Деловая игра "Политические дебаты"

На современном этапе в сфере образования России наиболее остро встали проблемы – чему учить и как учить?
В условиях стремительного информационного роста главной целью обучающих является: научить принципам самообразования, пробудить внутреннюю потребность к образованности, способствовать формированию умения применять теоретические знания на пpaктике. Особенно актуальна проблема связи теории с пpaктической деятельностью для системы профессионально-технического образования.
Вопросы социализации учащихся профессионального лицея в рыночной среде, когда современное общество развивается в условиях НТП, ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях. Профессиональное образование России готовит высококвалифицированных работников, которые в дальнейшем составят основу так называемого “среднего класса”, который призван стабилизировать общество и заинтересован в развитии страны по пути демократии и законности, что способствует формированию гражданского общества.
Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны, что представляется особенно важным в связи с предстоящими в 2008 году выборами президента России. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, так как родители передают детям своё разочарование в политическом курсе страны как 90-х г.г. так и начала 21 века, а зачастую ученики имеют и свой негативный социальный опыт. Для воспитания определённого доверия к власти, пробуждения гражданской активности, уверенности в действенности демократии, развития интереса к проблемам современной России преподавателю приходится использовать целый арсенал форм и методических приёмов. Одной из форм является деловая игра.
Эта форма представилась мне оптимальным решением проведения открытого занятия “Политические дебаты”.
Проведение деловой игры предполагает свободное оперирование основными разделами курса, такими как: “Политическая жизнь современной России”, “Политическая система общества”, “Субъекты политики”, и хорошие знания политической ситуации в стране, а также знания программ партий, которые представляют учащиеся.
Деловая игра развивается по определённым законам, одним из которых является сиюминутное, заранее не спланированное развитие урока, так как ни преподаватель, ни учащиеся не знают конкретных вопросов, которые будут заданы, аргументов, которые будут приведены [ 4] .
За месяц до проведения игры группа делится, на представителей администрации Президента (2 чел.), Правительства (2 чел.), “активистов партий” “Единая Россия”, “Справедливая Россия”, КПРФ, ЛДПР (5-6 чел.).
В течение месяца, используя материалы СМИ, они изучают позиции субъектов политики по теме дебатов, анализируя сильные и слабые стороны программ, готовят актуальные вопросы внутренней политики, аргументы для выступлений по обсуждаемым вопросам. Самые актуальные вопросы в настоящее время – это вопросы внутренней политики, связанные с экономическим ростом, стабильностью политического курса, борьбой с коррупцией, преобразованием в социальной сфере, укреплением армии и флота. В связи с тем что учащиеся изучали вопросы политологии, для политических дебатов предлагаются в первую очередь вопросы укрепления государственности, федерализма, развитая демократии, законности и т.д.
Преподаватель консультирует представителей “партий”, “ветвей власти”, но все выступления готовятся самостоятельно.
Условием игры является высокая активность, но для получения большей объективности уровня знаний учащихся проводится тестирование участников игры по данной теме. Готовится 3 варианта тестов на выбор правильного ответа. Каждый тест содержит 10 вопросов, по уровню сложности они должны быть одинаковы.
Темы проверяются 3-мя учащимися, в то время как в группе представители “партий” выступают с речами в защиту демократии.
Ведёт дебаты преподаватель, он же из двух оценок (за участие в дебатах и тест) выставляет общую оценку в журнал.
Цели учебного занятия:
Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о политических позициях Президента Российской Федерации, Федерального Правительства, ведущих политических партий страны, о месте России в современном мире.
Воспитательная цель: способствовать формированию правовой и политической культуры, гражданской активности.
Развивающая цель: способствовать формированию самостоятельной оценки, политической позиции субъектов, развивать способность к устным и аргументированным выступлениям по вопросам политики, применяя полученные теоретические знания на пpaктике.
Межпредметные связи: обществознание – политическая система, политические партии и т.д., политическая география – современные государства мира.
Оборудование: политическая карта мира, Конституция РФ (у всех учащихся), видеопроектор (визуально в тезисной форме освещаются программы партий).
Хронокарта занятия (80\')
1) Вступительное слово преподавателя (3-4\').
2) Игра “Политические дебаты” (40-43\').
- Выступление представителей Президента.
- Выступление представителей Правительства.
- Изложение программ представителей партий.
3)Тестирование (12-13\').
4)Выступление с речами в защиту демократии представителей “партий” (8-10\').
5)Подведение итогов игры, выставление оценок (5-7\').
I. Вступительное слово преподавателя
Ребята, многие из вас впервые приняли участие в парламентских выборах, прошедших 2 декабря 2007г., остальным в будущем предстоит принимать подобные решения. Главным является не участие, а способность сделать осознанный выбор.
Для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях, целесообразно провести деловую игру “Политические дебаты”, которая еще более позволит многим из вас сформировать собственную гражданскую позицию.
Далее преподаватель напоминает порядок проведения игры и критерии оценок.
Критерии оценок
Оценка “отлично” выставляется участникам игры, правильно излагавшим политическую позицию своего субъекта, аргументировано отстаивающим её, свободно владеющим теоретическим материалом и правильно использующим политическую терминологию.
Оценка “хорошо” выставляется учащимся, если они с помощью преподавателя справляются с поставленной задачей, допуская 1-2 незначительные ошибки или неточности.
Оценка “удовлетворительно” выставляется учащимся, если они в целом представляют себе позицию своего субъекта, но затрудняются в подборе аргументов, недостаточно активно участвуют в обсуждении вопросов темы [ 9] .
Преподаватель напоминает учащимся о прошедших парламентских выборах 2007 года, в которых они впервые участвовали, а также о президентских выборах 2008 года.
Чтобы сделать правильный выбор в марте 2008 года, необходимо знать, с какими программами выступали в свое время на выборах партии, какова позиция Президента и Правительства по наиболее актуальным политическим вопросам. Для того чтобы избежать неожиданностей в политическом курсе страны, необходим контроль граждан за всеми ветвями власти. Политика становится понятной, если её изучать.
II. Игра “Политические дебаты”
А) В выступлении представителя Президента РФ должны быть отмечены достижения России по пути коренного преобразования общества:
- укрепление демократического строя;
- развитие гражданского общества;
- упрочение основ экономического курса страны;
- расширение мероприятий по осуществлению национальных проектов;
- укрепление международного статуса государства.
В) В выступлении представителя Правительства РФ должна содержаться краткая хаpaктеристика программы стабильного развития России:
- увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы;
- укрепление связей между центром и регионами;
- обновление налоговой политики;
- пути роста доходной части бюджета на 2008 – 2009 год;
- укрепление обороноспособности страны и т.д.
С) Изложение программ представителей партий по проблемам:
- политической стабильности;
- развития конкурентоспособной инновационной экономики;
- формирование гражданского общества;
- защита национальных интересов на международной арене.
В процессе дебатов преподаватель должен удержать обсуждение в рамках предложенных вопросов. Представители каждой партии могут кратко изложить свою позицию по проблемам, включенным в “дебаты”, задав вопросы.
Завершает “дебаты” преподаватель, выступающий в роли политического обозревателя. Не стоит стремиться к тому, чтобы все предложенные вопросы были обсуждены в равной мере. Какой-то из вопросов будет наиболее острым и вокруг него может идти основная полемика. Основная задача занятия – продемонстрировать умения необходимые для участия в обсуждении политических проблем [ 11] .
III. Тестирование [
Приложение 1]Для проведения тестирования готовятся 2-3 варианта тестов. Каждый учащийся получает свой вариант. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Тесты проверяют представители Президента и Правительства.
IV. Выступление с речами в защиту демократии представителей “партий”
В заключении занятия представители партий выступают с речами в защиту демократии. Они делают акцент на те стороны демократии, которые отвечают программам их партий. На выступление каждой партии отводится 2 минуты.
V. Подведение итогов игры, выставление оценок
Преподаватель делает общие выводы об уровне подготовки к занятию каждой группы, выставляет общую оценку за устные выступления и по результатам тестирования каждому учащемуся, комментирует их.
Опыт проведения деловых игр показывает, что при правильной организации занятия, все учащиеся принимают участие в учебной игре, при этом “выживаемость” знаний значительно выше, чем при других формах проведения контроля знаний. Быстрая смена ситуаций требует, чтобы в роли лидеров выступали учащиеся с устойчивым типом нервной системы, но такого типа игры способствуют формированию личности, быстро адаптирующейся к меняющейся ситуации, что хаpaктерно для рыночных отношений. Формируется у учащихся и адекватная реакция на внешнее воздействие, что способствует быстрой мобилизации знаний, выбора правильного варианта реагирования [ 1] .
Список литературы
- Абульханова – Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. – М., 1989.
- Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и учащегося. // Вопросы психологии, 1987 – №5.
- Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 1983.
- Борисов А.А. Игры на уроках у старшеклассников // Преподавание истории в школе.- 1992 -№ 5-6.
- Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы,- 1987- № 4.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. , 1986.
- Звягинцева Р.Ф. Ролевые игры на уроках. // Преподавание истории в школе.- 1991 – № 5.
- Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания. // Преподавание истории в школе.- 1991 – № 4.
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками, как метод формирования личности. (Активные методы обучения). – М., 1983.
- Просецкий В.А. Проблемы “самоуправления” познавательной деятельностью и развитие личности. – М., 1985.
- Сидоров А.И. Урок – игра. Ролевые ситуации. // Преподавание истории в школе.- 1990 – № 5.
- Толстых В. Социальная активность и индивидуальность. – М., 1989.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
04 03 2021 23:27:50
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
03 03 2021 12:11:37
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
02 03 2021 19:17:52
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
01 03 2021 15:31:37
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
28 02 2021 18:38:56
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
27 02 2021 22:31:30
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
26 02 2021 0:28:50
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
25 02 2021 19:19:53
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
24 02 2021 11:23:55
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
23 02 2021 14:16:35
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
22 02 2021 3:11:32
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
21 02 2021 3:52:25
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
20 02 2021 1:47:35

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
19 02 2021 4:11:56
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
18 02 2021 23:54:52
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
17 02 2021 20:59:21
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint.
...
16 02 2021 21:22:36
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
15 02 2021 5:49:14
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
14 02 2021 21:49:55
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
13 02 2021 13:15:10
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
12 02 2021 16:17:40
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
11 02 2021 3:55:35
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
10 02 2021 9:50:56
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
09 02 2021 15:57:16
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
08 02 2021 19:31:20
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
07 02 2021 18:14:18
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
06 02 2021 6:46:22
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
05 02 2021 4:22:41
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
04 02 2021 7:50:20
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
03 02 2021 23:48:55
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
02 02 2021 9:53:33
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
01 02 2021 6:51:50
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
31 01 2021 16:37:36
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
30 01 2021 8:16:30
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
29 01 2021 13:52:11
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
28 01 2021 1:53:23
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
27 01 2021 12:55:12
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
26 01 2021 14:43:41
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
25 01 2021 17:56:15
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
24 01 2021 3:27:33
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
23 01 2021 3:38:15
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
22 01 2021 15:47:32
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
21 01 2021 14:33:55
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
20 01 2021 8:13:42
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
19 01 2021 7:27:48
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
18 01 2021 4:37:38
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
17 01 2021 20:49:24
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
16 01 2021 13:36:39
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
15 01 2021 6:14:48
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
14 01 2021 2:57:45
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
13 01 2021 3:51:33
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
12 01 2021 6:27:41
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
11 01 2021 14:20:58
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
10 01 2021 19:58:10
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
09 01 2021 17:41:50
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
08 01 2021 23:42:14
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
07 01 2021 21:57:38
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
06 01 2021 5:44:52
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
05 01 2021 8:47:55
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
04 01 2021 18:16:39
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
03 01 2021 21:52:59
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
02 01 2021 12:26:14
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
01 01 2021 21:18:55
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
31 12 2020 19:48:46
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
30 12 2020 22:17:55
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
29 12 2020 16:31:30
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
28 12 2020 2:36:44
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
27 12 2020 13:50:18
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
26 12 2020 12:30:35
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
25 12 2020 17:56:54
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
24 12 2020 5:54:26
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
23 12 2020 11:46:42
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
22 12 2020 8:59:34
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
21 12 2020 4:50:30
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
20 12 2020 10:40:31
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
19 12 2020 23:57:15

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
18 12 2020 13:39:17
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
17 12 2020 13:48:15
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
16 12 2020 9:56:20
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
15 12 2020 16:17:34

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
14 12 2020 16:27:16
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
13 12 2020 17:36:45
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
12 12 2020 19:19:18
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
11 12 2020 11:45:51
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
10 12 2020 7:44:52
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории.
...
09 12 2020 7:28:58
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
08 12 2020 12:24:41
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
07 12 2020 1:19:11
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
06 12 2020 13:31:58
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
05 12 2020 19:39:11
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
04 12 2020 13:49:24
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
03 12 2020 13:59:27
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
02 12 2020 17:23:28
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
01 12 2020 3:48:16
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
30 11 2020 12:52:51

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
29 11 2020 7:22:41
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
28 11 2020 12:41:41
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
27 11 2020 23:57:24
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
26 11 2020 12:38:22
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
25 11 2020 18:57:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::