Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"
Пояснительная записка
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.
Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения.
Программа дополнительного образования рассчитана на пять лет, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 5-8 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала” и краеведческих материалов школьного музея. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.
Цели:
- Формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.
Задачи программы:
- Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
- Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
- Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.
Принципы краеведческого воспитания и образования:
- Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
- Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
- Принцип пpaктической направленности - пpaктическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок пpaктических занятий, экскурсий, творческих заданий.
- Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
- Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа по дополнительному образованию “Мой край северный” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
- владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
- использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
- приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
- владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Предполагаемые результаты программы “Мой край северный” включают следующие формы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ямала);
- рецензирование знаний;
- тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).
В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.
Содержание программы
Основным содержанием программы “Мой край северный” является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Ямала, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческо-туристической деятельности. Деятельность школьников и педагогов по программе “Мой край северный” определяется тематическими блоками:
- Летопись родных мест.
- Родословие.
- Военные события.
- Природное наследие.
- Этнография.
Тематические блоки-модули программы “Мой край северный”
1. Блок модуль “Летопись родных мест”:
1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.
1.2. “Наши земляки”.
“История школы”.
Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.
Задачи:
- восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках;
- изучение истории города Надым, поселков, поселений коренных народов;
- воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;
Основные формы деятельности:
- проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
- подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.
Ожидаемые результаты:
- создание хроник, летописей поселков г. Надыма и Надымского района;
- формирование банка краеведческих данных.
2. Блок модуль “Родословие”:
2.1. “Древо жизни”.
2.2. “Семейные традиции и обряды”.
Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.
Задачи:
- обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;
- развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
- ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.
Основные формы деятельности:
- Изучение и составление семейных родословных.
- Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.
Ожидаемые результаты:
- Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
- Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.
3. Блок модуль “Военные события”:
3.1. “Великая Отечественная война”.
3.2. “Мемориал”.
3.3 “Современные военные конфликты”.
Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.
Задачи:
- поиск и изучение архивных материалов;
- участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- подготовка молодого поколения к военной службе.
Основные направления и формы деятельности:
- участие в проведении поисковых экспедиций;
- уход за памятником воинской славы в селе;
- оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;
- проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
Ожидаемые результаты:
- создание музейных экспозиций;
- увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
- использование краеведческого материала в образовательном процессе.
3.1. “Великая Отечественная война”.
3.2. “Мемориал”.
3.3. “Современные военные конфликты”.
4. Блок модуль. “Природное наследие”:
4.1. “Тайны природы”.
4.2. “Природа в опасности!”.
Цель: вовлечение педагогов и школьников в научную, просветительскую и пpaктическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.
Задачи:
- расширение знаний о рациональном природопользовании;
- природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
- воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;
- выявление взаимосвязи природного и культурного наследия Ямала;
- формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении пpaктических работ по изучению экологической обстановки.
Основные направления и формы деятельности:
- изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;
- выявление источников загрязнения природной среды;
- описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.
Ожидаемые результаты:
- выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
- составление атласов-каталогов памятников природы, создание экологических постов, троп.
5. Блок модуль “Этнография”:
5.1. “Основные ценности коренных народов Ямала”.
5.2. “Народная игра”.
5.3. “Фольклор”.
Цель: полнее раскрыть культуру и быт коренных народов Севера посредством изучения и освоения народных традиций.
Задачи:
- изучение и анализ материальной и духовной культуры коренных народов Ямала;
- раскрытие творческого потенциала личности учащегося через уникальную природу этнографии;
- формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.
Основные формы деятельности:
- формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
- изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и районного краеведческих музеев;
- участие в этнографических праздниках и обрядах;
- возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.
Ожидаемые результаты:
- создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;
- создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;
- создание условий для занятий этноисследовательской работой.
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
27 03 2024 5:51:20
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
26 03 2024 5:36:34
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
25 03 2024 21:22:33
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
24 03 2024 13:55:56
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
23 03 2024 21:16:58
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
22 03 2024 5:32:57
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
21 03 2024 2:11:31
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
20 03 2024 18:50:27
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
19 03 2024 22:40:55
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
18 03 2024 8:11:29
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
17 03 2024 7:27:18
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
16 03 2024 13:20:38
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
15 03 2024 15:31:49
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
14 03 2024 4:37:22
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
13 03 2024 6:28:18
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
12 03 2024 16:50:33
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
11 03 2024 9:17:32
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
10 03 2024 0:31:12
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
09 03 2024 14:33:40
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
08 03 2024 19:13:33
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
07 03 2024 4:11:57
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
06 03 2024 12:23:21
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
05 03 2024 13:16:49
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
04 03 2024 13:32:41
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
03 03 2024 19:43:44
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...
02 03 2024 1:26:36
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
01 03 2024 2:11:35
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
29 02 2024 9:48:18
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
28 02 2024 20:40:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
27 02 2024 10:39:41
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
26 02 2024 16:48:53
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
25 02 2024 10:49:16
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
24 02 2024 21:16:46
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
23 02 2024 7:52:26
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
22 02 2024 5:19:49
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
21 02 2024 2:53:19
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
20 02 2024 17:55:48
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
19 02 2024 1:52:27
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
18 02 2024 17:35:46
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
17 02 2024 7:57:13
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
16 02 2024 19:26:52
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
15 02 2024 15:17:37
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
14 02 2024 7:42:26
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
13 02 2024 15:41:50
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
12 02 2024 18:21:34
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
11 02 2024 4:18:10
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
10 02 2024 21:33:35
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
09 02 2024 2:51:26
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
08 02 2024 13:19:20
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
07 02 2024 14:27:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::