Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

Цели и задачи урока.
- закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А.Столыпина;
- формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументировано защищать собственную точку зрения.
- выpaбатывать исследовательские навыки изучения исторического материала;
- воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии.
Оборудование урока.
- портрет П.А.Столыпина
- плакаты, подготовленные учащимися со стороны
защиты и обвинения.
Варианты:
- “Столыпин – великий реформатор России”;
- “Довольно террора и насилия в истории России”;
- “Гений и злодейство – вещи несовместимые?!”;
- “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России” П.А.Столыпин.
Предварительная подготовка к уроку, распределение ролей, изучение исторического материала.
- Ученик – биограф П.А.Столыпина;
- Обвинитель – прокурор;
- Защитник – адвокат;
- Судья – учитель (9 класс) или подготовленный ученик (11 класс);
- Свидетели обвинения:
- Представитель депутата Государственной Думы;
- Крестьяне;
- Свидетели защиты:
- представитель депутата Шульгина;
- историк-эксперт;
Ход урока
Вступительное слово судьи.
оглашение темы заседания, представление защиты и обвинения, других участников процесса и обращение к присяжным о необходимости вынесения справедливого вердикта.
Слово биографу П.А.Столыпина с краткой биографической справкой.
Судья: - Приступаем к обсуждению темы нашего заседания – оценка деятельности Столыпина. В жизни и деятельности П.А.Столыпина мы выделим два главных момента, определяющих его роль во внутренней политике России. Это отношение к революции в России и аграрной реформе. 1905 г. застал Столыпина на посту губернатора обширной Саратовской губернии, а в 1906 г. он становится Председателем Совета министров и сохраняет пост министра внутренних дел.
Приступим. Слово стороне обвинения.
Прокурор: - Ваша честь! Господа присяжные! Обсуждая здесь реакционную деятельность премьер-министра России в период с 1906-1911годов,
Судья: - Прошу без оценок
Прокурор: - Хорошо, продолжаю…Премьер-министр П.А. Столыпин еще в 1905 г., будучи губернатором Саратова, принял ряд мер карательного хаpaктера против революционеров, т.е. рабочих и крестьян; был организатором черносотенного движения. Так было собрано около 60 тыс. рублей, губернский город разбили на три части, в каждой из которых открыли “народные клубы”, ставшие центрами черносотенной пропаганды и опopными пунктами для создания черносотенных дружин. Всякий раз, когда в городе начинались демонстрации, правые устраивали контрдемонстрации. Каждый нес корзину с камнями, а во главе колонны шли самые дюжие молодцы. Получая камни из задних рядов, они беспрерывно швыряли их в демонстрантов. Руками черносотенцев, стараясь не прибегать к помощи войск, Столыпин боролся с революционным движением в Саратове. Как руководитель полицейского аппарата Столыпина заслужил ненависть революционной России. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке был принят указ о военно-полевых судах широкомасштабное применение этого закона началось пpaктически сразу же после его опубликования. Официальных сведений о числе жертв военно0полевых судов нет. Но есть исторические исследования. Прошу предоставить слово историку-эксперту.
Судья: - Прошу.
Историк-эксперт: - “По подсчетам исследователей за 8 месяцев (август 1906 г. – апрель 1907г.) военно-полевые суды вынесли 1102 cмepтельных приговора. Через 8 месяцев военно-полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались такой же жестокостью, по неполным сведениям в 1906-1910 гг. были казнены 3825 человек” (Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. “Наше Отечество. Опыт политической истории т.1 стр.238 М, 1991)
Прокурор: - В повседневной обиход вошли выражения “столыпинский галстук” - петля, “столыпинские качели” - виселица, “столыпинский” арестантский вагон. Мы обвиняем Столыпина в непосредственной причастности к террору. В качестве свидетеля прошу вызвать представителя великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Свидетель обвинения: - Господа, имею честь, представлять здесь графа Толстого и прошу заслушать высказывание Л.Н. о кровавом правительственном терроре против народа в статье Толстого “Не могу молчать!”: “…И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела… А те, кто главные виновники и попустители этих ужасных преступлений всех законов божеских и человеческих - г-н Столыпин говорит бесчеловечные, глупые, чтоб не сказать отвратительные, спокойные речи…”.
Судья: - Есть ли вопросы со стороны защиты?
Адвокат: - Есть. Как относился Л.Н. к насилию со стороны революционеров?
Свидетель обвинения: Л.Толстой был против насилия от кого бы оно не исходило, он проповедовал непротивлению злу.
Адвокат: Благодарю, в таком случае прошу пригласить моего свидетеля историка эксперта.
Свидетель защиты историк-эксперт: “12 августа 1906 г. к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами. Опытный швейцар сразу заметил несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали незнакомцы. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они наткнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели, и взрывом мгновенно разметали дачу.
В приемной министра в это время собралось много посетителей, поэтому число жертв оказалось очень большим. Убито было 27 человек, в том числе два террориста, принадлежавшие к одной из максималистских групп. Среди раненых оказались трехлетний сын Столыпина и 14-летняя дочь. Сын вскоре поправился, у дочери же были раздроблены ноги, и она года два не могла ходить. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где он в момент взрыва и находился”.
Адвокат: - Повторите, когда это случилось?
Свидетель: 12 августа 1906 года.
Адвокат: А указ о военно-полевых судах принят 19 августа 1906 г. Так кто же начал кровавый террор в России, господа присяжные заседатели?! И что заявил Столыпин по этому поводу, прошу Вас господин эксперт?
Свидетель защиты: Столыпин, оправдывая свою политику, заявил: “Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, таможенного дела правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции”. И обращаясь к левым фpaкциям в Государственной Думе, он произнес знаменитые слова: “Вам нужны великие потрясения, нам же нужна великая Россия”.
Адвокат: - Господа присяжные, обратите внимание, речь идет о защите мирных жителей и порядка в стране, не о собственной безопасности заботился Петр Аркадьевич, сам он был очень мужественный человек. Прошу пригласить свидетеля В.В.Шульгина, депутата Государственной Думы.
Свидетель Шульгин: - Однажды губернатор оказался без охраны перед лицом взволнованного схода, и “один дюжий парень пошел на него с дубиной”. Не растерявшись, Столыпин бросил ему шинель: “Подержи!” - буян опешил, послушно подхватил шинель и выронил дубину. (Хрестоматия, стр.174)
Прокурор: - Господин Шульгин, Вы считаете личное мужество Столыпина оправдывает его политику террора?!
Свидетель Шульгин: - Это хаpaктеристика личности выдающегося политического деятеля.
Судья: Переходим кредитной организации второму, основному вопросу в оценке деятельности Столыпина – к аграрной реформе. Прошу, слово защите.
Адвокат: “Величайшая заслуга Столыпина в его необходимости экономической модернизации России. В отличие от Витте он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. И отнюдь не случайно реформа получила название “столыпинской”. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин считал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства” (Наше Отечество, т.1 стр.241-242).
/Далее излагается суть аграрной реформы. Составной частью аграрной реформы была переселенческая политика…/
впечатляющими были экономические результаты реформы. Прошу господина историка-эксперта ознакомить Высокий суд с цифрами – показателями результатов реформ.
Свидетель историк-эксперт:
- Ликвидирован дефицит денег в государственном бюджете;
- 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;
- из европейской России переселилось 3 млн хозяйств;
- доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей;
- производство зерна к 1913г. увеличилось против 1900г. в 1,5 раза.
(И.Липсиц. Экономика г.1 стр.45, М, 2004г.)
Судья: - Есть у стороны обвинения вопросы?
Прокурор: Да, дополнение, другие цифры. Главный порок реформы состоял в том, что рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. Реформа не тронула помещичьего землевладения. Поместное дворянство не позволяло даже в малейшей степени задеть свои интересы. Через этот порог оказался неспособным переступить и Столыпин. В данном случае он проявил себя не как государственный деятель, а как владелец четырех имений. Не учтены живучесть общинных порядков, стремление к уравниловке. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. От 70% до 90% вышедших из общины сохранили связи с общиной. Прошу вызвать свидетеля-крестьянина д.Засорино Никольского уезда Вологодской губернии.
Свидетель-крестьянин: - Мы тут жалобу составили царю-батюшке:
“Умоляем Ваше Величество не распространять на нас закона относительно отрубных участков. Мы обладаем малым количеством земли и применение его разорит нас. Кроме того, лучшие участки земли забирают состоятельные крестьяне, оставляя нам непригодную. Указ 9 ноября 1906 года вовсе неподходящий. Землю-то мы каждый год делим, с последнего передела у одних на едока оказалось3/4 десятины земли, у других
7 1/2 десятины. Что же тот крестьянин станет делать со своей семьей, у которого по 3/4десятины на человека. У него была одна надежда дождаться передела: землицы на ребятишек дадут.”
телеграмма подписана крестьянами 1000 дворов. (Долуцкий, История России XX в., М, 1998г.).
Судья: Есть вопросы со стороны защиты?
Адвокат: А есть ли в вашей деревне крепкие хозяйства?
Крестьянин: - Есть, как не быть, да мало.
Адвокат: - Вот Столыпин и хотел, чтобы таких крепких хозяйств фермерского типа было как можно больше, ставка “не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных…
…Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету. Самое страшное и позорное рабство – это рабство от нищеты”. П.Столыпин (Возможно изложение проекта других государственных преобразований).
Прокурор: - Позвольте, Ваша честь, Столыпин не имел поддержки и среди значительной части дворянства и среди левой оппозиции, что доказывает несостоятельность реформ. К тому же правительство готовило роспуск II Думы. И в этом тоже была реакционная роль Столыпина.
Адвокат: - Протестуем. Во главе заговора против Думы стоял царь. Его мало интересовали хутора и отруба, но раздражала левая Дума. Прошу эксперта-историка зачитать выступление мемуариста Изгоева А.С.
Свидетель эксперт-историк: - Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле едва ли не против своего желания. Речь шла о судьбе реформы, которую он считал своим кровным делом и ради нее был готов пожертвовать какой угодно буквой закона… Царь потерял терпение и в личной записке Столыпину напомнил, что “пора треснуть” и 3 июня 1907 г. II Дума была распущена” (Хрестоматия, стр.186).
1 сентября 1911 г. Столыпин был cмepтельно ранен в Киевском государственном театре.
Адвокат: Спасибо. Итак, мы видим, что Столыпин стал заложником обстоятельств. И то, что власть блокировала серьезные преобразования, доказывает библейскую истину “Нет пророка в своем отечестве”. Но это ни в коей мере не умоляет значения деятельности Столыпина как великого реформатора.
Судья: Приступаем к заключительному прению сторон.
Слово – стороне обвинения.
Слово – стороне защиты.
Присяжные удаляются на совещание, старшина присяжных выносит вердикт.
Учитель благодарит за урок, дает анализ, оценку деятельности учащихся, если считает необходимым.
Литература:
- Книга для чтения. Хрестоматия для старшеклассников. ч.II. Тула, 1995г.
- Хрестоматия по истории России пер.пол.XX в. составитель Хромова И.С..М, 1995г.
- Долуцкий. История России XX в., М. 1998г.
- Энциклопедия для детей. История XX в. М, 2004г.
- Учебники по курсу истории России XX в. 9, 11 классы.
- Наше Отечество. Опыт политической истории. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. т.1, М., 1991г.
- Статья Л.Н.Толстого “Не могу молчать!”.
- Э.Володарский “Столыпин. Невыученные уроки”.
- Г.Сидоровнин “П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество”
- А.Савеличев “Столыпин”.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
26 01 2021 15:33:56
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
25 01 2021 23:25:15
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
24 01 2021 21:46:57
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
23 01 2021 21:22:47
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
22 01 2021 1:35:12
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
21 01 2021 12:59:55
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
20 01 2021 9:54:44
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
19 01 2021 23:22:14
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
18 01 2021 14:23:52
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
17 01 2021 1:15:56
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 01 2021 16:10:29
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
15 01 2021 11:24:54
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
14 01 2021 17:53:29
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
13 01 2021 15:20:22
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
12 01 2021 17:52:44
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
11 01 2021 17:32:48
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
10 01 2021 5:35:58

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
09 01 2021 5:55:12
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
08 01 2021 23:59:47
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
07 01 2021 21:39:41
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
06 01 2021 23:14:10
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
05 01 2021 10:31:15
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
04 01 2021 7:58:49
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
03 01 2021 5:38:14
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
02 01 2021 12:54:10
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
01 01 2021 9:58:29
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
31 12 2020 9:20:37
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
30 12 2020 15:21:22
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
29 12 2020 18:42:25
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
28 12 2020 8:46:14
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
27 12 2020 13:50:37
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
26 12 2020 9:21:42
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
25 12 2020 16:40:29
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
24 12 2020 12:52:19
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
23 12 2020 16:33:45
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
22 12 2020 7:49:46
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
21 12 2020 13:10:59
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
20 12 2020 20:38:14
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
19 12 2020 20:20:22
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
18 12 2020 7:34:27
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
17 12 2020 19:41:13
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
16 12 2020 7:44:44
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
15 12 2020 16:27:40
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
14 12 2020 23:43:22
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
13 12 2020 3:39:22

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
12 12 2020 10:40:48

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
11 12 2020 23:32:19
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
10 12 2020 9:41:38
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
09 12 2020 8:50:12
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
08 12 2020 20:56:15
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
07 12 2020 0:33:45
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
06 12 2020 6:35:22
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
05 12 2020 6:23:39
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
04 12 2020 5:31:12
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
03 12 2020 7:35:35
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
02 12 2020 20:45:29

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
01 12 2020 1:54:59
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
30 11 2020 2:45:32
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
29 11 2020 13:38:15
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
28 11 2020 6:51:49
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
27 11 2020 20:42:48
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
26 11 2020 9:31:55
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
25 11 2020 14:13:35
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
24 11 2020 12:15:58
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
23 11 2020 11:40:49
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
22 11 2020 13:53:16
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
21 11 2020 17:31:45
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
20 11 2020 20:14:35
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
19 11 2020 11:26:47
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
18 11 2020 18:58:54
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
17 11 2020 23:15:13
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.).
...
16 11 2020 11:48:41
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
15 11 2020 23:50:31
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
14 11 2020 4:27:54
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
13 11 2020 20:35:49
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
12 11 2020 23:33:37
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
11 11 2020 2:55:38
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
10 11 2020 5:12:39
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
09 11 2020 23:40:22
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
08 11 2020 13:30:41
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
07 11 2020 1:38:55
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
06 11 2020 8:26:13
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
05 11 2020 23:13:29
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
04 11 2020 6:26:16
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
03 11 2020 6:28:25
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
02 11 2020 19:27:34
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
01 11 2020 0:36:13
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
31 10 2020 13:15:59
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
30 10 2020 9:54:24
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
29 10 2020 11:11:40
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
28 10 2020 19:25:21
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
27 10 2020 13:45:15
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
26 10 2020 0:59:22
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
25 10 2020 8:32:56
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
24 10 2020 18:51:24
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
23 10 2020 16:28:12
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
22 10 2020 0:10:51
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
21 10 2020 10:15:33
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
20 10 2020 19:47:46
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
19 10 2020 5:10:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::