История для молодежи    

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.

Проектирование – это особый, творческий вид деятельности, обладающий объективной и субъективной новизной, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами в педагогической практике используется как педагогический, так и ученический проект. Проектная деятельность способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры.

Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность образования. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом.

Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.

Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:

  • Помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
  • Представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
  • Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
  • Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.

Специфика информационных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации. Кроме того, информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции инновационных технологий и методов, реализовать их потенциальные возможности.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью новых информационных технологий. Проектная деятельность с использованием информационных технологий представляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень.

Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное – развивать умения активной познавательной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся преодолевают барьер незнания, неумения. Тем самым выстраивается «успешность» образовательного процесса с переходом на динамику дальнейшего саморазвития. Положительные результаты не заставят себя долго ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.

Примером организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий может служить интегрированный урок в 9 классе.

Циклограмма организации проектной деятельности в 9 классе

Тема проекта: «Серебряный век» русской культуры.

Учебный предмет: история, литература.

Участники: учащиеся 9 класса.

Продолжительность: 3 урока.

Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутришкольный, краткосрочный, коллективный.

Цель проекта: создание серии буклетов, представляющих основные направления в литературе и искусстве России начала 20 века.

Задачи проекта:

  • формирование представлений об основных тенденциях в развитии русской культуры начала 20 века;
  • формирование ключевых компетенций (поисковых, коммуникативных, рефлексорных, менеджерских), компьютерной и информационной культуры.

Роли: поисковики информации, компьютерщики, защитники продукта.

Ход проекта

Сроки Этап работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 урок. Подготовка и планирование. Формулировка совместно с руководителем проекта темы, постановка проблемы, выдвижение гипотез – путей решения проблемы, определение состава групп, распределение ролей:
  • определение источников информации (электронные учебники по истории, энциклопедии, Internet).
  • определение способа и анализа информации,
  • определение формы отчета,
  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса,
  • распределение обязанностей между членами группы.
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. В рамках общей темы каждая группа определяется с темой своего буклета.

Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировке темы буклета.
Между 1 и 2 уроком. Поисковый. Сбор информации. Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
2 урок. Обобщающий. Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта. Анализирую информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты. Наблюдает, советует.
Между 2 и 3 уроком.   Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите. Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты. Определят время для презентации.
3 урок. Представление или отчет результата работы. Публичная защита проекта. Представляют свои проекты на обобщающем уроке, обсуждают. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
После 3 урока. Оценка результатов и процесса. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Особенно актуальна и эффективна организация уроков истории с использованием ИКТ в классах третьего концентра. Примером организации урока с применением учительского проекта (Web – сайта) может служить урок в 11 классе по курсу «История Отечества».

Проект урока с использованием Web – сайта в 11 классе по курсу «История Отечества»

Тема: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Место темы в системе уроков: 3 урок в теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».

Тип: Урок изучения нового материала.

Форма: лабораторное занятие по учебнику и материалам Web – сайта размещенного на сетевом окружении школа.

Методы: программированный, эвристический.

Цели:

  • формирование яркого, целостного представления о фактах, событиях в развитии экономики, политики, культуры в годы войны и их интерпретация авторами учебника, формирование аргументации личностного оценочного суждения;
  • отработка и совершенствование основных умений и навыков, формирование компьютерной и информационной компетенции;
  • осознание ценности полученных знаний для усвоения последующих тем, умений и навыков для дальнейшей социализации, формирование нравственных качеств, чувства гордости за российский народ.

Ход урока

Этап Организация деятельности Деятельность учащихся Деятельность учителя
Мотивационно - ориентировочный. 1) Создание позитивного настроя на деятельность, вхождение в контакт.

2) Актуализация: тема, форма, цели данного урока, требования к оформлению результатов работы;

Настраиваются на восприятие нового материала, распределяются по группам, фиксируют тему урока. Проводит психологическую подготовку обучаемых, создает эмоциональный настрой. Мотивирует учащихся, определяет степень их готовности к восприятию нового материала. Выдает группам инструктивные карточки с заданиями и оценочные листы, проводит инструктаж.
Самостоятельное изучение нового материала. 1) Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.

2) Усвоение материала на уроке, применение его в измененной ситуации.

Каждый участник группы выполняет свое задание из инструктивной карты, используя текст учебника, таблицы, материалы Web – сайта «Великая война 1941 – 1945», размещенного на сетевом окружении школы.

По окончании работы оформляют ответы всех членов группы в виде сообщения, капитан готовится к публичному выступлению.

Направляет, контролирует работу учащихся.
Коллективное обсуждение результатов. Установление обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. Командир группы выступает с сообщением, сопровождая его материалами сайта. Остальные учащиеся внимательно слушают. При необходимости задает уточняющие вопросы, корректирует.
Подведение итогов. 1) Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

2) Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

1) Под руководством учителя делают основные вывода по изучаемой теме, записывают их в тетрадь.

2) Заполняя оценочный лист, проводят само - и групповую оценку.

Помогает сформулировать выводы, корректирует, выставляет оценки, комментирует их.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание. Дает дифференцированное домашнее задание.

Пример инструктивной карточки для групповой работы на уроке:

1. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод об уровне военного производства СССР и Германии в годы Великой Отечественной войны.

Производство военной продукции в СССР и Германии (1941 – 1945) (тыс. шт.)

Виды продукции

СССР

Германия

Танки и САУ

102,8

46,3

Боевые самолеты

112,1

89,5

Орудия

482,2

319,9

Миномёты

351,8

78,8

Пулемёты

1515,9

1117,5

Пистолеты - пулемёты

6173,9

1256,8

2. Изучите материал учебника на странице 249 и определите причины превосходства советской военной экономики над германской.

3. Изучите материалы сайта «Лихолетье на Нижегородской земле» (Приложение 1), и ответьте на вопрос: Какую военную продукцию давала фронту Горьковская область? Оцените вклад области в военное производство.

Пример оценочной карты:

Ф.И.О.

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

1      
2      
3      


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс

На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....

26 01 2020 3:24:49

Урок развивающего контроля по обществознанию на тему: "Труд". 5-й класс

Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование У У Д в условиях решения практических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....

25 01 2020 11:55:36

Урок истории "Русские князья времён язычества"

Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование И К Т-компетентности учащихся на уроках истории....

24 01 2020 20:57:46

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

23 01 2020 13:32:43

Урок обществознания "Гарантировано природой и государством"

Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интерактивной форме. На уроке используются групповая работа, « Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....

22 01 2020 14:40:53

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...

21 01 2020 20:30:13

Восстание декабристов в судьбе русских женщин

В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

20 01 2020 14:11:46

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

19 01 2020 6:25:11

"Театр Древней Греции"

Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла " Царь Эдип" и " Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...

18 01 2020 1:51:33

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

17 01 2020 19:17:18

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

16 01 2020 14:19:38

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"

В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из практики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...

15 01 2020 17:15:49

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

14 01 2020 16:42:48

Бинарный урок (история и информатика) "Создание презентации в программе "Microsoft PowerPoint 2007". Тема: "Российская империя 80–90-х гг. XIX века"

Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....

13 01 2020 0:37:16

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

12 01 2020 17:39:35

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

11 01 2020 8:35:35

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

10 01 2020 18:34:55

Эвристический метод в обучении истории

В работе рассматриваются примеры практического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....

09 01 2020 15:25:39

Формирование целостного исторического мышления на примере презентации "Прожить один день в XIX в."

Начиная с 8-го класса, абстрактные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....

08 01 2020 15:34:50

1953 год. Борьба за власть в стране

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после смерти И. В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

07 01 2020 20:41:32

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

06 01 2020 13:45:45

История Дона

Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

05 01 2020 11:26:54

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

04 01 2020 8:58:36

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

Разработка урока кубановедения по теме " Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 01 2020 17:28:35

Природа и люди Древней Индии

На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...

02 01 2020 3:54:29

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

01 01 2020 3:43:53

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"

Внеклассное мероприятие " Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем " Древняя Индия" и " Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы " Древний Восток". ...

31 12 2019 22:50:26

Внеклассное мероприятие по истории России

Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры « Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....

30 12 2019 13:19:32

Урок обществознания с презентацией

Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....

29 12 2019 14:25:55

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

28 12 2019 9:54:36

Начало монголо-татарского вторжения

Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

27 12 2019 17:16:28

"Золотые ворота" в Древнюю Русь

Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

26 12 2019 3:54:52

Интегрированный урок истории с математикой "Как царь Алексей Михайлович с математикой подружился"

Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....

25 12 2019 2:24:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 12 2019 2:45:51

Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс)

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...

23 12 2019 19:52:47

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

22 12 2019 15:22:32

Актуальные возможности музея сельской школы

Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

21 12 2019 0:17:11

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

20 12 2019 3:11:42

Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"

Представленная методическая разработка была разработана и практически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интерактивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интерактивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы " Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....

19 12 2019 21:22:48

"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

Урок " Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интерактивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием И К Т поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....

18 12 2019 16:24:32

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а вырабатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий Е Г Э....

17 12 2019 8:48:33

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

Урок продолжает изучение темы « Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. Ц О Ры - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....

16 12 2019 10:11:48

Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....

15 12 2019 21:53:11

Культурное наследие Санкт-Петербурга

Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спорных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт- Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....

14 12 2019 15:39:23

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный характер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

13 12 2019 2:12:46

Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интерактивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интерактивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....

12 12 2019 9:26:30

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

11 12 2019 1:40:39

Крестовые походы и их последствия

Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с З П Р, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....

10 12 2019 7:24:45

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. « Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-практической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

09 12 2019 9:12:18

Урок — ролевая игра "Выборы президента"

Урок - ролевая игра " Выборы президента" раздела " Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

08 12 2019 11:35:32

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....

07 12 2019 5:24:28

Урок обобщения по истории России в 8-м классе "Россия в эпоху Александра I и Николая I"

Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа " Конструктор тестов". ...

06 12 2019 19:54:41

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

05 12 2019 12:28:26

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интерактивной доске, составляют опорный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

04 12 2019 17:51:23

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

03 12 2019 18:56:16

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

02 12 2019 5:14:48

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

01 12 2019 22:38:54

Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения"

Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интерактивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....

30 11 2019 2:30:58

Урок обществознания "Конституция"

Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....

29 11 2019 9:33:39

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

28 11 2019 0:40:58

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

27 11 2019 12:52:32

Целесообразность применения интерактивных технологий на уроках истории

Цель работы – показать целесообразность использования интерактивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интерактивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....

26 11 2019 9:24:41

Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"

Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А. Блока; показать полемический характер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....

25 11 2019 22:47:23

Тесты по истории родного края

Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический характер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

24 11 2019 5:20:36

Урок-путешествие "Город богини Афины". 5-й класс

Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....

23 11 2019 8:17:53

Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс

На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале Х Х в....

22 11 2019 21:56:39

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

21 11 2019 2:56:47

Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи

В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: " Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...

20 11 2019 20:44:27

Программы элективных курсов "Победы России IX—XVIII веков"

Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...

19 11 2019 5:20:43

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

18 11 2019 18:39:31

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

17 11 2019 8:35:51

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

16 11 2019 8:28:32

Урок истории в 10-м классе (базовый уровень) "Российское государство в первой половине XIX в."

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации « Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели « Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

15 11 2019 9:31:47

Комбинированный урок по теме: "Отечественная война 1812 года"

На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...

14 11 2019 20:36:15

Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

Цели урока: изучение политического режима в С С С Р в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....

13 11 2019 3:10:39

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

12 11 2019 4:50:46

Формирование ключевых компетенций в рамках проектной деятельности в урочной и внеурочной работе

Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта ( М У П). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...

11 11 2019 23:52:29

Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....

10 11 2019 22:28:48

Урок "Оружие кавказцев"

Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгеи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....

09 11 2019 12:19:45

Древнейший Рим

При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

08 11 2019 17:50:27

Урок-практикум "Микены и Троя". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам....

07 11 2019 20:47:49

Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс

Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая характеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...

06 11 2019 8:51:47

Раздробленность русских земель

Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

05 11 2019 22:26:30

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

04 11 2019 5:53:25

Музыкальная культура Древней Руси

Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме " Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....

03 11 2019 18:44:26

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

02 11 2019 15:44:36

Интерактивный урок по курсу "Обществознание". 11-й класс

Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....

01 11 2019 13:59:37

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

31 10 2019 2:14:33

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

30 10 2019 11:20:21

Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....

29 10 2019 2:59:56

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

28 10 2019 16:26:23

Повторительно-обобщающий урок «Средневековое общество»

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы « События и характеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....

27 10 2019 9:37:56

Реформация в Европе

Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....

26 10 2019 1:36:37

Труд в системе правовых отношений. 9-й класс

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А. И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....

25 10 2019 23:19:13

Исторический источник — карикатура

Введение задания по анализу карикатуры в Е Г Э в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

24 10 2019 6:57:47

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

23 10 2019 22:27:41

Урок истории по теме "Правление Ярослава Мудрого". 7-й класс

В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность « Русской Правды»....

22 10 2019 5:36:28

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

21 10 2019 21:15:37

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

20 10 2019 23:34:27

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

19 10 2019 21:53:52

Немцы Поволжья на Южном Урале. Трагедия народа

В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый характер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....

18 10 2019 12:40:28

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

17 10 2019 0:41:27

Интеллектуальная игра по истории

Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме В О В. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....

16 10 2019 10:10:19

Урок истории "День рождения моего села"

Изучая в 3-х и 4-х классах предмет " Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...

15 10 2019 14:29:23

Разработка урока на тему "Жертвоприношение в античности – союз богов и людей"

Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета " Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

14 10 2019 17:54:43

Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"

Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....

13 10 2019 17:57:19

История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"

На основе использования фрагментов кинофильма « Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: « Египет – дар Нила». ...

12 10 2019 22:19:13

Смутное время: а была ли альтернатива?

За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....

11 10 2019 18:54:55

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и характером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

10 10 2019 15:33:31

Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; практическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....

09 10 2019 14:33:34

Отношения между людьми. Урок обществознания. 7-й класс

Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....

08 10 2019 8:22:51

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

07 10 2019 14:49:27

"Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)

Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....

06 10 2019 22:13:49

"Путешествие в Мастербург, или Ремесло в средневековом городе"

Сценарий интерактивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....

05 10 2019 16:23:49

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...

04 10 2019 21:30:39

Основы конституционного строя России. 9-й класс

У учащихся формируется правовая культура. Прорабатывается глава 1 Конституции Р Ф, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....

03 10 2019 19:23:16

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

02 10 2019 9:19:55

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

01 10 2019 22:19:49

Храмовое искусство Киевской Руси

Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....

30 09 2019 6:31:24

Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника

Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....

29 09 2019 5:45:29

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой С С С Р в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики С С С Р....

28 09 2019 9:54:55

Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент

Программа курса « Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....

27 09 2019 12:38:23

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

26 09 2019 12:19:20

Тест по теме "Гражданская война в России". 9-й класс

Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы " Гражданская война в России" в 9-м классе....

25 09 2019 17:56:12

Обобщающий урок обществознания в 6-м классе по теме "Родина"

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием И К Т (игра " Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме " Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....

24 09 2019 13:23:23

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

23 09 2019 2:25:44

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

22 09 2019 15:48:23

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности Т Р К М, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

21 09 2019 21:24:55

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

20 09 2019 1:23:49

Открытый урок по истории России для 10-го класса "Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия"

Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....

19 09 2019 8:27:33

"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

18 09 2019 11:59:20

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

17 09 2019 7:17:43

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

16 09 2019 15:41:17

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

15 09 2019 20:37:39

Развитие постсоветского пространства после распада СССР

Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: характеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала С С С Р, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....

14 09 2019 10:16:58

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

13 09 2019 6:23:51

Тема: "Небесный покровитель Руси. Георгий Победоносец"

Цель занятия – определить роль и место святого Георгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Георгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Георгия на Руси, изучают историю ордена Георгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Георгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....

12 09 2019 0:55:46

Применение методов развивающего обучения на уроках истории

Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, Т Р И З-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....

11 09 2019 21:51:25

Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"

Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: " Мне нравится Петр I", " Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...

10 09 2019 16:10:32

Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"

На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...

09 09 2019 5:54:36

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

08 09 2019 3:24:35

Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"

Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...

07 09 2019 13:11:24

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 09 2019 13:16:14

Средневековая литература и искусство

Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, М Х К, задания творческого характера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....

05 09 2019 4:34:40

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

04 09 2019 3:45:29

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

03 09 2019 9:33:34

Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс

Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра « Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....

02 09 2019 15:23:19

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

01 09 2019 12:16:45

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник " История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

31 08 2019 23:35:33

Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)

Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....

30 08 2019 11:54:58

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.