Информационные технологии в преподавании истории
«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают….
Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»».
(А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»)
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.(1)
Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями.
Интегральная технология одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым.
Каждому ученику обеспечивается:
- индивидуальный набор задач;
- индивидуальный темп работы;
- полная самостоятельность ее выполнения;
- непрерывный контроль и управление;
Интегральная технология представляет собой целостность четырех направлений:
- Укрупнение дидактических единиц;
- Планирование результатов обучения;
- Психологизацию образовательного процесса;
Компьютеризацию (2)
Использование компьютера, пpaктически, на каждом этапе дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в этом модуле играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом модуле форма урока - интеpaктивный информационный режим. Пpaктически единственная форма, удовлетворяющая этим условиям, - беседа. Учитель предлагает ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти все необходимое.
Изучение нового материала (основной объем). Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу.
Лекция – устное изложение учебного предмета, или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «…Перу остаются, недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В. О. Ключевский.
Записью лекции могут быть различные виды конспектов, в том числе опopные и схемы-конспекты.
Часто способы конспектирования носят смешанный хаpaктер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у учащихся навыков одновременно выполнять два действия: слушать и конспектировать.
Использование при проведении лекции компьютерной презентации дает возможность учителю в более сжатые сроки представить материал довольно большого объема и не выйти за границы минимального уровня. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное прострaнcтво, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Тренинг-минимум. Так как этот модуль предназначен для отработки до автоматизма умений минимального уровня. Это обычно делается через интеpaктивные формы уроков — чаще всего посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом может быть использование пpaктикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Наши уровневые достижения являются ситуативными хаpaктеристиками, а не знаками различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.
Кроме беседы можно использовать задание составить рассказ по конспекту, что даст возможность не только отработать до автоматизма минимальный уровень, но и развивать устную речь учащихся.
Работа с опopным конспектом – тренинг – минимум.
Работа в группах.
Опираясь на прослушанный материал, учащиеся расшифровывают опopный конспект. Учитель оказывает помощь испытывающим затруднения в данном виде работы.
Убедившись, что все знаки понятны, учитель предлагает составить рассказ с опорой на конспект.
Более подготовленные учащиеся помогают учителю проверить составленные в группах рассказы. Отдельные учащиеся рассказывают о событиях изучаемого периода с опорой на конспект, остальные слушают, дополняют и исправляют ошибки.
Учитель предлагает воспроизвести рассказ без опоры на конспект.
В любом случае, трениг-минимум завершается контрольным срезом минимального уровня, результаты которого дадут возможность на последующих занятиях распределить учащихся в разноуровневые группы. Срез минимального уровня удобно проводить с использованием компьютерного теста.
Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. По этой причине рассмотренная часть блока уроков называется постоянной.
Уроки в остальных модулях таковы, что содержание каждого из них определяется результатами предыдущего. Поэтому такие модули образуют переменную часть блока уроков. Она тесно завязана на мониторинг успешности учеников (так же проводится в компьютерном варианте) и внутреннее управление образовательным процессом.
Изучение нового материала (дополнительный объем):
На этом этапе блока уроков используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Планирование результатов обучения:
Общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной деятельности (продвинутого, общего и минимального) разработанная В.В. Гузеевым, стала методологической основной моих разработок (2).
Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля знаний и навыков учебной работы предполагает в основном репродуктивное применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне общих стандартов (Уровень узнавания, припоминания, запоминания). Притязания данной категории учащихся предполагают уровень закрепления и содержательного расширения знаний основной школы и отработки пpaктического применения их в сходных ситуациях. На этом уровне работают учащиеся не прошедшие контрольный срез, и после его отработки попытка повторяется.
Первый уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный медико-педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Организация образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень содержательного расширения знаний основной школы и пpaктического применения их в новых, но сходных ситуациях. Данный уровень независимо от профиля приближен к вузовским технологиям образования в условиях семинаров, пpaктикумов, лабораторных работ и коллективных проектов.
Первый уровень предполагает согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо».
Второй уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно медико-педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме.
Использование на данном этапе компьютерного учебника «История России с древнейших времен и до начала XX в.» дает возможность отойти от использования огромного количества карточек, так как содержит раздел «Тренинг», в который входят задания разных уровней.
Обобщающее повторение:
Эта часть урочного времени, так же как и изучение нового материала (дополнительный объем)
– живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыследеятельности.
Контроль: разноуровневый, может осуществляться с помощью компьютера.
Коррекция: Если результат контроля не соответствует по тем или иным причинам уровню планируемых результатов, может быть проведена коррекция.
Обычно, название темы, задания минимального, первого, второго уровней и возможный вариант контрольной работы, а так же сроки проведения обобщения контроля фиксировались на специальном стенде, но затем был создан специальный Web –узел «История России 10 класс» (Приложение 1) на котором размещена вся выше перечисленная информация, лекционный материал, материал по истории Красноярского края. Сам Web –узел размещен на компьютере в классе, что увеличивает доступ к информации всем желающим, и особенно тем, кто по тем или иным причинам пропустил уроки.
Постоянно ведется компьютерный мониторинг успешности учащихся.
Мониторинг успешности деятельности учащихся показал повышение качества
знаний: 7-е классы (2000-2001 уч. год) – 56%, 8-е классы (2001-2002 уч. год) – 58%,
9-е классы (2002-2003 уч. год) – 62%, 10-е классы (2004-2005 уч. год.) - 63%, 11-е классы(2005-2006уч. год) - 64%
Элементы интегральной технологии в 5-9 классах
Для работы по этой технологии в 10 – 11 классах учащиеся должны быть подготовлены к восприятию темы в целом, иметь умения и навыки работы в группах, уметь работать с разно уровневыми заданиями, иметь навыки самостоятельной работы, адекватно оценивать свои способности. Все эти умения и навыки приобретаются в 5 – 9 классах.
У Гузеева говориться о том, что материал блоком учащиеся готовы воспринимать к 13 –14 годам, т.е. лекционный материал можно давать, начиная с 8 класса.(2)
Но уже в 5 классе учащиеся могут учиться работать на разных уровнях, 5 – 7 класс важно научить работать с учебником. В этих классах преобладают игровые формы уроков, развивающие интерес к изучаемому предмету. В работе с учащимися этого возраста постоянно использую сигнальные карточки (по образцу игры «Звездный час») это помогает работать с хронологией, терминологией, основными событиями, географическими понятиями и др. По сути, эта работа является тренингом, который помогает удерживать в памяти одновременно большое количество дат и понятий, снимает напряжение и страх перед необходимостью их заучивать. Использование программы PowerPoint делает эту работу более легкой для учителя и более привлекательной для учеников.
Этот прием дает возможность давать задания разного уровня. Когда учащиеся привыкают работать с карточками, можно на доске (в презентации) записывать 2- 3 задания минимального уровня, 1 – 2 задания первого уровня. Те, кто не допустил ошибок в заданиях минимального уровня, выполняют задания первого уровня. Допустившие ошибку в минимуме, работают с вопросами домашнего задания минимального уровня (работают на «3»), допустившие ошибку в первом уровне, отвечают на вопросы первого уровня (работают на «4»), не допустившие ошибок получают проблемное задание и работают на «5». С 5 класса вводятся и разно уровневые контрольные работы, и возможность их коррекции. Образное восприятие развивают задания изобразить, нарисовать события, занятия населения, достижения культуры, описанные в параграфе. Такие задания подготавливают к составлению опopного конспекта. Кроме того, уже в 5 классе учащиеся с удовольствием делают сообщения по дополнительной литературе, что способствует развитию навыков самостоятельной работы.
В 6 классе продолжается работа с сигнальными карточками, разно уровневыми заданиями и контрольными работами. Расширяется самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой. Ведется работа по составлению опopных конспектов. Например: на уроке «Народы и государства на просторах нашей страны в первом тысячелетии н. э.». Учащиеся заранее готовят на развернутом листе схематическое изображение карты Северной Европы (первый форзац учебника). Нужно объяснить учащимся, что необходимо нанести на схему. В начале урока учащиеся делятся на рабочие группы с назначением ответственных. Учитель дает общие рекомендации и объясняет, что конечным итогом работы каждой группы должны стать разработанные схемы, включающие в себя информацию о названии племен и государств, располагавшихся на территории современной России в 1 тыс. н. э., с указанием занятий жителей. Чтобы записи на схеме были лаконичными, вводится определенная система условных обозначений, необходимых для данного урока. Каждая группа получает карточку с определенным заданием. На работу групп отводится 10 - 12 минут. Следующий этап урока – выступление ребят 3 – 4 минуты. В заключение делается общий вывод.
Подобная работа возможна на уроке «Раздробленность русских земель» на котором, с помощью знаков можно изобразить особенности природных и климатических условий и занятия населения в отдельных государствах.
В 7 классе продолжается работа, начатая в 5 – 6 классах и начинается работа по составлению конспекта по дифференцированному алгоритму (определенная последовательность приемов и умственных действий расчлeненного хаpaктера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования).
Конспект должен стать первым помощником в учебе, он должен быть ясен и понятен, легко читаться и расшифровываться, нужно записывать смысл, а не текст лекции или учебника.
- Подготовка учащихся к прослушиванию лекции.
- Чтение соответствующего предстоящей лекции материала учебника.
- Изучение основополагающих для темы терминов.
- Чтение источников, рекомендованных учителем.
В данном случае нарушается привычная схема «лекция – самостоятельная работа – семинар», и вступает в силу цепь «самостоятельная работа – лекция – самостоятельная работа – семинар». Бояться этого не стоит, ведь главное – чтобы учащиеся активно приобретали и усваивали знания.
Кроме этого продолжается работа в группах, тренинг, разно уровневый учет знаний.
Приобретенные умения и навыки дают возможность в 8 классе начать работу с укрупненной дидактической единицей.
Таким образом, в 10 классе учащиеся комфортно чувствуют себя на уроках истории преподаваемой по интегральной технологии. Ускорить и облегчить применение элементов интегральной технологии поможет использование компьютерных программ.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Новые информационные технологии создают учащемуся прекрасное прострaнcтво для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".
Литература:
- Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001. – С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. – М. 1982. – С. 192.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224
- Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
- Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61
- Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
- Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
- Господарик Ю. Интернет и изучение истории. «История», №3, январь, 2000 – приложение к газ. «Первое сентября».
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 1997. – 120 с.
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
18 03 2024 20:45:10
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
17 03 2024 1:58:34
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
16 03 2024 14:46:53
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
15 03 2024 0:14:51
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
14 03 2024 7:10:49
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
13 03 2024 14:53:29
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
12 03 2024 21:32:20
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
11 03 2024 23:16:41
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
10 03 2024 1:27:18
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
09 03 2024 21:44:45
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
08 03 2024 13:21:12
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
07 03 2024 10:31:16
Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
06 03 2024 7:39:49
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
05 03 2024 10:20:58
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
04 03 2024 10:12:23
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
03 03 2024 0:13:14
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
02 03 2024 17:54:44
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
01 03 2024 19:59:10
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
29 02 2024 4:17:35
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
28 02 2024 5:57:54
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
27 02 2024 0:17:24
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
26 02 2024 11:17:22
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
25 02 2024 23:14:10
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...
24 02 2024 12:16:25
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
23 02 2024 15:47:52
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
22 02 2024 22:32:59
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
21 02 2024 9:30:53
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
20 02 2024 2:37:39
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
19 02 2024 2:44:18
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
18 02 2024 0:22:48
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
17 02 2024 23:18:33
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
16 02 2024 23:26:13
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
15 02 2024 22:17:16
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
14 02 2024 23:19:56
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
13 02 2024 19:49:16
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
12 02 2024 2:30:19
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
11 02 2024 16:51:20
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
10 02 2024 6:30:45
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
09 02 2024 6:17:45
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
08 02 2024 12:14:53
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
07 02 2024 16:56:58
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
06 02 2024 20:41:19
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
05 02 2024 19:21:20
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
04 02 2024 18:31:39
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
03 02 2024 10:24:48
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
02 02 2024 2:13:40
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
01 02 2024 23:21:58
В работе определены функции гражданского политического образования....
31 01 2024 8:34:48
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
30 01 2024 2:13:42
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
29 01 2024 19:17:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::