"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса
Цель факультативного курса: на основе научного анализа и исследование религиозных памятников, истории религии формировать мышление учащихся, способствовать понять сущность религиозного мировоззрения, его роль в познании исторического процесса.
Задача курса:
- удовлетворить познавательные потребности учащихся;
- формирование научного мировоззрения на основе религиозных верований путём их критического восприятия;
- обеспечить учащихся информацией об основных этапах в Православной истории России;
- развивать умения анализировать, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников;
- способность оценивать факты, явления, события, высказывать обоснованные
суждения о действиях людей; - овладение учащимися методами познания истории религии поисково-исследовательскими методами обработки учебного материала при изучении источников и выражение его через речь, память, воображение;
- научиться понимать факты, события, явления, поведение, мышление людей в древности, средневековье, новое время, связанные с религиозными верованиями;
- помочь учащимся осознавать и обосновывать свои потребности и интересы при изучении памятников православной культуры;
- выpaбатывать личностное отношение к изучаемому курсу;
- создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитанию уважительного отношения к памятникам культуры;
- способствовать воспитанию высоконравственной личности, благородного человека.
В программе представлен оптимальный материал, который могут усвоить ученики на факультативных занятиях в пределах выделенного времени. Отсутствие специальных школьных пособий по данному предмету определяет специфику формы обучения лекционно-семинарская. На протяжении всего курса важно развивать у учащихся стремление добывать знания к самостоятельному осмыслению роли православия в нашем обществе, к накоплению этических переживаний, к развитию духовных начал личности. Для того, чтобы пробудить это стремление, следует научить их работать с литературой по предмету, диапозитивами, видеозаписями; давать некоторые навыки исследовательской и краеведческой работы. Учитель помогает старшеклассникам организовывать работу с первоисточниками - чтение, анализ, объяснение документов. В ходе изучения возможны тематические учебные экскурсии с обязательным подведением итогов, согласно индивидуальным заданиям.
Во время объяснения тем учитель использует различные технологии, но в основном опирается на технологию интенсификации и активизации деятельности учащихся, где используются знаковые схемы, как правило, они дают быстрый результат. Это хорошо прослеживается на уроках: «Роль Византии в Крещении Руси», «Церковь в 17 веке. Реформы Никона». Технология развивающего обучения способствует формированию интеллектуальных способностей, пробуждает у старшеклассников стремление к познанию, использование этой технологии удачно реализуется при изучении поисковых тем. Пpaктически на всех уроках учитель использует технологию уровневой дифференциации.
Во время проведения факультатива проводятся и нетрадиционные формы уроков. Урок - заочное путешествие по Астpaxaнскому кремлю и культовым сооружениям Астpaxaнской области. В ходе урока ученики совершают воображаемые заочные экспедиции. Цель экспедиции - узнать о культовых сооружениях как можно больше (1 час). Экскурсии: в Черноярский краеведческий музей, посещение воскресной школы и церкви Петра и Павла в селе Чёрный Яр (4 часа).
Семинары: «Церковная реформа Петра Великого», «Церковь в период «смутного» времени» (2 часа).
Круглый стол: «Православная церковь и советская власть», где учащиеся учатся обмениваться мнениями, уважать суждения товарища по данному вопросу (1 час).
Конференция: «Православие в России сегодня», где старшеклассники могут показать умения работать с дополнительной литературой, составлять конспект своего выступления, работать в коллективе, самореализовываться (1 час).
Брэйн-ринг: используется на повторительно-обобщающих уроках. Эта игра групповая и содействует воспитанию чувства личной ответственности за общее дело (2 часа), после изучения второго и третьего раздела курса
Курс построен по историко - хронологическому подходу.
Введение (1 час).
Первый раздел.
Христианство Киевской Руси (6 часов) Роль Византии в крещении Руси рассматривает вопросы причин принятия христианства, значение этого шага дня Киевской Руси и влияния его на древнерусскую культуру.
Второй раздел.
Христианство в средневековой Руси (8 часов) - включают темы о роли Русской Православной Церкви в создании единого централизованного государства Значения для России введение патриаршества
Третий раздел.
Синодальный период Русской Православной Церкви(6 часов) - посвящен вопросу превращения Русской Православной Церкви в часть государственного аппарата.
Четвертый раздел.
Русская Церковь в новейшей истории (2часа) - показать как складывались отношения Православной Церкви и Советской власти, а также какую роль церковь играет в нашем обществе сегодня.
Пятый раздел.
Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа (8 часов) -рассматривает вопросы влияния Православной Церкви на русскую культуру.
Заключение (5 час).
После завершения изучения всего курса - итоговое повторение.Экскурсии. Курс рассчитан для 10-х классов на один учебный год по 1 часу в неделю за счёт факультатива
Становление и развитие православия в России, православие и культура
Введение.
Общие сведения о теме и ее актуальность. Знакомство с литературой. Личность Иисуса Христа Возникновение христианства.
Православие: основные понятия.
Разделение церквей. Различие в культурной пpaктике и структуре церковной иерархии. Основы православного вероучения. География православия.
Раздел 1. Христианство Киевской Руси.
Роль Византии в крещении Руси.
Расцвет Византии с конца 9 до середины 12 в. Союз государства и церкви, вмешательство императоров в церковную жизнь. Цезарепапизм. Иконоборчество. Русь - ближайший сосед и военный партнёр, культурно-историческая значимость соседства дня Руси.
Крещение Руси.
Христианство до Владимира Святославовича, Мирный договор с Византией 987 г. Крещение Владимира. Корсунская легенда. Крещение Киевлян. Создание Владимиром национальных кадров священнослужителей. Историческое значение для Киевской Руси принятие христианства
Христианство и язычество: проблема двоеверия.
Православно-языческий синкретизм. Приспособление христианства к родоплеменным воззрениям. Языческие обряды в быту. Замена языческих богов христианскими святыми, принявшими на себя их функции
Древнерусское церковное зодчество.
Софийский собор в Киеве, его архитектура, мозаика, фрески. Развитие типа крестово-купольного храма Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Новгородская архитектура: Софийский собор, храм Спаса Нередицы, церковь Фёдора Стрателата
Раздел 2. Христианство в средневековой Руси.
Русская Церковь и Золотая Орда.
Осквернение и разрушение храмов во время военных набегов. Веротерпимость правителей Золотой Орды. Покровительство священнослужителям. Привилегии православной церкви. Православная Церковь - сила стабилизирующая политическое развитие страны.
Церковь и светская власть в 14в.
Запустение Киева. Перенос резиденции митрополита во Владимир на Клязьме. Сотрудничество церковных иерархов с правителями Москвы. Митрополит Алексий. Совпадение интересов церкви и Московских князей. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского.
Церковь и Московское государство в 15-16 вв.
Подчинение юго-западных русских земель Литве. Флорентийская уния. Фактическая самостоятельность Московской метрополии. Собор русских епископов 1448 г. Москва - Третий Рим. Нестяжатели. Частичная секуляризация церковных земель. Ереси. Стоглавый собор 1551 г. Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного.
Западнорусская православная Церковь в 16 в.
Постановление Вильнюсского сейма 1563 г. Орден иезуитов. Люблинская уния 1569 г. Введение григорианского календаря - волнение православных. Брестская уния 1596 г, Ухудшение положения православных.
Церковь в период «смутного времени».
Учреждение патриаршества в Москве 1589 г. Патриарх Иов. Лжедмитрий1, смещение патриарха Иова. Недовольство иерархов церкви невестой-католичкой. Опала Гермогена. Причина избрания Гермогена патриархом. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками. Грамоты патриарха с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой.
Церковь в 17 в. Реформы Никона.
Кружок ревнителей древнего благочестия. Прибытие в Москву иерусалимского патриарха Пансия. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Суть церковных нововведений, Конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Старообрядчество, его направления и толки.
Поповцы и беспоповцы. Преследование старообрядцев. Социальная опора старообрядчества- Старообрядцы - хранители ценностей древнерусской культуры. Секты
Раздел 3. Синодальный период истории Русской церкви.
Церковная реформа Петра Великого.
Непринятие Петром древнемосковского благочестия. Рациональное восприятие Петром православия. Cмepть патриарха Адриана. Восстановление Монастырского приказа. Феофан Прокоповнч. Принятие Регламента Духовной коллегии. Синод. Политические, социальные и культурные последствия церковной реформы.
Церковь в дворянской империи.
Секуляризация монастырских земель 1762 г. Сокращение монастырей. Митрополит Арсений Мациевич. Организация школьного дела (церковноприходские школы, семинарии). Святой Паисий. Улучшение положения церкви при Павле 1.
Положение Русской Церкви в 19 в.
Православная церковь - часть государственной машины. Русское Библейское общество, Филарет- митрополит Московский. «Самодержавие, православие, народность». Славянофильство.
Церковь и освобождение крестьян.
Церковная реформа 1863 г. Расширение гражданских прав священнослужителей. Создание церковноприходских попечительских советов. Отношение церкви к освобождению крестьян. Возникновение братств. Издание Библии на русском языке. Преподобный Амвросий. Обер-прокурор К. П. Победоносцев.
Русская Церковь в начале 20 в.
Провозглашение в 1905 г свободы совести. Обращение 32-х. Предложения о созыве Собора. Русская религиозная философия: Н. Бердяев, П. Флоренский. Священный Собор Православной Русской Церкви 1917-1918 гг.
Раздел 4. Русская церковь в новейшей истории.
Православная Церковь и советская власть.
Восстановление патриаршества 1917г. Патриарх Тихон. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковная политика большевиков. Обновленцы. Митрополит Сергий. Союз воинствующих безбожников. Деятельность церкви в годы Великой Отечественной войны. Патриарх Алексий 1.
Православие в России сегодня.
Переориентация церковной политики государства при М. С. Горбачёве. Национальные торжества по случаю 1000-летия крещения Руси. Восстановление и строительство храмов. Деятельность А. Меня и споры вокруг его имени. Православие и современное русское общество. Астpaxaнская епархия.
Раздел 5. Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа.
Церковная архитектура.
Спасский собор Андронникова монастыря. Строительство Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов. Возведение Шатровых храмов. Храм Покрова на рву. Памятники «Нарышкинского барокко». Деревянное зодчество: памятники архитектуры в Кижах. Собор Смольного монастыря в Петербурге. Храм Христа Спасителя. Памятник тысячелетия России. Культовая архитектура Астpaxaнской области.Астpaxaнский кремль и его соборы. Церковь Петра и Павла в Чёрном Яру. Церковь Покрова богородицы в Солёном Займище. Церковь Рождества богородицы в Никольском.
Русская икона.
Аскетизм русской иконы. Подчинение идеи иконы архитектурному замыслу. «Богородица Нерушимая Стена». Цвет в иконе. Русские иконописцы. Образы Спаса - Христос Спаситель. Образы Спаса «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержатель». «Спас на престоле». Образы Богородицы. «Богоматерь Владимирская». «Богоматерь Донская». «Богоматерь Великая Панагия». «Богоматерь из денсуса».
Праздники.
«Рождество Богородицы». «Введение Богородицы во храм». «Благовещение». «Рождество Христово». «Сретение». «Крещение». «Преображение». «Воскрешение Лазаря». «Причащение апостолов». «Троица».
Святые.
«Праотец Ной». «Илья Пророк». «Апостол Павел», «Святые евангелисты». «Св. Борис и Св. Глеб». Образы святого преподобного Сергия Радонежского.
Православие: литература и образование.
Жанр жития в литературе. Соединение в житие христианских, политических, государственных идеалоЕ Осуждение братоубийства в «Сказании о Борисе и Глебе». Образ государственного деятеля в «Житие Александра Невского». Духовный идеал человека в «Житие Сергия Радонежского».Монастыри -центры образования. Первые азбуковники. Типографская школа. Братья Лихуды. Создание Славяно-греко-латинской академии.
Православное церковное песнопение.
Значение песнопения в церковной службе. Божественная Литургия. Всенощное Бдение. Праздничное песнопение.
Заключение.
Подведение итогов. Некоторые выводы. Роль религии в сегодняшней духовной ситуации в России.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Пpaктические занятия | Семинары |
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Христианство Киевской Руси. | 6 | 3 | 1 | 2 |
3. | Христианство в средневековой Руси. | 8 | 4 | 2 | 2 |
4. | Синодальный период истории Русской церкви. | 6 | 2 | 2 | 2 |
5. | Русская церковь в новейшей истории. Православная Церковь и советская власть. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Православная Церковь-неотъемлевая часть культуры русского народа. Церковная архитектура. | 8 | 2 | 4 | 2 |
7 | Заключение. | 5 | 1 | 2 | 2 |
36 | 13 | 13 | 10 |
Литература:
- Н.А. Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М 1993г.
- Божественная Литургия. МЛ 1996г.
- С. Булгаков. Православие: очерки учения православной Церкви. М. 1991г.
- Всенощное Бдение. М. 1996г.
- А.Ф. Гольдштейн. Зодчество. м. 1979г.
- Дунаев. Своеобразие русской религиозной живописи 12-20вв. М. 1997г,
- М.Р. Зезина. История русской культуры. М.1990г.
- Иеромонах Филадельор. Заступница Усердная.м 1994г.
- А. Катунский, Старообрядчество. МЛ 1972г.
- Н.П. Красиков. Православная этика: прошлое и настоящее. М. 1981г.
- Н.И. Костомаров, И.Е.Забелин.О жизни, быте и нравах русского народа. М.1996г
- Л.Д. Любимов. Искусство Древней Руси. М. 1981г.
- А. Мень. Ветхозаветные пророки. Л Л 1991 г.
- А. Мень. Свет мира, М. 1991 г,
- В.Н. Никитин Астpaxaнь и её окрестности.М, 1981г.
- Д.В. Поспеловский. Русская Православная Церковь в 20-в.М. 1995г.
- А.С. Свенцицская. От общины к церкви. М 1985г.
- Р.Г.Скрытников. Святители и властители.
- Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской культуре. М. 2000г.
- ГЛ. Федоров. Святые Древней Руси. М.1997г.
- А. Штеман. Исторический путь православия. М. 1993г.
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
28 03 2024 4:13:26
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
27 03 2024 6:18:17
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...
26 03 2024 1:44:44
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
25 03 2024 16:17:51
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
24 03 2024 12:13:25
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
23 03 2024 16:17:26
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
22 03 2024 20:40:48
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
21 03 2024 19:40:51
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
20 03 2024 12:23:39
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
19 03 2024 1:56:48
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
18 03 2024 17:50:19
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
17 03 2024 12:25:26
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
16 03 2024 11:37:58
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
15 03 2024 0:39:10
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
14 03 2024 9:49:18
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
13 03 2024 20:22:53
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
12 03 2024 7:31:20
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
11 03 2024 13:13:53
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
10 03 2024 1:27:52
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
09 03 2024 17:57:39
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
08 03 2024 18:30:39
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
07 03 2024 21:16:50
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 03 2024 8:24:59
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
05 03 2024 14:27:38
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
04 03 2024 20:10:10
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
03 03 2024 10:10:53
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
02 03 2024 0:32:38
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
01 03 2024 23:51:47
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
29 02 2024 10:21:49
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
28 02 2024 19:22:52
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
27 02 2024 7:45:23
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
26 02 2024 13:16:20
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
25 02 2024 3:34:46
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
24 02 2024 23:26:18
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
23 02 2024 0:24:47
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
22 02 2024 8:24:53
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
21 02 2024 15:45:34
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
20 02 2024 13:14:30
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
19 02 2024 14:27:40
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
18 02 2024 13:57:40
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
17 02 2024 7:14:59
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
16 02 2024 13:42:30
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
15 02 2024 2:19:45
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
14 02 2024 11:54:58
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
13 02 2024 2:46:21
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
12 02 2024 10:56:16
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...
11 02 2024 10:41:12
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
10 02 2024 20:52:30
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
09 02 2024 5:19:32
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
08 02 2024 0:20:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::