Культура России в первой половине ХIХ века
Цели:
- закрепить и расширить имеющиеся знания о развитии русской культуры данного периода (на примере живописи и театра);
- формировать эстетические представления учащихся;
- совершенствовать навыки работы с электронными средствами обучения.
План
- Живопись первой половины XIX века.
- Театр первой половины XIX века.
Первый этап работы - “Экскурсия по Третьяковской галерее”
Выполнить задания № 1, 2, предложенные на инструктивной карте.
Для выполнения работы класс делится на группы.
Учащимся предлагается просмотреть 16 иллюстраций художников изучаемого периода, которые находятся в Третьяковской галерее, отобранных на сайтах Интернет. Из них 6 картин ранее на уроках не демонстрировались, поэтому их авторы и названия приводятся в инструктивной карте. С остальными они знакомились на предыдущем уроке.
Учащиеся работают в группах самостоятельно, используя компьютер.
Цели:
- Проверить, насколько прочно усвоены принципы ведущих стилей в живописи данного периода, закрепить полученные знания.
- Выявить, как учащиеся умеют применять приобретённые знания на пpaктике, совершенствовать эти умения.
Задание №1
Просмотреть иллюстрации, отобрать те, которые относятся к направлению:
- классицизм (1-группа)
- романтизм (2-я группа)
- реализм (3-я группа)
- критический (бытовой) реализм (4-я группа)
Группа экспертов: определить стиль всех произведений, сделать выводы, в чём преемственность с предыдущим этапом развития живописи, что нового.
Предложены уже знакомые картины:
К.П. Брюллова: “Последний день Помпеи”, “Автопортрет”, “Всадница”;
А.Г. Венецианова: “Жатва”, “Весна. На пашне”;
В.А. Тропинина: “Кружевница”, “Портрет сына”;
А.А. Иванова: “Явление Христа народу”;
П.А. Федотова: “Сватовство майора”, “Утро чиновника, получившего первый крестик”.
Картины, не демонстрировавшиеся на уроках:
1.О.А. Кипренский, портрет А.С.Пушкина.
2. М.Клодт, “На пашне”.
3. К.П. Брюллов, “Осада Пскова войсками Стефана Батория”, портрет сестёр Чернышовых.
4. А.Г. Венецианов, “Крестьянка с васильками”.
5. А.Акимов, “Самосожжение Геркулеса”
Задание №2
Отобрать картины в соответствии с заданием, записать в тетрадь название картины и автора.
Задание № 3
Раскрыть особенности стиля на примере выбранных картин.
Группа экспертов – оценить правильность и полноту ответов.
Задание №4 для всего класса:
Определить, о ком или о творчестве какого художника эти слова:
“Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие” (П.М. Третьяков)
..Это гоголевский смех – “смех сквозь слёзы”. Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, торжествующие в жизни, которые превращают бpaк в торговую сделку, возвышают на служебной лестнице людей низких и подлых. Незримо за смешными ситуациями и неудачливыми героями встаёт страшный мир, в котором живут мелкие людишки и царит чудовищная несправедливость. (О творчестве П.АФедотова.)
Его герои менее сложны, в них нет внутренней взволнованности, их духовная жизнь не так богата. Они простые, “ домашние”, но в них всегда есть правда хаpaктеров и той обстановки в которой живут его герои.они как бы сочетают портрет и быт жизни. (О творчестве Тропинина В.А.)
Подведение итогов первого этапа
Оценить себя, учитывая комментарии экспертов и замечания учителя, на основании предложенных в инструктивной карте критериев:
“3” - воспроизведён материал предыдущего урока, не определены вновь предложенные картины.
“4” - использован новый материал, но были недочёты.
“5” - задание выполнено полностью, ошибок и недочётов не было.
Второй этап урока
Цели:
- Составить представление о театре первой половины XIX века.
- Совершенствовать навыки работы с электронными средствами обучения.
На данном этапе работа организуется с материалами электронного учебного пособия “История искусства”.
Задание №5
Ход работы
1 – открыть “Конструктор энциклопедий”
2 – открыть “11 класс”
3 – открыть “Драматический театр XIX века”
Выбрать сведения:
- об актёрах: Каратыгине, Мочалове, Садовском, Щепкине, драматурге Островском
- о театрах: Александринском, Малом театре, о зрительном зале Малого театра, о костюме романтического героя.
Проверка усвоения данного материала. Учащимся предлагается выполнить тест, ответив на вопросы:
- “...он играл образы благородных и страстных бунтарей...” (Мочалов)
- Родоначальник династии актёров, прославился ролями в спектаклях по произведениям Н.В.Гоголя (Садовский)
- Об этом актёре Малого театра говорили, что “он – наш второй университет...” (Щепкин)
- Ему особенно удавались роли идеальных героев, полководцев, царей, великих людей (Каратыгин)
- Здание этого театра в Москве построил архитектор О.Бове (Малый театр)
- Этот театр построил в Петербурге К.Росси
- Его герои воплощали в себе “тёмную, но страстную” Россию (А.Островский)
Тест и затем правильные ответы демонстрируется на экране через медиапроектор. Учащиеся отвечают индивидуально. Ответы проверяются карте:методом взаимопроверки и оцениваются по критериям в инструктивной
“5” – все ответы верны
“4” – допущена одна ошибка
“3” – допущены две ошибки
Подведение итогов:
На основании полученных оценок учащиеся выставляют себе общую оценку за урок. Комментарии учителя.
Делаются общие выводы о месте, роли, особенностях искусства данного периода.
Домашнее задание:
Назовите самые значительные произведения русской культуры изучаемого периода. Как они связаны с историческими событиями того времени?
Работа выполняется письменно.
САМОАНАЛИЗ УРОКА (преимущество использования КТ)
Уроки по теме “Культура России” являются наиболее сложными для учителя по причине отсутствия наглядного материала: иллюстрации в учебнике или отсутствуют, или невзрачны и, как правило, малочисленны. Не случайно итоги абитуриентских экзаменов в вузах ежегодно фиксируют наиболее низкие знания именно по данной теме. Вместе с тем, посредством изучения этих разделов на уроках истории выполняется задача совершенствования эстетических представлений учащихся, формируется интерес к предмету, чувство уважения к её выдающимся деятелям, расширяется их кругозор. Большие возможности для повышения эффективности выполнения этих задач предоставляют медиаресурсы.
Для проведения данного урока были использованы материалы, предварительно отобранные на образовательных сайтах Интернет а также разделы электронного учебного пособия “История искусства” ООО “Кирилл и Мефодий” (Методическая поддержка on-line www SCHOL .ru)
Помимо вышеназванных задач, решалась ещё одна: развитие навыков работы с компьютером. Исходя из вышесказанного, работа на уроке строилась так, чтобы учащиеся максимально использовали все предложенные возможности.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Преимущество использования КТ |
Проверка и применение знаний 10-12 минут |
Работа с 16 иллюстрациями картин художников первой половины 19 века, представленных на компьютере; выполнение заданий №1-3 | Возможность видео-экскурсии по залам известных музеев |
Новый материал 15 минут |
Работа с электронным пособием. Выполнение заданий №5. Учащиеся работают с электронным пособием “История искусств” (раздел “Конструктор энциклопедий). Цель- поиск и присвоение информации по вопросу “Театр России в первой половине 19 века” | Поиск и использование информации в справочных разделах электронных пособий. Дополнительная наглядность. |
Проверка усвоения информации 5 минут |
Учащиеся выполняют тест по самостоятельно изученному материалу. Вопросы представлены на экране. Цель- проверка усвоения знаний | Экономия времени на уроке |
Ещё одно важное преимущество использования компьютера на всех этапах данного урока - индивидуальный ритм работы на этапах урока: возможность вернуться к фрагменту, задержаться на нём.
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...
27 03 2024 5:31:59
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
26 03 2024 20:37:20
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
25 03 2024 4:10:23
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
24 03 2024 9:45:43
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
23 03 2024 5:59:14
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
22 03 2024 1:30:12
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
21 03 2024 7:29:31
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
20 03 2024 20:56:54
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
19 03 2024 1:29:26
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
18 03 2024 23:30:39
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
17 03 2024 14:26:51
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
16 03 2024 14:54:49
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
15 03 2024 7:20:23
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
14 03 2024 16:50:21
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
13 03 2024 2:25:27
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
12 03 2024 11:31:29
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
11 03 2024 14:54:31
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
10 03 2024 5:13:46
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
09 03 2024 12:43:27
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
08 03 2024 10:23:53
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
07 03 2024 18:25:47
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию. ...
06 03 2024 20:30:49
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
05 03 2024 5:45:50
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
04 03 2024 6:57:47
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
03 03 2024 18:33:39
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
02 03 2024 9:39:19
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
01 03 2024 16:54:30
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
29 02 2024 18:32:14
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
28 02 2024 21:44:49
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
27 02 2024 16:17:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
26 02 2024 23:29:47
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
25 02 2024 5:11:17
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
24 02 2024 7:32:59
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
23 02 2024 10:23:27
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
22 02 2024 20:32:57
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
21 02 2024 1:38:19
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
20 02 2024 10:25:38
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
19 02 2024 19:26:46
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
18 02 2024 14:39:37
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
17 02 2024 7:13:35
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
16 02 2024 7:35:46
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
15 02 2024 13:13:36
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
14 02 2024 0:16:55
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
13 02 2024 1:27:59
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...
12 02 2024 14:16:56
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
11 02 2024 0:19:21
Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
10 02 2024 3:56:57
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
09 02 2024 21:41:29
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
08 02 2024 16:47:14
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
07 02 2024 3:34:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::