"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)
Учитель:
Народная мудрость гласит: каждый человек должен так прожить жизнь, чтобы после себя оставить что-то на земле. От некоторых ведь остается только тире между датами рождения и cмepти.
Жизнь Абрама Петровича Ганнибала – “гениального предка гениального поэта” – яркий и убедительный пример очень достойно прожитой жизни.
Прочитав несколько очень интересных книг о Ганнибале, мы попытаемся на сегодняшнем уроке (который вы будете проводить вместе со мной, чему я очень рада!) поразмышлять о том, почему “гениальный правнук” назвал жизнь своего “гениального предка” “странной”, а также осмыслить главные “следы” её и сформулировать “уроки”, данные этой “странной жизнью” последующим поколениям людей, в том числе и поколению сегодняшнему.
Самый яркий, важный и наипервейший оставленный на земле Ганнибалом “след” – это, конечно же, его “гениальный правнук”. Это великий и неоценимый подарок Ганнибала России и мировой культуре!
А.С. Пушкин бесконечно уважительно относился к своему роду, предкам, о чём свидетельствуют его известные слова: “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.
Примечательно, что А.С. Пушкин отводил Ганнибалу – своему прадеду по материнской линии – особое место в своей судьбе и своем творчестве. Именно с его имени он начал свою автобиографию, собирался написать полную биографию Ганнибала, сделал его литературным персонажем многих своих произведений (“Начало автобиографии”, “Моя родословная”, “Как жениться задумал царский арап”) и даже главным героем своего первого исторического романа – “Арап Петра Великого”.
Ученик (в образе Ибрагима) под музыку читает отрывок из романа А.С. Пушкина “Арап Петра Великого”
“Я едва мог опомниться. Я находился в Петербурге, я видел вновь великого человека, близ которого провёл младенчество. Я увидел, что новый образ жизни, ожидающий меня, деятельность и постоянные занятия могут оживить душу, утомлённую страстями, праздностию и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила во мне в первый раз благородное чувство честолюбия.
Я проводил дни однообразные, но деятельные – следственно, не знал скуки. День ото дня я более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
Россия представлялась мне огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом”.
Учитель:
Мы прослушали отрывок из романа А.С.Пушкина “Арап Петра Великого” – романа, который в некоторой степени послужил основой фильма Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”, где роль Ганнибала замечательно сыграл Владимир Высоцкий. Давайте посмотрим фрагмент фильма.
Демонстрация фрагмента фильма Митты “Как царь Петр арапа женил”
Учитель:
В примечании к I главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкин пишет: “В России, где память замечательных людей скоро исчезает по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Ганнибала известна только по семейным преданиям. Мы со временем надеемся издать полную его биографию”.
Обратим внимание на то, что А.С. Пушкин называет жизнь Ганнибала “странной”. Почему? Воспользуемся помощью лексикографов, которые работали со словарём языка А.С.Пушкина (демонстрация словаря).
Лексикографы:
Согласно “Словарю языка Пушкина”, поэт 126 раз употребил слово “странный” в своем творчестве. В двух значениях:
- Необыкновенный, непонятный, вызывающий недоумение.
- Необычный, своеобразный, оригинальный.
Таким образом, жизнь Ганнибала, по мнению его “гениального правнука”, была необычной, своеобразной, оригинальной.
И это действительно так. “Даже на фоне богатого колоритными фигурами XVIII века российский Ганнибал – явление слишком неординарное, захватывающее своей яркостью и экстравагантностью”.
Ученик:
Абрам Петрович Ганнибал был личностью поистине легендарной!
Он “связал” разные века и континенты: сын века XVII, рожденный в Африке, вошедший в историю другого, XVIII в., и другого континента – Европы!
В его биографии “слились” многие страны: африканец, ставший русским, проведший некоторое время в Турции, получивший прекрасное образование во Франции (имел диплом военного инженера, подписанный королем Франции Людовиком XV!), проживший почти полвека с женой-шведкой!
Во многом – первый! Первый дворянин-африканец в российской истории (Причем дворянин II класса – “вслед за государем”!).
Знававший чуть ли не десять царствующих особ: к концу жизни переживший восемь (!) царствований. (“Царей, цариц любимый раб / И их забытый однодомец”). Бывший особенно близким великому царю-реформатору: крестник, воспитанник, а затем сподвижник Петра I, верный и преданный “птенец гнезда Петрова”.
Вот как пишет о крестном родстве Ганнибала с Петром Великим Д. Гнамманку: “Обряд крещения был не просто церковной формальностью. Другой, символический смысл имел этот акт: показать, что Абрам – не просто “Арап” в свите монарха, как-то было принято при дворе в Европе, но его духовный сын. Счастливым оказался сей союз: требовательный, заботливый отец – и послушный, любящий сын. Он знаменовал собой союз двух культур, двух народов, двух континентов, настоящее родство могущественного европейского монарха и “маленького мальчика из самого сердца Африки”.
Знания и энергию своего крестника и воспитанника Петр I использовал везде: в царском кабинете (где Абрам- арап выполнял роль технического секретаря, хранителя бумаг, чертежей и библиотеки государя), в преподавании, в составлении карт, в переводах иностранных книг, в проектировании и строительстве новых фортификационных и гидротехнических сооружений...
На протяжении всего царствования великого преобразователя России не было, наверное, человека, жизнь и судьба которого были бы так переплетены с жизнью государя!
А.П. Ганнибал оправдал любовь, надежды и провиденье своего крестного отца, став к концу пятидесятых годов XVIII в. выдающимся русским фортификатором, гидротехником, математиком, главой инженерного управления России, генералом-аншефом, главным техническим директором всех ведущих фортификационных и гидротехнических работ в российском государстве (в том числе в Петропавловской крепости, на Кронштадском и Ладожском каналах), кавалером орденов Святой Анны и Святого Александра Невского...
Ученик “зачитывает” “послужной список” Ганнибала. См. Приложение 1.
Учитель:
57 лет этот замечательный человек верно и беспорочно служил России, не покладая рук созидал её оборонное могущество.
Естественно, что такая служба не могла не оставить существенного и весомого следа.
До наших дней в Кронштадте, например, сохранилась уникальная гидротехническая система каналов и доков, начатая ещё при Петре I (в 1719 г.) и доведённая до совершенства его сподвижником Ганнибалом. В наше время эта система взята под охрану государства.
Частично (ведь прошло почти три века!) сохранились построенные под его руководством крепости (например, в Тобольске). Сохранилась и стена Петропавловской крепости, облицованная плиткой под непосредственным наблюдением Ганнибала.
Учитель подводит итог сказанному и призывает продолжить “список уроков” Ганнибала.
Ученик:
Для учеников всех времён А.П. Ганнибал может по праву служить образцом очень ответственного отношения к учёбе, упорства и целеустремленности в овладении знаниями.
Известно, что учился Абрам Петрович во Франции. Приведем два факта, ярко свидетельствующие о том, каким прилежным и готовым на всё ради возможности получить хорошие знания человеком был Ганнибал.
Ученик в образе Абрама Петровича Ганнибала “пишет письмо”:
“Из Франции кабинет-министру Петра I А.В. Макарову: “... я никуда по неделе и по две со двора моего не выходил и старался об учени моем как возмог и чего не мог выучить истинно не от нерадения моего, но токмо разве за недостатком моего разума, а более за деньгами ...”, “И я вам, мой государь, доношу, что всем русским известно, какое я имел старание к моей учении: искал всякое оказие, где бы можно лутше учится, также и принял службу, чтоб лутше знать моё дело, где не принимали никого иностранных, кроме тех, которые службу примут во Франции...”.
Ученик:
Чтобы попасть “для лутчего учения” (т.е. основательного изучения инженерных наук) в военную школу в Лафере, куда не принимали иностранцев, Ганнибал вступил волонтером (добровольцем) – инженерным учеником в ряды Французской армии, участвовал в войне Франции с Испанией, был ранен, за отличие в боях награжден чином инженера-поручика Французской армии, окончил службу в чине капитана. И уже как заслуженный боевой офицер Французской армии получил блестящее военно-инженерное образование в лучшей (не только во Франции, но во всей Европе того времени) военной школе.
Учитель подводит итог (Если бы каждый из сегодняшних молодых людей так стремился к знаниям, мы бы, по слову великого поэта, “в просвещении стали с веком наравне”. Как сам Пушкин, как его “гениальный предок” Ганнибал) и просит детей продолжить разговор о том, в чём А.П. Ганнибал может и сегодня послужить для нас ярким примером.
Ученик:
Абрам Петрович был одним из образованнейших людей своего времени! Владел пятью языками. Имел прекрасную библиотеку, насчитывающую около четырехсот трудов, занимавшую видное место среди частных библиотек первой половины XVIII века.
“В библиотеке Ганнибала, – пишет видный русский историк книги С.П.Луппов в обзоре частных коллекций начала XVIII века, – были хорошо представлены книги по математике, фортификации, артиллерии, географии, истории, художественная литература. Из математической литературы назовем пятитомный “Курс математики” Озанама (1693), его же “Новейшую пpaктическую геометрию” (1693), “Элементы Евклида” и целый ряд других книг.
Не останавливаясь на литературе по фортификации, артиллерии и другим отраслям военных наук, тесно связанным с пpaктической деятельностью Ганнибала, отметим его пристрастие к исторической и географической литературе. Среди исторических книг – сочинения по истории Европы и отдельных стран, мемуары, труды, посвященные деятельности крупных исторических лиц. Любопытен интерес Ганнибала к истории английской революции и Кромвелю.
Географическая литература включала также такие книги, как пятитомная “Универсальная география” и очень много описаний различных путешествий.
Как и у других просвещенных людей того времени, у Ганнибала были и словари.
Несомненно, что Ганнибал интересовался художественной литературой. В его собрании немало произведений французских писателей и классиков древности: Корнеля, Расина, Мольера, Гомера, а также ряд модных в то время романов. Любопытно наличие у Ганнибала “Алкорана” Магомета.
Из всего сказанного видно, что библиотека Ганнибала была хорошо подобранным в соответствии с интересами владельца книжным собранием. Книги не только помогали ему решать пpaктические вопросы, связанные с его деятельностью военного инженера, но и удовлетворяли запросы любознательного человека, любителя художественной литературы. Пробыв ряд лет во Франции и хорошо изучив французский язык, Ганнибал уделял основное внимание французским изданиям.
Учитель:
Будучи человеком блестяще образованным, Абрам Петрович Ганнибал стал известен как замечательный педагог! То есть этот замечательный человек может служить примером не только для тех, кто учится, но и для тех, кто учит. Кто из вас хотел бы рассказать об этом?
Ученик. См. сообщение в Приложении 2.
Ученик-краевед:
Не могу не отметить с гордостью, что наш земляк – известный ученый-энциклопедист Андрей Тимофеевич Болотов – в своих мемуарах под 1753 годом писал: “У дяди моего нашёл я так же и несколько математических книг печатных и скорописных, а особливо была у него прекрасная геометрия и фортификация, писанная и черченная им самим в молодости, когда он учился наукам сим у Ганнибала”.
Учитель:
Итак, друзья мои, черный предок Пушкина был не только крупнейшим государственным деятелем России XVIII века, оставившим следы своей фортификационной и гидротехнической деятельности, но и замечательным, редкостным учеником и педагогом – образцом стремления к знаниям и овладения знаниями.
Но что-то давно мы не слышали голос его великого правнука – А.С. Пушкина!
Звучит отрывок из стихотворения “К Языкову” (“В деревне, где Петра питомец…”)
См. Приложение 3.
Учитель:
А сейчас свершится чудо, о котором вряд ли предполагал Ганнибал: благодаря современным техническим средствам мы прямо сию минуту сможем перенестись в Петровское – “в деревню, где Петра питомец думал в охлажденны Леты о дальней Африке своей”.
Демонстрация фильма о музее-усадьбе Ганнибалов, привезенного из Пушкинских Гор.
Учитель:
А не наводит ли что-то из увиденного в усадьбе Петровское вас на новые мысли о “следах”, оставленных Ганнибалом на земле?
Ученик. См. сообщение в Приложении 4.
Учитель:
Многие ученики Пушкинской школы гордятся тем, что они побывали на Псковщине, в Пушкинских Горах, видели Михайловское, Тригорское и Петровское, поместье Ганнибала. Летом 2007 года уже 3-ий раз(!) там побывала ученица Пушкинской школы Ирина Чепpaкова, которая сейчас расскажет о радостных минутах пребывания на святой пушкинской земле, на земле его предков, об общении с хранителем музея-усадьбы Ганнибалов Б.М. Козминым.
Выступление ученицы Пушкинской школы Ирины Ч...
Учитель:
Продолжим наши размышления об уроках, преподанных нам Абрамом Петровичем Ганнибалом.
Ученик:
Один из самых важных уроков, оставленных нам Ганнибалом, - это урок величайшего трудолюбия и честности.
См. сообщение в Приложении 5.
Ученик:
Да, А.П. Ганнибал был необыкновенно человечным. Его гуманизм – это еще один очень важный урок и завет его жизни.
Читая книги о Ганнибале, мы нашли в них множество подтверждений тому, что он был великим гуманистом.
Так, многие годы он был добрым гением и покровителем кронштадских детей.
Будучи директором Кронштадского и Ладожского каналов, он, проявляя подлинно отеческую заботу о детях мастеровых и работных людей, организовал для них школу. Он лично сам определял подростков 10-16 лет в учение: кого к письменным делам, кого к фельдшерскому искусству, кого - постигать столярное, слесарное и кузнечное мастерство. Не гнушался сам ходить по улицам и подбирать беспризорных детей. “За прилежание науке и чтоб смотря на то, что другие в том ревность имели”, назначал прибавку к “окладам”.
Контора строений регулярно присылала ему списки малолетних и выполненных ими работ. В феврале 1759 г., лично осмотрев присланные замки, изготовленные подростками в слесарных мастерских, Ганнибал распоряжается “для лучшего ... поощрения... дабы они ... в содержании себя пропитанием, тако ж в одежде и обуви нужды понести не могли и ревность имели отныне производить каждому по 1р.50 коп. в месяц”.
Учитель:
То, как юных отроков Ганнибал наставляет уму-разуму, мы можем увидеть в фильме А. Митты “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”. Смотрим!
Демонстрация фрагмента фильма А. Митты “Как царь Петр арапа женил”
Ученик:
Борьба истинного “птенца гнезда Петрова” за то, чтобы дать детям хоть какой-то шанс в жизни, имела успех. Например, два выходца из созданной им школы – Роман Дмитриев и Федор Борцов – сконструировали одну из первых паровых машин для русского флота.
А вот еще один убедительный пример гуманизма Абрама Петровича, произведший на нас большое впечатление.
В 1743 году в Эстляндии произошло событие, невиданное не только в истории этой провинции, но и вообще в истории российского крепостничества XVIII века: помещик был привлечен к суду не за то, что он нанес вред другому помещику, а за то, что он... порол крестьян и не соблюдал установленные нормы барщины. А добился такого единственного в своем роде решения именно Абрам Петрович Ганнибал: он сдавал часть своего имения Рагола в аренду профессору Иоахиму фон Тирену; арендный договор содержал пункт, запрещающий арендатору увеличение установленных норм барщины и применение телесных наказаний. И это во времена, когда помещик полностью распоряжался жизнями своих крепостных, а порка крестьян была делом привычным и даже обыденным. Более того, порку разрешал закон!
Георг Леец отмечает: “Защита Ганнибалом интересов крестьян и открытое выступление в дворянском суде против произвола дворян-помещиков были в эпоху расцвета крепостничества явлением необычным и, пожалуй, единственным в своем роде.
Ученик:
Гуманизм Абрама Петровича сочетался в нем с качеством, которое сегодня называется модным словом толерантность и объявляется одним из необходимейших для современного человека.
Напомним, что, будучи православным христианином, Абрам Петрович женился (вторым бpaком) на протестантке – шведке Христине Матвеевне Шеберг. Они венчались в лютерантском и православном соборах. Абрам Петрович не неволил жену принять православие. Он признал за ней право веровать и исполнять обряды так, как она привыкла с детства.
Несмотря на разницу вероисповедания, разницу национальности, бpaк Абрама Петровича и Христины Матвеевны был очень счастливым: в мире и согласии они прожили почти полвека (без одного года), родили одиннадцать детей (из которых зрелого возраста достигло семеро: четверо сыновей и три дочери), прекрасно их воспитали. Будучи глубоко ранен неверностью первой жены (гречанки-красавицы Евдокии Диопер), Абрам Петрович сердечно и глубоко ценил в Христине Матвеевне верность ему и был ей за это бесконечно благодарен.
Учитель.
Кстати, о потомках Абрама Петровича и Христины Матвеевны. Многочисленное потомство Ганнибала – это один из самых ярких оставленных жизнью арапа Петра Великого следов.
Среди потомков русского африканца было немало выдающихся людей.
Но, прежде всего, о ближайшем потомстве – детях. А.П. Ганнибал – несмотря на огромную занятость по службе – был прекрасным отцом. У него было 11 детей!
К нам сегодня пожаловали два сына Абрама Петровича.
Гости: Иван Абрамович Ганнибал и Пётр Абрамович Ганнибал. См. Приложение 6.
Учитель:
А кто из вас, друзья мои, мог бы объяснить, что к числу заслуг Абрама Петровича перед потомками мы можем по праву отнести и то, что в истории России был такой выдающийся человек, как Александр Васильевич Суворов – легендарный полководец, не проигравший ни одного из 64 сражений, которыми он комaндовал.
Ученик:
Дело в том, что Абрам Петрович был очень дружен с отцом будущего прославленного сына России – Василием Ивановичем Суворовым, прокурором Петербурга.
Однажды зимой 1741-42 годов Ганнибал нанёс в семью Суворова дружеский визит, оказавший решающее влияние на судьбу его сына.
Сценка (А.П. Ганнибал и юный Александр Суворов). См. Приложение 7.
Учитель:
Жизнь А.П. Ганнибала является, как мне кажется, примером для подражания и тем, как она заканчивалась, как прошли “охлажденны леты” этого замечательного человека.
Ученик. См. сообщение в Приложении 8.
Учитель:
Мы, готовясь к нынешнему мероприятию, провели конкурс на самый лучший герб и памятник картофелю. Предлагаем вашему вниманию лучшие работы (демонстрация рисунков).
Звучит текст песни Романа Сефа о царском арапеиз фильма “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”. См. Приложение 9.
Учитель:
Россия, благодарные потомки попытались увековечить память о Ганнибале – человеке, оставившем столь яркие “следы” и столь полезные “уроки”. Поговорим об этом!
Ученик. См. Приложение 10.
Учитель:
Заканчивая наш большой “как мне кажется, чрезвычайно интересный и полезный разговор об Абраме Петровиче Ганнибале, мы вновь услышим голос его гениального правнука” – Александра Сергеевича Пушкина, защищавшего 137 лет назад (в 1830 году) своего “гениального предка” от наветов Фаддея Булгарина.
Звучит отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Моя родословная”. См. Приложение 11.
Учитель:
Спасибо Пушкину! Спасибо Вам, друзья мои! Вы очень хорошо потрудились. И не только умом, но и сердцем, душою. Мне очень хочется надеяться, что уроки “главного героя” нашего сегодняшнего большого разговора – Абрама Петровича Ганнибала – вам очень пригодятся в жизни.
Библиография.
- А.С. Пушкин. Арап Петра Великого – М.: Белый город, 2003.
- В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М.: Рус.яз., 1978-1980. Т.4. Р-V. 1980. 683 с.
- Словарь языка А.С. Пушкина: в 4 т. Т.4 / Отв. ред. Акад.АН СССР В.В, Виноградов./ Российская академия наук. Ин-т Рус.яз. им В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2000.
- Бессонова А.М. Ганнибалы в России: Очерки. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.
- Букалов А.М. Пушкинская Африка: По следам “Романа о царском арапе”. – СПб.: Алетейя, 2006.
- Гнамманку Дьёдоне. Абрам Ганнибал: ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1999.
- Козмин Б.М. Из рода Ганнибалов. – М.: Современный писатель, 1997.
- Козмин Б.М. “Родом я, нижайший, из Африки”. – М.: 2001.
- Козмина Л.В. Петровское. Пушкин и Ганнибалы. – М.: Сов. писатель, 2003.
- Телетова Н.К. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. – СПб.: ИД “Сад искусств”, 2004.
- Фейнберг И.Л. Абрам Петрович Ганнибал – прадед Пушкина: Разыскания и материалы. – М.: Наука, 1986.
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...
18 03 2024 9:51:54
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
17 03 2024 16:16:54
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
16 03 2024 10:21:24
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
15 03 2024 9:46:24
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
14 03 2024 7:33:43
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
13 03 2024 8:35:42
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
12 03 2024 17:53:49
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
11 03 2024 8:40:22
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
10 03 2024 19:40:16
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
09 03 2024 17:21:39
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
08 03 2024 0:29:40
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
07 03 2024 1:34:24
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
06 03 2024 11:41:41
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
05 03 2024 21:28:55
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
04 03 2024 12:30:17
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
03 03 2024 3:54:33
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
02 03 2024 5:46:55
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
01 03 2024 13:21:43
29 02 2024 18:26:47
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
28 02 2024 2:56:25
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
27 02 2024 20:56:24
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
26 02 2024 12:57:31
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
25 02 2024 12:50:56
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
24 02 2024 13:22:56
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
23 02 2024 8:59:16
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
22 02 2024 2:29:40
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
21 02 2024 1:52:26
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
20 02 2024 19:38:53
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
19 02 2024 13:18:41
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
18 02 2024 15:35:50
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
17 02 2024 3:30:57
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
16 02 2024 8:56:23
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
15 02 2024 17:25:49
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
14 02 2024 20:14:20
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
13 02 2024 7:29:38
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
12 02 2024 2:12:47
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
11 02 2024 17:45:13
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
10 02 2024 2:27:38
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
09 02 2024 19:32:11
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
08 02 2024 16:36:15
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
07 02 2024 1:16:44
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
06 02 2024 15:10:35
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
05 02 2024 1:42:57
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
04 02 2024 4:45:57
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
03 02 2024 21:12:59
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
02 02 2024 21:34:29
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
01 02 2024 18:43:29
Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
30 01 2024 11:56:59
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
29 01 2024 7:30:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::