Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень)

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва, «Русское слово», 2001.
Используемый учебно-методический комплекс:
- Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2005.
- Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2007.
- Элективный курс «Обществознание. Подросток и закон. 8-9 классы». Волгоград, Учитель, 2007.
Количество часов рабочей программы – 34.
Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
- развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
- формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Поэтому больше времени уделять на оценку своих способностей и дать возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс состоит из 3 разделов, включающих 25 тем.
Методика проведения итоговой диагностики.
Специфика данного предмета позволяет контролировать ребенка по итогам изучения разделов в учебнике, используя тестовые задания и ответы на вопросы после разделов.
Итоговый контроль – тестирование, включающее как предметно-информационный блок, так и деятельностно - коммуникативный.
Условные обозначения, используемые в рабочей программе:
Содержательные линии.
- К З. - культура здоровья и охрана жизнедеятельности;
- Эк. - экологическая культура;
- С. – П. - социально-экономическая и правовая культура;
- Х.к. - художественная культура;
- И. к. - информационная культура;
Составляющие образованности:
- национально региональный компонент – НРК;
- предметно-информационная – П-И;
- деятельностно - коммуникативная – Д-К;
- ценностно-ориентационная – Ц-О
Поурочное планирование
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
НРК |
Организационные формы обучения и контроль. |
Содержательные линии |
||
П - И |
Д - К |
Ц - О |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9. |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
Сентябрь |
|
|
+ |
|
С.-П. |
|
Политическая сфера. |
11 |
|
|
|
|
|
С.-П. |
2. |
Власть. |
1 |
Сентябрь |
+ |
|
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
3. |
Государство. |
1 |
Сентябрь |
|
+ |
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
4. |
Национальное государственное устройство. |
1 |
Сентябрь |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
5. |
Формы правления. |
1 |
Октябрь |
+ |
+ |
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
6. |
Политические режимы. |
1 |
Октябрь |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
7-8. |
Гражданское общество и правовое государство. |
2 |
Октябрь |
+ |
|
+ |
|
С.-П. |
9-10. |
Голосование, выборы и референдумы. |
2 |
Ноябрь |
|
+ |
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
11. |
Политические партии. |
1 |
Ноябрь |
|
+ |
|
|
С.-П. |
12. |
Повторение «Политическая жизнь современной России» |
1 |
Декабрь |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
|
Человек и его права. |
10 |
|
|
|
|
|
С.-П. |
13. |
Право, его сущность и особенности. |
1 |
Декабрь |
+ |
|
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
14-15. |
Закон и власть. |
2 |
Декабрь |
|
+ |
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
16. |
Конституция. |
1 |
Январь |
+ |
|
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
17. |
Правовое регулирование трудовых отношений. |
1 |
Январь |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
18. |
Правовые основы бpaка и семьи. |
1 |
Январь |
|
|
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
19-20. |
Преступления и наказания. |
2 |
Февраль |
+ |
|
+ |
|
С.-П. |
21. |
Повторение «Права и обязанности подростка». |
1 |
Февраль 3 неделя |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
|
Духовная сфера. |
11 |
|
|
|
|
|
С.-П. |
22. |
Сущность и строение человеческой культуры. |
1 |
Февраль |
|
|
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
23. |
Культурные нормы. |
1 |
Март |
|
+ |
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
24. |
Формы культуры. |
1 |
Март |
|
|
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
25. |
Религия. |
1 |
Март |
+ |
|
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
26. |
Миф. |
1 |
Март |
+ |
|
+ |
Отв. на вопросы |
С.-П. |
27. |
Искусство. |
1 |
Апрель |
|
+ |
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
28. |
Образование. |
1 |
Апрель |
+ |
|
|
Отв. на вопросы |
С.-П. |
29-30. |
Наука. |
2 |
Апрель |
|
+ |
+ |
|
С.-П. |
31. |
Повторение «Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям». |
1 |
Май |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
32. |
Итоговое занятие. |
1 |
Май |
|
|
+ |
Тест |
С.-П. |
33-34. |
Повторение по курсу 9 класса. |
2 |
Май |
|
+ |
+ |
Тест |
С.-П. |
ИТОГО: |
|
34 |
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать |
Понимать |
Уметь |
Использовать для |
Сущность социальной сферы, основные цели и задачи курса обществознания. |
Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. |
Вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исторического процесса. |
Воспитания здорового патриотизма и гуманистической нравственности. |
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва, «Русское слово», 2001.
Используемый учебно-методический комплекс:
- Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2005.
- Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 10 класс». Волгоград, Учитель, 2007.
Цель курса – способствование успешной социализации учащихся.
Задачи:
- формирование навыков аналитического мышления, позитивного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения, сознательного отношения к себе и своим поступкам;
- формирование умения ответственно относиться к принятию решений.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Поэтому больше времени уделять на оценку своих способностей и дать возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс состоит из 6 разделов, включающих 12 тем. Раздел «Рыночная экономика» убран из курса обществознание, т.к. он изучается на отдельном предмете основы экономических знаний.
Методика проведения итоговой диагностики.
Специфика данного предмета позволяет контролировать ребенка по итогам изучения разделов в учебнике, используя тестовые задания и ответы на вопросы после разделов.
Итоговый контроль – тестирование, включающее как предметно-информационный блок, так и деятельностно - коммуникативный.
Условные обозначения, используемые в рабочей программе:
Содержательные линии.
- К З. - культура здоровья и охрана жизнедеятельности;
- Эк. - экологическая культура;
- С. – П. - социально-экономическая и правовая культура;
- Х.к. - художественная культура;
- И. к. - информационная культура;
Составляющие образованности:
- национально региональный компонент – НРК;
- предметно-информационная – П-И;
- деятельностно-коммуникативная – Д-К;
- ценностно-ориентационная – Ц-О
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Линии НРК |
НРК |
Формы обучения и контроля |
|||||
П-И |
Д-К |
Ц-О |
к/р |
тест |
зачет |
Отв. на вопр. |
|||||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Познание окружающего мира. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3. |
Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. |
2 |
|
С.-П. |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
4. |
Теоретический и эмперический уровень научного исследования. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
История воззрения на общество. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
История воззрения на общество. |
1 |
|
С.-П. |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
Строение общества. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Цивилизация и общество. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Важнейшие признаки цивилизации. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
+ |
|
|
8. |
Основные концепции цивилизации в современной науке. |
1 |
|
С.-П. |
+ |
|
|
|
|
|
|
9. |
Повторение «Формирование научного воззрения». |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Современное общество. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Три стадии в истории человеческого общества. |
1 |
|
С.-П. |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
11. |
Переход к постиндустриальному обществу. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
12. |
Модернизация общества. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
13. |
Глобализация человеческого общества. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
14. |
Мировая система и мировое сообщество. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
15. |
Новый подход к системе мирового сообщества. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
|
|
|
|
16. |
Повторение «Особенности модернизации Российского общества на современном этапе». |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
Политическая власть. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Типология видов власти М.Вебера |
1 |
|
С.-П. |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
18. |
Многообразие форм правления. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Сущность и организация государства. |
2 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
|
19. |
Государство, как важнейший элемент политической системы. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
20. |
Территориальная организация государства. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
|
|
|
|
21. |
Местное самоуправление. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
+ |
22. |
Повторение «Федеративное устройство Российского государства». |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
Политическая жизнь общества. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23. |
Представление о политической жизни общества. Участники и субъекты действия. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
24. |
Понятие о политическом режиме. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
|
|
|
|
25. | Отличительные хаpaктеристики демократического режима. | 1 | С.-П. К.З. |
||||||||
26. |
Всеобщая декларация прав человека. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Формы и механизмы политического участия. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27. |
Понятие о механизмах политического участия и его формах. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
28. |
Избирательное право и голосование. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
|
29. |
Политическая партия как механизм защиты интересов социальных групп. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
Субъекты политической жизни. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30. |
Классификация субъектов политической жизни. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Прямые и непрямые формы давления на власть. |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
+ |
|
|
32. |
Элита. Состав и функция. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
|
|
|
|
33. |
Повторение «Специфика партийной борьбы за власть в Российском обществе». |
1 |
|
С.-П. |
|
|
|
|
|
+ |
|
34. |
Итоговый урок по курсу 10 класса. |
1 |
|
С.-П. |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать |
Понимать |
Уметь |
Использовать для |
Сущность социальной сферы, основные цели и задачи курса обществознания. |
Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. |
Вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исторического процесса. |
Воспитания здорового патриотизма и гуманистической нравственности. |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
20 01 2021 4:38:48
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
19 01 2021 8:22:12
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
18 01 2021 0:35:39
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
17 01 2021 17:49:44
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
16 01 2021 14:25:58
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
15 01 2021 14:52:14
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
14 01 2021 20:52:32
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
13 01 2021 1:59:14
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
12 01 2021 22:11:32
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
11 01 2021 9:43:23
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
10 01 2021 1:57:15
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
09 01 2021 10:39:58
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
08 01 2021 2:36:27
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
07 01 2021 16:35:29
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
06 01 2021 10:21:47
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
05 01 2021 3:45:58
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию.
...
04 01 2021 14:43:31
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
03 01 2021 1:33:55
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
02 01 2021 11:20:42
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
01 01 2021 10:36:22
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
31 12 2020 2:32:53
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
30 12 2020 22:26:36
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
29 12 2020 13:21:52
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
28 12 2020 6:19:29
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
27 12 2020 13:14:13
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
26 12 2020 15:24:16
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
25 12 2020 11:19:17
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
24 12 2020 14:46:22
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
23 12 2020 23:33:45
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
22 12 2020 17:41:12
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
21 12 2020 7:45:44

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
20 12 2020 21:29:57
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
19 12 2020 17:53:55
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
18 12 2020 15:12:39
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
17 12 2020 3:31:23
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
16 12 2020 1:23:32
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
15 12 2020 12:11:11
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
14 12 2020 18:49:20
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
...
13 12 2020 4:56:21
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
12 12 2020 15:52:29
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
11 12 2020 16:49:51
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
10 12 2020 21:52:31
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
09 12 2020 3:39:26
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
08 12 2020 18:37:24
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
07 12 2020 11:11:47
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
06 12 2020 3:47:38
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
05 12 2020 8:45:33
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
04 12 2020 3:47:30
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
03 12 2020 6:25:10
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
02 12 2020 15:59:53
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
01 12 2020 22:32:31
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
30 11 2020 19:30:18
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
29 11 2020 9:10:46
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
28 11 2020 7:47:27
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
27 11 2020 16:36:12
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
26 11 2020 1:21:49
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
25 11 2020 15:27:38
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
24 11 2020 20:27:32
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
23 11 2020 7:39:22
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
22 11 2020 15:35:39
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
21 11 2020 21:50:31
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
20 11 2020 12:18:58
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения.
...
19 11 2020 8:27:41
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
18 11 2020 22:55:32
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала.
...
17 11 2020 13:42:57
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
16 11 2020 19:47:28
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
15 11 2020 20:25:53
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
14 11 2020 17:30:47
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
13 11 2020 0:33:29
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
12 11 2020 16:15:15
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
11 11 2020 9:25:49
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
10 11 2020 22:15:16
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 11 2020 20:10:31
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
08 11 2020 20:42:13
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
07 11 2020 1:33:24
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
06 11 2020 10:32:29
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
05 11 2020 14:51:12
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
04 11 2020 2:39:16
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
03 11 2020 10:37:18
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
02 11 2020 11:23:29
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
01 11 2020 1:15:23
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
31 10 2020 14:27:36
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
30 10 2020 2:11:25
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
29 10 2020 6:26:42

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
28 10 2020 22:46:18
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
27 10 2020 6:11:48
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
26 10 2020 1:32:56
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
25 10 2020 20:29:37

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
24 10 2020 7:11:38
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
23 10 2020 3:13:43
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
22 10 2020 13:13:22
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
21 10 2020 6:56:54
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
20 10 2020 21:23:48
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
19 10 2020 3:37:39
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
18 10 2020 19:25:16
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
17 10 2020 16:46:12
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
16 10 2020 21:47:11
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
15 10 2020 11:31:39
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
14 10 2020 4:21:38
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
13 10 2020 4:36:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::