Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"
Цели урока: продолжая нравственное и эстетическое воспитание, познакомить учащихся с творчеством М.А. Врубеля, стимулировать их стремление к самостоятельному поиску материалов, учить работе с разнообразными источниками знаний, развивать способность к логически завершённому повествованию, умение делать выводы.
Оборудование:
- компьютер с проектором
- экран
Материалы:
- диск “М. Врубель”
- учебные картины из набора “Третьяковская галерея”
- диски с музыкой Скрябина и Римского-Корсакова
Оформление доски: репродукция автопортрета М. Врубеля.
Меловая запись:
- Михаил Александрович Врубель (1856-1910).
- три высказывания о Врубеле:
- “Вот художник, который, как никто может делать всё одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу”. В. Серов
- “Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал”. А. Головин
- “При всей страсти к событиям в мире ему не хватало событий, и события перенеслись во внутренний мир – судьба современного художника”. А. Блок.
Учитель. На уроке мы вновь обращаемся к прекрасному и совершаем очередное путешествие в картинную галерею. Чтобы попасть на выставку русской живописи начала 20 века, давайте сначала перенесёмся в ту эпоху.
Россия начала 20 века… многообразие во всём: в экономике, политике, культуре. В чём это проявлялось?
Ученики называют примеры проявления многообразия в экономике (различные формы собственности, типы хозяйств, виды монополий и т.д.), в политике (различные идеологические течения, политические партии)
Учитель. Российское общество уже не могло оставаться монолитным. Всё чаще появляются новые имена в науке, культуре. Обостряется социально-политическая и идейная борьба в обществе. Поэтому – широта, бурное и многослойное развитие многочисленных и пёстрых течений и группировок в культуре начала 20 века.
В живописи также существует множество направлений: от реализма до авангардизма. Художники создают ряд объединений, о которых вы прочитаете в учебнике.
Более популярными становятся попытки приблизить искусство к народу через выставки, музеи. Число художественных выставок достигало 10-15 в год, “выставочными” становятся города: Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Киев, Казань, Саратов.
В Москве существует несколько частных картинных галерей: Солдатенкова, Морозова, Бахрушина.
Выставки возбуждали интерес и споры. Маститый художник Стасов по этому поводу одобрительно говорил: “…чем дальше будет время идти, тем больше будет у нас розни и разнообразия мысли, и вкусов, и аппетитов во всём… Искусство, общий уровень, окончательные результаты всего художественного хода и движения – только выигрывают”. [Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985. С. 214].
Уверена, что это настроение увлечёт и вас, а путешествие в картинную галерею на сегодняшнем уроке не оставит вас равнодушными. Ведь художник, о котором пойдёт речь, ставил перед искусством такую задачу: “Будить…от мелочей будничного величавыми образами” [Дмитриев С.С. Указ. соч . С. 212]. Сегодня мы знакомимся с творчеством Михаила Александровича Врубеля.
“Он был романтиком. Обладал страстностью темперамента и замечательным даром правдивого и художественного “видения”, и потому наше время не может оставаться равнодушным к его творениям” [Алпатов М. В сб. “Искусство”]
Имя Врубеля тесно связано с известнейшими людьми того времени: с меценатом С.И. Мамонтовым, художником И.Е. Репиным, композитором Н. Римским-Корсаковым, оперной певицей Н. Забелой. Многие исследователи считают его творчество близким музыке А.Н. Скрябина, созвучным стихам В. Брюсова, А. Блока. “Врубель влечёт к узору и декорации. Он – поэт краски и линии”. [М. Алпатов. Указ. соч.]. В ходе путешествия по галерее вы сможете в этом убедиться. Итак, путешествие начинается.
( Hа уроке звучат сообщения учащихся, подготовленные самостоятельно, некоторые из сообщений сопровождаются приглушённой музыкой. Репродукции картин, о которых рассказывают учащиеся, демонстрируются через проектор с диска)
1 сообщение. Биография М. Врубеля. Начало творческой деятельности. Рассказ о картине “Гамлет и Офелия”
2 сообщение. Биография. Москва. Рассказ о картине “Богатырь”. Рассказ о портрете С.И. Мамонтова.
3 сообщение. Любовь Врубеля. Рассказ о картине “Царевна-лебедь” (звучит музыка Скрябина “Листок из альбома”.
4 сообщение. “Демон”. Рассказ о картинах “Демон сидящий” и “Демон поверженный”.
Учитель:
“…На дымно-лиловые горы
Принёс я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук.
И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горный, навеки без сил…” (А. Блок)
5 сообщение. Врубель и Римский- Корсаков. ( звучит музыка из оперы “Садко”, песня Садко на берегу Ильмень-озера).
6 сообщение. Последние работы. Рассказ о картинах “Сирень”, “Пан”, “После концерта” (звучит музыка Скрябина “этюд ре-диез минор”).
Учитель: “Врубель воплотил трагедию своего поколения – его индивидуализм, смятение и растерянность перед лицом времени и грядущими переменами, отрицание скудности мещанского существования, светлую мечту о прекрасном и свободном человеке и лучшем мире. Врубель шёл к этой мечте, но, осознав несбыточность её в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть” [М. Алпатов. Указ. соч.].
Вот и завершается наше новое путешествие. Давайте ещё раз пройдём от картины к картине, внимательно и с благодарностью вглядываясь в них…
Домашнее задание (по выбору): 1.Дома, излагая своё впечатление от сегодняшнего урока, постарайтесь соединить живопись, музыку, поэзию. Всё, что вы видели и слышали сегодня. Ваша задача – доказать, что русская культура начала 20 века была богата на таланты, была своеобразна, была ярким явлением мировой культурной жизни. 2. Выразите свои впечатления от любой из картин художника. Это может быть полотно, которое вам больше всего понравилось или которое вы не смогли понять. 3. читать параграф 11 учебника История России. 20 век.
Материалы, найденные учащимися в ходе подготовки к уроку.
Сообщение 1. В конце 1856 года в Омске, в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля родился мальчик, по традиции получивший имя деда – Михаил. Только три года, первое счастливое время в жизни, Врубель будет согрет руками матери, происходящей из старого рода Басаргиных. Мать умерла, и отец увёз из Сибири Мишу и его сестру – погодка Анюту. Саратов, Астpaxaнь, Одесса. Классическая гимназия, где Михаил полюбил греческий, латынь, историю. Затем – Петербург, Академия художеств. Сохранилась фотография: ученики профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова – Валентин Серов, Владимир Дервич и Михаил Врубель. Врубель выше Серова, светлые кудри расчёсаны на прямой ряд, белейшая рубаха под длиннополым сюртуком, а брюки обтрёпаны, башмаки разношены. Суровым было студенчество Врубеля у старого Чистякова. Перед поступлением в Академию Врубель уже окончил Петербургский университет по юридическому факультету, отбыл воинскую повинность и даже попробовал некоторое время служить по специальности. Его выделяла зрелость ума, образованность, манера одеваться и обращения (он всегда был подтянут, изысканно деликатен), но, прежде всего, неистовая работоспособность. Он работал в классах большую часть суток, даже на улице он постоянно упражнял руку: усвоил привычку прищёлкивать пальцами во время ходьбы и вращать кистью правой руки, как это делают японские каллиграфы. Однажды за ночь он выполнил стофигурную композицию “Орфей в саду”. Отличался он от других ещё и тем, что знал, чему он хочет научиться. Он исповедует “культ глубокой натуры”. Чистяков, учивший рисунку передвижников Крамского, репина, ценил Врубеля более всех. Только постоянно помня о том, каким виртуозным рисовальщиком был живописец Врубель, какой алгеброй проверял он свои великие гармонии, можно вникнуть в это уникальное искусство и понять его результаты. Чистяков рекомендует Врубеля знаменитому Андриану Прахову, организующему реставрацию Кирилловской церкви 12 века и украшения Владимирского собора в Киеве. Михаил Александрович исполнил – почти заново! - многие стенные росписи в Кирилловском храме и создал доски для его алтаря. Сюжеты первых самостоятельных работ после возвращения из Киева – из эпохи античности и Возрождения: “Пирующие римляне”, “Моцарт и Сальери”, “Гамлет и Офелия”.
Рассказ о картине. Врубель несколько раз обращался к Шекспиру. В одной из небольших картин Гамлет похож на автора. В нём нет ничего романтического: широкое, полное лицо. При помощи одного сосредоточенного взгляда и судорожно сжатых рук художнику удалось обрисовать всё душевное смятение датского принца. Немым ответом на его волнение выглядит появляющаяся сзади и протянувшая руку Офелия, сама ласковость, кротость, самоотверженная любовь.
Сообщение 2. Но есть и московская часть биографии Михаила Александровича. Она связана с домом на Садовой – Спасской, особняком железнодорожного магната Саввы Ивановича Мамонтова. Туда привёл Врубеля его друг художник Константин Коровин, когда Врубель не имел в Москве не только квартиры, но хлеба и ночлега. При знакомстве Врубель держался корректно, умело поддерживал разговор. Мамонтов сделал первый заказ: сделать занавес для театра, и предоставил с удовольствием большую светлую мастерскую в своём доме. На следующий же день в мастерской появились холсты. Работа началась. Вечером Мамонтов взволнованно говорил Коровину: “Что же это Врубель – это же чёрт знает, что такое! Вы видели его картины, которые он сегодня привёз? Ужас! Я ничего подобного не видел никогда. И, представьте, я ему говорю: “Я не понимаю, что это за живопись и живопись ли это”. А он мне: “Как, говорит, я рад… Если бы вы понимали и вам бы нравилось, мне было бы очень тяжело…” Коровин успокоил Мамонтова, уверил его, что Врубель – большой художник и через некоторое время поймёт это.
Савва Иванович – русский “Лоренцо Медичи Великолепный”. Это для его Северных дорог построил Фёдор Шехтель свой чудесный Ярославский вокзал в Москве; это он воздвиг специальный павильон для грандиозных произведений Врубеля “Принцесса Грёза” и “Богатырь”, отвергнутых комиссией Академии художеств; это в его знаменитой частной опере, где пел Шаляпин, где ставились великие творения русской музыки, встретил Врубель свою “бабочку”, своего “соловья” - Надежду Ивановну Забелу, ставшую его обожаемой женой.
В 1898 году Мамонтов предложил Врубелю для Нижегородской выставки сделать два больших панно, темой одного из них художник выбрал Микулу Селяниновича – русского богатыря. Образ этого могучего крестьянина был решён им в манере, напоминающей мозаику. Когда жюри выставки забpaковало панно, Мамонтов построил для произведений Врубеля особый павильон. Он один из первых понял, что искусство Врубеля имеет глубокое содержание.
Рассказ о картине “Богатырь”. “Богатырь” был задуман как аргумент в споре с Васнецовым, написавшим “Три богатыря”. Главное для Врубеля – передать не облик, не хаpaктер, а самую суть русского богатырства, когда земля давала богатырю и силу, и покой, и сознание гармонии. Писалась картина быстро, недели за полторы. Писал Врубель прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким акварельным эскизом. В первый день работы Врубель начертил рисунок углем, на следующий день приступил к писанию красками. Богатырь словно вырос из земли. Крепкий, могучий, сказочный…
Рассказ о портрете С.И. Мамонтова. Значительное место в творчестве Врубеля занимают портреты. В огромном портрете Саввы Мамонтова Врубель решает задачу создания парадного портрета во весь рост, счастливо избегая при этом привкус салонности. Есть что-то грозное, величественное в огромной и неуклюжей фигуре Мамонтова с его вытаращенными глазами, с остановившимся взглядом. Этому впечатлению соответствует контраст его белой манишки и чёрного костюма.
Сообщение 3. Знакомство с Надеждой Забелой и любовь. Вот что пишет об их знакомстве в своих воспоминаниях сестра Надежды Ивановны, Екатерина Ивановна Ге: “Сестра рассказывала так про первую встречу: она пела на репетиции на полутёмной сцене, вдруг к ней бросается невысокий человек, целует ей обе руки и говорит: “Какая прелесть!”. Сестра была поражена, но ей сказали: “Это художник Врубель, очень уж экспансивный, но человек хороший, приличный”.
Потом, познакомившись, он сопровождал надежду на репетиции опер и повсюду, сразу сделав ей предложение.
Один из Гнесиных так вспоминал о чарующем голосе и пении Надежды Забелы: “…ни с чем не сравнимый, ровный-ровный… полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски… И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека”. А вскоре, в 1900 году, Москва увидела загадочную и пленительную “Царевну-лебедь”.
Рассказ о картине. “Царевна-Лебедь” написана, когда на сцене мамонтовского театра была поставлена “Сказка о царе Салтане”. Картина создана под впечатлением образа, созданного на сцене Забелой. Но это не живая женщина, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Её красота рождена морской стихией, как бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя – нечеловеческая красота. На её неживом лице игра цвета – от иссиня-чёрного, как море, до розово-багряного, как заря. Только глаза живы на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в её головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нём тоска по земному обличью, земной любви и радости. Глядя на картину, слышим шелест крыльев, холодные ровные удары прибоя. Ещё миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнёт крыльями большая белая птица и скроется в волнах.
Новый век счастливо начался для художника. Забела поняла гениальность Врубеля. Несколько лет взаимности, обожания, необыкновенных творческих свершений. У Врубеля есть дом, кто-то восхищён его элегантностью. Ему заказывают скульптуры и панно для своих особняков московские богачи. Он участвует в выставках. С удовольствием иллюстрирует книги Лермонтова, Толстого.
У него удивительные руки: он лепит, расписывает изразцы, пишет занавес для Частного театра, создаёт декорации для опер Римского-Корсакова, для своей жены он сочиняет театральные костюмы и будничную одежду. В квартире дешёвая некрашеная мебель обтягивалась тканью нежнейших оттенков, в тон ей подбиралась обивка стен, потолок, лестницы – и платье хозяев.
В этот период появляется его удивительная “Гадалка”.
Рассказ о картине. 1895 год. Врубель пишет таинственный провидческий холст. История его создания поразительна: живописец прослушал оперу “Кармен”, его потрясла тема падения, неотвратимости рока. Фатальность случайностей. Он приходит в мастерскую, берёт готовый портрет Мамонтова и в страстном порыве счищает написанное. По этому же холсту пишет свою изумительную цыганку-гадалку. “Гадалка” - один из шедевров русского мастерства. Атмосфера неги и красоты, влекущая загадочность восточной женщины среди узоров ковров и драгоценных тканей. Есть особенная прелесть в печальном томном взгляде “Гадалки”. Есть особенная правда в небрежности её позы, в беспорядке карт, брошенных перед нею на ковёр. Но особенную красоту придаёт этому холсту гармония пурпурных и малиновых тонов, уравновешенных бледно-гoлyбыми отсветами. Врубель умел бережно распределять свои красочные богатства на холсте, и поэтому небольшое гoлyбое пятнышко – гoлyбая карта в руке гадалки звучит чистым, благородным тоном.
Сообщение 4. Врубель был одним из тех мастеров, которые чуть не всю жизнь отдали одной теме, одному любимому образу. Начиная с 80-х гг. и в течение всего расцвета художественного гения Врубель настойчиво, с настоящей одержимостью трудился над созданием образа демона. В 1885 году Врубель лепит из глины голову Демона и собирается использовать её как натуру. В доме Мамонтова он создаёт образ сидящего Демона.пв страстном порыве счищает написанноертрет рока. у "т. ен, потолок, лестницы - и еатра, создаёт декорации для опер Римског
Рассказ о картине. В образе Демона чувствуется титаническая сила и внутренняя борьба. Он прекрасен и величав, но в его устремлённых в бездну глазах, в жесте сцеплённых у колен рук читается беспредельная тоска. Фигура Демона окружена исполинскими фантастическими цветами. Сила драматизма выражена красками: фиолетовые, звонко-синие, вишнёвые, зелёно-гoлyбые, серые и жемчужно-розовые. Краски горят и светятся, словно драгоценные камни. Широкие раздельные мазки напоминают мозаику. Чтобы передать неземной масштаб происходящего, художник как бы укрупняет фигуру Демона, приближая его к зрителю. Фигура, кажется, не вмещается в холст, рама срезает голову Демона. Далёкая золотая заря загорается за колючими скалами. Расцветают чудо – кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Он присел отдохнуть после страшного пути. Его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия.
В 1899 году у Врубеля рождается синеглазый сын. Но мальчик не проживёт и трёх лет, а Врубель, написав “Демона поверженного” - символ нестерпимой муки, крушения надежд, гнетущего одиночества – титанический холст, едва умещающийся поперёк комнаты в Лубянском проезде! – сойдёт с ума и, прежде, чем умереть, потеряет зрение. Оглохший Бетховен, ослепший Врубель – каким жгучим отчаянием оплатили своё бесcмepтие гении, поднявшиеся к высотам духа.
Сообщение 5. Но побудем её чуть-чуть с Врубелем и Забелой в дни их счастья. “Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдаёт, нет, не обдаёт, а слышится мне иHTиMная национальная нотка, которую так хочется поймать на холсте… Это музыка цельного человека…” лучшее время жизни для Врубеля будет связано с музыкой Римского-Корсакова, которую его любимая поёт не как артист, а “как человек”.
Знакомство с музыкой Римского-Корсакова захватила художника, он почувствовал в композиторе своего единомышленника. Вот интересное признание, которое делает Врубель в письме Римскому-Корсакову в 1898 г : “… благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду. Утешает меня ещё и то, что настоящая работа является искусством и подготовкой вообще моего живописного языка”. (звучит музыка из оперы “Садко”).
В сфере творчества их пути сходились. Оба стремились к постижению самого существа русского национального эпоса, стремились приникнуть к тем корням, к той почве, которые и образовали русское искусство. Музыкально одарённый Врубель не просто наслаждается произведениями любимого композитора, ощущая их в цвете, они вдохновляли его, дарили новые замыслы. “Я могу без конца слушать море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то новые тона” - говорил он о музыке “Садко”. На тему опер Римского-Корсакова Врубель создаёт серию керамических скульптур: “Волхова”, “Садко”, “Весна”, “Берендей”. Последнему он придал черты портретного сходства с композитором. Римский-Корсаков посвящает Забеле и Врубелю новые свои романсы “Сон в летнюю ночь” и “Нимфа”.
Сообщение 6. Летом они живут у сестры Надежды Ивановны на полтавском хуторе. Там Врубель пишет “Сирень”, “Ночное”, светлоглазого “Пана”.
Рассказ о картинах. Особое положение среди картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Поиски и изучение формы сочетаются с полётом фантазии. Картина “Сирень” (1900) – образец такого подхода. Этюд к ней написан прямо с натуры. Мы словно присутствуем при возникновении образа. В тени куста сирени можно различить фигуру дeвyшки. Её скрывают спyтaнные волосы. В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.
“Пан”. Над лесными далями появился красный серп месяца и высветил фигуру старика Пана с грубым скуластым лицом и бездонными гoлyбыми глазами. Косматый и корявый, он как будто вырос из земли, он создан из её красок, из её мощи, из её великих тайн. Примечательно, что во взгляде Пана находили что-то общее со взглядом Льва Толстого.
Учитель. После внезапной cмepти двухлетнего Саввочки Врубель сам попросил близких отправить его в лечебницу – он знал, что душа его больна.
В краткие месяцы просветления Михаил Александрович написал ещё два прекрасных портрета своей Надежды. Один – на фоне гoлых осенних берёз, другой дома, после спектакля, у открытой горящей печки. Это были последние мгновения счастья. Исчезла горестная жизнь гения. Врубель умер в 1910 году…
И только искусство сумело сохранить эту жизнь на века.
Список использованной литературы:
1. Cб. Мир искусства. М.1989. т.3.
2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М. 1990.
3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985.
4. Островский Г.С. Рассказы о русской живописи. М.1987
5. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. 1979.
6. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М.1987.т.2.
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
18 03 2024 9:58:32
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
17 03 2024 18:22:58
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
16 03 2024 22:21:37
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
15 03 2024 0:53:19
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
14 03 2024 20:27:34
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
13 03 2024 4:46:29
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
12 03 2024 19:36:45
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
11 03 2024 3:30:21
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
10 03 2024 11:25:54
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
09 03 2024 23:26:11
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
08 03 2024 5:48:18
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
07 03 2024 22:30:52
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
06 03 2024 19:41:41
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
05 03 2024 13:20:13
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
04 03 2024 2:30:37
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
03 03 2024 12:15:17
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
02 03 2024 0:34:43
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
01 03 2024 12:59:25
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
29 02 2024 1:11:23
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
28 02 2024 0:41:59
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
27 02 2024 2:32:33
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...
26 02 2024 18:51:48
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
25 02 2024 4:44:22
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
24 02 2024 1:20:37
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
23 02 2024 4:22:15
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
22 02 2024 3:50:12
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
21 02 2024 3:38:45
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
20 02 2024 21:44:35
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
19 02 2024 11:50:15
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
18 02 2024 20:55:17
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
17 02 2024 9:12:43
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
16 02 2024 6:55:27
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
15 02 2024 0:32:34
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
14 02 2024 6:58:57
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
13 02 2024 1:44:41
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
12 02 2024 8:22:13
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
11 02 2024 11:40:17
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
10 02 2024 8:54:48
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
09 02 2024 10:24:26
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
08 02 2024 2:36:19
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
07 02 2024 13:36:39
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
06 02 2024 1:55:31
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
05 02 2024 10:41:24
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
04 02 2024 0:10:13
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
03 02 2024 8:47:34
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
02 02 2024 16:43:52
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
01 02 2024 23:52:13
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
31 01 2024 17:10:21
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
30 01 2024 10:43:26
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
29 01 2024 12:28:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::