История для молодежи    

Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

Цели и задачи урока.

  • закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А.Столыпина;
  • формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументировано защищать собственную точку зрения.
  • вырабатывать исследовательские навыки изучения исторического материала;
  • воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии.

Оборудование урока.

  • портрет П.А.Столыпина
  • плакаты, подготовленные учащимися со стороны защиты и обвинения.

    Варианты:

    • “Столыпин – великий реформатор России”;
    • “Довольно террора и насилия в истории России”;
    • “Гений и злодейство – вещи несовместимые?!”;
    • “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России” П.А.Столыпин.

Предварительная подготовка к уроку, распределение ролей, изучение исторического материала.

  • Ученик – биограф П.А.Столыпина;
  • Обвинитель – прокурор;
  • Защитник – адвокат;
  • Судья – учитель (9 класс) или подготовленный ученик (11 класс);
  • Свидетели обвинения:
  • Представитель депутата Государственной Думы;
  • Крестьяне;
  • Свидетели защиты:
    • представитель депутата Шульгина;
    • историк-эксперт;

Ход урока

Вступительное слово судьи.

оглашение темы заседания, представление защиты и обвинения, других участников процесса и обращение к присяжным о необходимости вынесения справедливого вердикта.

Слово биографу П.А.Столыпина с краткой биографической справкой.

Судья: - Приступаем к обсуждению темы нашего заседания – оценка деятельности Столыпина. В жизни и деятельности П.А.Столыпина мы выделим два главных момента, определяющих его роль во внутренней политике России. Это отношение к революции в России и аграрной реформе. 1905 г. застал Столыпина на посту губернатора обширной Саратовской губернии, а в 1906 г. он становится Председателем Совета министров и сохраняет пост министра внутренних дел.

Приступим. Слово стороне обвинения.

Прокурор: - Ваша честь! Господа присяжные! Обсуждая здесь реакционную деятельность премьер-министра России в период с 1906-1911годов,

Судья: - Прошу без оценок

Прокурор: - Хорошо, продолжаю…Премьер-министр П.А. Столыпин еще в 1905 г., будучи губернатором Саратова, принял ряд мер карательного характера против революционеров, т.е. рабочих и крестьян; был организатором черносотенного движения. Так было собрано около 60 тыс. рублей, губернский город разбили на три части, в каждой из которых открыли “народные клубы”, ставшие центрами черносотенной пропаганды и опорными пунктами для создания черносотенных дружин. Всякий раз, когда в городе начинались демонстрации, правые устраивали контрдемонстрации. Каждый нес корзину с камнями, а во главе колонны шли самые дюжие молодцы. Получая камни из задних рядов, они беспрерывно швыряли их в демонстрантов. Руками черносотенцев, стараясь не прибегать к помощи войск, Столыпин боролся с революционным движением в Саратове. Как руководитель полицейского аппарата Столыпина заслужил ненависть революционной России. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке был принят указ о военно-полевых судах широкомасштабное применение этого закона началось практически сразу же после его опубликования. Официальных сведений о числе жертв военно0полевых судов нет. Но есть исторические исследования. Прошу предоставить слово историку-эксперту.

Судья: - Прошу.

Историк-эксперт: - “По подсчетам исследователей за 8 месяцев (август 1906 г. – апрель 1907г.) военно-полевые суды вынесли 1102 смертельных приговора. Через 8 месяцев военно-полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались такой же жестокостью, по неполным сведениям в 1906-1910 гг. были казнены 3825 человек” (Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. “Наше Отечество. Опыт политической истории т.1 стр.238 М, 1991)

Прокурор: - В повседневной обиход вошли выражения “столыпинский галстук” - петля, “столыпинские качели” - виселица, “столыпинский” арестантский вагон. Мы обвиняем Столыпина в непосредственной причастности к террору. В качестве свидетеля прошу вызвать представителя великого русского писателя Л.Н.Толстого.

Свидетель обвинения: - Господа, имею честь, представлять здесь графа Толстого и прошу заслушать высказывание Л.Н. о кровавом правительственном терроре против народа в статье Толстого “Не могу молчать!”: “…И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела… А те, кто главные виновники и попустители этих ужасных преступлений всех законов божеских и человеческих - г-н Столыпин говорит бесчеловечные, глупые, чтоб не сказать отвратительные, спокойные речи…”.

Судья: - Есть ли вопросы со стороны защиты?

Адвокат: - Есть. Как относился Л.Н. к насилию со стороны революционеров?

Свидетель обвинения: Л.Толстой был против насилия от кого бы оно не исходило, он проповедовал непротивлению злу.

Адвокат: Благодарю, в таком случае прошу пригласить моего свидетеля историка эксперта.

Свидетель защиты историк-эксперт: “12 августа 1906 г. к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами. Опытный швейцар сразу заметил несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали незнакомцы. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они наткнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели, и взрывом мгновенно разметали дачу.

В приемной министра в это время собралось много посетителей, поэтому число жертв оказалось очень большим. Убито было 27 человек, в том числе два террориста, принадлежавшие к одной из максималистских групп. Среди раненых оказались трехлетний сын Столыпина и 14-летняя дочь. Сын вскоре поправился, у дочери же были раздроблены ноги, и она года два не могла ходить. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где он в момент взрыва и находился”.

Адвокат: - Повторите, когда это случилось?

Свидетель: 12 августа 1906 года.

Адвокат: А указ о военно-полевых судах принят 19 августа 1906 г. Так кто же начал кровавый террор в России, господа присяжные заседатели?! И что заявил Столыпин по этому поводу, прошу Вас господин эксперт?

Свидетель защиты: Столыпин, оправдывая свою политику, заявил: “Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, таможенного дела правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции”. И обращаясь к левым фракциям в Государственной Думе, он произнес знаменитые слова: “Вам нужны великие потрясения, нам же нужна великая Россия”.

Адвокат: - Господа присяжные, обратите внимание, речь идет о защите мирных жителей и порядка в стране, не о собственной безопасности заботился Петр Аркадьевич, сам он был очень мужественный человек. Прошу пригласить свидетеля В.В.Шульгина, депутата Государственной Думы.

 

Свидетель Шульгин: - Однажды губернатор оказался без охраны перед лицом взволнованного схода, и “один дюжий парень пошел на него с дубиной”. Не растерявшись, Столыпин бросил ему шинель: “Подержи!” - буян опешил, послушно подхватил шинель и выронил дубину. (Хрестоматия, стр.174)

Прокурор: - Господин Шульгин, Вы считаете личное мужество Столыпина оправдывает его политику террора?!

Свидетель Шульгин: - Это характеристика личности выдающегося политического деятеля.

Судья: Переходим кредитной организации второму, основному вопросу в оценке деятельности Столыпина – к аграрной реформе. Прошу, слово защите.

Адвокат: “Величайшая заслуга Столыпина в его необходимости экономической модернизации России. В отличие от Витте он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. И отнюдь не случайно реформа получила название “столыпинской”. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин считал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства” (Наше Отечество, т.1 стр.241-242).

/Далее излагается суть аграрной реформы. Составной частью аграрной реформы была переселенческая политика…/

впечатляющими были экономические результаты реформы. Прошу господина историка-эксперта ознакомить Высокий суд с цифрами – показателями результатов реформ.

Свидетель историк-эксперт:

  • Ликвидирован дефицит денег в государственном бюджете;
  • 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;
  • из европейской России переселилось 3 млн хозяйств;
  • доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей;
  • производство зерна к 1913г. увеличилось против 1900г. в 1,5 раза.

(И.Липсиц. Экономика г.1 стр.45, М, 2004г.)

Судья: - Есть у стороны обвинения вопросы?

Прокурор: Да, дополнение, другие цифры. Главный порок реформы состоял в том, что рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. Реформа не тронула помещичьего землевладения. Поместное дворянство не позволяло даже в малейшей степени задеть свои интересы. Через этот порог оказался неспособным переступить и Столыпин. В данном случае он проявил себя не как государственный деятель, а как владелец четырех имений. Не учтены живучесть общинных порядков, стремление к уравниловке. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. От 70% до 90% вышедших из общины сохранили связи с общиной. Прошу вызвать свидетеля-крестьянина д.Засорино Никольского уезда Вологодской губернии.

Свидетель-крестьянин: - Мы тут жалобу составили царю-батюшке:

“Умоляем Ваше Величество не распространять на нас закона относительно отрубных участков. Мы обладаем малым количеством земли и применение его разорит нас. Кроме того, лучшие участки земли забирают состоятельные крестьяне, оставляя нам непригодную. Указ 9 ноября 1906 года вовсе неподходящий. Землю-то мы каждый год делим, с последнего передела у одних на едока оказалось3/4 десятины земли, у других

7 1/2 десятины. Что же тот крестьянин станет делать со своей семьей, у которого по 3/4десятины на человека. У него была одна надежда дождаться передела: землицы на ребятишек дадут.”

телеграмма подписана крестьянами 1000 дворов. (Долуцкий, История России XX в., М, 1998г.).

Судья: Есть вопросы со стороны защиты?

Адвокат: А есть ли в вашей деревне крепкие хозяйства?

Крестьянин: - Есть, как не быть, да мало.

Адвокат: - Вот Столыпин и хотел, чтобы таких крепких хозяйств фермерского типа было как можно больше, ставка “не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных…

…Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету. Самое страшное и позорное рабство – это рабство от нищеты”. П.Столыпин (Возможно изложение проекта других государственных преобразований).

Прокурор: - Позвольте, Ваша честь, Столыпин не имел поддержки и среди значительной части дворянства и среди левой оппозиции, что доказывает несостоятельность реформ. К тому же правительство готовило роспуск II Думы. И в этом тоже была реакционная роль Столыпина.

Адвокат: - Протестуем. Во главе заговора против Думы стоял царь. Его мало интересовали хутора и отруба, но раздражала левая Дума. Прошу эксперта-историка зачитать выступление мемуариста Изгоева А.С.

Свидетель эксперт-историк: - Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле едва ли не против своего желания. Речь шла о судьбе реформы, которую он считал своим кровным делом и ради нее был готов пожертвовать какой угодно буквой закона… Царь потерял терпение и в личной записке Столыпину напомнил, что “пора треснуть” и 3 июня 1907 г. II Дума была распущена” (Хрестоматия, стр.186).

1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киевском государственном театре.

Адвокат: Спасибо. Итак, мы видим, что Столыпин стал заложником обстоятельств. И то, что власть блокировала серьезные преобразования, доказывает библейскую истину “Нет пророка в своем отечестве”. Но это ни в коей мере не умоляет значения деятельности Столыпина как великого реформатора.

Судья: Приступаем к заключительному прению сторон.

Слово – стороне обвинения.

Слово – стороне защиты.

Присяжные удаляются на совещание, старшина присяжных выносит вердикт.

Учитель благодарит за урок, дает анализ, оценку деятельности учащихся, если считает необходимым.

Литература:

  1. Книга для чтения. Хрестоматия для старшеклассников. ч.II. Тула, 1995г.
  2. Хрестоматия по истории России пер.пол.XX в. составитель Хромова И.С..М, 1995г.
  3. Долуцкий. История России XX в., М. 1998г.
  4. Энциклопедия для детей. История XX в. М, 2004г.
  5. Учебники по курсу истории России XX в. 9, 11 классы.
  6. Наше Отечество. Опыт политической истории. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. т.1, М., 1991г.
  7. Статья Л.Н.Толстого “Не могу молчать!”.
  8. Э.Володарский “Столыпин. Невыученные уроки”.
  9. Г.Сидоровнин “П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество”
  10. А.Савеличев “Столыпин”.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники георгиевской славы!"

Исторический образ Св. Георгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Георгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана характеристика образа Св. Георгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

19 11 2019 5:31:31

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: К В Н, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 11 2019 6:42:35

Информационные технологии в преподавании истории

Урок на тему « Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

17 11 2019 6:21:46

Религия как феномен культуры. 8-й класс

Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....

16 11 2019 23:30:57

Формирование информационной грамотности в условиях работы в рамках развивающих личностно-ориентированных образовательных систем и федеральных государственных образовательных стандартов образования второго поколения.

В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы " Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....

15 11 2019 8:17:57

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

14 11 2019 17:12:33

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

13 11 2019 11:46:42

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

12 11 2019 22:48:27

Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)

Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....

11 11 2019 23:26:30

М.В. Ломоносов – великий человек России

Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....

10 11 2019 0:58:51

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

09 11 2019 0:20:23

Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"

Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....

08 11 2019 11:34:55

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

07 11 2019 23:47:17

Урок истории по теме "История Древнего мира"

Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу " История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....

06 11 2019 16:47:38

Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"

Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....

05 11 2019 15:15:45

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

04 11 2019 14:51:47

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

03 11 2019 1:25:34

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....

02 11 2019 17:22:22

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

01 11 2019 1:22:39

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А. В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М. В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...

31 10 2019 11:22:38

Эпоха Петра Великого

Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии К С О. ...

30 10 2019 7:24:48

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

29 10 2019 13:47:23

Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс

Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....

28 10 2019 11:45:11

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – " Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока " Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

27 10 2019 15:30:48

Сценарий пресс-конференции, посвященной 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда

" Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....

26 10 2019 4:12:54

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

25 10 2019 21:42:45

Историографические версии происхождения Первой мировой войны

Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме " Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

24 10 2019 15:46:10

Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"

Данный урок помогает понять детям, почему же икона « Троица» А. Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....

23 10 2019 3:31:23

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

Урок " Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХI Х века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1 Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

22 10 2019 9:34:35

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России Х Х века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....

21 10 2019 0:58:48

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

20 10 2019 13:23:12

Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....

19 10 2019 8:52:49

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Цель урока: сравнить рабовладение в С Ш А и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства С Ш А и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....

18 10 2019 15:27:35

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

17 10 2019 15:59:55

Викторина "Путешествие по Японии"

Итоговое занятие после изучения темы « Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....

16 10 2019 10:19:58

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

15 10 2019 7:14:41

Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

14 10 2019 0:47:27

Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности

В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...

13 10 2019 0:55:49

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

12 10 2019 6:25:24

Философия человека. Самопознание

В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании « Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....

11 10 2019 19:26:22

Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"

Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов команды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Команды состоят из трёх человек. Одна команда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...

10 10 2019 13:55:36

Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития

В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...

09 10 2019 14:23:29

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....

08 10 2019 9:54:47

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

07 10 2019 21:37:46

Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....

06 10 2019 19:58:55

«Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс

Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....

05 10 2019 18:24:59

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

04 10 2019 10:25:47

Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"

Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...

03 10 2019 18:26:42

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"

Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

02 10 2019 13:40:58

Педагогический проект "Интерактивные методы обучения на уроках обществознания"

В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....

01 10 2019 20:30:24

Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

30 09 2019 3:58:20

Информационные технологии на уроках истории

Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....

29 09 2019 15:38:33

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....

28 09 2019 1:57:27

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....

27 09 2019 19:53:55

Путешествие в мир истории

Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

26 09 2019 12:43:54

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

25 09 2019 10:33:18

Тема урока: "Куликовская битва"

Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...

24 09 2019 10:54:33

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

23 09 2019 4:43:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций (" Багратион", " Ост", " Цитадель", " Кремль", " Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А. Р. Никифорова " Жуков – великий полководец"; Б. Полевого " Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

22 09 2019 20:22:30

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

21 09 2019 19:15:50

Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"

Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....

20 09 2019 3:21:48

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

19 09 2019 7:55:26

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....

18 09 2019 19:58:24

Применение программы PowerPoint на уроках истории

Урок по теме " Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....

17 09 2019 3:48:17

Программа элективного курса в 9-х классах "История глазами компьютера"

Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...

16 09 2019 1:24:51

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

15 09 2019 22:47:24

Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Урок " Поиск клада" по теме « Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....

14 09 2019 2:19:19

Город и село

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу " Плюсы и минусы городской жизни"....

13 09 2019 14:29:52

Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс

Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....

12 09 2019 9:22:15

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

11 09 2019 18:13:20

Страны Латинской Америки на современном этапе

Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...

10 09 2019 14:19:32

Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"

В форме игры " Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме " Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы " Орден шёлкового умника". ...

09 09 2019 8:36:27

Аукцион выпускников

Внеурочное мероприятие проводится выпускниками М К О У « Унъюганская С О Ш № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда « Подари жизнь»....

08 09 2019 16:26:25

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

07 09 2019 23:34:14

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности

Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....

06 09 2019 3:37:29

Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....

05 09 2019 23:34:16

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

04 09 2019 6:39:25

Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)

Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме « Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям Е Г Э по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов Е Г Э по истории 2014–2015гг....

03 09 2019 10:19:45

Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс

На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале Х Х в....

02 09 2019 7:38:57

Развитие образования в России в XIX – XX вв.

Урок с использованием экспонатов музея « История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема « Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме практического занятия....

01 09 2019 9:27:11

"Есть только миг между прошлым и будущим.."

Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

31 08 2019 15:56:21

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

30 08 2019 2:24:47

Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

Разработка урока " Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу " История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

29 08 2019 10:59:13

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

28 08 2019 18:58:38

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

27 08 2019 20:15:15

Роль музеев в исследовательских работах учащихся

Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....

26 08 2019 5:13:39

Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»

Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....

25 08 2019 8:26:19

Начальная история села Тейкова

Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстрактное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти " Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

24 08 2019 16:49:28

"Мы живем в Красноярском крае"

Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....

23 08 2019 9:15:56

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

22 08 2019 8:35:23

Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!"

Сценарий разработан в рамках работы над проектом « Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу « Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....

21 08 2019 8:17:20

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

20 08 2019 13:21:35

Формирование правового самосознания членов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

19 08 2019 8:44:34

Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...

18 08 2019 9:32:32

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

17 08 2019 23:24:38

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

В работе представлена классификация активных и интерактивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в практическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....

16 08 2019 1:36:41

Открытый урок. Обобщающее повторение по теме: "Создание державы Александра Македонского"

В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме « Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А. Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....

15 08 2019 16:53:58

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

14 08 2019 20:37:48

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном характере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

13 08 2019 5:56:53

Политико-правовая игра "Выборы"

В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания " Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного пространства, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

12 08 2019 4:23:29

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

11 08 2019 10:41:36

Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс

Итоговый урок по разделу « Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...

10 08 2019 15:20:48

Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс

Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...

09 08 2019 3:37:32

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

08 08 2019 15:58:55

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

07 08 2019 2:56:19

Дидактическая игра "Дерзновению подобно"

Дидактическая командная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта « Исторический центр Санкт- Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия Ю Н Е С К О. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт- Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....

06 08 2019 16:10:45

Внеклассное мероприятие по формированию навыков толерантного общения и профилактике экстремизма

В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....

05 08 2019 7:44:39

Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"

Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....

04 08 2019 6:38:17

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

03 08 2019 1:49:14

Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"

Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....

02 08 2019 21:58:27

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

01 08 2019 7:30:59

Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

В статье представлен урок по теме « Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....

31 07 2019 19:13:20

Образование единог Русского государства. Россия при Иване III

Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на практике....

30 07 2019 14:21:47

Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"

Урок является вторым в блоке « Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...

29 07 2019 1:54:45

Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"

Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее « Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....

28 07 2019 23:10:42

Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина

В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ " Средневековье", " Русь и Византия", схема опорного конспекта " Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н. В Загладина для 10-го класса " Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....

27 07 2019 3:43:43

Интегрированный урок "история + литература" по теме "Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов"

Представлен интегрированный урок история + литература по теме « Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....

26 07 2019 20:59:28

Урок-игра "Брейн-ринг" по обществознанию "Экономическая сфера". 8-й класс

Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного пространства....

25 07 2019 11:23:56

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

24 07 2019 14:25:46

Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс

Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...

23 07 2019 16:21:44

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

22 07 2019 1:36:14

Религия Древнего Египта

Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая « История Древнего мира», М., « Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

21 07 2019 1:28:18

Обобщающий урок новой истории. 7-й класс

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой команды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....

20 07 2019 6:58:30

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

19 07 2019 0:11:24

Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития С С С Р после смерти И. В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

18 07 2019 17:59:24

Урок по истории Отечества на тему "Вера благодатная". 6-й класс

Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С. В. Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....

17 07 2019 8:17:58

Педагогическая мастерская по теме "Этнос: нации и народности". 8-й класс

Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме « Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный характер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....

16 07 2019 0:10:57

Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...

15 07 2019 9:34:21

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д. Кейнсу, К. Мюрдалю, Д. Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей " Модели цивилизационного развития". ...

14 07 2019 7:14:37

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

13 07 2019 0:49:48

Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательских и проектных работ

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....

12 07 2019 17:52:24

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

11 07 2019 19:55:42

Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."

Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....

10 07 2019 23:17:41

Урок истории "Древний мир: менталитет воина"

Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....

09 07 2019 9:17:42

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Весь материал урока направлен на то, чтобы " Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль " Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

08 07 2019 16:53:41

Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."

<p> Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p> ...

07 07 2019 23:21:49

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

06 07 2019 23:22:49

Урок обществознания по теме "Рынок труда"

Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охарактеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

05 07 2019 22:42:24

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

04 07 2019 3:58:28

Итоговое повторение новой истории в 8-м классе "Мир в XIX веке"

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде командного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 команды по 3–5 человек, каждая команда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается команда, набравшая больше баллов....

03 07 2019 16:10:18

Путешествие в мир истории

Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

02 07 2019 10:46:11

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....

01 07 2019 18:37:56

Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему "Арабский халифат"

Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....

30 06 2019 9:37:14

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

29 06 2019 0:57:22

Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин Р Ф" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...

28 06 2019 16:42:15

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

27 06 2019 7:41:26

Папа, мама и я — музыкальная семья

Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....

26 06 2019 2:39:39

Урок истории по теме "Дружба". 5-й класс

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию " Основы религиозных культур и светской этики"....

25 06 2019 21:35:22

Программа элективного предмета "Основы политологии"

Программа элективного предмета " Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает практическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...

24 06 2019 4:42:20

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

23 06 2019 13:26:20

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.