Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"
Оборудование урока:
- Интеpaктивная доска;
- Мультимедийное учебное пособие “История. 5 класс. Издательство ЗАО “Просвещение – МЕДИА”;
- Учебник “История Древнего мира”. – М., Просвещение, 2003.
Цели урока:
- Формировать ценностные ориентации учащихся о защите Отечества.
- Продолжить формирование умений:
- работать с текстом учебника, выделять главное, составлять рассказ,
- обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы,
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию.
- Развивать навыки работы с различными источниками исторической информации.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся по теме.
Беседа с классом.
“Греки расселись вокруг моря как лягушки вокруг болота” - шутливо замечал афинский мыслитель Сократ.
Что он имел в виду?
- Какой полуостров в Эгeйском море греки заселяли наиболее активно? (Малая Азия)
- Какое государство Древнего Востока стремилось к завоеванию полуострова Малая Азия? (Персия)
- Если два государства интересуются одной территорией, к каким историческим событиям это может привести? (войне)
Сегодня на уроке мы рассмотрим события Греко – персидских войн, произошедших в V веке до н.э.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Греко-персидские войны.
- Какими были эти государства: Персидская держава и греческие полисы?
(держава – сильное государство, постоянно захватывает территории, сильная армия)
(Эллада состоит из отдельных полисов, армия формируется из граждан полиса)
Предлагаю сравнить военные силы двух государств.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос, учащие высказывают предположения, к вопросу вернемся в конце урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Приобретение и осмысление новых знаний.
Работая над новой темой, мы заполним таблицу.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Причины Греко-персидских войн.
Преподаватель запускает 16 урок мультимедийного учебного пособия “История. 5 класс”
Открывает 2 интеpaктивную страницу 16 урока, где рассказывается о восстании в Милеете.
Задание классу:
- Прочитайте вступление и п.1п.34 учебника и укажите главные причины начала войны.
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
1. Персы задумали покорить новые страны
2. Персы требовали большой дани
Для выявления 3 и 4 причины учитель открывает 3 интеpaктивную страницу 16 урока.
Преподаватель работает с Интеpaктивной картой.
- Что обозначают цвета карты?
- Почему среди греков появились союзники персов?
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
3. Вмешательство персов в греческие дела.
- Какой будет война для греков?
4. Греки борются за независимость.
2. Основные сражения.
Преподаватель открывает интеpaктивную карту похода Дария на 3 интеpaктивной странице 16 урока.
Учитель задает вопросы учащимся.
- Как персы переправились в Грецию?
- Почему они высадились на Марафонской равнине, а не у стен Афин?
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока и включает анимированный ролик о Марафонском сражении.
Ученики заполняют таблицу.
Стратег – военачальник.
490 г. до н.э. – Марафонская битва, афинский стратег Мильтиад.
Прошло 10 лет. Эллины были горды победой при Марафоне.
На троне Персидской державы находился Ксеркс, сын Дария.
- Прекратятся при нем боевые действия между персами и греками? Почему?
Ученики записывают последнюю причину войн в таблицу.
5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне.
О продолжении войны предполагали и греки. Они готовились к войне.
Задание: Прочитайте п.1 п. 35 учебника, назовите изменения в армии эллинов и их подготовке к войне.
Предполагаемые ответы учеников:
Эллинами был построен флот из 200 триер, создан союз 30 полисов.
Армия персов была набрана из покоренных народов, им были чужды интересы персидского царя и знати.
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока, карту похода Ксеркса
– Чем поход Ксеркса отличается от похода Дария?
Преподаватель кратко рассказывает о переправе персидского войска через Геллеспонт.
Преподаватель открывает 5 интеpaктивную страницу 16 урока, схему Фермопильского сражения.
Ученики заполняют таблицу.
480 г. до н. э. - сражение за Фермопильский проход, спартанский царь Леонид.
Преподаватель предлагает, исходя из данных схемы, определить:
– Почему у Фермопильского прохода греки потерпели поражение?
Предполагаемый ответ:
Не сумев разбить греков в прямом столкновении, персы обошли греческих воинов и напали с тыла.
О царе Леониде и подвиге спартанцев преподаватель рассказывает с использованием иллюстраций 5 страницы урока.
“О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли”.
Преподаватель открывает 6 интеpaктивную страницу 16 урока, карту 2 этапа похода персов.
- Как поведут себя персы после победы при Фермопилах?
Прочитайте п. 4 п. 35
- Как греки отнесутся к своему поражению? Как бы вы поступили на месте афинян?
Анимированный сюжет о Саламинском сражении.
– Победа при Саламине была случайностью или хорошо продуманной боевой победой?
480 г. до н. э.- Саламинское сражение, афинский стратег Фемистокл.
Преподаватель открывает 7 интеpaктивную страницу 16 урока, анимированную карту.
- Какое сражение будет последним в войне?
479 г. до н.э. – сражение при Платеях, спартанец Павсаний.
3. Итоги войн.
Учитель возвращается к проблемному вопросу урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Ученики читают последнее предложение 35 параграфа и заполняют таблицу.
Греки отстояли свою независимость.
Рефлексия.
Преподаватель открывает 10 интеpaктивную страницу 16 урока.
Интеpaктивная карта основных сражений.
Учащиеся выполняют задание карты.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Прочитать параграфы 34, 35.
Сформулировать причины победы греков в войне:
Подготовка к войне.
Союз государств.
Мужество воинов.
Защита Отечества.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Персы задумали покорить новые земли. 2. Персы требовали большой дани. 3. Вмешательство персов во внутренние дела греков. 4. Греки борются за независимость. 5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне. |
490 г. до н.э. – победа при Марафоне. 480 г. до н.э. – поражение при Фермопилах Победа при Саламине. 479 г. до н.э. - победа при Платеях. |
Мильтиад Леонид Фемистокл Павсаний |
Греки отстояли свою независимость. |
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
28 03 2024 4:57:15
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
27 03 2024 1:27:52
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
26 03 2024 1:12:56
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
25 03 2024 13:36:46
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
24 03 2024 10:56:57
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
23 03 2024 16:49:43
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
22 03 2024 14:13:41
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
21 03 2024 18:33:29
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
20 03 2024 10:12:35
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
19 03 2024 19:15:23
Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
18 03 2024 7:10:34
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
17 03 2024 17:50:59
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
16 03 2024 23:36:39
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
15 03 2024 1:37:15
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
14 03 2024 23:29:10
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
13 03 2024 5:55:34
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
12 03 2024 1:57:57
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
11 03 2024 18:46:33
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
10 03 2024 2:30:40
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
09 03 2024 15:41:42
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
08 03 2024 15:58:54
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
07 03 2024 6:40:30
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
06 03 2024 11:30:23
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
05 03 2024 14:20:50
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
04 03 2024 9:21:19
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
03 03 2024 2:28:23
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
02 03 2024 16:24:31
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
01 03 2024 18:10:45
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
29 02 2024 8:55:53
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
28 02 2024 3:11:50
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
27 02 2024 3:11:20
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
26 02 2024 2:10:31
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
25 02 2024 17:26:43
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
24 02 2024 21:53:23
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
23 02 2024 7:54:56
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
22 02 2024 14:32:22
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
21 02 2024 19:11:56
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
20 02 2024 20:33:50
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
19 02 2024 23:40:28
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
18 02 2024 15:11:39
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
17 02 2024 1:45:47
Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....
16 02 2024 22:29:17
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...
15 02 2024 11:10:34
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
14 02 2024 8:19:19
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
13 02 2024 4:17:37
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
12 02 2024 9:43:11
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
11 02 2024 11:43:23
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
10 02 2024 12:47:18
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
09 02 2024 1:34:27
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
08 02 2024 10:36:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::