Интеpaктивные технологии на уроках истории
Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, переpaбатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи; при этом важно создавать ситуацию успеха.
Таковым является интеpaктивное обучение. Понятие интеpaктив происходит от английских слов inter - взаимный, act – взаимодействовать, interaction - взаимодействие. Интеpaктивность – способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-либо.
Формы уроков могут быть различными, так же как и возрастные категории учащихся, но в любом случае при организации учебного процесса необходимо соблюдать следующие правила.
- В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.
- Надо позаботиться о психологической поддержке участников. Полезны разминки, поощрение за активное участие в работе.
- Обучающихся не должно быть много (не более 30 человек), так как важно, чтобы каждый был услышан и смог принять участие в решении по проблеме.
- Помещение должно быть удобным при пересаживании для работы в больших и малых группах.
- О регламенте и правилах надо договориться в начале занятия.
- Каждый участник должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.
Существует большое многообразие интеpaктивных методик. Я выбрала наиболее приемлемые для уроков истории и наиболее популярные при обучении истории.
Одной из самых распространенных форм интеpaктивного обучения является работа в группах.
Все варианты межгруппового общения можно свести к трем основным формам:
- совместно-индивидуальной;
- совместно-последовательной;
- совместно-взаимодействующей.
Формы межгруппового общения |
Варианты презентации групповых решений |
Совместно-индивидуальная |
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка» идей). |
Совместно-последовательная |
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»). |
Совместно-взаимодействующая |
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем выpaбатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»). |
Любой этап урока может быть организован с использованием разнообразных методических приемов. Вот некоторые из них.
- Индивидуальное или групповое заполнение итоговой графы в таблице «Знаю, хочу узнать, узнал».
- Возвращение к ассоциативным рядам, созданным в начале урока (что изменилось, дополнилось, хочется исправить).
- Выбор эпиграфа к завершающемуся уроку из предложенных высказываний.
- Составление итогового отзыва, эссе, рецензии, мнения и т.д.
- Выбор и обоснование знаков препинания в конце формулировки темы.
Существует методика организации интеpaктивного урока по принципу «Учимся сообща». Алгоритм работы при использовании данного приема может быть следующим.
- Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).
- Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».
- Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.
- Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.
- Учитель вносит дополнительные разъяснения.
При организации групповой формы работы каждая группа получает задание.
К примеру, даю ребятам 1 группы задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.)
Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.
Работа в группах начинается с организации самих групп. Здесь могут быть разные варианты: по степени учебной подготовленности школьников, по их желанию. Я остановилась на «посадочном» варианте, когда группа – это две рядом стоящие парты, и дети уже знают, что пересаживаться не нужно, ребята передней парты разворачиваются. Иногда предлагаю «делегировать» представителей групп для обмена.
У каждого в группе есть свои роли со своими обязанностями. Учащиеся с ними знакомы, но все равно на столах всегда есть памятки. Иногда проводим смену ролей.
Обязательно вначале знакомлю с правилами работы в группе, которые озвучиваю в последующем частично или указываю на настольную памятку в пакете с программой.
В пакете-программе, который получает «хранитель» каждой группы от учителя, находятся: ролевая памятка, памятка правил работы в группе, карточка-инструкция, документы для работы.
В последнее время все большую популярность приобретает технология критического мышления. Вот несколько приемов по данной технологии.
Ассоциативный ряд. К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, хаpaктеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Я часто использую своеобразную разминку в виде схемы, в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, диагонали или вертикали. Затем нужно эту взаимосвязь объяснить.
В данной схеме два варианта правильных ответов:
1) привилегии купцам - Екатерина II - привилегии дворянству;
2) реформа 1775 - Екатерина II - губернские уезды.
На этом же этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать, задав, например, в начале урока интересный, неожиданный вопрос, на который ученикам предстоит ответить в конце урока. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.
Примеры вопросов:
Знаете ли вы рецепт долгожития?
Почему в петровскую эпоху борода мешала людям спокойно жить?
Со скольки лет дети работали на фабриках Европы в новое время?
Начинать работу по изучению нового материала можно с работы с заголовками. Например, проанализировать заголовок параграфа или пункта параграфа, выделить в нем ключевые слова, наметить, на какие вопросы надо получить ответ. По изучению материала ученики могут предложить свое название текста.
В 5-м классе начинаю с самого понятия «ассоциации» - связи между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Учимся на простых примерах. В начале изучения темы «Древний Египет» спрашиваю детей, какие ассоциации вызывает у них слово «Египет». В ответ получаю длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений о Египте. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций.
В среднем звене при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо понятием. Например, промышленный переворот. После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации.
В более старшем возрасте учащиеся пробуют составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина по мнению родителей.
Свою эффективность в педагогическом процессе доказали игровые технологии, которые также относятся к интеpaктивным.
На уроках истории можно и нужно применять игровые ситуации (моделирование, реконструкции, исторические задачи). Они помогают повторить факты, события, имена, даты, а также понять образ конкретной исторической эпохи.
Игры или игровые задачи использую в любом возрасте.
В 6-м классе с помощью известной картины И.Я. Билибина «Суд во времена «русской правды» составляем рассказ о суде на Руси, при этом дети высказывают реплики от имени участников картины.
В 7-м классе домашним заданием может быть рассказ от имени родовитого боярина Ивана Буйносова, который в своей вотчине живет по-старому.
В 9-м классе даю распечатку таблицы среднегодовых цен 1913 г. в Москве. Задача: подсчитать примерную стоимость «потребительской корзины» взрослого городского жителя. Учащиеся ведут подсчеты индивидуально или в паре, затем обсуждаем полученные результаты, выявляя все, ли необходимое для жизни учтено и нет того, без чего можно обойтись.
В 9-м классе в ходе изучения курса «История России. XX в.» проходим сложные темы, когда происходило становление советской власти. Разбиваемся по рядам и вариантам на «партии». С этих позиций учащиеся поясняют свои действия или взгляды по определенному вопросу.
Итак, используемые мной интеpaктивные технологии в обучении истории направлены на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой. Один из главных принципов интеpaктивного обучения – учимся сообща, учимся общаясь.
При интеpaктивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся.
Через приемы интеpaктивного обучения учащиеся учатся различать исторические факты, выполнять задания на основе известных и собственных алгоритмов действий, а через рефлексивную деятельность учатся осознавать сферу своих познавательных интересов, источники трудностей,
Несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, нужно подходить разумно к использованию тех или иных методов и приемов. Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует успешному процессу обучения истории в школе.
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
28 03 2024 20:31:20
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
27 03 2024 23:33:37
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
26 03 2024 5:19:15
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
25 03 2024 20:20:38
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
24 03 2024 4:26:37
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
23 03 2024 20:45:51
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
22 03 2024 15:31:42
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
21 03 2024 21:29:33
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
20 03 2024 11:48:31
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
19 03 2024 18:29:23
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
18 03 2024 1:40:22
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
17 03 2024 14:15:23
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
16 03 2024 2:28:19
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
15 03 2024 11:21:59
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....
14 03 2024 12:51:10
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
13 03 2024 6:23:28
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
12 03 2024 16:39:15
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
11 03 2024 17:49:36
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
10 03 2024 0:35:39
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
09 03 2024 16:40:51
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
08 03 2024 12:35:54
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
07 03 2024 23:16:12
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
06 03 2024 17:12:38
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
05 03 2024 8:35:32
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
04 03 2024 23:53:50
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
03 03 2024 23:56:38
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...
02 03 2024 14:33:11
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
01 03 2024 1:22:18
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
29 02 2024 18:53:43
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
28 02 2024 17:28:31
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
27 02 2024 8:37:47
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
26 02 2024 17:58:19
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
25 02 2024 17:51:40
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
24 02 2024 17:15:20
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
23 02 2024 7:58:45
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
22 02 2024 6:41:15
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
21 02 2024 11:49:15
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
20 02 2024 5:35:40
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
19 02 2024 21:46:52
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...
18 02 2024 2:27:16
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
17 02 2024 22:41:20
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
16 02 2024 1:41:35
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
15 02 2024 18:14:11
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
14 02 2024 17:30:15
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
13 02 2024 0:26:28
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
12 02 2024 15:47:59
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
11 02 2024 0:49:31
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
10 02 2024 23:33:31
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
09 02 2024 15:46:35
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
08 02 2024 18:16:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::