"Урок, которого не было". Глобализация: тpaктовки и оценка феномена
Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле.
А. Тойнби.
1. Методическое обоснование темы занятия:
Данное внеурочное занятие может быть проведено в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер.
Учебная дисциплина | Тема урока, в которой рассматриваются проблемы глобализации | Ступень образования | Класс | Курс |
Уровень образован. |
история | Единство и многообразие современного мира | основное общее образован. | 9 | новейшая история | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | всеобщая история | базов. | |
общество-знание | Глобализация человеческого общества | среднее (полное) образован. | 10 | обществознание (авт. Кравченко А.И.) | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | обществознание (авт. Боголюбов В.Н.) | базов. | |
биология | Биосфера – глобальная экосистема | среднее (полное) образован. | 11 | базов. | |
география | Глобальные проблемы человечества | среднее (полное) образован. | 11 | базов. |
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях
В 9-м классе данный материал подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарт основного общего образования по истории | Тема урока и основные вопросы | Целевая установка |
Глобализация и её противоречия | Единство и многообразие современного
мира 1. Глобальные проблемы современности. 2. Предпосылки глобализации, её компоненты и противоречия. 3. Единство и многообразие как ценности современного общества. Культурное наследие XXI века. |
Глобализация – многосторонний процесс, направленный на формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д., который среди прочих задач обусловлен необходимостью решения глобальных проблем современности. Вместе с тем глобализация создаёт серьёзные проблемы, связанные с национальной самобытностью, традиционными укладами жизни, экономической самостоятельностью. Глобализация как необратимое и закономерное явление конца XX-начала XXI века требует структурных реформ и заставляет правительства искать пути к взаимодействию и сотрудничеству, как на международном уровне, так и внутри страны с различными слоями общества и общественными институтами. Единство и многообразие осознаются как ценности современного мира и факторы его выживания. |
2. Развёрнутая целевая установка
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реалиям современного мира.
Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану хаpaктеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых фактов прошлого и современности.
3. План занятия:
1. Глобализация в свете различных источников информации: подходы к определению.
(Словари, энциклопедические издания, научно-популярная литература, учебная литература, CD – пособия, Интернет…)
2. Предыстория вопроса.
- Когда началась глобализация?
- Каковы её предпосылки?
- По каким направлениям развивалась?
- Каковы этапы развития?
3. Хаpaктеристика современного этапа глобализации.
(Достижения, последствия)
4. Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия Среднего Урала с различными регионами страны и мира.
(экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем)
5. Каким будет новый глобальный мир?
- три сценария;
- дискуссия: “за” и “против”
6. “ Человечеству предстоит сделать свой выбор”.
- “Конфликт цивилизаций” или создание единой человеческой цивилизации?
- Каков твой выбор?
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников:
Для работы учащимся предлагается текст из рубрики “Гордиев узел”
автор Андре Роппер “Выбор человечества – глобализация” (историко-географический очерк).//История №18 2006г., с.16-21.
1. Как называется документ, к какому виду источников он относится?
2. Кто является автором источника? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.
3. Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания?
4. Где опубликован этот текст? Где можно прочитать его полную версию?
5. Объясните основные (новые) понятия, употрeбляемые в тексте.
6.Какова его главная идея?
7. Какие направления глобализации выделяет автор?
8. Какие причины формулирует автор, доказывая свою точку зрения?
9. Используя знание истории, географии, сведения энциклопедических и других видов источников, докажите или опровергните истинность используемых автором исторических фактов, различий между названными группами стран и цивилизаций, укажите их расположение на карте.
10. По тексту определите отношение автора к излагаемым фактам.
11. Приведите собственные примеры сотрудничества и соперничества Запада и “незападных” стран.
12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в текст конкретные примеры и факты истории? В чём он хотел убедить читателя?
13. Можно ли на основе данного источника определить позицию автора? Кто он – сторонник глобализации или антиглобалист?
14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы автора?
15. Оцените значимость источника в понимании процессов развития современного мира.
5. Познавательные задания и критерии их проверки:
Для индивидуальной работы:
1. В приведённом ниже определении понятия “глобализация” найдите и подчеркните одной чертой его родовые признаки, двумя – видовые признаки: “Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.”. Какие ещё сферы, кроме перечисленных в этом определении, охватывает глобализация? Продолжите перечисление видовых признаков понятия.
Критерии проверки:
- Дан правильный ответ - 5 баллов.
- Названы сферы общественной жизни - 5 баллов.
- Продолжено перечисление видовых признаков, названо 3 и более признака - 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
2.Объясните, почему перечисленные ниже исторические события можно отнести к глобальным, имеющим значение для всего человечества. Каковы были последствия этих событий?
а/ I век н.э. Восточная Римская империя – зарождение христианства.
б/ 1492 год – открытие Америки.
в/ 1980 год – начало спутникового вещания CNN.
г/ с середины 1990-х г.г. – стремительное распространение Интернета.
Какие ещё исторические события имели общемировое значение?
Критерии проверки:
- Дано аргументированное объяснение – 5 баллов.
- Названы последствия событий (не менее 3-х) – 10 баллов.
- Дополнен перечень событий собственными примерами (не менее 3-х) – 5 баллов.
- Дано аргументированное объяснение приведённым примерам, названы последствия этих событий (не менее 3-х к каждому)– 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 30 баллов.
3. Верны ли следующие суждения?
а/ Один из важнейших факторов, способствовавших процессу глобализации, развитие финансовых и экономических связей.
б/ В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Приведены аргументы в пользу своего выбора (не менее 3-х) – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Заполните схему. Приведите примеры.
Критерии проверки:
- Заполнены все “ячейки” кластера – 5 баллов.
- Приведены примеры (продолжена схема по собственной инициативе, проявлено творчество) – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
5. “Глобализация – это комплексное, растущее единство современного мира”.
Какая оценка глобализации как культурно – исторического явления содержится в этом высказывании? Выберите подходящий ответ и аргументируйте своё мнение: а/ позитивное, б/ нейтральное, в/ негативное.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Мнение аргументировано, приведено не менее 3-х аргументов – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
Каждый учащийся 9-го класса имеет право обратиться за помощью при выполнении работы к группе консультантов, сформированной из числа учеников 10-11-х классов. На количестве баллов это не отражается.
Для групповой работы:
Класс делится на 4 группы, каждая из которых имеет куратора-ученика 10 или 11 класса.
1.Проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в основных сферах общественной жизни с точки зрения разных субъектов этого процесса:
1-я группа – стран, представляющих центры мировой экономики.
2-я группа – развивающихся стран;
3-я группа – представителей ТНК и ТНБ;
4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от политики и не участвующих в крупномасштабной экономической деятельности. Страна и регион мира, где они проживают, не имеют значения.
Выполняя задание, каждая проблемная группа заполняет на листе ватмана свою сравнительную таблицу, которая во время презентации ответа вывешивается на доску.
Группа консультантов-старшеклассников в данном случае исполняет роль судейской коллегии и заполняет “Судейскую карточку”
Группа | Содержательность плаката | Содержательность устной защиты | Этетика творческой работы | Глубина ответов на вопросы |
10 баллов | 20 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
Критерии проверки:
- Отождествление участников группы с представителем конкретного субъекта – 10 баллов.
- Целостность, внутренняя стройность и законченность выступления во время презентации – 10 баллов.
- Сотрудничество в группе, включённость каждого участника в работу – 10 баллов.
- Результаты “судейской карточки” - 40 баллов.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
6. Интеграция содержания учебной темы с НРК:
НРК ГСОО принят в 2006г. Рассмотрение вопросов глобализации прослеживается в содержательной линии образования “Социально-экономическая и правовая культура”.
Одной из задач занятия может являться: знакомство с особенностями экономического состояния и перспективами развития Свердловской области.
Обязательный минимум содержания образования: история и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия СреднегоУрала с различными регионами мира.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника): предметно-информационная составляющая – знать историю Урала, особенности его социально-политического и экономического развития.
Деятельностно-коммуникативная составляющая – уметь сочетать личные интересы с интересами конкретного муниципального образования, региона, страны, мира.
Вопросы и задания для групповой работы:
Внимательно изучите предложенную информацию и выполните задания к ней.
1.Товарная структура экспорта и импорта в Свердловской области за 2005г.
Вид продукции | Экспорт |
Импорт |
||
млн. дол. | в % к итогу | млн. дол. | в % к итогу | |
всего | 831,7 | 100 | 143,5 | 100 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё | _ | _ | 10,5 | 7,3 |
минеральные продукты | 16,4 | 2,0 | 10,5 | 7,3 |
продукция химической промышленности, каучук | 38,1 | 4,6 | 4.3 | 3,4 |
кожевенное сырьё и пушнина, изделия из них | _ | _ | 0,1 | 6,9 |
древесина, целлюлозно-бумажные изделия | 21,8 | 2,6 | 3.2 | 2,2 |
текстиль и текстильные изделия, обувь | _ | _ | 6,4 | 4,5 |
металлы и драгоценные камни | 722,2 | 86,8 | 3,4 | 2,4 |
машины, оборудование и трaнcпортные средства | 17,0 | 2,1 | 94,7 | 65,6 |
другие товары и услуги | 16,2 | 1,9 | 10,4 | 7,2 |
1. На основании таблицы сделайте все возможные выводы ( не менее 5-ти).
2. Используя знания, полученные на занятиях по
географии Свердловской области и истории Урала,
средств массовой информации, Интернета и др.,
а/ дополните содержание первой колонки таблицы;
б/ назовите конкретные предприятия, участвующие
в экспорте продукции;
в/ на карте отметьте связи Свердловской области с
различными регионами мира.
3. Приведите примеры сотрудничества нашего региона и мирового содружества в других сферах общественной жизни.
7. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
1. В каких сферах общественной жизни процесс глобализации носит наиболее противоречивый хаpaктер? Почему вы так считаете?
2. Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с её противоречиями и негативными следствиями этого процесса?
3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что глобализацию нельзя остановить?
4. Как вы понимаете лозунг современного мира “Единство в многообразии”?
5. Возможна ли типология многообразия (единообразия) современного мира?
6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними согласиться?
7. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова? Обоснуйте свою точку зрения.
“Разобщённость человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане “массовой культуры” и в тисках бюрократического догматизма; распространение массовых миров, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете”.
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
27 03 2024 18:54:45
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
26 03 2024 23:51:10
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
25 03 2024 15:15:45
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
24 03 2024 11:56:49
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
23 03 2024 23:49:21
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
22 03 2024 5:25:27
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
21 03 2024 8:37:34
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
20 03 2024 13:13:54
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
19 03 2024 2:39:28
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
18 03 2024 20:36:16
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
17 03 2024 21:21:36
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
16 03 2024 19:55:24
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
15 03 2024 2:56:47
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
14 03 2024 17:47:43
Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
13 03 2024 6:41:29
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
12 03 2024 12:21:13
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
11 03 2024 22:15:28
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
10 03 2024 16:18:32
Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
09 03 2024 12:43:45
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
08 03 2024 8:18:18
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
07 03 2024 3:33:30
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
06 03 2024 12:49:50
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
05 03 2024 5:39:59
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 03 2024 8:20:19
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
03 03 2024 12:32:52
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
02 03 2024 11:59:36
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
01 03 2024 9:49:26
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
29 02 2024 1:23:33
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
28 02 2024 3:53:51
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
27 02 2024 12:15:44
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
26 02 2024 13:40:25
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
25 02 2024 13:45:37
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...
24 02 2024 14:20:58
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
23 02 2024 3:14:37
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
22 02 2024 8:17:14
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
21 02 2024 12:12:57
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
20 02 2024 8:25:11
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
19 02 2024 10:28:50
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
18 02 2024 21:20:43
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
17 02 2024 9:23:17
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
16 02 2024 16:53:15
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
15 02 2024 18:27:53
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
14 02 2024 3:40:42
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
13 02 2024 21:15:58
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
12 02 2024 10:30:33
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
11 02 2024 8:49:36
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
10 02 2024 19:32:31
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
09 02 2024 3:29:31
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
08 02 2024 12:48:21
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
07 02 2024 20:28:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::