Урок "Подросток и правоотношения"
Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы.
Ибн-Сина (Авиценна)
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания по правам и обязанностям подростка.
- Рассмотреть и уточнить базовые понятия курса: права, обязанности, ответственность, закон.
- Продолжить отработку умения взаимодействия в группе, ведения дискуссии.
- Проявить творческие и аналитические способности учащихся.
- Получить социально значимую информацию из различных источников, осмыслить и интерпретировать её.
Основные понятия урока: ответственность, права и обязанности, закон.
Опережающее домашнее задание:
Разбить класс на группы, дать каждой из них тему проекта, литературу по теме.
Презентации групп по теме “Подросток и правоотношения” (не более 7 минут)
- Твои права
- Если твои права нарушены
- Твои обязанности как российского гражданина
- Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
- Организации по защите твоих прав
Нормативные правовые акты, литература:
- Гражданский кодекс РФ
- Закон “О безопасности дорожного движения”
- Закон “О воинской обязанности и военной службе”
- Закон “О гражданстве Российской Федерации”
- Закон “Об образовании”
- Закон “Об общественных объединениях”
- Закон “Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ”
- Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Конституция РФ
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
- Постановление правительства РФ №828 “Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ”
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Ахметова И., Иванова Т. Мой выбор. М., Ижица, 2004
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. М., Вита пресс, 2006, глава II
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М., Русское слово., 2005, 10 класс. глава III
- Правововой путеводитель несовершеннолетнего. Калининград, Янтарный сказ, 2002
Этапы урока:
Мотивация, вводная речь учителя, постановка проблемы (8 минут).
I этап: работа в группах по рассмотрению понятий (10 минут)
II этап: Представление результатов работы групп (12 минут)
III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. (10 минут)
IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения” (до 7 минут)
V этап: Рефлексия (5 минут)
Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы
На данном этапе проводится обсуждение с учащимися наиболее важных ценностей для подростка, желающего быть члeном свободного общества. Возможны несколько вариантов работы.
Первый вариант
Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
“ОТВЕТСТВЕННОСТЬ”
- “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
- “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо
- “Нельзя человеку во всем полагаться на других и скрывать свою усталость или свою … за несовершенство общественных норм.” П.И.Новгородцев
“ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ”
- “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
- “ … без … есть рабство; … без … - анархия.” Ф.Ламенне
- “Отделение … от … так же cмepтельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
“ЗАКОН”
- “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
- “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер
- “Мы должны стать paбами …, чтобы быть свободными.” Цицерон
Можно провести занятие по данному варианту в игровой форме. Учащиеся по группам получают задание найти как можно больше слов, которые могли бы заменить пропуск. При этом важно, что бы выражение имело определенный смысл. Такая форма работы может использоваться как определенный игровой “разогрев” и мотивировать дальнейшую активность школьников. Кроме того, данный методический ход позволит уже на I этапе урока обозначить взаимосвязь понятий: права и обязанности, ответственность, закон.
Второй вариант
Учащимся предлагается назвать свои ассоциации по теме урока (по цепочке). В ходе мозгового штурма выделяются наиболее важные понятия: права и обязанности, закон, ответственность.
I этап: работа в группах по рассмотрению понятий
Задача группам: рассмотреть по определенной схеме выбранное понятие:
В течении 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие и ответить на вопрос: Каково значение данного понятия (для каждого человека и для общества)?
Каждой группе – лист ватмана, фломастеры
Для этого:
Нарисуйте возможный символ – эмблему понятия.
Дайте свое определение понятию.
Назовите 3 -4 термина (или ассоциации), наиболее связанных с рассматриваемым понятием и объясните свою позицию.
Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
II этап: Представление результатов работы групп
Все члeны группы должны участвовать в работе. Одни могут представлять результаты работы, другие – отвечать на вопросы представителей других групп, третьи – задавать вопросы другим группам.
Для оценивания выступлений групп предлагается таблица.
Примерные критерии | Количество баллов |
- лаконичность выступления \ соблюдение регламента | 1 |
- логика \ последовательность выступления | 1 |
- содержательность \ оригинальность предложенных идей \ убедительность аргументов | 1 |
- творческий хаpaктер выступления | 1 |
- участие члeнов группы | 1 |
Всего | 5 баллов |
До выступления групп напомнить, что мини – презентация учащихся строится по предложенному выше плану.
III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. Предложить сформулировать выводы по беседе в форме правил. Иллюстрацией для беседы о понятиях станут популярные до 1917 г. в среде российских интеллигентов стихи Б.Н.Алмaзoва:
По причинам органическим мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские, нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие юридических начал…
Вопросы к учащимся:
- Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах? Почему?
- Иногда, участвуя в разговоре на юридическую тему, вы можете услышать такой вопрос: “Чем отличается человек, хорошо знающий законы, от того, кто законов либо вообще не знает, либо знает, но плохо?” Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Немало преступников прилично знают уголовное право и даже ту часть Конституции, где говорится о правах человека. Однако это не мешает им совершать преступления. В чем тут дело?
- В какой мере обсуждаемые вопросы относятся лично к вам, несовершеннолетним гражданам нашего общества?
Ожидаемый результат.
Окончательно формулируется на доске и в тетрадях учащихся
1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить.
2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека.
3. Каждое право порождает определенную обязанность.
4. Каждый имеет столько прав, сколько оно может и хочет иметь.
5.* это правило, скорее всего, добавит сам учитель: Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если вы пришли к чиновнику, то оставьте ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что вы у чиновника не были.
IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения”
- Твои права
- Если твои права нарушены
- Твои обязанности как российского гражданина
- Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
- Организации по защите твоих прав
V этап: Рефлексия.
Как вы думаете, почему эти слова стали эпиграфом урока?
На ваш взгляд, что означает “дорасти до свободы”?
Какую другую фразу (цитату) из прозвучавших на уроке вы хотели бы использовать в качестве эпиграфа к сегодняшней теме? Почему?
Домашнее задание.
Написать заметку в газету “Подросток и правоотношения” Самостоятельно поставить знак препинания после заголовка, и написать заметку в соответствующем ключе.
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
28 03 2024 4:57:44
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
27 03 2024 19:27:52
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
26 03 2024 19:48:30
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
25 03 2024 2:44:50
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
24 03 2024 6:40:39
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
23 03 2024 9:45:50
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
22 03 2024 0:19:36
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
21 03 2024 20:32:16
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
20 03 2024 5:36:37
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
19 03 2024 4:46:40
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...
18 03 2024 14:19:41
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
17 03 2024 6:33:49
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
16 03 2024 20:12:51
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
15 03 2024 16:26:23
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
14 03 2024 18:39:50
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
13 03 2024 20:41:14
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
12 03 2024 6:51:28
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
11 03 2024 6:58:30
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
10 03 2024 6:53:50
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
08 03 2024 18:30:12
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
07 03 2024 10:33:14
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
06 03 2024 20:10:11
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
05 03 2024 13:36:47
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
04 03 2024 13:19:45
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
03 03 2024 9:11:36
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
02 03 2024 14:12:59
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
01 03 2024 7:24:42
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
29 02 2024 23:42:21
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
28 02 2024 21:19:43
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
27 02 2024 23:23:33
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
26 02 2024 0:16:51
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
25 02 2024 8:59:18
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
24 02 2024 19:13:51
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
23 02 2024 17:58:49
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
22 02 2024 2:33:36
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
21 02 2024 9:23:26
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
20 02 2024 4:21:16
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
19 02 2024 21:27:24
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
18 02 2024 11:10:52
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
17 02 2024 8:48:53
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
16 02 2024 12:45:16
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
15 02 2024 3:57:17
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
14 02 2024 0:26:14
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
13 02 2024 3:40:56
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
12 02 2024 2:43:16
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
11 02 2024 9:51:29
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
10 02 2024 5:16:44
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
09 02 2024 7:10:59
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
08 02 2024 9:56:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::