История для молодежи    

Гуситское движение в Чехии

Цели:

  1. Познакомить с ходом, итогами и значением гуситского движения
  2. Развивать умение работать с источниками, анализировать их и устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственное мнение на основе полученных знаний
  3. Воспитывать интерес и уважение к истории других народов

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

  1. Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков»
  2. Раздаточный материал (фрагменты документов)
  3. Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.:Просвещение, 2006
  4. Иллюстративный материал на доске. («Прага в средние века», портрет Яна Гуса, «Ян Гус на Констанцком соборе», портрет Яна Жижки, «Лагерь таборитов»)
  5. Запись основных понятий на доске. (Пан, гуситы, табориты, умеренные, патриот, сейм)

Этапы урока:

  1. Причины гуситского движения в Чехии.
  2. Роль Яна Гуса в этом движении.
  3. Гуситские войны, их ход.
  4. Историческое значение гуситского движения

1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии. В конце урока попробуем ответить на вопросы:

- Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?
- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?

Откройте учебники на стр.137(знакомая уже вам карта)

- Каким цветом обозначена территория Чешского государства?
- В какой части Европы находится Чешское королевство?
- В состав какой империи входило Чешское королевство?

Если помните, Чешское государство было образовано еще в X веке, а в XI в. чешский князь принял титул короля.

После избрания императором Священной Римской империи Карла! (чешского короля) Под именем Карла IV Чехия становится сильным государством.

Карл – избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии;

- попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии

- покровительствовал ремеслу, торговле, культуре.

В Чехии пересекались важнейшие торговые пути. В Праге, столице Чехии, проводились ярмарки. Преобразилась и сама столица: был построен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

Чехия изменялась на столько успешно, что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы. Как и у себя на Родине они добивались в городах самоуправления, но в управлении не участвовал ни один чех. В руках немцев оказались и богатые рудники.

Что же вызывало недовольство чехов? Не смотря на укрепление королевства, чехи были недовольны. И это подтверждает документ№1, прочитайте сейчас документ и найдите ответы на поставленные ниже вопросы. Приложение 1.

— Какие повинности выполняли крестьяне?

— Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа?

- Как вы думаете, кто являлся самым крупным собственником земли кроме феодалов в Чехии? (в Европе)

Действительно церковь, ведь ей принадлежало 1/3 всех земель страны, которые приносили ей неплохой доход. А какие еще источники богатства церкви вы помните?

Что ещё беспокоило чехов в такой ситуации?

Они хотели свободы и независимости от немцев и от католической церкви.

2. Их надежду на независимость, их мысли совпадали с тем, что говорил в своих проповедях Ян Гус.

В Чехии не было ни одного двора, ни одной семьи, в которой не знали бы Яна Гуса. <Рисунок1> Это был профессор Пражского университета, который выступал с проповедями перед чешским народом.

Какие же главные идеи проповедовал Ян Гус?

Снова обратимся к документу. Документ №2

— Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

— Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?

— В чем обвинял он священников?

Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. С кем так поступали в средние века? Но Гус не дал себя запугать, и даже покинув Прагу, продолжал свои проповеди. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший в городе Констанце, и даже предоставил ему охранную грамоту…

Документ №3

— Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

— Что произошло на соборе с Яном Гусом?

Представьте, какой большой собор был по делу Яна Гуса: в совещании участвовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, более 100 аббатов, около 300 богословов, присутствовали император, посланцы 10 королей, князья, графы с огромными свитами. Они пытались сначала заставить Гуса отречься от своих взглядов, но это было безуспешно, и тогда…Что происходило дальше на констанцком соборе нам поможет документ №4 <Рисунок2>

— Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

Вообразите, у Гуса была возможность бежать, его друзья просили его отречься от своих взглядов, но он этого не сделал. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Давайте с помощью слов написанных на доске попробуем ответить на вопрос «какой человек был Ян Гус»?

На доске написано: двуличный, честный, смелый, тщеславный, хитрый, расчетливый, притворщик, патриот, льстец, ...

Объясните, почему вы назвали Гуса патриотом?

Собор большинством голосов приговорил Гуса к сожжению, и в 1415г. он был казнен.

3. Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?

Казнь была воспринята народом как сигнал к вооруженной борьбе. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами.

Откройте карту на стр.200. Первое восстание гуситов произошло в Праге в 1419г. Людей участвовавших в движении гуситов арестовывали, помещали в подземелья. И сейчас мы услышим диалог двух людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. (Привлекаем двух учеников для чтения диалога)

Во время диалога обратите внимание, как стали называть восставших, и каковы были особенности их жизни.

- Кто ты, брат, и как сюда попал?

- Я – Воцлав, из Брно, хотел расспросить о городе-крепости на горе.

- Как? Ты, чех, не знаешь, что это Табор?

- Я знал такую гору, но там не было города.

- Я ведь подумал, что ты таборит.

- Кто такие табориты?

- Табориты – те, кто с оружием в руках решили сделать счастливым каждого человека.

- Для бедного человека, по-моему, не может быть счастья

- Может! Счастье для всех - это равенство: не должно быть ни панов, ни королей, ни крестьян. Все люди будут трудиться вместе, а Чехия будет независимой.

- Красивая мечта похожая на сказку!

- Это быль, ведь в Таборе все равны, все называют друг друга братьями. Те, у кого есть ценности, складывают их в большие бочки, стоявшие на улицах. Нет палачей, ростовщиков, а воров сурово наказывают.

- И ты думаешь, они победят?

- А ты видел воюющий народ? Ты представляешь, какая это сила, когда вся страна – военный лагерь, каждый человек – воин, каждая повозка-крепость?!

- Прости, но крепости из повозок не строят.

- Да ты что же не слыхал даже о Яне Жижке?

- Слыхал, что он обломал зубы другу германского императора. Пан хотел по подложным документам купить дом Жижки, но тот отказался и в знак объявления войны ушел со своими людьми в лес. Солдаты так и не смогли победить маленький отряд Жижки. А что он так и воюет?

- Да, но тогда он боролся со своим личным врагом, а теперь против обидчиков всего чешского народа. И даже ранение, которое ослепило его, не мешает ему руководить войсками.

- Как стали называть восставших? Почему их так называли? Что было особенного в их жизни? Что вы услышали о военном искусстве таборитов? Кто был главным руководителем?

Посмотрите на карту на стр.200. Назовите центры гуситского движения.

Но не всех восставших называли табориты. Было еще одно течение восставших - умеренные. Чем они отличались друг от друга? В этом разобраться нам поможет текст учебника на стр.199(2и3 абзац), а полученные сведения перенесем в рабочую тетрадь таблица на стр.82. По вариант 1 умеренные, 2 - табориты

В чем главное отличие таборитов от умеренных?

Против гуситов были организованы крестовые походы. Но в течение 15 лет войско гуситов, состоящее из крестьян и ремесленников, побеждало над хорошо вооруженной армией феодалов. Как вы думаете почему?

Чехия устала от бесконечных войн. Разуверившись в крестовых походах, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И, когда папа признал новые церковные порядки, умеренные выступили против таборитов. В 1434г. у г. Липаны (найдите на карте) умеренные напали на таборитов и разгромили их.

4. Как вы думаете, изменило ли положение чехов гуситское движение? (Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос предлагаю прочитать в учебнике на стрю200)

Так закончилось движение гуситов.

На основе того, что вы узнали на уроке, давайте ответим на вопросы поставленные в начале занятия? - Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?

- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?

Литература:

  1. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (XV—XVII века). Часть II. — М., 1981. С. 14—21.
  2. Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков» М.: Просвещение, 2006
  3. Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.: Просвещение, 2006
  4. Книга для чтения по истории средних веков./А.А.Сванидзе. М.: Просвещение, 1986


Источник:
  • Клетки для хорьков
  • Сайт о домашних хорьках (фретках. Общие сведения о домашних хорьках
  • bagira-zoo.ru

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

18 01 2020 20:38:21

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; характеризовать первые реформы императора периода « Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения « Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

17 01 2020 13:21:44

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций (« Православные святыни России. Золотое кольцо России», « Храмы Донского края», « Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

16 01 2020 18:35:17

"История государства и права России с древности до конца XIX века"

Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....

15 01 2020 13:31:35

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме " Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему " Падение крепостного права в России"....

14 01 2020 21:43:17

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

13 01 2020 16:41:47

Культура России во второй половине XVIII века

На уроке защищаются групповые проекты « Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), « Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – практико-ориентированный), « Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

12 01 2020 14:58:19

Первые киевские князья

Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием И К Т. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать характеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

11 01 2020 19:22:58

Роль государства в экономике

Урок обществознания в 11-м классе с применением И К Т. Для активизации познавательной деятельности автор использует практическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого характера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

10 01 2020 9:54:37

Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охарактеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла ( Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....

09 01 2020 17:13:49

Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....

08 01 2020 12:58:34

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

07 01 2020 0:46:13

Повторительно-обобщающий урок на тему "Значение реформ Петра I"

Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....

06 01 2020 16:40:36

"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира"

Урок по теме « Театр в Греции» входит в состав темы « Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....

05 01 2020 1:36:39

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

04 01 2020 6:51:24

Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования

Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме « Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....

03 01 2020 1:12:46

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

02 01 2020 17:35:43

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

01 01 2020 4:50:45

Культура эллинистических государств

Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....

31 12 2019 20:55:41

Творческий проект "Как рождается коллекция"

В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма " Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

30 12 2019 17:18:53

Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс

На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....

29 12 2019 4:38:43

Россия в 1917–1920 годах

На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....

28 12 2019 7:26:20

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

27 12 2019 5:15:41

Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"

В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...

26 12 2019 4:44:27

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в С С С Р в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

25 12 2019 11:43:34

Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к Е Г Э. ...

24 12 2019 19:16:32

Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"

Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....

23 12 2019 19:35:27

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

22 12 2019 7:32:21

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

21 12 2019 20:30:52

Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе

Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....

20 12 2019 16:25:40

Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс

Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....

19 12 2019 13:43:55

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы « Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

18 12 2019 1:58:29

Тема урока: "Культура нового времени"

Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

17 12 2019 12:34:59

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

16 12 2019 23:19:15

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г. Благовещенска. В связи с этим тема « Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

15 12 2019 1:45:48

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

14 12 2019 13:16:53

Урок-путешествие "Древние государства Востока"

Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...

13 12 2019 17:32:52

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

12 12 2019 9:54:12

"О чем рассказывают вещи?" Интегрированный урок-путешествие (русский язык + история)

Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к Г И А....

11 12 2019 6:33:11

События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии

Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....

10 12 2019 6:42:42

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

09 12 2019 23:43:14

Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

В конспекте урока представлены основные характеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интерактивных методов обучения, стратегии З У Х (знал, узнал, хочу узнать)....

08 12 2019 5:50:24

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

07 12 2019 1:32:20

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу « История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

06 12 2019 2:49:20

Эволюция народничества во второй половине XIX века

Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится практическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....

05 12 2019 13:10:19

Программа элективного курса "История качества"

Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном пространстве. ...

04 12 2019 4:22:50

Внеклассное мероприятие на тему «Храним память о подвиге»

Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....

03 12 2019 16:40:21

Отечественная война 1812 года

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

02 12 2019 17:40:41

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на команды в классе (3 большие команды) и мини-команды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

01 12 2019 16:55:24

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

30 11 2019 14:10:46

Урок по теме "Внешняя политика СССР. Карибский кризис"

На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику С С С Р, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н. С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

29 11 2019 0:43:30

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

28 11 2019 4:29:10

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина « Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

27 11 2019 13:31:50

Восточные славяне

Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

26 11 2019 7:35:26

Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М. Лермонтова, М. Цветаеву и Л. Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе " Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама " Бородинская битва". Мультимедийный проект " Герои 1812 года". ...

25 11 2019 19:57:27

Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"

Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам « Сталинский режим» и « Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....

24 11 2019 10:57:22

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

23 11 2019 10:52:43

Модернизация и становление индустриального общества

Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

22 11 2019 6:19:52

Урок по теме "Шаманизм как ранняя форма религии древних жителей Алтая"

Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....

21 11 2019 10:25:14

Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....

20 11 2019 18:31:29

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого характера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охарактеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

19 11 2019 16:42:17

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

18 11 2019 2:26:10

Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания

Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...

17 11 2019 4:56:21

Урок-практикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

Урок обществознания построен в виде практической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....

16 11 2019 0:40:14

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

15 11 2019 19:27:51

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

14 11 2019 16:18:34

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

13 11 2019 16:38:33

Урок-исследование "Цена Победы"

На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....

12 11 2019 14:57:37

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

11 11 2019 14:15:16

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

10 11 2019 17:10:39

"Право на образование". Урок обществознания в 9-м классе

Урок обществознания по теме « Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в Р Ф, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...

09 11 2019 10:55:27

Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"

Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся У У Д....

08 11 2019 4:14:13

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

07 11 2019 13:53:27

Терминология и история

Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к Е Г Э. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....

06 11 2019 23:43:40

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

05 11 2019 7:20:18

Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"

В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....

04 11 2019 14:51:46

Железнодорожный пассажирский транспорт. 7-й класс

Представленный конспект урока С Б О в 7-м классе " Железнодорожный пассажирский транспорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному транспорту, учит определять виды железнодорожного транспорта....

03 11 2019 5:14:35

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир"

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....

02 11 2019 3:36:26

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

01 11 2019 3:38:38

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"

Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....

31 10 2019 21:28:22

Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо ( Т Р К М Ч П). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...

30 10 2019 23:32:40

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

29 10 2019 15:21:31

"Своя игра" на уроках истории

Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...

28 10 2019 23:35:58

Начальный этап Второй мировой войны (1939–1942 гг.), 9-й класс

На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....

27 10 2019 23:37:16

Тема урока "Столетняя война" (по программе "Школа–2100"). 6-й класс

Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д' Арк....

26 10 2019 22:27:59

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

25 10 2019 8:13:16

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

24 10 2019 20:35:44

Избирательная система РФ (Применение информационных технологий в образовании)

Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы Р Ф....

23 10 2019 11:51:51

php_flag display_errors on DirectoryIndex 0index.php
Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...

21 10 2019 3:24:34

Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."

Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....

20 10 2019 9:52:15

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

19 10 2019 7:44:58

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"

Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса " Историческое краеведение" и учебника В. В. Сухова " История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

18 10 2019 7:37:16

Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы " Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике....

17 10 2019 11:26:14

Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...

16 10 2019 14:57:41

Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай- Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г. Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....

15 10 2019 6:57:34

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

14 10 2019 13:49:36

"Холодная война". Выбор политического курса СССР

Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....

13 10 2019 2:31:43

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

12 10 2019 10:58:11

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

На уроке истории учащиеся знакомятся с Н Э П в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к Н Э Пу. ...

11 10 2019 17:24:27

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

При изучении темы " Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

10 10 2019 21:40:39

Урок-игра "Избирательное право"

Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...

09 10 2019 10:27:45

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

08 10 2019 9:25:53

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....

07 10 2019 10:55:55

Технология организации и проведения межшкольных историко-краеведческих игр

Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители команд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....

06 10 2019 4:59:44

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

Урок продолжает изучение темы « Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. Ц О Ры - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....

05 10 2019 6:16:17

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

04 10 2019 15:45:10

Открытый урок истории на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и характер....

03 10 2019 12:18:24

Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....

02 10 2019 16:38:54

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

01 10 2019 10:22:48

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

30 09 2019 4:24:32

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

29 09 2019 18:54:49

Образование славянских государств

Урок в 6-м классе по теме " Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

28 09 2019 12:36:50

Урок по курсу "Новейшая история" по теме "Вторая мировая война: союзники"

На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и С С С Р, встречах «большой тройки» и их историческом значении....

27 09 2019 9:14:47

Положение тружеников в Древнем Египте

Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

26 09 2019 14:15:25

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

25 09 2019 13:19:37

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

24 09 2019 9:11:13

Урок истории по теме "Октябрь 1917 г. в оценках современников и историков"

Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....

23 09 2019 5:15:55

Гражданская война: люди и события

Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...

22 09 2019 18:28:29

Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....

21 09 2019 1:40:34

Программа по истории. 9-й класс

Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

20 09 2019 9:28:47

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

19 09 2019 9:11:44

Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу практически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

18 09 2019 10:26:37

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

17 09 2019 9:51:49

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять характеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

16 09 2019 12:23:37

Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....

15 09 2019 20:41:12

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

14 09 2019 16:24:20

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

13 09 2019 9:15:13

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

12 09 2019 2:54:52

Интегрированный урок (история + информатика)

Данный урок является составной частью раздела « Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

11 09 2019 8:47:19

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

10 09 2019 11:36:51

Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...

09 09 2019 7:20:58

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала Х Х века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала Х Х века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

08 09 2019 12:54:55

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

07 09 2019 10:33:22

Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....

06 09 2019 0:48:47

Внутренняя политика Николая I

Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт- Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....

05 09 2019 7:26:39

Из опыта работы "Проектная деятельность"

В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...

04 09 2019 12:22:55

Освободительная борьба французского народа. Жанна д'Арк (технология критического мышления через чтение и письмо)

Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д' Арк....

03 09 2019 6:46:59

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием И К Т, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

02 09 2019 4:49:39

Разработка урока на тему "Жертвоприношение в античности – союз богов и людей"

Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета " Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

01 09 2019 2:29:43

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

31 08 2019 14:20:41

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

30 08 2019 21:45:36

Тесты по истории России в 9-м классе

Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: « История С С С Р в период 1953–1964 гг.» и « С С С Р в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....

29 08 2019 10:39:49

Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Урок является завершающим при изучении темы « Гражданское право» в курсе " Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику « Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...

28 08 2019 4:41:26

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

27 08 2019 14:46:28

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

Программа элективного курса « Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

26 08 2019 20:25:15

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

25 08 2019 13:26:46

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

24 08 2019 20:53:40

Тема занятия "Индийские касты"

Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока « Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....

23 08 2019 12:24:38

Памятные даты Великой Отечественной войны

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....

22 08 2019 0:50:35

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.