"Воинский долг"
Цель:
- показать героизм солдат и офицеров, верность воинскому долгу;
- воспитание чувства патриотизма, гражданственности.
Оформление:
- портреты Героев
- аудиокассеты с записями песен О. Газманова «Офицеры», Группы Любэ «Давай за…», «Батяня комбат»
1 ведущий: Высокая миссия на земле – служить своей Родине и защищать её. Во все времена в России защита Отечества считалась священным долгом мужчины, каждого гражданина. Мы бережно храним память о героизме дедов на фронтах Великой Отечественной войны, гордимся теми, кто сегодня обеспечивает нам мирную жизнь, безопасность государства. Сегодня с вами мы поговорим о подвигах героев – сибиряков, способных отдать себя всего во имя воинского долга, братской дружбы, во имя людей. Будучи верными присяге, эти люди в армейской форме оказались способными в решающий момент перешагнуть через невозможное, выполнить приказ в экстремальной ситуации, не оставить друга, товарища, просто человека в беде. Их яркая, как вспышка, жизнь – вечный пример верности долгу, воинской чести.
2 ведущий: Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны. Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость обновления федерального устройства России. Руководство Чечни отказалось от заключения любых договоренностей с центром. Террористические акты, похищения людей, захват заложников использовали как средства достижения своей цели. 10 августа Д. Дудаев объявил о всеобщей воинской мобилизации и начале «священной воны с Россией».
1 декабря 1994 г. Президент Ельцин потребовал сдать оружие. Чеченские власти выполнять требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.
Звучит песня О.Газманова «Офицеры».
1 ведущий: Лейтенант Владимир Боровиков – выпускник Дальневосточного ВОКУ 1994года – был направлен в Чеченскую Республику 12 января 1995 года.18 февраля 1995 года штурмовой отряд под комaндыванием лейтенанта В.Боровикова получили боевую задачу на блокирование отхода крупного отряда боевиков в Грозном. Точнее, в районе Черноречья-южного пригорода Грозного. Подходил к концу первый месяц с того дня, как колонны 165-полка морской пехоты Тихоокеанского флота со стороны Северной Осетии вошли в Чеченскую республику. После выполнения поставленной задачи морские пехотинцы получили приказ на отход, чтобы дать возможность уничтожить противника огнём артиллерии. При отходе штурмовой отряд попал в засаду и вынужден был принять бой с превосходяшими силами дудаевцев. Сообшив комaндиру батальона о сложившейся обстановке, Владимир Боровиков вместе с подчиненными вел трудный многочасовой бой, лично уничтожил пулеметный расчет, гранатомётчика и трёх бандитов. В самый критический момент боя лейтенант был ранен осколком гранаты в голову и руку, но продолжал руководить боем, пока не получил новое ранение, от которых скончался.
Чтец:
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя
О, подвига полет бесcмepтный!
Ты бросился под выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
(А. Стовба)
2 ведущий: В газете «Владивосток» Андрей Островский пишет: «…На засаду они напоролись внезапно- засады всегда бывают внезапными. И когда заработали автоматы и пулеметы боевиков, лейтенант Боровиков успел крикнуть своим бойцам, чтобы отходили, а сам попытался прикрыть их огнем. Такой бой скоротечен, Владимир Боровиков погиб одним из первых. Сколько жизней успел спасти - две, три, пять?... Кто сосчитает, логика войны не поддается учету…» Его однополчанин вспоминает : «Если б не он, нас бы тогда всех покосили..». Вот они скупые слова благодарности.
Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 1995 года лейтенанту Боровикову Владимиру Валерьевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (поcмepтно).
1сентября 2007 года на средней общеобразовательной школе №11 п. Енисейск-15, где учился В.В. Боровиков установлена мемориальная доска.
1 ведущий: В час испытаний он с честью выполнил свой воинский долг. Он был действительно СОЛДАТ!
Знавшие его люди вспоминают.
Редькин Виталий Иванович (директор школы, учитель географии): «Володя был прекрасным человеком, общительным, заботливым, внимательным. Хороший спортсмен, прекрасный организатор. В такой семье как Семья Володи не мог вырасти другой человек».
Шевчук Надежда Петровна (учитель физики, классный руководитель Володи Боровикова): « Володя был добросовестным, исполнительным учеником, он всегда был примером для всех ребят. Мы гордимся, что он учился в нашей школе».
Генералова Людмила Ивановна (учитель истории): « Володя был очень порядочным мальчиком, никогда не перекладывал ответственность на другого. Он умел отстаивать свое мнение; не унижая, не оскорбляя других, указать на их ошибки. Его уважали в классе. Он был примером и для своего младшего брата Евгения, последовавшего его примеру - окончил то же училище, служил в той же части».
Песня группы Любэ «Батяня комбат».
Чтец:
Как мало лет он прожил.…Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мысли врозь.Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
(А. Дементьев)
2 ведущий: Мичман Андрей Николаевич Захарчук родился в г. Ачинске. В 1994 году окончил школу техников Военно-морского флота 5-го учебного отряда подводного плавания Краснознаменного Тихоокеанского флота. На военную службу призван 22 ноября 1992 г. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в Чеченской республике, Указом Президента Российской Федерации А.Н. Захарчуку присвоено звание Героя Российской Федерации (поcмepтно).
Чтец:
В эту минуту, в секунду эту
Он утверждает бесcмepтье планеты
Cмepтью своей…
Двадцатилетний,
Вот он встречает тот миг,
Тот последний
Миг на коротком своем рубеже,
Миг, за которым шагами прямыми
Люди уходят живыми,
Живыми,
А возникают легендой уже.
(Ф. Алиев)
1 ведущий: Капитан Олег Анатольевич Тибекин родился в г. Красноярске. В 1993 году окончил Дальневосточное высшее военное общевойсковое комaндное училище. Военную службу проходил в составе 3-ей дивизии 22-й армии. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. Указом Президента Российской Федерации О.А. Тибекину присвоено звание Героя Российской Федерации (поcмepтно) за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе.
Мужество – это не мода,
Скорая быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
2 ведущий: Младший сержант Иван Алексеевич Кропочев родился в с. Таята Каратузского района, Красноярского края. Проходил военную службу в в/ч 7463 Приволжского округа внутренних войск, выполнял служебно – боевые задачи на территории Северо - Кавказского региона. 9 января 2000 г. в составе группы специального назначения выполнял задание по сопровождению автоколонны. В бою, когда закончились боеприпасы, подорвал гранатой себя и боевиков в БТР. Указом Президента Российской Федерации И.А. Кропочеву присвоено звание Героя Российской Федерации (поcмepтно).
Песня группы Любэ «Давай за…»
1 ведущий: Для сегодняшних мальчишек и девчонок это пример героизма и мужества.
Звучит над Землей родною:
«Равнение-
На Героя!..»
И застывают шеренги
Краснознаменного строя.
Высокая даль распахнулась,
И слава к гpyди прикоснулась,
И вся страна обернулась:
«Равнение –
На Героя!…»
2 ведущий: Мы не хотим, что бы повторились ужасы войны. Пусть мирно живут люди, улыбаются счастливой улыбкой, не пугаются взрывов бомб, пусть никогда не повторится Чечня, чтобы матерям не пришлось плакать о погибших сыновьях.
Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.
Прошу почтить память солдат и офицеров, погибших в «горячих точках» минутой молчания.
Пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Кто сейчас стоит на страже мира. Несмотря ни на что, профессия Родину защищать остается одной из важнейших!
Литература
1. Газета «Владивосток» от 15 февраля 2007г.
2. Андрей Островский. Брат встал за брата.
3. http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=9&idnews=37375¤t_magazin=546
4. А.А.Данилов. История России XX – начало XXI века. Москва «Просвещение» 2006.
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
28 03 2024 23:39:20
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
27 03 2024 18:22:18
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
26 03 2024 6:17:33
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
25 03 2024 7:31:13
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
24 03 2024 13:42:48
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
23 03 2024 0:52:18
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
22 03 2024 17:39:49
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
21 03 2024 15:48:24
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
20 03 2024 3:45:48
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
19 03 2024 12:16:52
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...
18 03 2024 19:18:39
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
17 03 2024 23:57:20
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
16 03 2024 11:27:36
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
15 03 2024 6:29:18
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
14 03 2024 10:22:40
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
13 03 2024 23:24:32
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
12 03 2024 9:12:30
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
11 03 2024 21:42:41
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
10 03 2024 8:45:59
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
09 03 2024 14:53:21
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
08 03 2024 23:33:49
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
07 03 2024 0:50:45
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
06 03 2024 6:24:26
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
05 03 2024 3:35:10
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию. ...
04 03 2024 15:37:30
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
03 03 2024 12:11:21
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
02 03 2024 11:16:14
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...
01 03 2024 2:41:48
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
29 02 2024 14:19:48
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
28 02 2024 2:17:33
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
27 02 2024 3:42:10
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
26 02 2024 19:14:25
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
25 02 2024 3:39:13
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
24 02 2024 19:22:57
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
23 02 2024 21:35:51
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
22 02 2024 18:56:38
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
21 02 2024 13:12:38
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
20 02 2024 6:43:18
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...
19 02 2024 7:55:40
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
18 02 2024 23:57:39
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
17 02 2024 14:15:52
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
16 02 2024 10:14:31
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
15 02 2024 16:41:51
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
14 02 2024 5:36:38
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
13 02 2024 21:56:56
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
12 02 2024 20:24:50
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
11 02 2024 0:53:53
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
10 02 2024 1:22:24
Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
09 02 2024 13:53:51
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
08 02 2024 1:19:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::