Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания
Цель урока: способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы.
Задачи урока направлены на формирование следующих образовательных компетенций:
1 Познавательные компетенции. Способствовать формированию первичных знаний о процедуре демократических выборов, раскрыть сущность понятия “выборы”, показать отрицательные последствия политической пассивности граждан.
2 Деятельностные компетенции. Способствовать развитию навыка групповой-проблемной работы, активизации познавательного интереса к предмету “Обществознание”, к политическим процессам в государстве, поселке.
3 Коммуникативные компетенции. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к законодательству Р.Ф., к ее политическим процессам.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Оборудование: компьютерная презентация, бумага , маркеры, листы с задачами, кнопки, липкая лента.
Ход урока
Учитель – Ребята, сегодня у нас урок обычный и необычный. Обычный потому, что мы на уроке обществознания и говорим о демократическом государстве, а необычность его в том, что сегодня мы решаем задачи, задачи из жизни нашего поселка, страны.
Задача первая. Посмотрите, на доске нет темы сегодняшнего урока. В ходе урока мы вместе должны сформулировать ее.
Задача вторая. Перед вами на столах тексты следующей задачи. В рабочих группах вы ее читаете, решаете, ответ записываете на лист бумаги и вывешиваете на доску.
Текст задачи. “В поселке Радищево на выборы Президента РФ пришло 70% избирателей, на выборы депутатов Государственной Думы – 65%, на муниципальные выборы – 44%.
На сколько меньше граждан пришло на избирательные участки в период муниципальных выборов, по сравнению с президентскими, если известно, что всего избирателей поселка 5260 человек”?
Учащиеся решают задачу.
Учащиеся сравнивают ответы, находят ошибки.
У – О каком демократическом процессе идет речь в этой задаче?
Ш – Речь идет о выборах.
У. Выборам, важнейшему инструменту демократического общества, посвящен наш урок. Потому я открываю вам одно слово в названии темы урока. (Учитель открывает слово “выборы” на доске, либо на слайде презентации)
У – Дайте ответ на вопрос задачи: “На сколько меньше граждан пришло на избирательные участки в период муниципальных выборов, по сравнению с президентскими?”
Ш – На муниципальные выборы пришло на 1368 человек меньше чем на президентские.
У. В чем вы видите причину разницы в явке граждан на избирательные участки?
Ш (ответы разные, но чаще звучит “нет смысла, все уже решено”, “не интересует кого выбирут в местные органы власти” и проч.)
У – Ребята, а ваши родители ходят на выборы?
Ш – Ответы разные.
У – Ребята, почему так важно участвовать в выборах?
Ш – Потому что необходимо избрать кандидатов не высокие государственные посты, например, президента, которые управляют нашим государством.
У – Выборы – это важнейший атрибут демократии, именно выборы обеспечивают участие граждан в управлении государством.
История показывает трудный путь всего человечества к признанию важности выборного процесса, к получению избирательного права всеми категориями населения.
Вспомните из истории России, в какой земле все свободное мужское население совместно принимало участие в управлении?
Ш – В Новгороде, Пскове
У – Со временем демократические традиции этих городов были преданы забвению ради централизации государства в XV веке. Вновь граждане России стали принимать участие в выборах лишь в 20 веке с введением Государственной Думы царем Николаем II. Сегодня мы говорим о сформированной системе избирательного права. Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” – главные документы, подтверждающие право граждан страны на участие в управлении государством посредством выборов.
Подробнее рассмотрим принципы избирательного права и механизм участия народа в управлении государством с помощью компьютерной презентации.
(Идет просмотр презентации). См. Приложение 1
После просмотра учитель задает несколько вопросов, по вновь полученному материалу, стремясь актуализировать социальный опыт учащихся. Например, при просмотре слайда о процедуре непосредственно выборов следует задать вопрос о том, знают ли ребята, как проходят выборы. Чаще всего ответ положительный. Они, зачастую, уже могут принимать участие и в предвыборной агитации и, потому знакомы со многими аспектами выборов.
Задача третья. Вам необходимо познакомиться с дополнительным материалом и определить, когда в истории нашего государства в XX веке были нарушения демократического избирательного права.
(Работа с текстами. Школьники определяют, что в царской России и в период установления Советской власти избирательный закон не был совершенен, выборы не были всеобщими и прямыми).
– Ребята я предлагаю вам следующую задачу. Вашим группам необходимо составить сиквейн на слово выборы.
(Что такое синквейн? Синквейн – это форма работы с понятиями. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме, действию. Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, хаpaктеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Пример (такие составляют учащиеся в нашей школе)
Демократические выборы
Сложные, необходимые.
Определяет, устанавливает, участвуем
Выборы важны для демократии.
Государство.
Демократические выборы.
Прямые, равные
Решают, устанавливают, назначают
Выборы – свобода человека.
Борьба.
Школьники вывешивают готовые синквейны на доску.
Учитель делает вывод.
У – Ребята вы в своих работах отметили важность выборов для демократического государства, для подлинной свободы граждан. Молодцы!
А теперь следующая задача.
“По результатам выборов Главы муниципального образования “Радищевское городское поселение”: за победившего кандидата проголосовало 34,6% избирателей, за второго-26,5%, 11,4 % -проголосовали против всех кандидатов. Приняли участие в выборах 44,3% избирателей. Сколько человек проголосовали за первого кандидата, если количество избирателей известно-5260 человек?
Почему не все пришли на избирательный участок?”
Школьники вывешивают ответы на доску. Учитель проверяет и задает вопросы детям, начиная со второго вопроса.
У – Почему не все избиратели пришли на выборы?
Ш – Потому, что посчитали, что от их голосов ничего не зависит, нет желания голосовать за выдвинутых кандидатов, не верят в честность выборов.
У – Честность, четкость выборов обеспечивается законами и, потому, при обнаружении неправомочных действий, взрослые могут обратиться в участковые, территориальные избирательные комиссии.
Обратимся к ответу задачи “Сколько человек выбрали главу муниципальное образование “Радищевское городское поселение”?
У – Сосчитайте новые цифры. Сколько процентов жителей Радищева выбрали Главу поселения?
У – Ваш ответ говорит о том, жители поселка, не пришедшие на выборы, отдали свою будущую жизнь в руки тех граждан, которые на выборы пришли.
Посмотрите, на высказывание “Плохие руководители выбираются хорошими гражданами, ... не участвующими в голосовании”,согласны ли вы с ним? Учитель выслушивает ответы учащихся, комментирует их.
У – Ребята, мы граждане России и от нас зависит, какие люди будут стоять у руля будущей страны. Святое право и святая обязанность моя, ваших родителей принимать участие в выборах, делать грамотный, осознанный выбор в пользу процветания России!
У – Скажите ребята, а как вы , пойдете ли вы на выборы, когда подрастете?
Ш – (дают ответы)
У – (открывает слова “Мы идем”)
У – Сейчас у вас есть прекрасная возможность призвать к участию в выборах тех, кто не верит в выборы, кто колeблется. Вы подготовили синквены, подумайте, как можно изобразить их содержание, постарайтесь придумать краткий лозунг, озвучивающий ваше понятие.
(Варианты: “Мы выбираем новую жизнь, а ты?”, “Приходи на выборы, вместе мы сила!”, “Хочешь быть Президентом?
Учись делать выбор!”, “Выбирая, думай, что будет потом”).
Ребята вы предложили замечательные лозунги, Молодцы! Надеюсь, что вы их не забудете, когда придет время вам участвовать в выборах!
Ребята, заканчивается наш урок, посмотрите, тема урока открыта полностью. “Мы идем на выборы”. У меня есть сомнения, какой знак ставить в конце предложения, восклицательный или вопросительный. Выскажите свое мнение .
(дети отвечают и предлагают в большинстве случаев поставить восклицательный знак)
Спасибо, ребята за урок, вы блестяще справились со всеми задачами. Надеюсь, что вы будете активными избирателями и поможете стране справиться со всеми трудностями.
В течении урока вы работали в группах. Определите степень участия каждого ее члeна в общем деле группы и выставите оценки. Попрошу их сдать мне.
В конце занятия я хотела бы предложить вам определить свое отношение к уроку, к тем темам, которые мы сегодня затронули.
Рефлексивно-диагностический этап.
Предметом диагностики могут стать: эмоциональное отношение к уроку и затрагиваемым на нем темам, отношение к работе в учебной группе, уровень сформированности познавательной, деятельностной, коммуникативной компетенций.
1 “Полярные профили”
Детям предлагается оценить свое эмоциональное отношение к теме, вопросам, затрагиваемым на уроке по 7 бальной шкале.
Диагностический вопрос. “Твое отношение к проблеме урока, как осознания важности участия в демократических выборах?
Словесная расшифровка 7-бальной шкалы:
“7” – очень понравилось;
“6” – понравилось;
“5” – выше среднего;
“4” – среднее;
“3” – ниже среднего;
“2” – не понравилось;
“1” – очень не понравилось.
Отношение будет считаться положительным в случае выбора 70% учащихся от 5-7 балла.
2 Предметом диагностики может стать непосредственно групповая работа на уроке. Результат принятия данной деятельности может быть определен следующим образом.
“Ладошки” – методика, разработанная в нашей школе.
Учитель просит всех поставить руки на локти, “открыв” ладони ведущему. Он произносит поочередно несколько предложений. Если участники согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если согласны частично – одна ладонь открыта, другая сжата в кулачок; если совсем не согласны – два кулачка. Применительно к данному уроку могут быть заданы следующие предложения:
- мне понравилось работать на уроке в группе;
- решать задачи лучше вместе, чем в одиночку;
- группа помогла мне справиться с трудностями;
наша группа была успешнее всех.
3 Уровень сформированности образовательных компетенций.
Вопросы | Фамилии учащихся класса | ||
Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе | |||
Я могу работать в группе для достижения наилучшего результата в работе | |||
Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы | |||
Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране | |||
Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал в группе | |||
Я знаю, что такое выборы |
Каждый ученик получает в начале урока три жетона, которые он должен разместить в колонке со своим именем, выбирая утверждение. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. В результате видно, у скольких детей формировались все виды компетенций, у скольких только некоторые.
Тест 1.
В августе 1906 г., в разгар I русской революции, Николай II издал положение о созыве I Государственной Думы. Устанавливалась смешанная сословно-имущественная система. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, “бродячие инородцы” (неоседлые народы). Депутаты избирались по куриям: 1-я курия – сьезд уездных землевладельцев (помещики), 34% выборщиков от курии, выборы двухстепенные; 2-я курия – сьезд городских избирателей (в основном буржуазия), 24% выборщиков от курии, выборы двухстепенные; 3-я курия – сьезд уполномоченных от волостей и станиц (в основном крестьяне), 42% выборщиков от курии, выборы четырехстепенные
1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.
Текст №2.
В Конституции СССР 1924 г. Шло становление советской избирательной системы. Вместо парламента устанавливался Центральный исполнительный комитет из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным органом власти объявлялся Сьезд Советов. Делегаты избирались на губернских и республиканских съездах. Не было равного представительства: от городских Советов (рабочие) избирался 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских – 1 на 125 тыс.
Лица, лишенные избирательного права по Конституции 1924 года: лица, пользующиеся наемным трудом; лица, имеющие “нетрудовые” доходы; торговцы, служители религиозного культа, чины бывшей полиции, душевнобольные, лишенные избирательных прав по судебным приговорам, члeны семей “лишенцев”.
Текст №3
В 1936 г. была принята новая Конституция, выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Высшая законодательная власть – у 2-палатного Верховного Совета СССР (Совет Союза и Совет Национальностей).
Текст №4
Сегодня действует Конституция, принятая 12 дек. 1993 г. Она строго разграничивает 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Во главе исполнительной власти стоит Президент Российской Федерации, избираемый всенародным голосованием: прямым, равным, всеобщим и тайным . Президент РФ избирается на 4 года. Федеральное Собрание – парламент РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума формируется на основе пропорциональной избирательной системы по партийным спискам. Избирательным правом обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет и дееспособные.
Список используемой литературы
- Федеральный Закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Москва 1999 год.
- Федеральный Закон “О выборах президента Российской Федерации”. Москва Центральная Избирательная Комиссия РФ 2003 год.
- Муниципальные выборы в Ульяновской Области – сборник актов. Г. Ульяновск.2005 год.
- “Муниципальные выборы в Радищевском районе – электopaльная статистика” Избирательная комиссия Радищевского района 2005 год.
- “Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения” Москва “Просвещение” 2004 год.
- Я.В.Соколов, А.С. Прутченков “Граждановедение” – учебное пособие для учащихся 8 класса. Москва НВЦ “Гражданин” 1999 год.
- М.А. Шкробова “Методическое пособие к учебнику Я.В. Соколова, А.С.Прутченкова “Граждановедение”. Москва “Дрофа” 2000 год.
- “Правоведение. Избирательное право” – комплексный образовательный проект “Шаг за шагом” Москва 1996 год.
- “Выборы в демократическом обществе” – учебное пособие под редакцией Н.М. Воскресенской, П.Г. Положевца. Межрегиональноая ассоциация “За гражданское образование” Москва 1996 год.
- И. Ахметова, Т.Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смирнова “Мой выбор” – учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Москва 2003 год.
- “Воспитательные технологии в школе” – Выпуск 3. ИПК ПРО 2002 год.
- “Учитель-ученик: от сердца к сердцу невидимая нить”. Игры и упражнения по социальной адаптации школьников. Москва “Эфлакс” 2003 год.
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
28 03 2024 23:38:51
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
27 03 2024 10:54:49
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
26 03 2024 19:15:12
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...
25 03 2024 3:43:44
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
24 03 2024 4:42:18
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
23 03 2024 4:44:58
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
22 03 2024 12:41:14
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
21 03 2024 0:48:47
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
20 03 2024 11:23:51
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
19 03 2024 11:14:34
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
18 03 2024 8:51:32
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
17 03 2024 17:41:45
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
16 03 2024 12:38:45
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
15 03 2024 1:55:43
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
14 03 2024 9:21:45
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
13 03 2024 16:56:35
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
12 03 2024 4:50:57
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
11 03 2024 16:25:38
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
10 03 2024 23:54:54
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
09 03 2024 18:53:51
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
08 03 2024 2:42:43
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
07 03 2024 2:26:59
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
06 03 2024 13:15:26
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
05 03 2024 17:12:27
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
04 03 2024 13:57:38
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
03 03 2024 4:47:25
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
02 03 2024 3:37:56
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
01 03 2024 4:29:28
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
29 02 2024 19:34:28
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
28 02 2024 19:13:38
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
27 02 2024 3:56:44
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
26 02 2024 18:28:49
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
25 02 2024 8:37:55
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
24 02 2024 16:35:40
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
23 02 2024 0:11:22
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
22 02 2024 2:44:46
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
21 02 2024 7:47:50
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
20 02 2024 20:58:42
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
19 02 2024 13:51:16
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...
18 02 2024 6:50:44
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
17 02 2024 21:12:58
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
16 02 2024 7:19:49
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
15 02 2024 7:10:57
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
14 02 2024 19:32:34
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
13 02 2024 21:10:55
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
12 02 2024 17:28:17
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
11 02 2024 19:26:48
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
10 02 2024 10:30:30
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
09 02 2024 7:42:18
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
08 02 2024 5:44:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::