Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века


    Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

В “Лекциях по русской истории” В.О. Ключевский определил цель внешней политики России по отношению к Турции, ее можно обозначить словами: “территориальное урезывание враждебного соседа с целью округления собственных границ”. Историк считал, что для этого “у врагов просто отнимали смежные земли, чтобы исправить собственные пределы; исправляя свои границы, наконец, дошли на юге до пределов, далее которых нельзя было вести прежнюю политику…. Из политики урезывания соседа развился другой план – политика раздробления соседа”. (12, 371 c.)

Одной из причин начала военных действий с Турцией русский историк Н.Г. Устрялов называл дружеские отношения Наполеона с турецким султаном Сулейманом III. “Еще в 1806г., - писал историк французский посол генерал Себастиани вооружил Порту на Россию, чтобы отвлечь наши силы от содействия прусскому королю”.

С.М. Соловьев в работе “Александр I. Политика. Дипломатия”, называл несколько причин, которые подталкивали Россию на войну с Турцией: “Слабость и варварство турецкого правительства. Невозможность равнодушно смотреть на положение христиан в Турции, а также опасность от французских интриг. В этой стране… желание России присоединить Валахию и Молдавию, освободить турецких христиан”. (18, 67 с.)

Д.И. Иловайский разделял точку зрения на причины войны с Устряловым. Он отмечал, что на юге целых шесть лет (1806- 1812г) происходила война с Турцией, так как Порта, возбужденная Наполеоном I, нарушила некоторые статьи мирного договора. Военные действия шли с переменным успехом до тех пор, пока начальство над армией не принял граф Каменский; он оттеснил турок до самых Балкан, но после его cмepти стал Кутузов, который заманил великого визиря на левый берег Дуная и нанес ему решительное поражение, после чего султан согласился на мир, который был заключен в Бухаресте. (9, 419 с.)

Итогом этой войны, как писал Ключевский, правительства Молдавии и Валахии были поставлены в несколько независимые отношения к Турции…. Турция лишалась права держать свои войска в этих областях. (12, 373 с.)

Турция поспешила заключить мир, считал Устрялов, так как при Рущуке Кутузову удалось разбить отборную турецкую армию, и янычар, большая часть погибла от голода и болезней, а 12 000 сдались в плен. (21, 731 с.)

“Столь жесткий удар, - писал Устрялов, - лишил султана средств продолжать войну, склонил его к миру. Договором в Бухаресте. Порта согласилась уступить России часть своих владений между Днестром и Прутом, с крепостями Хотином, Бендерами, Аккерманом, Кельею и Измаилом….. Договор был выгоден для России по обстоятельствам времени, так как для отечества необходимо было сосредоточить все свои силы на западной границе для борьбы со всей Европой”. (21, 735 с.)

Причины русско-турецкой войны в советской историографии и учебниках назывались следующими: желание Турции отторгнуть от России Крым и Кавказ. (10, 472 с.) Миненко Н.А. считает, что во внешней политике России первой половины XIXв. важное место занимал Восточный вопрос, где речь шла о преобладающем влиянии на Ближнем Востоке, а также о судьбах балканских народов входивших в состав Османской империи. “По этим причинам, - пишет историк, начались войны России с Турцией и Ираном. В результате, которых Россия получила существенные территориальные приобретения и добилась ряда серьезных уступок в пользу христианских народов Балканского полуострова”. (15, 249 с.)

Мунчаев и Устинов причины войны с Турцией и Ираном называют присоединение Грузии в 1801г., а также нежелание Англии возвышения России на Востоке. (16, 168 с.). Эти же причины называет Зуев М.Н.. П.Лукин выявил несколько причин трудностей русских в войне с турками, и почему война приобрела затяжной хаpaктер: во-первых, турецкий султан объявил войну России, когда та еще воевала с Наполеоном, а в 1808-1809гг шла тяжелая русско-шведская война. Поэтому русское правительство не могло выставить против турок достаточно сил. Во-вторых, воевать пришлось на двух фронтах: Дунайском и Кавказском, а также на море, где серьезную опасность представлял сильный турецкий флот. Из-за этого русские армии были рассредоточены. В-третьих, в российские войска постоянно назначались новые комaндующие. (14, 272 с.)

В целом современные историки Троицкий Н.А., Блиев М.М. и др. приходят к выводу, что царизм стремился к захвату Константинополя, но осуществить план не удалось, из-за войны с Наполеоном. (20, 31 с.) Большую роль в заключение мира, как считает Тарле Е. принадлежит Кутузову, не только как талантливому полководцу, хитрому стратегу, но и дипломату. Его взгляды разделяет и Шапкина.

Другим очень важным направлением внешней политики первой половины XIXв. было завоевание Закавказья Россией.

В дореволюционной исторической науке мало внимания уделяется вопросу присоединения Закавказья, которое продолжалось почти весь XIXв. В ней отражена чаще всего хронология. Развитие этой темы получило в ХХв., в советской и постсоветской литературе. Особенно актуален вопрос в последние девять лет.

Еще при Павле I, указывает Устрялов, к России была добровольно присоединена Восточная часть Грузии. При Александре I оставалось усмирить независимых ханов, беков, усмеев и султанов господствовавших между Кавказом и Аpaксом, без чего, как считает историк. Обладание Грузией не могло быть ни безопасно, ни полезно для России. (21, 737 с.)

В советское время в истории СССР, авторы дают следующую оценку: “в условиях, не прекращавшихся разбойничных нападений на Грузию со стороны иранских и турецких поработителей Иpaклий II обратился к России с просьбой о принятии Грузии под “верховную власть Российской державы” и заключении договора о дружественном союзе и протекторате между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1801г. Восточная Грузия была присоединена к России” (10, 464 с.)

Н.А. Дьякова, М.Н. Чепелелкин в книге “Границы России” отмечают, что Александр I колeбaлся в выборе политики в грузинском вопросе. И делают вывод, что ни возращение к системе российского протектората, ни воцарение какого-либо из наследников Ге opгия XII не способны гарантировать внутреннее и внешнее спокойствие. Единственным выходом было присоединение к России и полное упразднение царской власти, что могло обеспечить безопасность и прекратить междоусобицы в Восточной Грузии. (6, 67 с.)

Авторы считают, что решение о включении Восточной Грузии в состав Российской империи предопределило дальнейший курс российской политики на постепенное присоединение всех грузинских земель. (6, 68 с.)

Устинов и Мунчаев считают это присоединение причиной русско-иранской войны 1804-1806г., в результате чего основная часть Азербайджана была присоединена к России.(16,167с.) Одновременно России представлялось право иметь на Каспийском море свои военные суда. (16, 168 с.)

В книге “Кавказская война” Блиев М.М. и Дегоев В.В. говорят что: “Правящие круги царской России стремились завоевать Закавказье исключительно из политических интересов. (6, 210 с.) Он разделяет точку зрения Ключевского, что Российская империя продвинулась на запад настолько, насколько могла, и теперь искала новые территории для своей экспансии. Создавшаяся обстановка в Закавказье, как нельзя лучше, соответствовала подобным планам”. (12, 373 с.)

Устрялов, описывая присоединение Закавказья, отмечал, что за 10 лет частично во время войны России с Ираном (1804-1813) и Турцией (1806-1812г.) удалось завоевать почти все Закавказье, за исключением Ахалцыхского пашалыка и некоторых причерноморских районов, которые находились в руках Турции, а также европейского и Нахичеванского ханств, которые продолжали оставаться под властью Ирана.

В статье Дубровина Н.Ф. “История войны и владычества на Кавказе” называется причина из-за чего стало возможным столь быстрое завоевание Закавказья: отсталость закавказских государств, которые не смогли оказать России серьезного сопротивления. Куканова Н.Г. в “очерках по истории русско-иранских отношений XVII-XIXв”, подчеркивает, что завоеваниям в Закавказье активно противится Иран, которого в его борьбе поддерживали Англия и Франция. Оба этих государства стремились не допустить усиления России на Востоке…… Англия выплачивала шаху ежегодную военную субсидию в 200 тыс. туманов для ведения войны против России, а с 1810г. возобновили постановки оружия в Иран и прибыли английские офицеры для обучения иранских войск. (13, 267 c.)

Но не только Иран был обеспокоен войнами в Закавказье, а и Турция. Эйдельман Н.Я. считает, что объединение грузинских земель под скипетром Российской державы серьезно обеспокоило османскую империю и явилось одной из причин русско-турецкой войны 1806-1812г. В итоге русским и грузинским войскам удалось овладеть турецкими крепостями на черноморском побережье Кавказа, в 1810г. Абхазия (1810г), кроме Сухумского округа, приняла российское подданство. (25, 59с.)

Через год после завершения русско-турецкой войны, благодаря талантливым военачальникам, военному искусству Котляровского, пишет Устрялов, а также “…. устрашенный грозным движением русских к пределам Персии, шах согласился на все требования русского двора: Азербайджан присоединил и к России в 1813г. (21, 739с.)

Куканова Н.Г. подчеркивает, что после подписания Гюлистанского мирного договора были созданы все условия для развития торговли: купцы обеих сторон получали право беспрепятственной торговли с уплатой ввозной пошлины не более 5% стоимости товара”. (13, 267 с.). Она также отмечает, что иранские дипломаты возвращение Ирану Талышского и Каpaбахского ханств, Шурагельской области”. Балаян Б.П. в книге “Дипломатическая история русско-иранских войн и присоединения Восточной Армении к России” писал: “Стремление Ирана к реваншу привело в конечном итоге, к новой русско-иранской войне 1826-1828 годов”. (1, 132 с.)

Николай I, подчеркивает Зуев, стал продолжать экспансию на Востоке. Но причинами 2 русско-иранской войны он называет захват южной части Закавказья и осаждение крепости Шушу иранцами, чтобы вернуть захваченные русскими территории Фадеев А.В. в книге “Россия и Кавказ” утверждает, что: “Активизация России на Кавказе в первые десятилетия XIXв. определялась комплексом социально-экономических причин – стремлением царизма к распространению вширь феодальных отношений, к приобретению на окраинах страны новых рынков сырья и сбыта продукции, к стабильным границам, а также к упорядочению своего влияния на государства Ближнего и Среднего Востока. Александр I понимал важность Кавказа как военно-стратегического плацдарма проведения своей восточной политики”. (22, 28 с.)

Исследуя восточный вопрос, Орлик О.В. приходит к выводу, что Персия начала войну в малоблагоприятной для нее военной и политической обстановке. Тогда Россия, пишет она, поддерживала мирные отношения со странами Востока и Запада, и Турция была еще не в состоянии вести войну против нее. (17, 219 с.)

Советские историки отмечали, что в войне против Персии в Закавказье большую роль сыграли армяне, грузины, азербайджанцы. Они были верны России и вскоре после начала войны организовали отряды поддержки русской армии под комaндованием Ермолова, которые вели тяжелые оборонительные бои. Об этом рассказывает А.В. Фадеев в книге “Россия и восточный кризис 20-х годов”. Также он обращает внимание на то, что некоторые азербайджанские ханы перешли на сторону шаха. (22, 143 с.)

Орлик отмечает, что война затронула вопрос о судьбе населения Восточной Армении стремившегося к вхождению в состав России. (44, 220 с.) Подробно о ходе военных действий говорят Троицкий Н.А., Балоян Б.П., Киняпина Н.С. и др. Они отмечают, что русским войскам под комaндованием Паскевича, одержали ряд побед, в результате которых иранский шах запросил мира и уже в феврале 1828г. в Туркманчае был подписан мирный тpaктат. Итогом войны, пишет Троицкий, стало то, что Россия отняла у Ирана восточную Армению, с городами Ереван и Нахичевань, чем развязала себе руки для борьбы с Турцией. (19, 120 с.)

Современные историки Н.А. Дьякова и Чепелкин М.А. подчеркивают, что Туркманчайский тpaктат юридически оформил линию русско-иранской границы, просуществовавшую с незначительными изменениями до первой мировой войны.(6,75с.)

Орлик считает, что Туркманчайский договор значительно укрепил стратегические позиции России в Закавказье, усилил свое влияние на Среднем Востоке. В также этот договор наносил большой удар по британской политике на Востоке. (17, 225 с.)

Точка зрения на заключение мира между Россией и Персией совпадает с дореволюционными историками Устряловым, Ключевским. Советские историки еще обращали внимание на то, что носила для закавказских народов освободительный хаpaктер от персидского ига. И способствовала развитию экономических, культурных связей для присоединенных земель. (10, 416 с.)

В современной исторической науке много внимания стали уделять личности в истории. Так, например, у Троицкого И.А. дается хаpaктеристика, и оценка личности Ермолова –наместника Кавказа, который как считает автор был самый популярный полководец блюститель Суворова. (6, 119 с.) Паскевич И.Ф. –генерала со средними способностями, но фаворита царя, который сместил Ермолова. (19, 120с.) В дореволюционной работе Устрялова напротив решающая роль отводится Паскевичу. Автор всячески возносит его, и даже приписывает ермоловские победы. (21, 32с.)

Современный исследователь восточной политики России Шатохина Л.В. называет следующие причины захватнических войн: “ В 20-е годы XIXв. Российское государство, одолев наполеоновское нашествие, видела нарастающую угрозу со стороны юга, где Турция и Иран путем религиозной и антихристианской пропаганды и строительства военных крепостей на стратегически важных пунктах Кавказа активно распространяли свое влияние.”

Вмешательство Англии и Франции посредством военной помощи Ирану, угрожало национальным интересам России.

Цивилизационное столкновение, выразившееся в конфликте интересов и ментальности различных культур, приобрело военный хаpaктер. После неудавшихся попыток мирного политического разрешения противоречий между российской государственностью, с одной стороны, и враждебными разрозненными племенами Кавказа с другой. (23, 58 с.)

Результатом этих противоречий стала Кавказская война длившаяся 1817-1864г. Дореволюционные историки освещали в основном только с помощью хронологического метода, завоевание северного Кавказа, а также дореволюционное кавказоведение рассматривало наиболее сложные и важные проблемы российско-кавказских отношений в первой половине XIXв. Затрагивая политические взгляды представителей советской власти, авторы оставались, верны идеологии монархизма. (5, 61 с.)

Советский период в исторической науке, отмечен диктатом классовой идеологии, когда политика России на Северном и Западном Кавказе в XIXв. Рассматривалась как колониальная, проводившаяся военно-феодальными методами, а борьба горцев – как –народно-освободительная. (2, 48 с.)

В середине ХХв. историки Нечкина Н.В., Смирнов Н.А., Бушуев С.К., Фадеев А.В. рассматривали вопрос присоединения Северного Кавказа как наименьшее и даже “абсолютное благо”, и “объективного блага” в 60-70-е года. В 20-30-е годы - советские историки, как например, Бушуев, называл Кавказскую войну захватнической со стороны царской России, а борьбу горцев справедливой, национально-освободительной борьбой. Эти взгляды отражали основные этапы дискуссии о завоевании на Северном Кавказе. (5, 61с.) В работах советского периода кавказская политика России рассматривалась также в аспекте классовой борьбы формирующегося, по мнению исследователей, феодального общественного строя на Северо-западном Кавказе. (23, 58 с.)

О проблемах “набеговой системы” горцев как одной из главных причин Кавказской войны впервые в советской историографической науке заявил М.М. Блиев в 1983г. Современные исследователи вопроса военных действий на Кавказе приходят к выводу, что военно-стратегическое преобладание являлось для России принципиально важным, поскольку ее южные равнинные границы не были надежно защищены. Опасность вторжения на сельскохозяйственные окраины и препятствия в сухопутной и морской торговле с Востоком ставили под угрозу экономику Российского государства и его территориальную безопасность. (23, 58 с.)

Киняпина Н.С. считает, что включение Кавказа в сферу влияния Российской империи отнюдь не носила колониальный хаpaктер, а являлась естественным стремлением к мирному сосуществованию в изменившейся международной обстановке, когда Кавказ сделался средоточием антирусских настроений под влиянием Ирана, Турции, Франции, Англии. Российское правительство не преследовало цели порабощения или уничтожения горских народов. Горы не способствовали объединению местных племен. (11, 40 с.)

Блиев М.М., Киняпина Н.С. критикуют недооценку Николаем I русско-английского противостояния в восточном вопросе. (5, 61 с.)

Главной целью государства, считает Шатохина Л.В. является преодоление ментальных противоречий, чтобы предотвратить обострение взаимоотношений между народами, чьи территориальные границы были едиными. “Умиротворение горцев”- суть восприятия российским обществом политики на Кавказе. (23, 59 с.)

Она также указывала, что вмешательство иностранцев, разжигавших религиозную и национальную ненависть перешедшую в противоречия.

Чиновничий бюрократизм, некомпетентность российской администрации в плане учета местных традиций и обычаев порождали недовольство. Горцы, подстрекаемые мусульманскими проповедниками смогли увидеть в России лишь завоевателя, нарушавшего их привычный образ жизни. Это сыграло роль в длительном противостоянии. (23, 68 с.)

Ю. Каграманов в статье “империя и Ойкумена” так хаpaктеризует российскую колонизацию Кавказа: “Завоевание Кавказа тоже может быть сравнимо с действиями англичан или французов на Ближнем и Среднем Востоке, вместе с тем оно имеет смысл выходящий за рамки “обыкновенной” колониальной экспансии”. (7, 43 с.) Историк также отмечал, источник угрозы не только для России, но и для народов самого Кавказа. (23, 59 с.) Ю. Балуевский говорит, что Россия отвоевала Кавказ вместе с ее народами у Персии и Турции. Он подчеркивал, что русская армия на Кавказе использовалась по своему прямому предназначению – не против народа региона, а исключительно с целью их вооруженной защиты от тех представителей горских общин, для которых основной формой жизнедеятельности является “набеговая система”. (23, 69 с.)

Особенности политической тактики российского правительства подчеркивает современный исследователь А. Кольев в публикации “Потерянный опыт Кавказской войны” он пишет: “…. Вплоть до начала XIXв. Россия пыталась гибкими методами склонить горцев к мирному решению возникавших конфликтов. Генерал Ермолов, прекрасно понимал, что только военный контроль за северокавказскими территориями мог дать возможность свободно развивать взаимоотношения с Закавказьем, без которых Российская империя к тому времени уже не могла себя мыслить…. Но чисто военное решение проблемы оказалось неэффективным. (23, 62 с.)

С. Кортунов в статье “имперские амбиции и национальные интересы”, проанализировав историческую ситуацию на Кавказе с точки зрения геополитических понятий пришел к следующему выводу: “Опыт имама –Шамиля, - пишет он,- показал невозможность объединить раздираемые кровавыми междоусобицами общины даже под знаменем ислама…. Этого не смогли сделать мюриды, отвергавшие не только воровство и мошенничество, но и ростовщичество как грех….” (5, 62 с.)

Очень спopным на сегодняшний день остаются вопрос о личности Шамиля, которой интересовался исследователь Бушуев С.К. в монографии “Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля”.

Война с Турцией 1828-1829г. была начата как пишут Соловьев, Платонов из-за греческого вопроса. (18, 182 с.) их точку зрения разделяет и Устреялов. Вот что он писал по этому поводу:

“Аккерманская конвенция, восстановив силу Бухарестского тpaктата, прекратило частный спор России с Турцией, но не устранила другого, не менее важного повода к несогласию: вопрос о грехах оставался нерешенным;. Православная Греция оставалась под владычеством султана… они твердо решили погибнуть с оружием в руках. Россия, Франция, Англия требовали от Порты примирения с греками, иначе союзные державы принудят их разрешить конфликт”. (21, 835 с.)

Орлик, расматривая причины войны, указывала на следующие моменты: “1. Отказ Порты от удовлетворения очередной ультимативной ноты русской стороны. 2. Турецкие крепости на Дунае. 3. Нарушение прав торгового судоходства России на Черном море и в Проливах. 4. Умиротворение Греции. 5. Присоединение к российским владениям на Черноморском побережье Кавказа Анапы и Поти”. (17, 228 с.)

Кудрявцева Е.П. в своей работе “Россия образование автономного сербского государства (1812-1833)”; подчеркивала, что в 20-е г. XIXв. интересы ведущих европейских держав пересеклись на Ближнем Востоке. Англия, Австрия и Франция стремились воспользоваться слабостью некогда блистательной османской империи и прибрать к рукам как можно большую часть ее территориального наследства. Растущие торгово-экономические и политические связи России с южными соседями толкали ее на необходимость разрешить Восточный вопрос”. (13, 149 с.) В. Огнев непременной составной частью восточного вопроса считает национально-освободительную борьбу порабощенных Турцией народов, однако Балканские и придунайские княжества стремились к самоопределению, что не совпадало с желаниями европейских государств, поделить значительные территории ослабленной Османской империи. Россия намеревалась контролировать Мраморное море и проливы между Средиземным и Черным морями –Босфор и Дарданеллы. (13, 150 с.)

Киняпина Н.С. в книге “Русско-турецкие противоречия русско-турецкой войны 1828г.” указывали на то, что военные действия велись на двух фронтах Балканском (Дунайском) и Кавказом. Вопреки ожиданиями русского комaндования, военные действия развивали медленно, предпочитая тактику осадной войны. (11, 215 с.)

Шеремет В.И. называет несколько причин, которые проявились вначале века, вызвавшие медлительность русских войск. “1. Плохая подготовленность армии. 2. Не было единого комaндования. Витгенштейн плохо справлялся с обязательностью главнокомaндующего, которого вскоре сменил Дебич. 3. Вмешательство Николая I в руководство военными действиями. 4. Упopное сопротивление османских войск на Балканах”. (24, 172 с.)

Достян И.С. обращает внимание в своей книге “Россия и балканский вопрос” на образование добровольческих отрядов в Болгарии, Сербии для помощи русским войскам, хотя Николай I и запретил принимать помощь от населения. (4, 232-233 с.)

Что касается кавказского фронта то Эйдельман Н.Я. отличала, что, главным образом значительных успехов, добились благодаря высоким боевым качествам армии, а не комaндующий И.Ф. Паскевич. “Главной целью было овладеть Анапой, так как здесь находился очаг воздействия Порты на народы Западного Кавказа. (25, 241 с.)

После взятия Адрианополя, русские войска подступили к Константинополю. Это событие заставило, пишет Орлик, султана Махмуд II запросить мира. Она также говорит, что мир нужен был и русским (17, 234 с.). Главной причиной, по мнению Орлик, Шеремета, были: крайнее утомление русских войск, сложные климатические условия, трудные горные переходы, массовые желудочные заболевания уносили множества солдат и офицеров, это помимо огромных потерь в военных операциях”. (17, 234 с.)

Итоги войны России и Турции хорошо описаны у Шеремета В.И., Орлик О.В., Фадеева А.В., Троицкого “Мир заключенный в Андрианополе принес Росси основе территории Закавказья. Предоставлении автономии Балахии, Молдавии, Сербии, через год Греции”. (20, 159 с.)

Орлик отмечала, что отказывать от открытых захватов на Балканах, царизм пытался установить там свою гегемонию системой “покровительства”, искал опору в консервативных кругах балканского общества. (17, 238 с.)

Историческое значение Адрианопольского мира заключалось не во временном усилении влияния России на Балканах, считает Шеремет В.И., а в образовании самостоятельного Греческого государства, в упрочнении автономии Дунайских княжеств, Сербии, в международном признании их автономного статуса. (24, 190 с.)

Виноградов В.Н. в книге “Великобритания и Балканы” делает вывод: “Упopная дипломатическая борьба европейских держав против России во время Восточного кризиса 20-х годов XIXв. Фактически проиграна. После войны Россия стремилась поддержать добрососедские отношения с Турцией”. (3, 56 с.)

В итоге проблема восточной политики остается спopной на сегодняшний день. Дореволюционные историки внесли большой вклад в изучении воин России с Турцией и Персией. Они рассматривают захват новых территорий Кавказа и Причерноморья Россией, как освобождение христианских народов от мусульманских поработителей.

Советские историки по-другому смотрят на вопрос присоединения Причерноморья и Кавказа, в основном с классовых позиций как экспансию царизма в экономических интересах. Для советских исследователей хаpaктерно то, что они выявляют участие народных масс в этих событиях и в основном придерживаются мнения, что Кавказ присоединился к России по желанию жителей.

Современной исторической наукой достигнуты значительные результаты в исследовании Восточного вопроса. Были учтены все факторы, влиявшие на внешнюю политику, что позволило дать более объективную оценку проблеме присоединения Северного Кавказа и Причерноморья к России.

Литература

  1. Балаян Б.П. Дипломатическая история русско-иранских войн и присоединения Восточной Армении к России.- Ереван, 1988.- 268 с.
  2. Блиев М.М. Кавказская войны: социальные истоки, сущность// История СССР. – 1983- №3 с. 48-56.
  3. Виноградов В.Н. Елавин Б. Россия и осложнения на Балканах// Вопросы истории.- 1992- №10. с.142
  4. Достян И.С. Россия и Балканский вопрос.- М.: Международные отношения, 1972. – 362 с.
  5. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества, русских на Кавказе.// Вестник М.У. Серия 8 история.- 2000- №5 с. 61.
  6. Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России.- М.: ГИИК, 1995. – 236 с.
  7. Зубов А.И. Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа.// Знамя. -2000- №4 с. 42
  8. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов.- М.: Приор, 1998.- 688с.
  9. Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории.- М.: Мысль, 1995.- 508 с.
  10. История СССР с древнейших времен до 1861 года./ под ред. Кабанова П.И. –М.: Просвещение, 1974. – 576 с.
  11. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIXв.// Вестник М.У. серия 8. История- 2000- №6. с.40.
  12. Ключевский В.О. Русская история // Собр. Соч.: В 3т.- М.: Мысль, 1993- Т.3- 560 с.
  13. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских отношений XVII-XIX вв.- Саранск. 1977. – 267 с.
  14. Лукин П.О. Россия и наполеоновская Франция / История России и ее ближайших соседей.- М.: Аванта+, 1997- Т.5 ч.2 –702 с.
  15. Миненко Н.А. Эволюция Российского государства и общества в первой половине XIXв.// История России.- Екатеринбург, 1994. – 304 с.
  16. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Высшая школа, 1990.– 736 с
  17. Орлик О.В. Россия и Восточный кризис 20-х годов// Внешняя политика России первой половине XIXв. 0М.: Международные отношения, 1999. –448 с.
  18. Соловьев С.М. АлександрI Политика. Дипломатия// Собр. Соч.:В. 18 кн.- М.: Голос. Колокол –пресс, 1999 - Кн. 17- с. 386.
  19. Троицкий Н.А.Россия в XIXв. –М.: Высшая школа, 1997. – 430 с.
  20. Троицкий Н.А. К истории нашествия Наполеона на Россию (объявление войны)// Новая история –1990-№3 –с.40.
  21. Троицкий Н.А. К истории нашествия Наполеона на Россию (объявление войны)// Новая история –1990-№3 –с.40.
  22. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года - Петрозаводск: Корпорация Фолиум, 1997. – 957 с.
  23. Шапкина А.Н. Становление новой политической системы в Европе// Внешняя политика России в первой половине XIXв.- М.: Международные отношения, 1999. –448 с.
  24. Шатохина Л.В. Политик России на Северном Кавказе (30-60-е годы.)// В.М. У. Серия 8. История –2000- №6- с.58.
  25. Шеремет В.И. Турция и Адрианопольский мир 1829г. –М.: Международные отношения, 1975. –368с.
  26. Эйдельман Н. Из потаенной истории России XVII-XIXв. –М.: Высшая школа, 1993. – 492 с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 5:32:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 13:13:16

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 16:39:21

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 1:44:27

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 8:39:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 9:14:43

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 12:10:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 5:19:22

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 19:41:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 18:41:20

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 16:41:29

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 1:31:17

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 2:14:56

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 0:26:16

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 18:23:57

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 0:43:26

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 6:23:41

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 11:19:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 7:33:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 1:56:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 3:52:28

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 1:40:55

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 10:11:43

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 1:10:37

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 1:55:20

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 14:41:39

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 1:10:22

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 6:54:46

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 6:16:27

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 5:36:40

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 13:42:10

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 5:25:15

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 9:28:46

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 4:26:20

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 7:49:45

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 10:15:19

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 13:51:56

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 0:27:30

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 11:18:46

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 19:42:13

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 19:43:30

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 9:51:27

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 4:42:41

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 18:17:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 20:20:14

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 2:13:54

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 9:55:41

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 13:53:35

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 6:26:23

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 14:23:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::