Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…"
“Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…”
(Р. Рождественский)
Цель мероприятия: воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;
Основные задачи:
- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века – периоде политических репрессий;
- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через “маховик” репрессий на примере земляков – шумерлинцев, пострадавших от репрессий 30 – х годов.
Оборудование:
- мультимедиа,
- телевизор,
- синтезатор.
На мероприятие приглашена Гришина Е.В. – дочь “врага народа”.
Ход мероприятия
На экране слайд: “30 октября – День памяти жертв политических репрессий”
Вступительное слово учителя о целях и задачах мероприятия. Слово передается ученикам.
Звучит музыка Шопена. На экране слайд со словами Роберта Рождественского.
Ученица:
Восточное небо синее
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно.Легко – не бывает вечно,
А чаще бывает трудно,
А небо глядит беспечно,
И солнце глядит минутно!Кто днём не боится cмepти
Тот в тёмное время – смелый
А смелость нужна Отчизне,
А снег он и – ночью белый.Восточное небо синее,
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно!
(стихотворение Л. Мосиной, ученицы Кудеихинской средней школы Порецкого района Чувашской Республики.)
Ученица:
Листаем страницы истории – судьбы, судьбы, судьбы. Какие они были у тех людей, год рождения которых приходится на 20, 27, 30.
Страна представляла собой огромную строительную площадку, вступали в строй гиганты I пятилеток – Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб.
(слайд “Индустриализация страны в 30-50 годы”)
Ученица:
И была другая страна – страна “большого террора”, страна, где царил произвол, страна, где царило насилие и бесправие.
(слайд “Репрессия – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами”)
До недавнего времени отдельные страницы российской истории тщательно замалчивались. К ним относятся и репрессии 30-50-х годов. Своего апогея это беззаконие достигло в 1937 году. Был перекрыт рекорд политического террора: по материалам НКВД было вынесено cмepтных приговоров – приговорено к расстрелу – 353 тысячи 680 человек. Всего по политическим мотивам в эти годы было арестовано около 5 миллионов человек. (Цифры выведены на слайд)
Службой госбезопасности уточнены данные по общему количеству репрессированных в нашей республике. Начиная с 1917 года, в Чувашии уголовные дела по политическим мотивам были заведены приблизительно на 14 тысяч человек. Среди безвинно пострадавших много наших земляков шумерлинцев и жителей Шумерлинского района – 56 человек.
(слайд “Репрессии на территории нашего края”)
Ученица:
Но не были врагами народа ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”, ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937-1938 г.г. партийцев, наивно веривших, что они – ум, честь и совесть эпохи – строят светлое будущее для всех трудящихся, ни миллионы крестьян, поверивших в “НЭП”, объявленную в 1921г., и оказавшиеся через 7 лет жертвами “политической ликвидации кулачества как класса””.
(показ фрагмента кинохроники “Труд заключенных”, видеозапись на компактдиске Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX век.- М.: Клио Софт, 2002,ч.2 “Репрессии”.)
Ученица:
25 ноября 1938г. На пост народного комиссара внутренних дел был назначен Берия, большинство ежовских следователей арестовано и расстреляно, 327400 ежовских узников освобождено. Сам Ежов назначен народным комиссаром водного трaнcпорта, затем этот наркомат упразднили, а Ежов арестован и расстрелян. Но о его аресте, суде и расстреле никогда не сообщалось официально, лишь в языке возникло слово “ежовщина”, но официально и оно не употрeблялось.
(слайд “Историческая справка. Ежов Н.И. Берия Л.П.”)
Ученик:
При разборке экспонатов школьного музея мое внимание привлекла скромная папка с документами. Пожелтевшие листки, скупые строки старых документов. Что за ними? Какие-то события, чьи-то судьбы…
Открывая папку, я еще не подозревал, свидетелем каких трагических событий и судеб стали эти не примечательные на первый взгляд бумаги. Жертвы политических репрессий. В списках – знакомая фамилия – Яргунин- Каплин Кузьма Кузьмич. В начале 30-х годов прошлого века он работал завучем нашей школы, преподавал русский язык и литературу. Мне стало интересно, чем же провинился перед сталинским режимом этот замечательный, разносторонне эрудированный человек, талантливый педагог? За что на него повесили ярлык “враг народа”?
Ученица:
Кузьма Кузьмич Яргунин – Каплин строил планы относительно дальнейшего повышения своего образования, подал заявление для поступления в институт востоковедения. Казалось бы, что может помешать его карьере? Сын крестьянина, после окончания Красночетайской второклассной учительской школы он работал педагогом в Красночетайском районе, после педагогического техникума – школьным работником в Чебоксарской опытно-показательной школе и Красночетайском педтехникуме, после учебы на педагогическом факультете 2-го Московского университета – заведовал Аликовской школой крестьянской молодежи, руководил рабфаком Шумерлинской ФЗС, работал завучем в школе №1 города Шумерли. Учеба давалась Кузьме Кузьмичу легко. Активный, общительный, он умел играть на многих музыкальных инструментах: гитаре, баяне, балалайке, мaндолине, прекрасно рисовал акварелью. Кроме чувашского и русского языков он знал немецкий и английский, самостоятельно изучил французский и эсперанто. Сотрудничал со многими журналами, за рассказ “Педер Яушев”, опубликованный в журнале Максима Горького “Наши достижения”, был отмечен премией в 200 рублей.
В будущем К.К. Яргунин-Каплин мог бы сделать многое для просвещения и образования в родной республике, но арест в неполные 37 лет положил конец всем мечтам молодого педагога. Талант Кузьмы Кузьмича Яргунина-Каплина так и не раскрылся до конца. (слайд “фотография К.К. Яргунина-Каплина”)
Звучит песня “Черный ворон” в исполнении учителя музыки.
Ученица:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
(А.Ахматова. Эпилог)
Ученица:
Эти слова можно посвятить и той женщине, которая живёт рядом с нами на улице Щербакова, 28. Её судьба – судьба страны. В полной мере познала она и репрессии, и бесправие, и нужду. Дочь “врага народа”…
Ученик:
29 апреля 1934 года Евгении Васильевне не забыть. День ареста отца Василия Ивановича Антонова для одиннадцатилетней Жени стал прелюдией того кошмара, который впоследствии она назовет "адской жизнью".
В тот день военные перерыли весь дом – разбросанные вещи и книги, клочья пуха изрезанных подушек... Не найдя того, что искали, "энкэвэдэшники" арестовали отца – рядового колхозника, как стало известно позже по ст.ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР, предусматривающим каторжные работы сроком до 8 лет.
Ученица:
Мать терялась в догадках "за что?" Возможно, оттого, что друг был служителем церкви... А может, доносчику-завистнику не понравилось то, что вечерами в избе учительницы села Медяны Анны Степановны Антоновой собиралась молодежь. Читали книги, газеты, слушали детекторный приемник.
Ученица:
Через несколько месяцев после ареста главы семьи "гости" наведались вновь – был конфискован дом, со двора увели корову. Какое-то время семья, теперь уже состоящая из трех человек (мать и две дочери), жила на квартире – на другом конце села Медяны. Затем родные помогли построить крохотную избушку. Жизнь в бытовом плане была не из легких, но все же больше тяготило отчуждение, а порой и агрессивный настрой со стороны земляков.
Ученица: из воспоминаний Евгении Васильевны:
“Я боялась идти по улице, беспокойно оглдывалась, не летит ли в меня камень,- вспоминает Евгения Васильевна. Вслед мне кричали: "Тюремщица", соседка по парте нередко "угощала" кулаками. В 1936 году меня приняли в ряды ВЛКСМ, а уже через 2 месяца на общем собрании исключили, мотивируя тем, что дочери "врага народа" в комсомоле не место. Очень я тогда плакала.”
Ученица:
Жизнь готовила новые испытания. 12 января 1938 года мать уехала в райцентр на учительскую конференцию. Приехала поздно и в слезах. В этот день приказом Пильнинского районного отдела образования ее "по личному желанию освободили от обязанностей заведующей Медянской н/школы № 2 и от должности учительницы той же школы". Кто-то посоветовал Анне Степановне уехать. Этой же ночью она уехала в Горький. Как оказалось вовремя, уже наутро в избе вновь появились сотрудники НКВД, и на сей раз они пришли по её душу.
Ученица:
До весны дeвoчки жили вдвоем, иногда управляться по хозяйству помогала соседка. Основная же тяжесть домашней работы легла на плечи старшей Жени. Приходилось вставать рано, чтобы успеть перед школой затопить печь, накормить скотину. Весной сестры уехали к тетке в село Озерки, а осенью к матери в Кстовский район Горьковской области. В мае 1941 года из заключения вернулся осунувшийся и больной отец. В 24-часовой срок ему было приказано покинуть пределы Горьковской области. Собрав вещи, родители сели на пароход и поплыли в неизвестном направлении вниз по Волге. Позже стало известно, что остановились они в Ульяновской области.
Ученица:
Анна Степановна устроилась на работу в школу завучем, но через полгода ее, как жену "врага народа", с должности сняли. Закончив 10 классов, Евгения вновь едет к тетке в Озерки. Денег на билет не было, пришлось добираться на поезде "зайцем". До Арзамаса дeвoчка доехала благополучно, а там – контролер. Что делать? Хорошо попутчики оказались неравнодушными людьми – собрали деньги на билет до Княжихи.
(слайд “фотография Гришиной Е.В. 1942 года”)
Ученица:
В 1942, году Евгению Васильевну призвали на службу в армию. По окончании в 1943 году Рязанского пехотного училища, она служила на II Белорусском фронте, а затем до марта 1946 года – в военкомате с.Николаевка Ульяновской области. Мать Анна Степановна стала работать учителем в Николаевской школе. За долголетний педагогический труд её наградили орденом Ленина. В 50-х годах, после cмepти родителей, семья Горшковых сменила место жительства – переехала в Шумерлю.
(слайд “фотография Гришиной Е.В. 90 – годов XX века”)
Ученица:
“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”
(А. Ахматова)
Так и прошли годы, отданные труду, фронту и воспитанию детей на благо России.
(Демонстрация по телевизору фильма – воспоминание Е.В.Горшковой об аресте отца, судьбах детей врагов народа).
Слово предоставляется Горшковой Евгении Васильевне.
Ученица:
Берегите Россию.
Нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию
Без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть,
Всею правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию,
Нет России другой!
(звучит тихая музыка, слайд – карта “ГУЛАГ СССР …им наши слезы и скорбь, наша вечная память”).
Примечание: Слайды презентации, можно получить у автора!
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
18 03 2024 14:20:21
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
17 03 2024 4:20:46
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
16 03 2024 6:50:50
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
15 03 2024 12:17:57
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
14 03 2024 2:12:49
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
13 03 2024 12:52:45
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
12 03 2024 3:27:37
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
11 03 2024 6:43:55
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
10 03 2024 14:17:15
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
09 03 2024 4:20:30
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
08 03 2024 16:46:34
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
07 03 2024 10:37:27
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...
06 03 2024 9:56:31
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
05 03 2024 6:34:13
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
04 03 2024 10:18:21
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
03 03 2024 16:58:58
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
02 03 2024 14:11:57
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
01 03 2024 4:35:30
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
29 02 2024 16:18:50
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
28 02 2024 15:49:10
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
27 02 2024 23:38:45
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...
26 02 2024 14:59:51
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
25 02 2024 0:30:24
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
24 02 2024 7:44:32
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
23 02 2024 12:10:28
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
22 02 2024 12:41:42
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
21 02 2024 4:48:35
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
20 02 2024 21:44:50
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
19 02 2024 6:19:55
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
18 02 2024 14:45:46
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
17 02 2024 19:56:51
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
16 02 2024 14:50:47
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
15 02 2024 13:37:35
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
14 02 2024 9:21:41
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
13 02 2024 22:35:16
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
12 02 2024 6:33:10
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
11 02 2024 5:21:27
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
10 02 2024 20:56:46
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
09 02 2024 0:45:53
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
08 02 2024 17:39:17
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
07 02 2024 0:47:18
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
06 02 2024 18:12:32
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
05 02 2024 4:32:57
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
04 02 2024 14:59:44
Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
03 02 2024 1:12:20
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
02 02 2024 19:18:31
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
01 02 2024 15:13:15
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
31 01 2024 17:46:54
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
30 01 2024 5:27:24
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
29 01 2024 10:41:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::