"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие
Цели и задачи занятия:
- раскрыть причины реформ Никона и влияние реформ на дальнейшую жизнь страны;
- заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы по теме;
- способствовать формированию у школьников навыков учебно-исследовательской работы, умение составлять схемы с помощью компьютера, краткие хаpaктеристики исторических деятелей;
- развивать способность оценивать факты, явления, события, высказывать обоснованные суждения о деятельности людей.
Оборудование: CD-ROM «История России и её ближайших соседей», карточки с отрывками из документов и хаpaктеристикой исторической личности, тесты,
Тип урока: пpaктическое занятие.
Ход занятия
1. Причины церковных преобразований (схема).
2. Беседа по схеме.
Вопросы:
- В чем суть возникшей в начале XVI века теории «Москва – Третий Рим»?
- Причина создания кружка «ревнителей древнего благочестия».
- Как развивались в XVII веке взаимоотношения государства и церкви?
- Какую роль в преобразованиях сыграли личные качества Никона и Аввакума?
3. Работа с карточками
«Исторические портреты». О ком идет речь?
1 – до пятилетнего возраста оставался на попечении у царских «мам», – в 16 лет вступил на престол; – ревностно исполнял церковные обряды; – в его царствование произошло воссоединение Украины с Россией; – в период его правления произошли крупные восстания, которые были подавлены; – любил соколиную охоту; – он первый среди русских царей стал сам подписывать документы. |
2 – родился в семье священника; – в 32 года возведен в протопопы (старшие священники); – сблизился с кружком «ревнителей древнего благочестия»; – царь заточил его в подвал монастыря, затем сослан в Сибирь; – возвращен в Москву, предложили место духовника царя – отказался; – решением церковного собора был расстрижен и предан анафеме; – по указу царя был заживо сожжен в сруб «за великие на царский дом хулы» |
3 – в 17 лет была выдана замуж; – после cмepти мужа ей досталось одно из самых больших состояний того времени; – встала на сторону тех, кто поддержал старую веру; – приняла тайное иночество под именем Феодоры и отказалась принять участие в царской свадьбе; – взята под стражу и посажена в земляную тюрьму; – почитается старообрядцами как святая преподобномученница. |
4 – сын мордовского крестьянина; – после cмepти детей вместе с женой принял монашеский постриг; – вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»; – один из главных реформаторов церкви; – царь Алексей Михайлович называл его «собинным другом»; – построил несколько монастырей, среди них Иверский на Валдае; – свою жизнь закончил простым монахом. |
Рассмотрите изображения и объясните , какие из них относится к старообрядчеству, почему?
ТЕСТЫ
1. Главный итог церковных реформ середины XVII в.:
А) укрепление положения православной церкви;
Б) раскол в православной церкви;
В) принятие унии с католической церковью;
Г) появление патриаршества.
2. По какому принципу образованы ряды?
А) Никон, Аввакум , Федор Ртищев, Стефан Вонифатьев.
Б) Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский монастырь на озере Кий, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой.
3. О чем идет речь?
Власть не могла примириться со староверием и обитель была осаждена правительственными войсками. Мощные стены и богатые припасы продовольствия позволили монахам выдержать длительную осаду. Осада оставалась безрезультатной пока в 1676 г. не нашелся предатель, выдавший правительственным воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60.
4. О ком из русских церковных деятелей идет речь?
«Уже в 19 лет он стал священником, в зрелые годы достиг такого положения, что влиял на царя . Его отличала жесткость и непреклонность. Сурово распространялся со своими противниками. Лишенный своего сана, остаток жизни провел в монастыре».
А) Иов.
Б) Никон.
В) Филарет.
Г) Аввакум.
5. Форма старообрядческого креста __________________________.
6. Кто является лишним в ряду?
Боярыня Морозова, княгиня Урусова, Мария Данилова, Мария Милославская.
7. Установите соответствие между датами и событиями:
1) | 1649 г. | А) | По приказу царя сожжен на костре Аввакум |
2) | 1652 г. | Б) | Прибытие в Москву иерусалимского патриарха Паисия |
3) | 1667 г. | В) | Лишение Никона патриаршего сана |
4) | 1682 г. | Г) | Избрание Никона патриархом |
8. Соотнесите имена исторических деятелей XVII в. с их высказываниями.
- Алексей Михайлович.
- Патриарх Никон.
- Протопоп Аввакум.
А) «Я хоть и русский, и сын русского, но вера моя и убеждения – греческие».
Б) «Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступок».
В) «Все бренно в этом мире, и власть земная не исключение».
Г) «…Ты пренебрег царское величество и пишешься Великим Государем, а у нас один Великий Государь-царь».
Д) «Избранный и крепкостоятельный пастырь. Наставник душ и телес, возлюбленный любимец и содружебник, солнце, светящее во всей вселенной, собинный друг душевный и телесный».
Е) «Зима хочет бытии, сердце озябло и ноги задрожали».
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
«Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Архиепископ в Тобольске к месту устроил меня. Тут у церкви великия беды постигоша меня…Посеем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что бранно от писания и укоряю ересь Никонову …И отдали меня Афонасью Пашкову в полк. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня…сковали руки и ноги и на беть кинули. Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал. Как били, так не больно было с молитвою».
- Кто автор документа?
- Как называется документ?
- Какое событие нашло отражение в документе?
Ответы на тесты:
- Б.
- А – деятели церкви участники кружка «ревнителей древнего благочестия».
Б – монастыри основанные патриархом Никоном. - Осада Соловецкого монастыря правительственными войсками.
- Никон.
- Форма креста восьмиконечная.
- Мария Милославская.
- 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А.
- 1-Г, Д. 2-А, В. 3-Б, Е.
На документ:
- Протопоп Аввакум.
- «Житие Протопопа Аввакума».
- Реформа патриарха Никона.
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
18 03 2024 4:50:49
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
17 03 2024 17:21:23
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
16 03 2024 6:15:37
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
15 03 2024 10:54:10
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
14 03 2024 8:24:23
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
13 03 2024 5:23:10
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
12 03 2024 6:22:58
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
11 03 2024 17:11:40
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
10 03 2024 15:51:31
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
09 03 2024 23:25:12
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
08 03 2024 8:15:21
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
07 03 2024 6:41:52
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
06 03 2024 9:27:55
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
05 03 2024 2:22:18
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
04 03 2024 5:16:51
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
03 03 2024 15:23:18
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
02 03 2024 16:21:35
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
01 03 2024 21:57:12
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
29 02 2024 8:24:41
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
28 02 2024 15:37:31
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
27 02 2024 9:40:17
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
26 02 2024 19:28:45
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
25 02 2024 15:35:43
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
24 02 2024 14:25:15
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
23 02 2024 21:46:54
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
22 02 2024 0:58:14
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
21 02 2024 14:43:46
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....
20 02 2024 3:12:39
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
19 02 2024 0:42:42
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
18 02 2024 17:44:12
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
17 02 2024 20:28:37
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
16 02 2024 22:52:28
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
15 02 2024 5:46:56
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
14 02 2024 19:16:41
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
13 02 2024 17:42:38
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
12 02 2024 13:43:39
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
11 02 2024 0:46:33
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
10 02 2024 5:46:49
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
09 02 2024 21:24:20
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
08 02 2024 20:18:14
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 02 2024 6:31:26
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
06 02 2024 9:17:22
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
05 02 2024 14:48:35
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
04 02 2024 4:18:34
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
03 02 2024 21:53:38
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
02 02 2024 3:50:17
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
01 02 2024 21:55:12
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
31 01 2024 4:43:29
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
30 01 2024 18:56:59
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
29 01 2024 19:17:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::