Конституционное право. Основы конституционного строя России
Цели урока:
- Школьники должны уяснить смысл понятий конституция, конституционное право.
- Ученики узнают об основах конституционного строя России.
Вопросы урока.
- Что такое конституция и конституционное право?
- Какова основная особенность Конституции РФ?
- Основы конституционного строя России.
- Федеративное государство.
Основные понятия: конституционное право, конституция, конфедерация, суверенитет, унитарное государство, федерация.
Оборудование урока: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ (у каждого ученика или 1 на парту), медиаустановка.
Презентация
1. КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество, как образуются органы власти (центральные и местные), избирательная система каковы основные права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг и столица государства.
Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на её содержание, подчиняться ей, соответствовать её положениям.
Верховенство означает, что она по значимости и юридической силе является основным законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории России. Если какой-то закон противоречит конституции, он получает наименование антиконституционного. Также оценивается и любое действие, идущее вразрез “с духом” и “буквой” Конституции. Такие законы подлежат отмене.
Для законов и иных правовых актов Конституция является юридической базой. Она устанавливает:
- виды правовых актов, принимаемых государственными органами, соотношение (иерархию) таких актов;
- определяет сферу и объекты законодательного регулирования;
- прямо называет законы, которые должны быть приняты.
Юридические свойства Конституции:
- верховенство;
- высшая юридическая сила;
- юридическая база законодательства
В юридической науке и пpaктике Конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права – конституционное (государственное) право.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.
2. КОНСТИТУЦИОННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.
- Конституция РСФСР 1918 г., провозгласила государство диктатуры пролетариата, республику Советов.
- Конституция РСФСР 1925 г. – первая Конституция учредителя и члeна Союза ССР.
- Конституция РСФСР 1937 г., объявившая Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу, которой составили Советы депутатов трудящихся.
- Конституция РСФСР 1978 г., провозгласившая построение “общенародного государства” и “развитого социализма”.
- Конституция Российской Федерации 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством.
Впервые вопрос о принятии новой Конституции был поставлен I съездом народных депутатов РСФСР, создавшим Конституционную комиссию. Результатом её работы стал проект, опубликованный в ноябре 1990 г. Следующий шаг в конституционной реформе был сделан Президентом, который в поиске выхода из затянувшегося политического кризиса, прервал деятельность I Съезда. Указ Президента РФ от 14 сентября 1993 №1400 “О поэтапной конституционной реформе в РФ” и последовавшие за ним указы, Конституция, законодательство объявлялись действующими лишь в части, не противоречащей Указу; назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Президентом было принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование, порядок и условия, проведения которого определялись Положением, утверждённым Указом Президента от 15 октября 1993 г.
Согласно Положению, Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более 50% избирателей, участвующих в голосовании. Референдум считают состоявшимся, если в нём приняло участие не менее 50% зарегистрированных избирателей, и действительным, если при его проведении не были допущены нарушения Положения о всенародном голосовании, которые не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Итоги референдума по проекту Конституции РФ, проводившегося 12 декабря 1993, подвела Центральная избирательная комиссия. Она признала выборы состоявшимися, поскольку в них участвовало 54,8% избирателей. Новая Конституция РФ была принята. После вступления её в силу прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями.
Новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека.
3. Основы конституционного строя России.
Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.
Признаками конституционного строя являются:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:
- демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
- нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
- российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
- патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
- государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
- федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
- Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей члeнов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
- идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
- Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
4. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.
Формы государственного устройства – унитарное государство; федерация, конфедерация.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства хаpaктерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции.
Унитарные государства могут быть – многонациональными (Афганистан, Китай, Пакистан) и однонациональными (Венгрия, Египет, Япония)
ФЕДЕРАЦИЯ – состоит из ряда других государств или государственных образований – члeнов федерации (штатов, кантонов, земель, республик и др.) Каждое из них имеет своё административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично дело обстоит и с конституцией и законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.
Федеративные государства могут быть основаны по территориальному принципу (Германия, Мексика, США) и национально-территориальному признаку (Индия, Канада, Россия).
КОНФЕДЕРАЦИЯ представляет собой союз государств с номинальными (чисто формальными) правами конфедеративных органов, созданный для достижения определённых временных целей, после достижения, которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию. Поэтому конфедерации нередко называют непрочными государственными образованиями. Исторически существовали следующие конфедерации:
- Швейцарский союз – до 1848 г;
- Германский союз – в 1815-1866 гг;
- США – в 1776-1787 гг.
Сравнительная таблица, которые учащиеся оформляют в тетрадях.
ФЕДЕРАЦИЯ | КОНФЕДЕРАЦИЯ |
единая территория | у каждого государства своя территория |
единое гражданство | у каждого государства своё гражданство |
единые органы государственной власти и управления, издающие общеобязательные акты | наличие координирующих органов, имеющих право издать только рекомендательные акты |
единые вооружённые силы и система налогов | у каждого государства свои вооружённые силы и система налогов |
стабильный, постоянный союз | временный, нестабильный союз |
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Глава 3 Конституции РФ)
Конституция РФ 1993 устанавливает федеративное устройство России, исходя из идеи сохранения её государственной целостности и закрепления широких прав субъектов Федерации, позволяющих им самостоятельно решать вопросы их социально-экономического и политического развития, а также участвовать в делах Федерации.
Всего 6 видов субъектов в РФ общей численностью 89 (статья 65):
- 21 республика,
- 6 краёв,
- 49 областей,
- 2 города федерального значения,
- 1 автономная область,
- 10 автономных округов.
В последние 2 года произошло объединение отдельных округов.
Признаки РФ как суверенного федеративного государства:
- федеральная учредительная власть;
- территориальное верховенство РФ;
- федеральная правовая система;
- система высших федеральных органов государственной власти;
- федеральное гражданство;
- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность;
- единая кредитно-денежная система РФ;
- единые Вооружённые силы РФ;
- единая внешняя политика РФ;
- государственный язык;
- государственные символы РФ – флаг, герб, гимн, столица.
Полномочия, отнесённые к ведению РФ – ст.71
Совместные полномочия – ст.72,
Компетенция Субъектов – ст.73
Споры о компетенции между федеральными органами и органами субъектов РФ рассматриваются Конституционным судом РФ.
Домашнее задание: изучить главы 1 и 9 Конституции РФ.
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
18 03 2024 19:43:37
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
17 03 2024 7:25:10
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
16 03 2024 16:51:21
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
15 03 2024 2:13:22
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...
14 03 2024 2:55:49
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
13 03 2024 7:42:39
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
12 03 2024 19:30:21
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
11 03 2024 18:31:42
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
10 03 2024 22:24:20
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
09 03 2024 3:55:37
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
08 03 2024 5:28:48
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
07 03 2024 12:50:28
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
06 03 2024 4:42:47
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...
05 03 2024 22:17:10
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
04 03 2024 11:51:33
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
03 03 2024 21:42:49
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
02 03 2024 20:12:49
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
01 03 2024 20:22:52
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
29 02 2024 10:41:12
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
28 02 2024 23:23:51
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
27 02 2024 8:39:45
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
26 02 2024 18:32:49
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
25 02 2024 11:14:28
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
24 02 2024 22:54:19
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
23 02 2024 18:54:55
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...
22 02 2024 21:26:19
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
21 02 2024 19:37:21
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
20 02 2024 5:10:45
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
19 02 2024 0:24:18
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
18 02 2024 9:49:16
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
17 02 2024 0:16:28
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
16 02 2024 3:44:13
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
15 02 2024 11:19:39
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
14 02 2024 10:25:31
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
13 02 2024 22:50:18
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
12 02 2024 14:51:50
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
11 02 2024 23:39:18
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
10 02 2024 13:26:18
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
09 02 2024 3:18:41
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
08 02 2024 16:57:56
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
07 02 2024 15:45:13
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
06 02 2024 12:48:29
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
05 02 2024 6:49:14
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
04 02 2024 22:34:54
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
03 02 2024 10:21:14
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
02 02 2024 21:13:43
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
01 02 2024 17:16:28
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
31 01 2024 13:28:25
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
30 01 2024 10:42:14
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
29 01 2024 12:20:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::