Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"

Цели урока:

воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям; и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание на примере гражданской позиции декабристов и современников любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны;

развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать хаpaктеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Организации декабристов. Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.”; определение непрерывности исторического процесса;

обучающая – знакомство с творчеством и деятельностью декабристов.

Возможная личностно значимая проблема:

Пригласить учащихся к размышлению о собственном духовном мире, о необходимости самовоспитания и самоорганизации.

Средства обучения:

  • иллюстрации (портреты декабристов, фотографии событий в России в 1991 г. и в 1993 г., фотографии диссидентов 60–70-х годов, Приложение стр. 7–8.);
  • свечи, символизирующие декабристов;
  • таблички с надписями “гражданин”, “со-участье”;
  • подборка литературы по теме;
  • раздаточный материал к уроку (Приложение, стр.10);
  • памятки “Как рецензировать ответ”, “Требования к публичному выступлению”, “Примерные нормы оценок учащихся”, “Лист рецензента” (Приложение, стр.11–12);
  • стихотворение К.Ф. Рылеева (Приложение, стр.13);
  • “Часы”, символизирующие “ВРЕМЯ”.
  • таблички с высказываниями А.С. Радищева, И. Бурцева, словарь Ожегова;
  • отрывки сочинений уч-ся на тему “Мое личное отношение к декабристам” (Приложение, стр.9).
  • Эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Некрасова);
  • словари.
  • ватман и цветные странички;
  • гитара.

План урока:

  1. “А что такое гражданин? Отечества достойный сын” (Н. Некрасов).
  2. Деятельность и творчество декабристов (презентация творческих проектов).
  3. Декабристы и современность.

Литература:

  1. Заичкина И.А., Почкаев И.Н., Русская история от Екатерины Великой до Александра II; М., 1994.
  2. Нечкина М.В., Декабристы, М., 1982.
  3. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г., Революционная традиция в России. 1783–1883 гг., М., 1982.
  4. Политическая история Отечества (1861–1920 гг.): Хрестоматия, М., 1992.
  5. Политическая история России первой половины XIX века, М., 1990.
  6. Антонов В.Ф., Книга для чтения по истории России XIX века: 8-й класс, М., 2000.
  7. Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.
  8. История России в лицах. V – XX века: Биографический словарь, М., 1997.
  9. История России в портретах: в 2 томах, Смоленск, Брянск, 1996.
  10. Мережковская Д.С., Четырнадцатое декабря, М., 1994.
  11. Энциклопедия для детей, Т.5, История России, Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ, М., 1997.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
(Отечества достойный сын).

Н. Некрасов

ХОД УРОКА

1. “Что такое гражданин? Отечества достойный сын” (Н. Некрасов).

Учитель литературы (далее Л.): Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве людей, надолго опередивших развитие общественной мысли своего времени, подумаем над понятиями гражданственность и патриотизм и определим, актуальны ли они в наше время. Запишите тему урока и эпиграф (последняя строка эпиграфа закрыта).

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы.

Вопрос: Что такое гражданин?

Предполагаемый ответ (далее – ответ): ребята обмениваются своими версиями о содержании этого понятия.

Посмотрите на строение слова “гражданин”, определите его корень. Этимология слова гражданин– горожанин (исходное значение – “городской житель, горожанин”).

Учитель истории (далее И): Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны” (раздаточный материал документ 1.1)

Вопрос: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова?

Ответ: Патриот – это человек, который не только любит свою Родину, но и готов защищать её с оружием в руках, кто готов бороться за свободу своего народа.

Так представлял себе высокое звание “гражданин” общественный деятель, писатель и поэт XVIII века А.С. Радищев (на “часах” прикрепляется табличка с высказыванием А.С. Радищева).

В начале XIX века декабрист И.Бурцев в письме к Никите Муравьеву на вопрос “Что такое гражданин?” отвечает следующим образом (раздаточный материал документ 1.2) “Если ты иметь средства не будешь употрeбллять их для блага сограждан, то не достоин будешь имени добродетельного,… имени – Гражданин”.

Вопрос: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова?

Ответ: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями.

Такой смысл в понятие “гражданин” вкладывал общественный деятель первой половины XIX века (на “часах” прикрепляется табличка с высказыванием И. Бурцева).

Л: Слово “гражданин” часто встречается в жизни и творчестве декабристов. Кондратий Федорович Рылеев в стихотворении “Волынский”, посвященному сподвижнику Петра I, патриоту, казненному по навету Бирона, писал:

Не тот отчизны верный сын
Не тот в стране самодержавья
Царю полезный гражданин,
Кто раб презренного тщеславья!

Не тот, кто с сильными в борьбе
За край родной иль за свободу
Забывший вовсе о себе,
Готов всем жертвовать народу.

Против тиранов лютых тверд,
Он будет и в цепях свободен,
В час казни правотою горд
И вечно в чувствах благороден…

Вопрос: Какой смысл поэт Рылеев вкладывает в слово “гражданин”?

Ответ: Это человек, который не только любит свое Отечество, но и “готов всем жертвовать народу”.

И: Бурцев и Рылеев были не единственными, кто считал, что главным в жизни является долг перед своей страной, перед своим народом. Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения”.

Вопрос: О каком событии идет речь? О ком идет речь?

Ответ: О восстании декабристов 14 декабря 1825 г.

Декабрист Матвей Муравьев-Апостол писал: “Мы были дети 1812 года”. Почему? Дело в том, что большинство декабристов – это участники Отечественной войны 1812 г. Именно им Марина Цветаева посвятила стихи “Генералам 1812 года” (звучит песня на стихи М. Цветаевой “Генералам 1812 г.” из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”).

Вопрос: Как Отечественная война 1812г. повлияла на воззрения будущих декабристов?

Ответ: Они увидели, что главным победителем был российский народ, который находился в бесправном положении, и захотели изменить его.

Вопрос: Какие еще причины возникновения движения декабристов вы знаете?

Ответ:

  1. Знакомство с идеями просветителей Западной Европы.
  2. Российская действительность с бесправием большинства и крепостным правом.
  3. Нерешительность Александра I в проведении реформ.
  4. Знакомство с условиями жизни и политическими системами стран Западной Европы в результате заграничных походов.
  5. Революционное движение в странах Западной Европы.

2. Деятельность и творчество декабристов.

Л: Декабристы это еще и творческие люди, ищущие смысл своей жизни. Поэтому мы будем говорить не только об их деятельности, но и о их творчестве.

И: (Объяснение предварительного задания) Внимательно выслушав выступления ребят, во-первых, выпишите в таблицу основные факты биографии декабриста, его убеждения и жизненные принципы, во-вторых, ответьте на вопрос – Почему декабристы вышли на Сенатскую площадь?

Далее назначаются рецензенты творческих проектов.

Защита творческих проектов:

  1. П.И. Пестель.
  2. Н.Муравьев.
  3. К.Ф. Рылеев.

В конце выступления уч-ся, координатор проекта сдает учителю список литературы, который вывешивается на доске и список группы с указанием вклада каждого в творческий проект; учащиеся класса задают вопросы; слово предоставляется рецензентам.

После выступления по теме: “К. Ф. Рылеев”, идет разбор стихотворения (Приложение, стр. 13).

В конце выступлений подводится итог:

Вопрос: Что было общего у всех декабристов?

Ответ: Участники войны 1812 г., дворяне по происхождению, люди действия, которые в своих поступках руководствуются общественными интересами. Они стремились преобразовать Российскую действительность (отменить крепостное право, ограничить или упразднить самодержавие и т.д.).

Л. Лотман Ю.М. писал: “Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала предшествующая русская история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы,…”.

Вопрос: Что это за особый тип русского человека?

ОтветГЭто человек с активной жизненной позицией, человек действия.

И. Почему же эти люди, понимая во многом, что их действия обречены на неудачу, вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.?

Проверка предварительного задания: Почему декабристы вышли на Сенатскую площадь?

Ответ: Учащиеся обмениваются своими мнениями.

3. Декабристы и современность.

Л: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Вопрос: Прав ли поэт, что “не пропадет ваш скорбный труд”?

Ответ: Историческое значение движения декабристов:

  1. первое выступление дворян против самодержавия.
  2. Начало общественного движения, боровшегося с бесправием в России.
  3. Положило начало для дальнейших преобразований.

И: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади.

Работа с раздаточным материалом: Документ № 2. (Приложение, стр.10).

Нет однозначных оценок и в ваших сочинениях-размышлениях на эту же тему. Учитель зачитывает отрывки из работ учащихся (Приложение, стр.9).

Но во всех ваших работах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений. Учитель открывает последнюю строку эпиграфа “Отечества достойный сын”.

Л: Все мы дети своего времени. Какое значение для нас несет слово “гражданин”?

Работа с раздаточным материалом (Документ 1.3):

Словарь С.И. Ожегова:

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное свободой прав и обязанностями.
  2. Взрослый человек. Форма обращения.

На “часах” прикрепляется определение слова “гражданин” по словарю С.И. Ожегова.

Слово утрачивает свое речевое изначальное значение (не только высокое /Радищев, Рылеев, Бурцев, Некрасов/, становится речевым штампом, формой без содержания.

Вопрос: Как это хаpaктеризует наше время?

Ответ: Учащиеся обмениваются своими мнениями.

Действительно ли тек “негражданственнен” наш XX век?

Идет историческая справка о событиях XX века.

1) Февральская революция и октябрьские события 1917 г:

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., провозгласившая основные гражданские права и свободы и, последующие за ней события октября 1917 г., по-разному тpaктуемые историками – Великая октябрьская революция или октябрьский переворот;

2) Великая Отечественная война:

Рост национального самосознания и патриотизма в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг;

3) Движение диссидентов в СССР в 60–70-е годы:

О диссидентском движении Андрей Амальрик писал: “… правозащитники сделали гениально простую вещь – в несвободной стране стали вести себя как свободные люди”. 21 августа 1968г шестеро из них вышли на Красную площадь, протестуя против ввода советских войск в Чехословакию с плакатами “За вашу и нашу свободу!”. Через несколько минут все участники акции были арестованы и получили разные сроки лагерей иссылки;

4) События 19–23 августа 1991 г.:

19 августа 1991 г. по всем каналам ТВ была показана пресс-конференция члeнов Государственного Комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В “обращении к советскому народу” лидер ГКЧП заявил, что политика реформ, проводимых Президентом СССР М.С. Горбачевым, зашла в тупик, а сам Горбачев “по состоянию здоровья”временно отстранен от власти. Это был переворот. В Москву были введены войска. Армейские части окружили “Белый дом” (комплекс зданий правительства России). Сотни москвичей, сторонники демократии и гражданских прав, вышли к Белому дому и стали строить баррикады. 23 августа 1991 г. члeны ГКЧП были арестованы. Эти события тоже по-разному оцениваются и современниками, и историками. Кто прав? На этот вопрос ответить История.

И. Вопрос: Почему эти люди вышли на площадь, пошли на фронт?

Ответ: ребята обмениваются своими мнениями.

И: Это люди, которых мы тоже можем назвать гражданами – достойными сынами Отечества. Это люди, которые обладали чувством ответственности, чувством гражданственности.

Запись: Гражданственность – осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу, гражданственная самоорганизация и самодисциплина.

Можно быть болельщиком на стадионе и смотреть, как играют другие, а можно “играть” самому. Т.Е. гражданин – это активная личность. Гражданственность предполагает, что человек, блага ближнего, не жертвует при этом своими интересами. Не чувствует себя лишенным чего-либо. Совсем наоборот, – он просто НЕ может жить по-другому. Способность быть одухотворенным красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством. Чувство принадлежности к своему народу, к его величию, героическому прошлому, преданность интересам общества – все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если душа способна увлекаться высокими и благородными идеалами и целенаправленно стремиться к самосовершенствованию. Только такой образ жизни дает возможность почувствовать себя соучастным к общему делу и получить от этого неподдельную радость.

Л: С каким словом созвучно слово “соучастие”? Случайно ли это?

Этимология слова: Счастье – со-участье (со – приставка, имеющая значение объединения, часть/доля).

Поэт Н.Асеев писал:

“Что такое счастье? Соучастие
В добрых человеческих делах”.

Вопрос: А для вас, что значит это слово – СЧАСТЬЕ?

Ответ: уч-ся обмениваются своими мнениями.

В конце урока ребятам дается задание: Написать на листочках свое понимание слова “гражданин”. Эти листочки они прикрепляют под “часами” на лист ватмана.

Домашнее задание: напишите сочинение-размышление (эссе) на тему “Гражданственен ли XX века?” и приведите примеры гражданских поступков своих современников.

Приложение 1


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 13:50:34

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 10:22:12

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 6:13:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 0:22:50

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 8:16:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 5:47:53

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 1:24:23

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 2:22:27

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 10:36:26

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 14:22:39

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 5:26:19

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 10:14:41

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 9:35:11

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 16:22:51

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 4:34:12

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 6:21:54

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 13:47:51

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 21:26:47

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 13:31:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 22:23:16

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 21:35:24

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 22:34:48

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 5:31:43

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 8:47:44

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 19:42:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 12:17:15

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 5:16:10

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 18:10:41

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 5:18:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 7:41:45

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 14:46:30

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 4:20:37

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 12:47:55

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 7:14:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 4:59:26

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 11:49:49

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 11:49:18

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 10:37:55

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 5:11:47

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 3:41:30

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 21:40:21

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 14:12:47

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 0:40:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 14:27:28

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 10:17:31

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 13:38:26

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 2:56:26

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 6:17:21

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 8:53:21

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 6:20:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::