Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о “третьей силе”, которая противостояла белому и красному движениям, выяснить причины и хаpaктер “малой” гражданской войны;
  2. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями;
  3. Продолжить формировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Оборудование урока:

  • учебник,
  • карта “Гражданская война и интервенция”,
  • атласы,
  • листы с документами для групп,
  • проектор.

Основное понятие: “демократическая контрреволюция”

План урока.

I. “Демократическая контрреволюция”.

II. Формирование однопартийной политической системы

III. Крестьянская и гражданская война:

Махновщина

Малая гражданская война

IV. Восстание в Кронштадте.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы с вами говорили о Гражданской войне, о двух противоположных лагерях войны: красных и белых. Гражданская война более многогранна. На сегодняшнем уроке мы поговорим о тех, кто оказался между красными и белыми. Сегодня мы с вами должны вытащить из тайников памяти свои знания о положение крестьянства в этот период, что бы определить каковы были их главные проблемы и как бы мы их попытались решить. Мы с вами должны выяснить смысл выражения “демократическая контрреволюция”. А в конце урока попробовать ответить на вопрос имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства. (проблема записана на доске) (слайд №1 Презентации учителя)

Учитель: - Вспомним, какие два основных лагеря Гражданской войны мы знаем.

- Вспомним, какова была расстановка социальных и политических сил в этих лагерях?

В этот момент учитель рисует схему на доске (лучше вешать заготовленную аппликацию, используя разноцветные листы: белые, красные, зеленые)

- Какой политической силы мы не видим в схеме?

- Меньшевиков, эсеров.

- Давай те назовем их третьей силой. Где на схеме мы их разместим?

- Посередине.(дополнения к схеме ниже)

- Часто эсеров и меньшевиков называют представителями “демократической” контрреволюции. Впервые И.М. Майский использовал термин “демократическая” контрреволюция как собирательное название начального этапа Гражданской войны, в ходе которого ведущую роль в антибольшевистском лагере играли представители мелкобуржуазной демократии - меньшевики и эсеры. Давайте вдумаемся в определение и попытаемся определить почему – демократическая?

- Эти партии выступали за демократические свободы: слова, печати, собственности, совести и т.д., за многопартийность, плюрализм мнений.

- А почему контрреволюция?

- Так как хотели отменить уже проведенные преобразования, вернуться к программе минимум.

- В чем главное недовольство “демократической контрреволюции большевиками”?

  • Отказ большевиков от возможности создания “однородного социалистического правительства”, т.е. правительства, включающего в свой состав представителей всех партий, исповедующих социализм;

- Какие партии вошли в состав СНК?

Ученики: левые эсеры и большевики, а представители других партий покинули II съезд советов и лишились этого права.

- Принимали ли эти партии хоть какое-нибудь участие в политической жизни страны?

Ученики: они входили в состав ВЦИК и Советы местных уровней.

  • Разгон большевиками Учредительного собрания;
  • Подписание Брестского мира.

- Какие попытки захвата власти представителями этих социалистических партий мы с вами знаем?

- Создание Всероссийского комитета спасения родины и революции, попытавшего осуществить 29 октября в Петрограде контрпереворот; создание “комитета общественной безопасности” в Москве, который до 3 ноября удерживал власть в Москве; создание в сентябре 1918г. в Уфе единого “всероссийского правительства – Уфимской директории.

- Молодцы. Решение начать вооруженную борьбу укрепилось после разгона большевиками в апреле- мае 1918 г. вновь избранных местных советов, в которых почти везде преобладали меньшевики и эсеры.

Основными районами борьбы стали Поволжье, Урал и Сибирь. С мая 1918 г. на этих территориях создаются местные правительства, состоящие в основном из члeнов ПСР. В Самаре был создан Комитет члeнов Учредительного собрания (Кочум), в Екатеринбурге – Уральское областное правительство, в Томске – Временное Сибирское правительство и т. д. (работа с картой “ Гражданская война и интервенция” и атласами – на карте наклеиваем заранее подготовленные надписи правительств “демократической коонтрреволюции”).

Зная, чем были недовольны эти партии, давайте с вами попробуем вместе сформулировать основные политические лозунги “демократической контрреволюции”.

- “Ликвидация Брестского мира!”, “Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!”.

- Большевики отреагировали на создание “демократической контрреволюции” постановлением ВЦИК от 14 июня 1918г. об исключении представителей партии меньшевиков и эсеров из состава ВЦИК и удалении их из Советов всех уровней, что было равносильно запрещению деятельности этих партий.

II. Драматично развивались взаимоотношения большевиков со своими союзниками – левыми эсерами. Откройте учебник на стр.122., прочитайте раздел: “Большевики и левые эсеры” и ответьте на вопросы:

- Когда и почему перестало существовать двухпартийное правительство?

- В чем причина окончательного разрыва между эсерами и большевиками?

Учитель: а теперь что бы, легче было ответить на поставленное задание в начале урока, давайте начнем с вами заполнять таблицу на доске требования “третьей силы”.

Основные требования третьей силы
“демократическая контррев-ия” крестьяне Кронштадское восстание
(см. заполненную ниже)    

Закрепление:

Задание: попытайтесь за три минуты в группах написать синквейн о “демократической контрреволюции” (слайд №2 презентации учителя).

III Учитель: - Обратимся опять к схеме. Какой социальный слой отсутствует в ней?

Ученики: - Крестьянство.

Учитель: - Как вы думаете, почему успехи и белых и красных в немалой степени зависели от того, за кем пойдет крестьянство?

Ученики: - Это был самый многочисленный класс, т.к. страна аграрная.

Учитель: Крестьяне выступали на стороне красных, белых. Но так же они выступали как самостоятельная сила. Эти крестьяне избрали своим символом зеленый цвет – цвет воли и свободы, противопоставляя себя красным и белым. Выступления зеленых охватили весь юг России: Причерноморье, Северный Кавказ и Крым. Но наибольшего размаха и организованности крестьянское движение достигло на юге Украины (работа с картой “Гражданская война и интервенция” и атласами, лучше наклеивать заранее заготовленные таблички зеленого цвета в районах выступления крестьян). Во многом это движение было связано с личностью руководителя повстанческой армии Нестора Махно (слайд №3 презентации учителя). Всю жизнь Махно с самого его рождения сопровождали легенды. Согласно одной из них при крещении Нестора на священнике загорелась риза. По всему Гуляйполю разнеслась весть о том, что, согласно древнему поверью, новорожденный должен стать разбойником. Он боролся на стороне Красной Армии с Деникиным, за победы, одержанные над деникинцами, был награжден орденом Красного Знамени. А генерал Деникин пообещал за его голову полмиллиона рублей. Махно был поэтом и писал такие замечательные строчки:

Я в бой бросался с головой,
Пощады не прося у cмepти,
И не виновен, что живой,
Остался в этой круговерти.

Мы проливали кровь и пот,
С народом откровенны были.
Нас победили. Только вот
Идею нашу не убили.

Пускай схоронят нас сейчас,
Но наша Суть не канет в Лету,
Она воспрянет в нужный час,
И победит. Я верю в это!

Кто же был этот человек? На следующий урок я предлагаю написать эссе “ Трагедия личности Махно”.

Другим крупным выступлением крестьян были восстания в 1920-1921 г. в Поволжье, на Дону, Кубани, в западной и Восточной Сибири, на Урале, Белоруссии, Карелии, Средней Азии. Наиболее известным восстанием того времени было Тамбовское восстание под руководством Антонова.(работа с картой “Гражданская война и интервенция, и атласами, слайд №4 презентации учителя” Этот период был назван современниками “малой гражданской войной”. Все выступления были жестоко подавлены Советской властью.

Учитель: А теперь внимательно посмотрите на карту, почему наши зеленые значки сосредоточились именно в этих местах, а не в других, например на северо-западе Советской России.

Ученики: Это основные территории расселения крестьянства, здесь плодородные земли, на северо-запад страны был промышленным центром, там преобладал рабочий класс.

Каковы основные требования этих выступлений мы узнаем, работая в группах.

- А теперь создадим 3 творческие лаборатории. Ряд класса, который первый ответит на мой вопрос, может выбрать сам себе задание.

Вопросы:

- Кто возглавлял Реввоенсовет республики? (Троцкий Л.Д.)

- Кто начал формирование Добровольческой армии для борьбы с советской властью? (Алексеев М.В.)

- Кто был объявлен “верховным правителем России”? (Колчак А.В.)

I творческая лаборатория – крестьяне, поддерживающие красных

II творческая лаборатория - крестьяне, поддерживающие белых

III творческая лаборатория – крестьяне, выступающие как самостоятельная сила

Группам раздаются документы и они используя их и свои знания по предмету в течении 5 минут должны подготовить агитационную речь к присутствующим , что бы они перешли на их сторону.

I творческая лаборатория получает следующие документы:

Декрет II Всероссийского съезда Советов “О земле”

26 октября 1917г.

….. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастыпские, церковные, со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебные постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле…

Крестьянский наказ о земле

... Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней ...

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обpaбатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обpaбатывать. Наемный труд не допускается ...

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме ...

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд.

Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления ...

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства ...

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно ...

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917- 1941. Документы. Материалы. Комментарии.Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 50-52.)

II творческая лаборатория получает следующие документы:

А) Декларация А.И. Деникина по аграрному вопросу

5 февраля 1919

... Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положе в основу этих правил и положений.

1. Обеспечение интересов трудящегося населения.

2. Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.

3. Сохранение за собственниками их прав на землю. При этом в каждой о дельной местности должен быть определен размер земли, которая может бы сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным.

Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату ...

(Лукьянов мн. Россuя.1917-1941.Документы. Материалы. Комментарии.:

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 98-99

Б) Декларация А.В. Колчака по аграрному вопросу

8 апреля 1919г.... Вместе с тем Правительство примет меры для обеспечения безземельных крестьян и малоземельных крестьян и на будущее время, воспользовавшись. в первую очередь, частновладельческой и казенной землей, уже пере шедшей в фактическое обладание крестьян. Земли же, которые обpaбатывались исключительно или преимущественно силами семей владельцев земли, хуторян, отрубенцев и укрепленцев, подлежат возвращению их законным владельцам.

Принимаемые меры имеют целью удовлетворить неотложные нужды трудящегося населения деревни. В окончательном же виде вековой земельный вопрос будет решен Национальным Собранием ...

(Лукьянов М Н.. Россия..1917-1941.Документы. Материалы.. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 100)

В) Земельный закон П.Н. Врангеля

За прежними владельцами часть их земли может быть сохранена, но размер этой части в каждом отдельном случае определяется на местах местными земельными учреждениями ...

Все передаваемые хозяевам земли закрепляются за ними актами и поcтyпают в вечную, наследственную собственность каждого хозяина.

Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Та передача земли обеспечивает переход ее к настоящим прочным хозяевам, а не всякому падкому на даровщину и чужому земле человеку.

Цена за десятину земли определяется пятикратной стоимостью среднегодового урожая с десятины. Уплата за землю рассрочивается на 25 лет и, следовательно, каждому хозяину придется вносить ежегодно одну пятую часть уро . или выплачивать стоимость ее. Уплата Государству может быть производима хлебом, так и деньгами, - по желанию плательщика.

25 мая 192 -

(Лукьянов М.Н. Россuя.1917-194J.Документы. Материалы. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 101-10:"

III творческая лаборатория получает следующие документы:

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмуговского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей.10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография исочника. - Т.К):

“Принимая во внимание, ... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти ... съезд постановил:

l) ... Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия ... И мы всегда готовы к защите своих народных прав ....

4) Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся ... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт ...

5) Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты ... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала ....

Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям ...

10) Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать, только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! .. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!”

- Учитель: продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования крестьян?

Основные требования третьей силы
“демократическая контррев-ия” крестьяне Кронштадское восстание
  (см. заполненную ниже)  

- Учитель: Почему крестьяне выступили все-таки на стороне Советской власти? Что повлияло, по вашему мнению, на это решение.

- Ученики: большевики первые решили крестьянский вопрос - они дали крестьянам землю.

Учитель: а теперь я предлагаю в ваших творческих лабораториях разработать проект памятника крестьянам, участникам гражданской войны.(На уроке был предложен интересный памятник в виде весов. В основе стоит крестьянин, в его руках две чаши. На одной красноармеец, на другой помещик. Крестьянин поворачивается в ту сторону, которая перевешивает).

IV. Сообщение учащегося с презентацией. (смотри презентацию ученика)

- Учитель продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования кронштадцев?

Основные требования третьей силы
“демократическая контрреволюция” крестьяне кронштадцы
“Ликвидация Брестского мира!”;

“Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!”

Отмена монополии большевиков на власть;

Свобода слова, печати, объединений.

Отмена продразверстки,

Право на свободное распоряжение землей,

Свобода торговли.

Отмена монополии большевиков на власть,

Свобода слова, печати.

“Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!”

Отмена продразверстки,

Право на свободное распоряжение землей,

Свобода торговли.

“Вся власть Советам, а не партиям!”;

Отмена монополии большевиков на власть,

Свобода слова, печати, объединений;

Освобождение политических заключенных.

Требования “демократической контрреволюции”

Приложение

Закрепление:

- Учитель: Мы знаем, что часть требований восставших будет фактически удовлетворена. Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему восстание было жестоко подавлено?

Закрепление: А, теперь используя заполненную, на доске таблицу и свой багаж знаний попробуйте ответить на задание, поставленное в начале урока (смотрим на доску): имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

17 04 2024 6:23:19

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

16 04 2024 9:33:50

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

15 04 2024 7:40:47

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

14 04 2024 7:21:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

13 04 2024 9:52:47

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

12 04 2024 11:49:26

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

11 04 2024 10:41:12

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

10 04 2024 14:17:54

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

09 04 2024 9:20:48

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

08 04 2024 1:10:30

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

07 04 2024 11:54:28

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

06 04 2024 23:56:47

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

05 04 2024 21:29:23

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

04 04 2024 10:49:44

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

03 04 2024 17:41:54

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

02 04 2024 17:18:11

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

01 04 2024 18:53:10

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

31 03 2024 16:38:47

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

30 03 2024 14:38:50

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

29 03 2024 21:33:32

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

28 03 2024 9:17:48

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

27 03 2024 21:46:31

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

26 03 2024 18:15:56

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

25 03 2024 10:11:12

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 03 2024 16:37:10

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

23 03 2024 15:20:47

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

22 03 2024 11:25:38

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 03 2024 1:21:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 03 2024 3:29:14

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

19 03 2024 15:30:19

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

18 03 2024 0:28:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

17 03 2024 17:35:34

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

16 03 2024 2:56:59

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

15 03 2024 14:54:49

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

14 03 2024 16:23:33

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

13 03 2024 14:35:25

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

12 03 2024 7:27:50

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

11 03 2024 9:19:41

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

10 03 2024 1:59:29

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

09 03 2024 23:42:21

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

08 03 2024 20:10:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

07 03 2024 4:10:47

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

06 03 2024 10:47:42

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

05 03 2024 11:37:38

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

04 03 2024 4:51:37

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

03 03 2024 4:33:38

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

02 03 2024 17:37:39

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

01 03 2024 8:12:52

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 02 2024 18:46:56

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 02 2024 13:48:47

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::