Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"
Цели урока:
- познакомить учащихся с религиозными верованиями древних славян;
- развивать речь и мышление учащихся;
- воспитывать интерес к истории своей Родины и народа.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- энциклопедия “Русские предания” (диск),
- видеомагнитофон,
- фрагменты литературных источников,
- выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и сообщить о том, что сегодня наш урок будет не совсем обычным.
2. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: “Солнечные боги славян”.
Вы изучали историю Древней Греции, Рима, Индии и т. д., знакомились с религиозными представлениями разных народов в прошлом.
- Каких богов вы помните?
(ответ учащихся).
- А знаете ли вы богов древних славян, наших с вами предков?
(ответ учащихся).
Цель нашего урока: рассмотреть религиозные представления древних славян эпохи язычества.
- Какая вера называется языческой?
(ответ учащихся).
Моя цель - вызвать у вас интерес к той эпохе.
Готовясь к этому уроку, я открыла для себя много интересного. Надеюсь, что и вы узнаете новое. В этом нам помогут компьютеры и цифровые энциклопедии.
3. Космогонические представления древних славян.
Работа с мифом “Мировое древо”.
Славяне думали, что Вселенная – это огромное дерево. Его создали Жива, Дый и Световид – боги – прародители всего живого. (демонстрация изображений из приложения 1).
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).
Стоит дерево на острове Буяне.
- Где вы слышали это слово?
(ответ учащихся).
От Живы пошли Небо и Земля.
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2)..
Звали их Сварог и Макошь. Сварог в переводе означает “старший бог”, его другое имя Стрибог. (Приложение 1).
Имя Макошь состоит из 2-х частей.
- Из каких: давайте произнесём это слово:
Выделение слогов, запись на доске.
Ма – мать, судьба, жребий.
Кошь – корзина для сбора урожая, Полная сума (кошелёк).
Попробуйте соединить 2 части в одно смысловое целое.
(ответ детей).
Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая, одним словом, Земля.
4. Божества природных стихий у древних славян.
- Давайте откроем следующую строку нашей схемы. (Приложение 2). Прочитайте её.
Чтение вслух.
- Мы прочли имена богов, действиями которых, славяне объясняли некоторые природные явления.
- Давайте вместе определим, что славяне называли этими именами, а подсказку поищем в мифах об этих богах.
Ученикам предлагаются тексты, которые они зачитывают вслух. (Приложение 3).
- Даждьбог – бог солнца. Докажите это, используя слова из мифа.
- Рассмотрим изображение Даждьбога. (Приложение 1)
- Что общего между ним и солнцем?
(ответ учащихся).
- Почему Даждьбог – солнце – у славян – податель всех благ, дающий бог?
(ответ учащихся).
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).
- Богом чего был Перун? Докажите.
(ответ учащихся).
Имя Перун означает “тот, кто сильно бьёт”. Оружие приносили ему на поклон.
Работа с изображением. (Приложение 1).
- Вы замечали, какой чистый воздух после грозы, какая свежесть, как легко дышится?
(ответ учащихся)
Древние славяне считали, что Перун “ мёртвыми” молниями убивает нечистую силу и воздух становится свежим.
- Как сейчас объясняют это явление?
(ответ учащихся).
- Что скрывается под словом Сварожич? (работа с изображением приложения 1). Заметьте, что Сварожич – это отчество, у этого божества нет имени.
- Почему?
(ответ учащихся). Работа со схемой,запись в тетрадях. (Приложение 2).
Огонь был всегда рядом, его боялись потревожить, чтобы он не принёс зла. В канун нового года славяне старый огонь гасили, а новый зажигали.
5. Боги – покровители основных занятий славян.
Древние славяне объясняли действиями богов не только явления природы, они приписывали им участие во всех сферах жизни.
- Вспомните основные занятия славян.
(ответ учащихся).
- Славяне поклонялись богу плодородия, урожая. От его имени пошло много важных слов, которые мы часто используем в своей речи.
- Давайте посмотрим на эти слова. Их общая часть – корень и есть имя Бога.
Работа с текстом приложения 4.
- Назовите его.
(ответ учащихся).
- Наши предки считали Рода своим отцом. Знаете почему? Давайте узнаем это из мифа.
Чтение мифа. (Приложение 4)
- Кто помогал Роду?
(ответ учащихся).
Работа с иллюстрацией. (Приложение 1).
Лада – покровительница семейного счастья, достатка в доме, ладить.
“Будет лад – будет и клад”. Посмотрите на ее изображение. (Приложение 1).
Доля и Недоля. Жертвовали им кашу и сметану. Работа с иллюстрацией (Приложение 1).
- С земледелием связан и Семаргл – бог ростков.
- Посмотрите, как выглядит этот бог. (Приложение 1).
- Это Ярила – бог любви. Но ещё и говорили “Куда ногою – там рожь копною, а куда глянет – там колос зацветает”. Ему несли зерно и хлеб.
- Какое ещё было занятие у славян?
(ответ учащихся).
- У него будет покровитель – бог?
(ответ учащихся).
- Знаете, как его зовут? Это многоликий бог: он и бог скотоводов, и бог торговли, и даже – подземного царства. Звали его Велес.
Славяне очень почитали его и приносили жертвы золотом.
Работа со схемой, запись в тетрадях (Приложение 2).
6. Низшие духи.
- Мы рассмотрели основных богов, но есть ещё и низшие духи. Они знакомы нам по сказкам, былинам, древним сказаниям.
- Давайте вспомним, кто они?
Работа с видеорядом. Демонстрация фрагментов мультфильмов, героями которых являются русалка,домовой,леший,водяной..
Работа со схемой, запись в тетрадях.
7. Жертвоприношение.
- Чтобы боги и духи были благосклонны к людям, им приносили жертвы – задабривали богов.
- Кому они несли эти жертвы?
- Кому поклонялись?
(ответ учащихся).
- Посмотрите на этого идола. Он был найден на территории нынешней Польши в 19 веке, а сейчас он хранится в Кpaковском музее. Это памятник древности.
Работа с изображением. (Приложение 1).
4 стороны: Перун; Лада; Макошь; Даждьбог.
3 уровня: Боги; люди; подземный мир – Велес.
-Идолов устанавливали на капищах - специально отведенных для жертвоприношений местах.
Закрепление.
1. Рефлексия.
- Давайте представим себя древними славянами и задобрим богов.
- Посмотрите, как выглядит место, где приносили жертвы. А вот наш макет Збручского идола, материал для жертвоприношений. Только не перепутайте, кому что жертвовать. (Дети инсценируют жервоприношение, объясняют свой выбор).
2. Ещё один памятник древности – литературное произведение неизвестного автора, написанное около 1185г. “Слово о полку Игореве”.
- Прочтите фрагменты этого произведения и найдите имена богов, о которых мы говорили на уроке.
Работа с текстом. (Приложение 5)
Обобщение.
- Давайте вспомним имена славянских богов и то, чему они покровительствовали.
Работа со схемой. (Приложение 2)
Итог урока.
- Наш урок закончен. Я благодарю всех вас за хорошую работу на уроке и надеюсь, что вы еще не раз захотите встретиться с солнечными богами славян. В этом вам поможет наша книжная выставка. Изучайте историю! “История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.” - говорил Цицерон.
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
28 03 2024 20:57:44
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
27 03 2024 7:59:52
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
26 03 2024 7:12:54
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
25 03 2024 17:47:56
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
24 03 2024 8:41:17
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
23 03 2024 11:39:32
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 03 2024 19:33:13
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
21 03 2024 8:22:31
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
20 03 2024 4:49:55
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
19 03 2024 0:27:38
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
18 03 2024 18:21:27
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
17 03 2024 22:40:54
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
16 03 2024 21:34:12
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
15 03 2024 17:35:53
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...
14 03 2024 20:49:32
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
13 03 2024 19:10:47
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
12 03 2024 10:19:55
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
11 03 2024 3:24:39
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
10 03 2024 9:34:58
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
09 03 2024 7:56:58
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
08 03 2024 3:36:35
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
07 03 2024 16:51:30
06 03 2024 0:10:25
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
05 03 2024 16:42:24
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
04 03 2024 19:29:40
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
03 03 2024 0:15:48
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
02 03 2024 4:16:38
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
01 03 2024 0:48:59
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
29 02 2024 5:49:31
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
28 02 2024 17:16:16
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
27 02 2024 19:40:42
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
26 02 2024 15:54:35
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
25 02 2024 7:59:59
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
24 02 2024 6:47:10
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
23 02 2024 23:40:49
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
22 02 2024 8:37:58
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
21 02 2024 23:11:15
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
20 02 2024 1:13:39
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
19 02 2024 16:15:26
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
18 02 2024 1:52:24
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
17 02 2024 3:26:27
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...
16 02 2024 12:15:46
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
15 02 2024 9:42:36
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
14 02 2024 15:58:44
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
13 02 2024 12:44:23
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
12 02 2024 14:49:30
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
11 02 2024 13:51:31
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
10 02 2024 11:38:23
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
09 02 2024 16:31:27
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
08 02 2024 14:46:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::