Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе
Цели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века в истории России; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания.
Задачи: развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, парах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.
Планируемые результаты. Учащиеся узнают о выдающихся людях 20 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. Отpaбатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы, прогнозируют развитие дальнейших событий. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.
Подготовительная работа.
1. Из учеников, проявляющих интерес к изучению истории, формируются группы из разных классов. Самостоятельно выбирают одно из предложенных опережающих заданий.
А..Выделить главнейшие события века и подготовить кратную информацию о каждом событии. Вид оформления полученной информации выбрать самостоятельно (таблица, схема, логическая цепочка, электронная презентация и др.)
Б. Выделить выдающихся людей века, подготовить краткую историческую справку о деятелях. Оформить в виде картинной галереи.
В.Отметить наиболее выдающиеся научные открытия, достижения века. Оформление в виде презентации, слайдов.
2.Ученики получают задание просмотреть учебные пособия для 9,11 классов по истории Отечества 20 века.
3. Ученикам предлагается список литературы, электронных учебников, пособий библиотеки.
Оборудование урока: комплекты раздаточного материала по периодам истории 20 века, атласы “Россия.20 век”, Компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, хрестоматии, учебные пособия кабинета, дополнительная литература библиотеки школы.
План урока.
- Проблемы века 19 в век 20.
- Главнейшие события и люди российской истории 20 века.
- Представление о времени и о себе.
Оформление доски: линия времени “20 век “с выделенными временными отрезками: 1900-1916, 1917-1940,1941-1945,1945-1953,1953-1964-1965-1985,1985-1991-2000 , 2000-2007.
Эпиграф урока: В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории. (В.О. Ключевский)
Вступительное слово учителя. Наш урок - первый блока уроков, посвященного изучению истории России 20 века. Мы вспомним (потому что изучали историю России 20 века, будучи учениками 9 класса), новым взглядом окинем век 20; события, люди века минувшего пройдут перед нашим взором; с новых, уже взрослых позиций оценим историю России. Постараемся выяснить, почему же Ключевский желает, “… чтобы вокруг нас было поменьше истории”.
Обратим внимание на 19 век. Многие проблемы 19 века не были решены, их предстояло решать в веке 20.Какие же проблемы века 19 вы выделите?
Высказывания учеников. Слайдовое представление о проблемах века (одно из опережающих домашних заданий). Приложение №1.
Учитель. Итак, мы выделяем главные проблемы века: вопрос о власти и крестьянский вопрос. Эти и другие проблемы предстояло решать в 20 веке. Как решались насущные проблемы 19 и 20 веков мы выясним на ближайших уроках. Сейчас мы рассаживаемся по группам, работаем с выбранными самостоятельно источниками, выполняем следующие задания:
- выбираем любой временной отрезок,
- при помощи компьютерной версии энциклопедии Кирилла и Мефодия выясняем: главнейшие события данного времени, главных действующих лиц того времени,
- подбираем название данного исторического периода,
- оформляем полученную информацию в любой форме: таблицы, схемы и т.п.
Известно, что сборные комaнды из классов получили опережающее домашнее задание поработать над данными вопросами и предложить вам свои представления о главных событиях века и главных действующих лицах. Совпадут ли ваши точки зрения в выявлении главных событий и лиц времени, мы увидим через 15-20 минут. В вашем распоряжении атласы истории России, компьютерные программы, учебные пособия, дополнительная литература библиотеки школы, исторического кабинета.
Учащиеся работают с различными источниками информации, обpaбатывают, обсуждают представление и оформление материала, готовят устное выступление, обсуждают предполагаемые вопросы, консультируются с учителем по спopным вопросам.
Звучит музыка А.Хачатуряна “Время, вперед!”- сигнал к завершению работы.
Представитель группы выходит к доске, на линии времени 20 века под датами периода подписывает выбранное название своего времени, перечисляет события периода, фамилии, имена выдающихся, по мнению группы, людей.
Второй представитель группы устно рассказывает о главных событиях, о лидерах того времени.
В тот же момент работают ученики, получившие опережающие домашние задания: на линии времени отмечают другими цветами те события, которые они посчитали важнейшими, оформляют портретную галерею выдающихся людей. Ученики объясняют свой выбор событий и персоналий.
Наглядно видно совпадение или несовпадения мнений учеников.
Учитель комментирует наиболее спopные моменты, предлагая учащимся обсудить проблемные вопросы в процессе углубленного изучения периодов истории.
После выступления учащихся подводятся итоги.
Учитель: у каждого времени свои герои, достижения и потери. У каждого времени свои глашатаи. Попробуйте определить о каком времени строки поэтов. ( Высказывания даются без подписи авторов и не в хронологическом порядке.)
1.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.
…Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
(197 г. Бродский.)
2.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(1919 г. М. Волошин.)
3…
.Мы
с планетой своей
говорили на “ты”,
нас несли самолеты.
Везли поезда…
Жаль, что времени
нам не хватало всегда.
( 70-е г. 20 века Р. Рождественский.)
4.
И поверженный в бою,
я воскресну и спою,
Быть может через сто веков
В стране не Дypaков, а гениев.
(1990-е годы И. Тальков.)
5.
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
(1917 г. А. Блок.)
6.
- Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда…
(40-50-е гг. 20 века А. Твардовский.)
7.
О власти.
Кумиров создаем и низвергаем,
А все на месте продолжаем бег.
Один сказал: “ Мы долго запрягаем…”
Другой подумал: “ Главное, не тех…”
(70-е г. 20 в. Е. Самоварщиков.)
Заключительное слово учителя. У каждого времени свои приоритеты, свои ценности, свои достижения и потери, свои герои.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь...
Коллингвуд ответил на вопрос: “Для чего нужна истории?”: “Для человеческого самопознания”.
На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России 20 века, поговорим о людей таких далеких и таких родных, о нас с вами. Сегодня мы бросили взгляд…
Учитель благодарит учащихся за работу, отмечает наиболее активных участников групп, оценивает работы учащихся.
Презентация.
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
18 03 2024 15:43:55
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
17 03 2024 1:38:14
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
16 03 2024 8:40:14
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
15 03 2024 13:38:42
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
14 03 2024 23:21:14
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...
13 03 2024 8:45:38
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
12 03 2024 17:36:54
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
11 03 2024 0:17:23
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
10 03 2024 7:45:28
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
09 03 2024 5:25:33
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
08 03 2024 23:54:44
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
07 03 2024 7:22:10
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
06 03 2024 16:44:37
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
05 03 2024 11:39:27
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
04 03 2024 1:20:33
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
03 03 2024 22:45:23
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
02 03 2024 21:15:31
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
01 03 2024 1:12:19
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
29 02 2024 12:59:30
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
28 02 2024 1:25:34
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
27 02 2024 2:24:50
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
26 02 2024 8:48:31
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
25 02 2024 5:32:59
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
24 02 2024 2:48:16
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
23 02 2024 4:11:32
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
22 02 2024 10:50:44
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
21 02 2024 12:54:45
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
20 02 2024 10:45:47
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
19 02 2024 17:41:20
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
18 02 2024 3:44:25
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
17 02 2024 21:13:50
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
16 02 2024 1:48:16
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
15 02 2024 14:58:49
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
14 02 2024 14:42:28
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
13 02 2024 15:46:15
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
12 02 2024 5:47:27
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
11 02 2024 20:55:56
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
10 02 2024 2:11:11
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
09 02 2024 17:39:48
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
08 02 2024 16:27:10
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
07 02 2024 4:25:40
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
06 02 2024 1:58:38
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
05 02 2024 19:43:39
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
04 02 2024 13:33:20
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
03 02 2024 4:20:50
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
02 02 2024 6:20:42
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
01 02 2024 10:33:24
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
31 01 2024 2:34:24
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
30 01 2024 13:21:19
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
29 01 2024 22:43:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::