Программа элективного курса "Свой среди чужих!"
Программа элективного курса “Свой среди чужих” предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.
Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны.
Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, выpaбатывать у себя навыки пpaктических действий и поведения в духе толерантности.
Цели курса:
- воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
- гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;
- развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.
Задачи курса:
- научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
- одвести учащихся к осмысленному восприятию и пpaктическому применению принципа толерантности.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- анализ документов;
- работа с периодической печатью;
- оформление памяток;
- публичные выступления;
- работа с картой;
- аргументация своей позиции.
Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы:
- кооперативный метод обучения;
- деловые игры;
- дискуссии;
- умение активного слушания;
- мозговой штурм;
- попс-формула.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой пpaктикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях.
По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны:
- приводить аргументы для обоснования своего мнения;
- резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
- использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.
Программа реализуется на основе интеpaктивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток.
Программа курса.
Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа)
Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”.
Пpaктическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.
Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.
Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности”
Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность” (4 часа)
Пpaктическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.
История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества.
Семинар “Я и мои права”.
Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Декларации прав человека”.Прием “Общий галдеж”. Использование материалов СМИ для иллюстрации трех положений:
- права, которые лишают;
- права, которые защищают;
- права, которые реализуются.
Разработка анкеты: “Основные принципы прав человека”.
Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная пpaктика” (4 часа)
Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.
Пpaктическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.
Преобразование конфликта и примирение. Диагностика нетерпимости у учеников. Поведение жертвы, внешний вид жертвы. Как можно предотвратить случаи запугивания в школе. 7 направлений толерантности. Правила как метод разрешения конфликта. Составление классного договора.
Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.
Признание со стороны одноклассников – важный источник самооценки. Упражнение “Вместе поможем друг другу вырасти”. Признание – полезный инструмент для выхода из конфликта. Анализ Программы по разрешению конфликтов и обсуждение процедуры “6 шагов к победе без проигравших”. Составление памятки по разрешению конфликтов.
Тема №4. Миролюбие и миротворчество (4 часа)
Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.
Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.
Пpaктическая работа. “Созидание мира”.
Выделение государств, где наиболее трудно установить мир на основе принципов толерантности. Классификация конфликтов: этнические, религиозные, расовые, между меньшинством и большинством, политические. Обсуждение причин произошедших конфликтов. Поиск возможности для успешного разрешения конфликтов. Составление карты нетерпимости и оценка своей страны с позиции наличия симптомов нетерпимости. Будущее: демонстрация признаков надежды на пути к толерантности.
Список литературы
1. Валитовой Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? – М., 1996.
2. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. – Кемерово, 1999.
3. Кpaкова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно сделать в классе. – М.,1991.
4. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы. – М., 1993.
5. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.
6. Сборник ООН для старшеклассников. – М., 1998.
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
27 03 2024 13:52:31
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
26 03 2024 10:12:59
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
25 03 2024 21:25:17
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
24 03 2024 19:49:32
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
23 03 2024 22:51:36
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...
22 03 2024 0:19:57
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
21 03 2024 12:39:47
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
20 03 2024 21:20:46
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
19 03 2024 20:15:54
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
18 03 2024 17:52:32
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
17 03 2024 4:50:57
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
16 03 2024 10:49:38
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
15 03 2024 7:28:17
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
14 03 2024 10:15:32
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
13 03 2024 0:43:51
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
12 03 2024 19:56:12
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
11 03 2024 21:26:34
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
10 03 2024 10:54:37
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
09 03 2024 6:53:38
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
08 03 2024 16:47:56
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
07 03 2024 0:37:19
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 03 2024 6:26:19
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
05 03 2024 22:10:13
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
04 03 2024 1:57:50
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
03 03 2024 2:11:56
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
02 03 2024 10:35:12
Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
01 03 2024 23:39:35
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
29 02 2024 18:37:38
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
28 02 2024 4:47:19
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
27 02 2024 8:16:33
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
26 02 2024 23:42:27
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
25 02 2024 1:10:45
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
24 02 2024 20:53:54
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
23 02 2024 16:29:49
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
22 02 2024 2:30:41
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
21 02 2024 21:18:45
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
20 02 2024 5:46:37
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
19 02 2024 5:35:58
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
18 02 2024 2:42:20
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
17 02 2024 19:34:30
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
16 02 2024 22:34:48
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
15 02 2024 13:56:10
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
14 02 2024 11:28:11
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
13 02 2024 12:40:34
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
12 02 2024 7:51:26
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
11 02 2024 21:19:25
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
10 02 2024 21:11:28
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
09 02 2024 6:20:58
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
08 02 2024 9:42:23
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
07 02 2024 21:20:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::