Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"


    Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"

Тип урока: бинарный (история и немецкий язык) итогово-обобщающий урок с элементами изучения нового материала

Форма урока: урок-экскурсия.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщение знаний учащихся о роли личности в истории;
    • пополнение материала об этапах расселения немцев в России;
    • «вычлeнение» наличия немецкой крови на русском престоле;
    • закрепление у учащихся раннее полученных знаний по теме «Российские немцы в истории и культуре страны».
  • Воспитательные:
    • формирование уважительного отношения к историческому прошлому страны;
    • воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, представителям других национальностей;
    • расширение культурно-страноведческой компетенции учащихся.
  • Развивающие:
    • продолжить освоение навыков учащихся элементам групповой работы;
    • проведение параллелей между школьными предметами;
    • умение самостоятельного поиска знаний и анализа найденных материалов;
    • дальнейшее развитие монологической и диалогической речи.

Оборудование урока: телевизор с DVD приставкой, мультимедиапроектор, газеты с результатами исследования учеников, стенд используемой литературы, карты и схемы по теме урока, магнитофон, кроссворд

Подготовка урока:

1. Учителя истории и немецкого языка согласовывают тему урока.
2. Ученики совместно с учителями подбирают дополнительную информацию по теме урока.
3. Собранная информация сортируется и состыковывается согласно тематике занятия.
4. Разработка структуры урока с учетом его бинарности.
5. Подготовка иллюстрационного материала и презентации.

Эпиграф к уроку:

Учится немец усердно любому искусству и в каждом
Высказать может талант, если возьмётся всерьёз.

Гёте, Эпиграммы.(Венеция,1790) Пер. С. Ошерова.

Samtliche Kunste lernt und treibet der Deutsche; zu jeder
Zejgt er ein schones Talent, wenn er sie ernstlich ergreift.

Goethe, Venezianische Epigramme

ХОД УРОКА

I. ВСТРЕЧА ДЕЛЕГАЦИЙ

1 ведущий (русский).
В этом году Москва отметила свое 860-летие. среди многочисленных гостей столицы прибыла и делегация немецких школьников из г. Кельна.
История развития отношений между Россией и Германией уходит в глубь веков. Сегодня мы вместе с немецкими друзьями посетим памятные места российско-германских отношений.

2 ведущий (немецкие дети).
– Guten Tag!
Ich hei?e Susanne.
Ich bin mit einer Jugenddelegation gekommen.
Члeны делегаций обмениваются литературными приветствиями. (см.Приложение № 1).

II. ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ НЕМЦЕВ В РОССИИ

1 ведущий. Людям XX в., пережившим два ужасающих военных противоборства наших государств, нелегко до конца освоиться с мыслью, что Россия и Германия гораздо чаще были в истории добрыми соседями и даже союзниками, чем непримиримыми противниками. Но это все-таки так – иначе ни о каком массовом поселении немцев в России, конечно, не могло быть и речи, и тогда не представился бы и повод для нашей встречи.
Предлагаю вам вспомнить места проживания немцев в Москве, историю их зарождения. .

1578 г. – первое вынесенное за пределы Москвы иноземное поселение.
Оно возникло во времена Ивана IV, когда в ходе Ливонской войны увеличивается приток пленных из Прибалтики, а также иностранцев принятых царем к себе на службу. К концу XVI в. в Немецкой слободе проживало уже около 4 тыс. человек. Примечательно, что слово «немецкая» в названии слободы обозначало не конкретно выходцев из немецких земель, а вообще всех иностранцев.

2 ведущий. Schon 1578 kann man in historischen Urkunden einen neuen Namen lesen: „Nemezkaja Sloboda" – Deutsche Siedlung. Eine andere Bezeichnung fur die Siedlung war „Kukuj". So hie? der Bach, der fruher durch diesen Ort floss.
Alle Auslander, die nach Moskau kamen, siedelten sich hier an. Meist waren es Hollan­der, Deutsche, Schweden und Englander. Die Deutschen hatten eigene Kirchen und eigene Schulen, Auch ihre Hauser sahen anders aus als russische Hauser: Sie hatten spitze Dacher.
In den Hofen gab es Springbrunnen. Nur der Ofen im Haus war russisch: Im kalten Moskauer Winter musste es im Haus warm sein.
In der Deutschen Siedlung lebten viele gute Handwerker. Sie machten wunderschonen Schmuck, treffsichere Gewehre und nutzliche Dinge aus Leder. Sie hatten russische Schuler. Auch die Arzte und Apotheker waren damals alle Deutsche.
In Russland wurden fruher nur Ikonen gemalt. Die deutschen Kunstler malten auch Portrats und Landschaften. Das war etwas Neues.

1692 образование Лефортова.

Немцы. Dem jungen Zaren Peter dem Gro?en gefielen Traditionen und Gewohnheiten auf dieser europaischen „Insel". Peter der Gro?e verbrachte auf dieser „Insel" viel Zeit. Er trug deutsche Kleidung, lernte neue Tanze, erlernte hier die deutsche und die hollandische Spra­che. Die Handwerker zeigten ihm, wie man Eisen gie?t, Segel naht und Schiffe baut.
Der hollandische Ingenieur Franz Timmermann unterrichtete ihn in der Rechen-und-Artilleriekunst und lehrte ihn, Festungen zu bauen. Patrick Gordon brachte ihm die Kriegskunst bei.
Peter befahl, dass auch die russischen Adligen
deutsche Kleidung tragen sollten. Ihre Kinder sollten in der Deutschen Siedlung zur Schule gehen, Fremdsprachen und Mathematik lernen.
Peter lernte hier seinen zukunftigen Freund und Mitstreiter Franz Lefort kennen. Mit ihm besprach er spater die wichtigsten Fragen in Politik und Wirtschaft. Heute hei?t dieser Stadtteil Lefortowo.

Русские. Указом от 4 октября 1652 г. Царь Алексей Михайлович повелел выселить всех уроженцев Западной Европы за пределы Москвы, туда, где прежде находилась старая Иноземная слобода, получившая теперь название Ново-Немецкой, или просто Немецкой слободы. От Земляного вала, границы Москвы, Ново-Немецкая слобода находилась примерно в получасе хотьбы. К 1655 г. в слободе уже было построено около 150 домов.
Со второй половины1690-х гг. Немецкая слобода включается в сферу внимания Петра I. Неподалеку от слободы располагались московские села Семеновское, Измайлово, Преображенские, где в основном проводил время юный царь. Частые контакты молодого ПетраI с жителями Немецкой слободы зародили в нем дух преобразований. Молодой царь не только завел европейскую моду, но и старался «перекроить» на иностранный лад все сферы государственной деятельности России. В 1696–1698 гг. именно здесь было построено первое здание на средства казны – Лефортовский дворец, ставший по существу, неофициальной резиденцией Петра, где проводились приемы послов, празднества и увеселения царского двора.

Немцы. Zu Beginn des 18. Jahrhunderts siedeln sich in der Deutschen Sloboda (Vorstadt) in Moskau auch russische Adlige an. Zugleich ging die Zahl der deutschen Bewohner der Sloboda stark zuruck. Viele von Ihnen zogen nach St. Petersburg um. Die Deutsche oder Fremdlandische Sloboda wurde in diesen Jahren auch Dobraja Slobodka genannt, im Sinne "bequem furs Wohnen, schon, wohlgestaltet". Ein Teil ihrer Bevolkerung siedelte – besonders nach der Feuersbrunst von 1737 – in den Stadtbezirk Pokrowka uber.

1763 – первые колонии времен Екатерины II

Немцы. Es war einmal ... vor 250 Jahren. In Russland gab es viel fruchtbares Land. Aber es lebten hier zu wenig Menschen, die das Land bearbeiten konnten.
Die Zarin Katharina die Zweite hatte im Jahre 1763 eine Idee. Sie schrieb ein Manifest. Die wichtigsten Punkte dieses Manifestes lauteten:
«Gestatten wir allen Auslandern, in unser Reich zu kommen, um sich in allen, Gouvernements, wo es einem jedem gefallig, hauslich niederzulassen.» «Gestatten wir ... die freie Religionsausubung nach ihren kirchlichen Satzungen ..» «Soll keiner der nach Russland gekommenen Auslander an unsere Kassa die geringsten Abgaben entrichten ... »
Das Manifest war eine Einladung an Auslander, die nach Russland kommen wollten. Katharina versprach ihnen Land. Sie brauchten keine Steuern zu zahlen. Sie durften ihre Religion behalten.
Damals war Deutschland kein gro?es Land. Es gab viele kleine oder gro?e Fursten­tumer. Die Fursten fuhrten oft Krieg. Vielen Deutschen gefiel das nicht. Sie wollten ruhig leben. Sie horten von dem Manifest der russischen Zarin und gingen nach Russland.
Die ersten Deutschen aus dem Rheinland, aus Hessen und Sachsen fuhren mit dem Schiff uber die Ostsee nach Sankt Petersburg. Von dort fuhren sie mit dem Pferdewagen weiter. Die Reise dauerte ein ganzes Jahr! Und sie war nicht einfach, das konnt ihr euch sicher vorstellen.
Die kurzeste Reise hatten die Deutschen, die in Kolonien in der Nahe von Sankt Petersburg blieben. Die anderen fuhren weiter – an die Wolga. Am 29. Juni 1764 wurde die erste Kolonie an der Wolga gegrundet. Sie hie? Nischnjaja Dobrinka. Jede Familie baute ein Haus. In Saratow bekam jede Familie 150 Rubel. Das war viel Geld. Eine Kuh kostete namlich nur sieben Rubel.
Die Deutschen wunderten sich uber viele Dinge in Russland: Der Winter war sehr kalt, und es lag viel Schnee. Die russi­schen Bauern schliefen auf dem Ofen. In manchen russischen Bauernhausern gab es keine Schornsteine. Die Fenster waren ohne Glas.
Die deutschen Dorfer sahen anders aus als die russischen. Jeder Bauer pflanzte einen Baum. Bald gab es viele Baume in der Steppe an der Wolga. Deutsche Bauern achteten darauf, dass ihr Dorf sauber war. Alle deutschen Kinder gingen in die Schule. Die Schuler, kleine und gro?e, sa?en in einer Klasse. Der Pfarrer war gleichzeitig Lehrer.Sie hatten kein Lehrbuch – lesen und schreiben lernten sie mir der Bibel. Sie rechneten auch. Physik oder Chemie gab es damals noch nicht.

Русские. При Екатерине немцы впервые стали составлять заметную часть населения не только в столичных городах, но и в целом по стране.
В результате многочисленных войн Россия приобрела выход к Черному морю. Одним из первых манифестов, собственноручно подготовленных Екатериной II после вступления на российский престол, был т.н. "вызывной" манифест от 4 декабря 1762, который и послужил сигналом для начала исторического переселения немцев в Россию.
В период с 1764 по 1770 г. колонисты из Германии появились главным образом в Нижнем Поволжье, Воронеже, в Черниговской и Санкт-Петербургской губерниях. Ко времени прекращения первой волны переселения в стране насчитывалось более 100 иностранных колоний. В целом по стране в 80–90-е гг. XVIII в. немецкое население достигло около 0,6% населения.

1810 – поселения немцев под Санкт-Петербургом.

Немцы. Am 18. November 1810 versam­melten sich deutsche Siedler in einem niedrigen Holzhaus in Neudorf, dem deutschen Teil der Siedlung Strelna bei Sankt Petersburg. Die Manner mit Strickwesten aus Wolle sa?en am Holztisch und tranken Bier aus Tonkrugen. Die Frauen mit Hauben und Schurzen plauder­ten am Ofen. Alle horchten dabei, was im Nebenraum geschah. Schlie?lich horten sie dort das Geschrei eines Neugeborenen. Die Anwesenden lachelten. Und da sagte der alteste von den Siedlern aufgeregt: „Kameraden, ein neuer Mensch ist zu uns gekommen. Fur ihn ist Russland seine wahre Heimat. Nun gibt es kein Zuruck fur uns. Von nun an ist das auch unsere Heimat. Wir wollen dieses Land lieben und fur sein Wohl und Gedeihen sorgen."
Dieser Tag, der 18. November 1810, gilt als offizielles Grundungsdatum der Deutschen Kolonie in Strelna. Die Siedler lebten gut organisiert und waren zufrieden. Aber dann kam der Zweite Weltkrieg und die Besetzung durch die Wehrmacht. Die deutsche Kolonie ver­schwand fur mehrere Jahrzehnte.
1998 entstanden in Strelna neue komfortable Hauser. Man baute sie im Rahmen eines gemeinsamen deutsch-russischen Projekts.

1825 – ответные поселения русских (Александровка)

Немцы. Es gab auch eine russische Kolonie in Deutschland.Zum Beispiel, Alexandrowka. Wie sie dahin kam?
Alexandrowka ist eine russische Kolonie im Norden Potsdams. Am I. Dezember 1825 starb der russische Zar Alexander I. Er hatte mit dem preu?ischen Konig Friedrich Wilhelm III. siegreich gegen Napoleon gekampft. Friedrich Wilhelm III. beschloss ihm zum Andenken ein au?ergewohnliches Denkmal zu errichten. So wurde im Jahre 1826 mitten in der Residenzstadt Potsdam eine rus­sische Siedlung in Form eines Andreaskreuzes gebaut. Sie bestand aus 13 Blockhausern im russischen Stil und bekam den Namen des Zaren Alexander. Die Hauser waren ein – oder zweistockig und mit Holzschnitzereien verziert. Zu jedem Haus gehorte ein Garten, eine Kuh und alles, was eine Familie brauchte, darunter ein Kinderbett und ein Spinnrad. Die Bewohner dieser Siedlung waren 62 russi­sche Sanger aus dem Soldatenchor des Konigs Friedrich Wilhelm. Sie zogen in die neuen Hauser mit Tanz, Spiel und Gesang ein. Heute zahlt das Dorf zum UNESCO-Weltkulturerbe. Es sieht so aus, wie zu Zeiten des Zaren Alexander I.: braune Blockhauser, Birken und Sonnenblumen. Auf einem Hugel steht eine Kapelle mit Zwiebelturmen. Das malerische russische Dorf inmitten der deutschen Stadt ist ein Anziehungspunkt fur zahlreiche Touristen, In den Hausern kann man russischen Schmuck und viele Gegenstande besichtigen, zum Beispiel Samoware, Truhen und Ikonen. Ein Freundeskreis der russischen Kultur sorgt fur das Dorf.

1861 – формирование поволжских немцев.

Русские.Наиболее крупным поселением немцев в России с середины XIX века становится Поволжье. История немцев Поволжья и ряда других бывших немецких районов изобилует событиями, свидетельствующими о тяжелых экономических трудностях, которые приходилось им преодолевать на необжитых просторах вековой целины. Но сохранившиеся литературные памятники неоспоримо свидетельствуют, что уже в те далекие годы в людях росло и крепло сознание неразрывной связи с судьбами России. За два с половиной века в России сложилась особая этническая общность – российские немцы. В XVIII–XIX веках положение немцев в России было относительно благополучным. Волевые качества, активность, педантичность и преданность престолу позволили им добиться высот в политике, армии и администрировании.

Немцы. Ende des 18. Jahrhunderts siedeln sich Deutsche auch neben derMarosejka-Stra?e, in der Kosmodemjanski-Gasse (heute Starosadski) und der Petrowerigski-Gasse an. Diese Siedlungsstatte bestand bis Anfang des 20. Jahrhunderts.

III. НЕМЕЦКАЯ КРОВЬ НА РУССКОМ ПРЕСТОЛЕ

1 ведущий.Совместная история русского и немецкого народов не ограничивается отдельными поселениями. Тесно переплелись и династические связи двух государств.
Традиция российско-германских династических связей ведёт свое начало от Петра Первого. Своего сына Петр хотел обязательно породнить с каким-нибудь из немецких королевских семейств.Участники русской делегации рассказывают о биографиях и судьбах немецких принцесс на русском престоле. (см.Приложение №2).

Многие немецкие принцессы впервые приучили русский двор к широкой и продуманной благотворительности. Эту традицию продолжили супруга великого князя Михаила Павловича Елена Павловна (урожденная принцесса Вюртембергская), жена Александра Второго, императрица Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина Дармштадская) и другие немецкие принцессы на русском троне. Оборвалась эта традиция (как и многие другие российские традиции) вместе с трагической гибелью расстрелянной в Екатеринбурге императрицы Александры Федоровны (Алисы Гессен-Дармштадской).

IV.ВЫДАЮЩИЕСЯ НЕМЦЫ РОССИИ

1 и 2 ведущие задают вопрос зрителям:
– Welche hervorragenden Russlanddeutschen wohnten in Moskaua?
Was wissen Sie uber diese Menschen?
«А знаете ли вы выдающихся немцев, проживающих в России?»
В полемику вступают участники встречи.

Доктор Гааз.

Немцы. Zu allen Zeiten gab es Menschen, die Hilfe fur Notleidende zu ihrem Lebenswerk und nicht zu einem Mittel machten, in den Augen anderer Anerkennung zu finden oder ihr Gewissen zu beruhigen, wie dies manchmal vorkommt. Solche Menschen konnen auf der Insel des eigenen Wohlergehens fremden Kummers keine Ruhe finden.

Русские. 225 лет назад в южногерманском городке Мюнстерейфель в семье аптекаря родился Фридрих Иосиф Гааз, вошедший в историю России под совсем русским именем-отчеством Федор Петрович и с устойчивым личным титулом «добрый доктор Гааз» . (участники русской делегации рассказывают эпизоды биографии доктора).
На могиле доктора Газа высечен девиз. Попробуем отгадать его. Немецкая делегация проводит викторину на родном языке.
Entschlusseln Sie den Ratselspruch!
(См.Приложение №3).

Доктор Лодер.

Русские. В 1828 году в Москве, на Остоженке, известный московский медик профессор Христиан Иванович Лодер открыл «Заведение искусственных минеральных вод». …Члeны русской делегации раскрывают секрет появления в русской речи слова «лодырь».

Немцы. На немецком языке дополняют материал русской делегации.
(См.Приложение №4).

Немецкая и русская делегации вспоминают о немецких корнях русских поэтесс К.Яниш и М.Цветаевой. Ребята читают стихи на русском и немецком языках. (см.Приложение № 5)

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель немецктго языка. Wir hoffen, da? Sie jetzt etwas mehr uber die Ru?landdeutschen wissen, uber ihre Geschichte in Ru?land, ihre Kultur. Sie haben auch einige hervorragende Deutsche naher kennengelernt, deren Beitrag zur russischen Kultur bis heute gewurdigt wird.

Учитель истории. О роли немцев в истории России уже написаны целые тома, и число их продолжает расти – настолько многообразной, неоднозначной и непростой является данная тема. В литературе нередко предпринимались попытки обрисовать роль немцев в жизни России одной краской – то черной, то белой. В данном случае абсолютно ясно одно: без многовековых усилий сотен тысяч и миллионов своих немецких жителей Россия была бы совсем другой страной. Как следствие, немцы занимали ответственные посты на государственной службе. Достаточно вспомнить министра финансов Е.Ф. Канкрина, канцлера К.В. Нессельроде, шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа и премьер-министра С.Ю. Витте. За свое новое Отечество в многочисленных войнах сражались и достигли высот в армии Б.-Х. Миних, А.И. Остерман и Л.Л. Беннингсен. Значительных успехов в торговле добились банкирский дом Штиглицев, мебельные фабриканты Мельцеры, владельцы «электрической империи» Сименсы. В XVIII веке из 111 действительных члeнов Академии наук 67 были немцами. Русские немцы открывали новые континенты (Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн).К сожалению, в XX в. русско-германские отношения значительно ухудшились. Но не надо забывать, что противостояние идет от политиков, простой народ желает жить в мире, сотрудничать и взаимообагащаться. Так пусть эта мечта сбывается.

VI. ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОДАРОК РУССКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ

Русский народный танец – совместное исполнение песни «Подмосковные вечера» Слова М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого. (см.Приложение № 6).

 

Список литературы (см.Приложение №4)

1. В.Деннингхаус. Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт (1494–1941).–М., 2004.
2. В.Балазин. Тайны дома Романовых. – М., 2007.
3. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч.II.– Саратов, 1994.
4. Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. – М., 2000.
5. Немцы в истории России: Документы высших органов власти и военного комaндования. 1652–1917 / Сост. В. Ф. Дизендорф — М., 2006.
6. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине 18 века. – М.,
7. Светлова В.И., Данилова Н.Н. Российская немцы в истории и культуре Москвы. (Учебное пособие по немецкому языку для учащихся старших классов общеобразовательных учебных учреждений, гимназий, лицеев для факультативных занятий). – М.,1997.
8. Яковлева Л.Н., Лукьянчикова М.С., Бузоева М.Д., Штарк К. Мозаика: Учебник немецкого языка для XI кл. школы с углубленным изучением немецкого языка.– М.,:Просвещение,2005.
9. «Schrumdirum», детский художественно-образовательный журнал.– № 3, 4; 2000.ЗАО «НК-пресс».


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 7:31:49

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 10:31:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 15:32:17

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 17:12:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 20:21:47

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 13:40:34

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 11:59:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 5:15:49

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 5:11:51

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 14:11:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 10:40:27

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 10:28:10

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 3:58:58

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 7:24:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 21:45:28

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 2:22:37

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 11:17:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 13:36:11

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 9:11:47

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 16:50:47

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 12:11:59

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 22:58:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 3:33:52

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 8:46:50

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 12:59:41

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 19:13:24

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 0:46:13

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 8:52:19

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 4:23:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 17:36:28

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 14:32:47

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 6:50:23

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 20:36:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 13:16:14

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 4:26:37

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 4:51:22

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 18:18:17

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 7:56:54

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 17:20:16

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 5:27:55

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 4:41:30

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 15:20:41

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 14:32:31

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 9:21:33

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 16:13:55

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 21:18:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 18:34:10

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 2:32:48

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 0:10:41

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 1:53:24

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::