Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"
Эпиграф:
О, громких век военных споров,
Свидетель славы россиян!А. С. Пушкин.
Слайд 1: Тема урока, эпиграф.
Российское государство богатством и размерами своих территорий не раз привлекало иноземных завоевателей, которые пытались покорить страну и ее народ.
Так было в начале 13 века, когда на русские княжества обрушилась мощь монгольского войска, так было в начале 17 века, когда, пользуясь смутой в русском государстве, его слабостью решили воспользоваться польские и литовские дворяне. Так было и начале 19 века, когда «Великая армия» императора Франции Наполеона Бонапарта пересекла границу Российской империи, и для России началась Отечественная война 1812 года.
Муза 1812 года (дeвyшка в греческом хитоне и красном плаще, на голове – лавровый венок):
Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…
Отечественная война 1812 года стала одним из величайших событий в истории России. Ее страницы получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и живописи, Подвиг народа вдохновил творцов, многие из которых, стали не только свидетелями, но и участниками событий. Поэтому у нас на уроке присутствует необычная гостья – Это Муза 1812 года.
Муза:
Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоку,
Невинну кровь россиян пил.
Здесь слезы льет дeвица красна,
Своей невинности лишась,
Там рвется, стонет мать злосчастна,
Навеки с сыном разлучась.
А там – а там Москва пылает,
Вожженая рукой врага!
Решающие события войны произошли на территории Подмосковья. Всего в 12км к западу от Можайска лежит Бородинское поле, на котором 26 августа (по старому стилю) и 7 сентября (по новому) 1812 года произошла великая битва. Бородинское сражение, длившееся 12 часов, имело решающее значение для исхода всей войны. После него Наполеон уже не мог оправиться, и даже занятие французами Москвы не принесло им победы.
Оставление Москвы нелегко далось Главнокомaндующему Русской армией Михаилу Илларионовичу Кутузову. Многие не поняли замысла полководца и гневно осудили его. Не были понятны им и его дальнейшие действия. «Почему Кутузов приказал отступать по Рязанской дороге? Ведь таким образом он оставлял открытыми важнейшие направления: на Петербург, Брянск, Калугу и Тулу?» - недоумевали они.
В действительности Кутузов и не собирался идти на Рязань. Он задумал обманный маневр, который позже историки назовут Тарутинским маневром.
Давайте обратимся к карте…
Слайд №2 – Карта «Тарутинский маневр русской армии».
Итак, русская армия движется от Москвы по Рязанской дороге. В Рязань перевозятся запасы продовольствия и вооружения из Коломны. Все свидетельствует о том, что туда же движется Кутузов. Его преследует французский маршал Мюрат, которому Наполеон поручил не спускать глаз с русской армии, но этому мешают арьергардные подразделения, которые прикрывают отступление и останавливают французов. Это в деревнях Вязовка, Панки. 4 сентября армия Кутузова находилась у Боровского перевоза на правом берегу реки Москвы. Но оттуда она неожиданно была направлена к Подольску, т.е. на запад, имея справа от себя реку Пахру. Маневр этот был для всех совершенно неожиданным. Отступать на запад – туда, откуда шли наполеоновские войска?!
Оставленный на Рязанской дороге казачий арьергард под комaндованием полковника Ефремова, создавал видимость, что защищает отход своих главных сил, продолжая вести бой с Мюратом. Вскоре последний доложил Наполеону, что русский арьергард отброшен. Но французский маршал был введен в заблуждение. Казачьи полки, оказывая сопротивление, отходили все дальше к Рязани, увлекая за собой французов, а затем рассыпались по лесам. Только тогда неприятель обнаружил, что русский арьергард никого не прикрывал, что дорога на Рязань пуста, а 70- ти тысячная армия русских исчезла.
Тем временем русская армия с 6 по 8 сентября занимала позиции у Подольска, затем Кутузов отводит армию к Красной Пахре, глее она прибывала до 15 сентября. Позиция армии была выгодной, но приближенной к Москве, поэтому Наполеон мог быстро перейти к активным действиям. Поэтому, когда 14 сентября Мюрат обнаружил расположение русских, Кутузов ведет армию к селу Тарутино. Заняв позицию вблизи Тарутино, русская армия преграждала путь французам к богатым и неразоренным южным областям России.
Русская армия находилась в Тарутинском Лагере с 21 сентября по 6 октября 1812 года. Попытка Мюрата возобновить преследование не удалась. Вблизи Тарутина он был атакован Кутузовым, потерял 5тыс. воинов и вынужден был отступить.
А за время пребывания русской армии в Тарутинском лагере были созданы все необходимые условия для перехода в контрнаступление. Удалось коренным образом изменить соотношение сил в пользу русской армии. М.И.Кутузов говорил: «Каждый дань, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались».
Итак, описываемые события, разворачиваются не только на земле Подмосковья, но и на нашей земле. Свой маневр Кутузов совершил вблизи Боровского перевоза, который располагался на Москве-реке, на территории Броницкого уезда, а ныне это место находится недалеко от деревни Чулково, на территории Раменского района.
Слайд 3 -«Портрет М.И.Кутузова».
Муза:
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!
Все эти события происходили на первом этапе Отечественной войны 1812 года. На этом этапе французская армия наступала и продвигалась вглубь страны, двигаясь к Москве, а русская армия, оказывая ей ожесточенное сопротивление, была вынуждена отступать.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему эта война в истории России была названа Отечественной? (Решалась судьба России, судьба государства и народа, живущего в нем, т.е. – судьба Отечества).
Война вызвала подъем патриотических чувств. Эту войну справедливо можно назвать всенародной.
Муза:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
Национальный или всенародный хаpaктер войны проявился в том, что в борьбе с французами принимала участие не только русская армия, но и мирное население, вступившее в ополчение. Набор в ополчение был объявлен императором Александром I 18 июля в 16 центральных губерниях и на Украине.
Вопрос классу: Что такое ополчение?
Слайд № 4 –«Словарь понятий - Ополчение».
Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?
Слайд № 5 – «Проводы ополченца».
Крестьяне охотно шли в ратники, тем более, что ходили слухи, будто бы после войны ополченцев освободят от крепостной зависимости. Всего за войну из ратников ополчения было образовано 82 пехотных и 25 конных полков и 30 дружин, насчитывавших свыше 320 тысяч человек.
Слайд № 6 – «Ополченцы».
Вот так выглядели ополченцы в 1812 году. Их головной убор украшал знак в виде креста с надписью «За веру и царя».
Слайд № 7 – «Кокарда ополченца».
Вопрос классу: Как вы думаете, какой смысл вкладывался в эту фразу?
Среди ополченческих формирований было и Московское.
Работа с текстом учебника (стр. 91,1 абзац сверху).
Вопросы к тексту:
- Насколько велико было Московское Ополчение?
- Насколько активно оно участвовало в событиях войны?
- Какую помощь оказывали ополченцы регулярной армии?
- Каковы потери среди московских ополченцев?
Потери значительны, как и вклад ополченцев в победу в этой войне. Неудивительно, что многие за мужество и готовность к самопожертвованию были награждены медалью «в память Отечественной войны 1812 года».
Слайд № 8 – «Медаль в память Отечественной войны 1812 года».
В тарутинский период народная война приобрела особенно широкий размах, благодаря тому, что в ней приняли участие партизаны.
Слайд № 9 – «Словарь понятий – Партизанское движение».
Партизанское движение называли «малой войной». Идея ее принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.
Слайд № 10 – «Портрет Д.В.Давыдова».
Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны».
Муза:
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
По приказу Кутузова было создано и направлено в тыл врага более 10 армейских партизанских отрядов. На подмосковной земле сражались отряды под комaндованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.
Но кроме армейских отрядов в тылу действовали крестьянские партизанские отряды.
Слайд № 11 – В.Верещагин «Не замай! Дай подойти!»
Обида за терзаемую родину, жажда мести за сожженные деревни, за разграбленную Москву, желание наказать не прошеных завоевателей заставили крестьян взяться за оружие, а то и просто за вилы, топоры, косы и направить их против врага.
Слайд № 12 – И.М.Прянишников «Партизаны сопровождают пленных французов».
Пользуясь картами, предложенными в учебнике, мы сможем определить районы действия армейских и крестьянских партизанских отрядов на территории Подмосковья.
Слайд № 13 – Карта «Действия партизанских отрядов в Подмосковье».
Одновременно выполняется задание в рабочей тетради (стр. 32,задание №3 (часть2, под буквами Б, В)).
На земле Подмосковья действовал самый крупный крестьянский партизанский отряд. Его создал крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда Герасим Курин. Под его началом воевали 5 тысяч пеших и 500 конных воинов.
Слайд № 14 – «Портрет Герасима Курина».
За свое участие в войне и вклад в победу над французами Герасим Курин был награжден солдатским орденом Святого Ге opгия и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». А на родине героя, в городе Павлов Посад ему установлен памятник.
Слайд № 15 – Памятник Г. Курину».
Муза:
Хвала, отечества спаситель!
Хвала, хвала, отчизны сын!
Злодейских замыслов рушитель
России верный гражданин…
Методы борьбы партизан были разнообразны:
Слайд №16 – «Методы борьбы партизан».
Но все они были подчинены главной цели – сделать пребывание неприятеля на российской земле невыносимым и ускорить его разгром и изгнание.
Наполеон не был готов к такой войне, он называл ее «войной не по правилам» и упрекал в этом Кутузова. Все попытки французских войск расширить занятую территорию потерпели крах. Ежедневно они теряли десятки подвод с боеприпасами и продовольствием и до 500 солдат и офицеров. Общие потери наполеоновской армии от действий партизан и ополченцев составили более 30 тысяч человек.
Наполеон не нашел в России социальной опоры. Народная война спутала все его планы и явилась одной из главных причин его бегства из Москвы и последовавшего за ним поражения в Отечественной Войне 1812 года.
И подводя итог сегодняшнему уроку, давайте выполним еще одно задание:
Слайд № 17 «Определите причины всенародного хаpaктера борьбы…».
Вы молодцы! Задание выполнено, верно! И последнюю точку в нашем разговоре поставит
Муза 1812 года:
Дерзайте россы! Гнет печали
С унылых свергните сердец:
Враги пред нами в бегстве пали,
Победы нам, отдав венец!
В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти ответы на 3 вопроса:
- Какую роль в освобождении города Вереи сыграл отряд под комaндованием Дорохова? (Слайд № 18).
- Какое личное задание получил от М.И.Кутузова отряд под комaндованием Сеславина? (Слайд №19.)
- Какие чудеса храбрости проявлял партизанский комaндир Фигнер? (Слайд №20).
Приложение (Презентация).
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
28 03 2024 16:41:27
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
27 03 2024 5:54:53
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
26 03 2024 11:47:43
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
25 03 2024 23:33:59
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
24 03 2024 5:18:40
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
23 03 2024 21:56:39
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
22 03 2024 18:27:55
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
21 03 2024 2:11:27
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
20 03 2024 3:56:18
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
19 03 2024 11:52:46
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
18 03 2024 15:57:15
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
17 03 2024 15:11:49
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
16 03 2024 1:12:49
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
15 03 2024 23:55:21
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
14 03 2024 18:55:54
На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
13 03 2024 6:23:26
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
12 03 2024 22:16:59
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
11 03 2024 12:18:15
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
10 03 2024 13:16:45
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
09 03 2024 15:21:32
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
08 03 2024 23:24:57
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
07 03 2024 7:49:44
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
06 03 2024 16:55:50
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...
05 03 2024 17:12:56
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
04 03 2024 12:12:28
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
03 03 2024 16:46:10
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...
02 03 2024 10:38:14
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
01 03 2024 17:29:56
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
29 02 2024 10:57:16
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
28 02 2024 22:51:27
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
27 02 2024 7:48:33
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
26 02 2024 8:55:47
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
25 02 2024 3:43:47
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
24 02 2024 9:42:49
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
23 02 2024 7:56:38
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
22 02 2024 10:41:38
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
21 02 2024 21:46:25
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
20 02 2024 18:28:35
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
19 02 2024 10:15:25
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
18 02 2024 4:54:48
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
17 02 2024 2:25:52
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
16 02 2024 14:25:43
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
15 02 2024 10:54:39
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
14 02 2024 14:33:44
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
13 02 2024 2:22:55
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
12 02 2024 1:44:22
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
11 02 2024 16:44:53
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
10 02 2024 4:31:58
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
09 02 2024 3:43:31
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
08 02 2024 23:53:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::