22:42:20
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
07 03 2024 20:55:52
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
06 03 2024 13:42:54
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
05 03 2024 22:31:54
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
04 03 2024 6:45:59
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
03 03 2024 1:53:27
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
02 03 2024 2:56:43
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
01 03 2024 9:53:51
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...
29 02 2024 3:17:45
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
28 02 2024 14:25:54
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
27 02 2024 12:39:51
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
26 02 2024 21:29:21
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
25 02 2024 22:43:29
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
24 02 2024 13:47:10
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
23 02 2024 10:50:40
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
22 02 2024 18:14:20
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
21 02 2024 10:29:38
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
20 02 2024 2:35:32
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
19 02 2024 5:10:52
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
18 02 2024 19:16:16
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
17 02 2024 21:22:44
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
16 02 2024 9:46:22
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
15 02 2024 11:53:51
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
14 02 2024 3:25:36
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...
13 02 2024 17:34:10
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
12 02 2024 5:50:40
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
11 02 2024 2:59:21
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
10 02 2024 13:49:37
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
09 02 2024 4:14:16
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
08 02 2024 0:59:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::