Урок по обществознанию в 11-м классе "Цивилизация России" (Можно использовать как занятие на элективном курсе)

ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выяснить, какие факторы определили своеобразие развития России;
- как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности;
- как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца, какие духовные ценности формировались под влиянием православия;
- рассмотреть многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе, каковы позиции исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России;
- каковы основные черты национального русского хаpaктера, особенности российского менталитета.
- сформировать у учащихся представление как о своеобразии и неповторимости развития российской цивилизации, так и о взаимосвязи и единстве современного мира;
- закрепить понятия, связанные с темой “цивилизация”: “культурно-исторические типы”, “менталитет”, “ценности” и другие.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его традициям и культуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности.
Метод изучения материала: проблемный. Необходимо на уроке создать ситуацию, которая будет затрагивать познавательную и мотивационно-эмоциональные сферы, побуждать учащихся к поиску новых знаний и способов деятельности, использовать уже имеющиеся знания для ответа на сложные теоретические вопросы.
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем. Учащиеся могут задать собственные уточняющие вопросы, высказать мнение по поводу известных им фактов.
Оформление: высказывания мыслителей о месте России в мире; картины русских художников, изображающие русские пейзажи, жизнь русского человека; мультимедийная установка.
В начале урока учитель предлагает школьникам вспомнить определения понятия “цивилизация”, теорию Данилевского о локальных цивилизациях, хаpaктерные черты цивилизаций Востока и Запада.
Вводное слово учителя:
В ходе исторического развития на земном шаре формируется ограниченное количество особых историко-культурных типов или локальных цивилизаций. Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие - русско-православной, третьи - евразийской. “Российская цивилизация” - термин наиболее распространенный в современной исторической и философской науке.
Российская, как и другие локальные цивилизации, имеет свои особенности. Некоторые из черт российской цивилизации географически заданы, другие формировались по мере того, как она “вызревала”.
Вспомните, какие факторы влияют на формирование цивилизации.
Ответ учащихся:
- Территориальный.
- Природно-климатический.
- Этнический.
- Конфессиональный.
Учитель:
Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами. Приведите хаpaктерные особенности географического положения, природных условий, особенностей климата, которые повлияли на развитие Российской цивилизации.
В результате беседы с учащимися делаются следующие выводы, которые могут быть записаны в виде тезисов (учащиеся используют знания, полученные на уроках истории России).
1. Территориальный фактор.
Большая часть населения России живет на территории Восточно-Европейской равнины, что привело к открытости границ государства.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться, она как бы сближала и перемешивала их, помогая обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями.
Особенность географического положения России и в удаленности от морских и океанских путей, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы.
Постоянная опасность нападений с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризованным.
Прострaнcтва России повлияли и на систему управления, создав сильную централизованную власть.
2. Природно-климатический фактор (почвы, климат, ландшафт, реки, горы, леса).
Русские люди всегда жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой, холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Половину территории России в течение долгих веков занимал лес. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали на этих “росчистях” пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.
Но вырубить лес в одиночку было невозможно, поэтому долгое время у славян сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных русских черт – коллективизм.
Русь благодаря лесу испокон веков была странной деревянной, в отличие от стран Западной Европы. Русь часто горела, но быстро отстраивалась. Это создавало особый менталитет: зачем особо стараться, если все может пойти прахом?
Россия была и речной страной, что делало ее удобной для водных путей. Природа диктовала свои условия, и на юге, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, а в лесных районах Волги и Оки издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля.
Климатические и природные условия привели к тому, что населению необходимо было прилагать большие трудовые усилия в хозяйстве, затрачивать значительно большую трудовую энергию и активность, чем людям, жившим в странах Запада для получения тех же результатов труда. Это тормозило развитие российской цивилизации по сравнению со странами Западной Европы, где был мягкий климат, теплые моря и плодородные почвы.
В то же время Россия всегда была богата природными ресурсами. Сознание того, что страна “Богата и обильна”, крепило убежденность в неистощимости этих ресурсов.
Учитель может привести высказывание философа Ивана Ильина и обсудить его вместе с учениками:
“Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания… заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться cмepти. Россию одарили бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, дальний путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов”.
3. Этнический фактор (из каких этносов складывается культура).
Русский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере, смешиваясь с фино-уграми, на юге с тюрками у русских людей был минимум расовых (национальных) предрассудков.
Сосредоточение различных народов в составе одной страны оказало заметное влияние на хозяйственную деятельность населения, обычаи, культуру, требовало особого отношения к различным народам со стороны центральной власти. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание российского населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.
Вместе с тем этническое разнообразие, смешение дало эффект крайностей души. “Славяне, финны, тюрки – все отложилось в русской душе”, - писал Г. Федотов.
4. Конфессиональный.
Российская цивилизация – православная. Возникшее на Западе, в недрах Римской империи, но на ее восточных окраинах, православие соединило в себе культурно-цивилизационные черты “Запада” и “Востока”. Приняв православие, российская цивилизация стала наследницей греко-римской. Эту “богоизбранность”, которую Русь ощутила, приняв идеологическую формулу “Москва – Третий Рим”, страна пронесла через все этапы своего существования. Христианство сыграло огромную роль в культурном взаимодействии. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией.
Церковь содействовала развитию хозяйства страны. Она стала высшим авторитетом по делам семейным, призывала людей к человеколюбию, терпимости. Влияла церковь и на усиление единства Руси, всегда поддерживала защитников Отечества в борьбе с многочисленными захватчиками.
Учитель может дополнить сведения ребят такими высказываниями, которые можно предложить обсудить:
Ф.М. Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть, бесспopно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. А Вл. Соловьев в статье “Три силы” писал, что две силы – мусульманский Восток и католический Запад исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примеряя в себе обоих”.
Учитель может продемонстрировать иллюстрации из “Уроков Отечественной истории Кирилла и Мефодия до ХIХ века” (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004 год)
Учитель:
Кроме данных четырех объективных факторов, повлиявших на становление и развитие российской цивилизации можно отметить и такие условия, как периферийность, нахождение на границах между Европой и Азией и развитие на лимитрофе.
Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние экономических, политических, культурных и иных контактов с более развитыми цивилизациями.
Вопрос к учащимся:
Докажите, что Российская цивилизация является периферийной.
В ходе беседы с учащимися делаются следующие выводы:
Российская цивилизация является периферийной, так как она возникла на “голом месте”, у нее “под ногами” нет древности, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Вместе с тем, она возникла на границах других цивилизаций, которые оказали на нее влияние.
Учитель:
Любая локальная цивилизация имеет определенные границы. Однако цивилизация – не государство, и границы ее очерчены не столь четко. Существуют переходные прострaнcтва, территории, где идет пересечение цивилизационных моделей. Эту зону называют “лимитроф”. Территории лимитрофа огромны. Россия является примером цивилизационного синтеза на лимитрофе.
Цивилизации лимитрофа имеют свои культурологические и прострaнcтвенно - географические хаpaктеристики, свое внутреннее единство.
В то же время им свойственны черты, качества тех “ядер”, между которыми они существуют. Причем российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а периферии Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а периферии Востока (Золотая Орда).
Эта двуосновность, зародившись в древности, проявляется во всей российской истории, включая ХХ век.
Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Россия – это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия – нечто третье, совершенно самобытное по отношению и к Западу, и к Востоку?
Вопрос к учащимся:
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
После дискуссии с учащимися можно привести примеры различных точек зрения русских мыслителей, писателей, поэтов, обсудить с учащимися их высказывания.
Вариант №1. Россия – это Запад.
Определяя место российской цивилизации, русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.
Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце ХХ века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России.
Вариант № 2. Россия – это Восток.
А. Блок писал:
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.
А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь.
Там будет мpaк глубок
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток.
На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе”. “Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…”
Ф. Тютчев:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток.
Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.
Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Они считали, что нет двух Россий, европейской и Азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия – Евразия.
Н. Щербина:
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
М. Волошин в поэме “Россия” пишет:
На дне души мы презираем Запад.
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стиpaксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя – заморского болвана
Тащить к реке, привязанным к хвосту.
Учитель:
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.
Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России.
- Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией “догоняющего развития”.
- Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы – сами по себе.
Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день.
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Хаpaктеристика менталитета русского человека”.
Предварительно необходимо вспомнить с учащимися определение менталитета.
Можно привести ряд высказываний, которые ребята могут использовать в своей работе либо можно обсудить их в классе.
- “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”.
В.В. Розанов.
“Легко загораемся. И быстро гаснем. В непредсказуемой, головоломной, “незаконной” ситуации – азapтные игроки. При угрозе проигрыша – мгновенные неудачники, готовы на все плюнуть и начать все снова: на новом месте, в другой раз… поразительная уверенность, что места хватит и что других разов будет навалом… Поразительная неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя”.
Лев Анненский
Литература.
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.
2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.
3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.
4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
26 02 2021 2:10:30
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
25 02 2021 8:26:22
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
24 02 2021 2:39:33
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
23 02 2021 21:32:53
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
22 02 2021 7:44:45
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
21 02 2021 2:15:51
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
20 02 2021 5:43:11
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
19 02 2021 13:11:53
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
18 02 2021 0:13:35
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
17 02 2021 8:15:36
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
16 02 2021 21:12:56
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
15 02 2021 5:51:26
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
14 02 2021 18:29:17
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
13 02 2021 10:27:29
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
12 02 2021 12:44:55
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
11 02 2021 15:47:24
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
10 02 2021 10:46:39
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
09 02 2021 10:15:31
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
08 02 2021 6:41:42
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
07 02 2021 12:17:18
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
06 02 2021 9:15:18
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
05 02 2021 22:43:25
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
04 02 2021 10:27:49
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
03 02 2021 8:54:25
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
02 02 2021 13:26:28
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
01 02 2021 11:51:50
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
31 01 2021 22:39:49
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
30 01 2021 19:45:51

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
29 01 2021 21:56:54
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
28 01 2021 19:19:20
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
27 01 2021 16:33:28
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
26 01 2021 13:47:26
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
25 01 2021 6:46:56
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
24 01 2021 20:19:31
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
23 01 2021 7:58:43
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья.
...
22 01 2021 9:28:41
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
21 01 2021 14:12:20
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
20 01 2021 13:59:35
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
19 01 2021 12:18:32
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
18 01 2021 0:13:18
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
17 01 2021 12:48:52
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
16 01 2021 3:40:26
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
15 01 2021 6:51:43
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
14 01 2021 23:57:36
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
13 01 2021 10:19:10
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
12 01 2021 11:11:21
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
11 01 2021 11:47:48
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
10 01 2021 9:31:39
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
09 01 2021 7:11:27
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
08 01 2021 0:58:24
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
07 01 2021 12:13:25
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
06 01 2021 11:46:52
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
05 01 2021 23:53:19
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
04 01 2021 9:32:38
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
03 01 2021 23:41:58
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
02 01 2021 22:44:19
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
01 01 2021 6:54:35
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
31 12 2020 6:13:23
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
30 12 2020 7:47:56
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
29 12 2020 8:30:31
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
28 12 2020 3:19:26
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
27 12 2020 14:12:25
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
26 12 2020 10:26:36
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
25 12 2020 14:26:53
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
24 12 2020 11:42:27
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
23 12 2020 2:37:20

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
22 12 2020 19:26:45
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
21 12 2020 1:53:53
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
20 12 2020 9:25:39
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
19 12 2020 11:16:33

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
18 12 2020 14:58:23
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
17 12 2020 16:52:18
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
16 12 2020 13:59:18
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
15 12 2020 12:59:35
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
14 12 2020 8:21:50
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
13 12 2020 18:13:56
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
12 12 2020 6:59:56
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
11 12 2020 11:59:11

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
10 12 2020 9:11:24
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
09 12 2020 17:30:34
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
08 12 2020 8:43:14
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
07 12 2020 8:10:20
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
06 12 2020 10:23:41
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
05 12 2020 19:55:17
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
04 12 2020 23:41:47
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
03 12 2020 1:21:11
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
02 12 2020 7:58:36
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
01 12 2020 11:49:34
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
30 11 2020 0:53:58

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
29 11 2020 19:55:53
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
28 11 2020 14:32:46
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
27 11 2020 21:43:51
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
26 11 2020 10:30:44
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности.
...
25 11 2020 2:16:29
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
24 11 2020 23:58:27
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
23 11 2020 15:21:34
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
22 11 2020 13:38:28
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
21 11 2020 11:28:17
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
20 11 2020 1:31:10
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
19 11 2020 9:23:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::