Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"
Опять поминальный приблизился час,
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
/А. Ахматова/
Цели занятия:
Воспитательные:
Формировать у подростков патриотическое сознание, социальную активность и гражданскую позиции; воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; развивать доброжелательность, чувство справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитывать ответственность за свои поступки.
Развивающие:
Совершенствовать умения и навыки ведения дискуссии; грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами; анализировать исторические документы
Образовательные:
Рассмотреть статистику арестов по политическим делам в 30 – 50-е годы; познакомить учащихся с трагическими судьбами политических заключённых, на примере Н.И.Спиридонова и В.Шаламова, отбывавших наказание в лагерях на Колыме; рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономики, культуры “Дальстроя” в 30-50-е года; углубить знания учащихся по данной теме в курсе Отечественной истории.
Оборудование:
- Копии архивных документов (приказы по зырянскому отделению “Дальстроя” за 1942, 1943, 1953, 1956 гг.)
- Реквизиты для мини-спектакля;
- Экспозиции по разделам: “История ссылки и кат opги России”, “Политические репрессии в СССР”, “Путь через ГУЛаг”, “Бутовский полигон”
- Выставка художественной и документальной литературы по теме: В. Шаламова “Колымские рассказы”, А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”; А. Рыбакова “Дети Арбата”; В. Высоцкого “Черная свеча”; М.Толмачева “Такая долгая полярная ночь”;
- Материалы о жизни и деятельности Н.И. Спиридонова (Теки Одулок)
Тип занятия:
обобщения и систематизации знаний. Интегрированное факультативное занятие с применением театральных воспитательных технологий.Межпредметные связи:
история + краеведение + литература + информатика.Методические рекомендации:
Материал данного занятия может быть использован для проведения классного часа, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Данная, тема вынесена на факультативный или элективный курс, если в календарно – тематическое планирование не включён региональный компонент. Также могут быть проведены интегрированные уроки: история, краеведение - география, история - информатика и т. Данный материал может быть использован для дидактической поддержки учителей истории, литературы, краеведения.Ход занятия
I часть.
1. (вводное слово учителя, устный журнал).
Учитель: На уроках истории мы изучаем далеко неоднозначный периода в истории Советского Союза – 30-50-ые годы - время господства репрессивной системы, время разгула “большого террора”. Сегодня нам предстоит, более подробно познакомимся с историей Колымского края, который стал “лагерной столицей”.
Предлагаем вашему вниманию устный журнал подготовленный учащимися 11 класса
1 ученик: К середине 20-х годов лагеря для заключенных раскинулись по всей стране, в особенности в её северных и необжитых районах. В 1930г. в связи с этим учреждается Главное управление лагерей (ГУЛаг). Но символом самых суровых лагерей к тому времени стала Колыма.
<Рисунок 1>
2 ученик: В 1928 г. здесь нашли богатейшие месторождения золота. Три года спустя приняли решение осваивать их силами заключенных. Во главе предприятия “Дальстрой” поставили видного чекиста Э. Берзиня. Первую группу заключенных (более 200 человек) направили на Колыму осенью 1931г. До места добралось около 50 человек – остальные погибли в тяжелом пути.
1 ученик: 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал сам Берзинь. На берегу в это время стояло около 17 строений…Однако вскоре работа закипела. На Колыму прибывали новые, уже многотысячные, партии заключенных. Через некоторое время на берегу выросла столица Колымы – Нагаево (Магадан).
2 ученик: В 1937 г. режим лагерей сделался более жёстким. Проводником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, сменивший арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных зимой увеличился с шести до десяти часов. В 1938 г. им запретили носить меховую одежду; разрешены были только ватники. Обувью заключенным часто служили лапти и даже автопокрышки, привязанные к ногам проволокой.
<Рисунок 2>
1 ученик:
На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 миллиона человек, из них погибло 950 тысяч человек. Умирали от истощения и связанных с ним болезней.
1 ученик:
Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали.
2 ученик:
С 1938 года начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.
Годы “большого террора” (1937-1938) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные его итоги: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. По данным Комиссии ЦК от 1962 года 19 миллионов арестованных, не менее 7 миллионов расстрелянных.
2 ученик:
Нужно сто Львов Толстых и тысячу Александров Солженицыных, чтобы описать весь ужас “большого террора” 30-х годов.
Чтец:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними “каторжные норы”
И cмepтельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
/А.Ахматова “Посвящение”/
2. Доклад учащегося
Учитель: С чего начались политические репрессии в новом государстве советов, какие слои населения они затронули, как отразились на жизни всего народа? На эти вопросы вы сможете ответить, прослушав доклад “Шаги политических репрессий в СССР”.
Приложение 1.
<Рисунок 3, 4, 5>
3. Работа с документами: Учащиеся, по группам, работают с отрывком из письма академика Павлова И.П. “Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве” и копиями приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”
Учитель: Потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне были огромны. При общем населении в 195 млн. человек страна потеряла, по официальным — явно заниженным — данным, 27 млн., из них только 8,7 млн. погибли на фронте (альтернативные оценки вдвое больше), остальные — гражданские жертвы войны или участники партизанских действий.
<Рисунок 6, 7>
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы для работы с документами. Первая анализирует копии приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”, вторая – отрывок из письма академика И.П. Павлова и отвечаете на предложенные вопросы.
Задание 1.
Какими методами лагерная администрация воздействовала на повышение производительности и дисциплины заключенных? (За выполнение повышенной нормы выдавали повышенную продуктовую пайку; за нарушение трудовой дисциплины (опоздание на работу) документы передавались на рассмотрение в суд, для продления срока)Приказ № 2
По Зырянскому Угольному району ДСУ от 2-го января 1942г.
1. За несвоевременный обмер остатков угля на отвалах, чем вызвана задержка представленных сведений в Дальстройуголь и за нетактичное поведение маркшейдеру р-на т.Маханенко С.М. объявить выговор и предупредить, что в случае повторения подобных случаев будут переданы в суд.
Начальник “Зырянугля” /Жигунков/
Приказ № 31
По Зырянскому Угольному району ДСУ от 7-го февраля 1942г.
1. За добросовестную работу по погрузке автомашин и сокращение времени на погрузку против заданных норм на 100% и более процентов з/к работающих в ПРЧ:
1. Фогереву Н.В. выполнившему норму в III декаде | на 251 % |
2. Пивоварову П.А. | на 208 % |
3. Никулину Г.В. | на 206% |
4. Бычкову А.Н. | на 203 % |
5. Пушкареву Н.В. | на 205 % |
6. Пушкову И.М. | на 200% |
7. Рябоконь Г.Г. | на 200% |
8. Корякову Я.П. | на 200% |
9. Киш В.И. | на 203 % |
10. Фургачеву М.Д. | на 211% |
11. Колупах К.Н. | на 201,5% |
12. Cyчков В.С. | на 202,8% |
13. Веприцкому А.Д. | на 205% |
14. Лукашкину С.С | на 220% |
объявляю благодарность с занесением в личное дело, с установлением категории питания с 6.02.-42г. и первой “подземной”, и выдачей продуктов наравне с двухсотниками.
2. Все заключенные, работающие на погрузке угля, должны понимать, что в момент интенсивных углеперевозок каждый их них должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить ни одной минуты простоя автомашин, достигнуть тех показателей, которые достигли вышепечисленные лагерники. Основание: рапорт замполита т.Саенко.
Начальник “Зырянлага”
Задание 2.
Как вы считаете, написать такое обращение к Сталину мог человек отчаявшийся, потерявший веру или смелый, болеющий за свое Отечество гражданин?
Из письма академика И.П. Павлова в СНК СССР. 21 декабря 1934 г.
Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой, произвело бы на настоящих людей. Она едва ли бы значительно смягчилась, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесными, как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами – заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас называется республикой. Пусть, может быть это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему от зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к cмepти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства.
Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве. Л.,1989. С.94 , 95
4. Дискуссия-анализ документов.
5. Выступление приглашенного гостя.
Учитель: “Колымская трагедия” - так мы назвали наше занятие. Почему ответить не трудно. Жестокая репрессивная машина не щадила никого. Мы – россияне с Верхней Колымы гордимся нашим земляком, сыном юкагирского народа Николаем Ивановичем Спиридоновым. А ведь как трагична его судьба. Он, выдающийся человек, был репрессирован, расстрелян и поcмepтно реабилитирован. О его судьбе нам расскажет дальняя родственница Н.И.Спиридонова, носительница юкагирского языка Любовь Николаевна Демина.
Приложение 2.
<Рисунок 8, 9, 10>
6. Доклад учащегося.
Учитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлены книги и рефераты, рассказывающие о ГУЛаге. Я хочу остановиться на одной из них – “Колымских рассказах” Варлама Шаламова. Это поэт и писатель, его “Колымские рассказы” стали предтечей “Архипелага ГУЛАГ”. Он тоже пострадал в ходе репрессий, но остался жив.
Приложение 3.
Учитель читает стихотворение Андрея Облога “Воскрешение лиственницы”
Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бесcмepтья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…
Учитель:
Как вы думаете, почему образованные, думающие люди оказывались в застенках ГУЛага?
II часть.
(мини-спектакль по мотивам произведений В. Шаломова, А. Солженицына)
На сцене “заключенные” сидят на нарах, на табуретках у стола. Поют песню “Будь проклята ты Колыма”
Я помню тот Ванинский порт
И крик парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.От качки стонали зека,
Обнявшись, как родные братья.
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.Над морем сгущался туман,
Ревела пучина морская.
Лежал впереди Магадан –
Столица Колымского края.Пятьсот километров - тайга!
Качаются люди, как тени,
Машины не едут сюда,
Бредут, спотыкаясь, олени…Прощайте, и мать, и жена,
И вы, малолетние дети.
Знать горькую чашу до дна
Придётся мне выпить на свете.Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Черной Планетой.
Сойдёшь по неволе с ума –
Оттуда возврата уж нету.
Диалог заключенных:
1-й: Как же мы живем? Как же мы живем? (плачет)
2-й: Да, жизнь арестанта – сплошная цепь унижение с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна.
3-й: Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды.
4-й: Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное.
2-й: Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить.
(входят врач и медсестра)
Врач: здравствуйте, зовут меня Андрей Михайлович. Андреев, на весы.
Сколько?
Медсестра: серок восемь.
Врач: при росте 180 сантиметров, его нормальный вес – восемьдесят кг.
Медсестра: Господи, вес костей – 42% общего веса - 32 кг. Это в нем осталось 16 кг., пуд всего: кожи, мяса, внутренностей и мозга.
Врач: температура?
Медсестра: 34 и 3
Врач: В шестую его, поближе к печке.
Медсестра: (берет у заключенного гимнастерку, выворачивает её наизнанку) Есть, Андрей Михайлович. Что же ты так обовшивел, а?
Врач: Разве они виноваты.
2-й: Конечно, мы не теряли надежды, что будет о нас рассказано: ведь рано или поздно рассказывается вся правда обо всем, что было в истории. Но рисовалось, что это придет очень не скоро – после cмepти большинства из нас. Сколько моих предшественников не дописало, не дохранило, не доползло, не докарабкалось!....
III часть.
(рефлексия, подведение итогов)
1. Обобщение пройденного материала.
Учитель: “Теоретическим оправданием массовых
репрессий в 30-е годы стала сталинская концепция
обострения классовой борьбы в стране по мере ее
продвижения к социализму и необходимость в
короткие сроки и при наименьших затратах
провести индустриализацию страны и освоить
отдаленные и труднодоступные районы.
Выдвинутый в это время лозунг: “Советская власть
не карает, а исправляет!” стал кратким
выражением идеи “перековки” сознания
заключенного в лагерь преступника. Люди жили в
обстановке нарастающего и хорошо
организованного массового психоза, всеобщей
подозрительности. На собраниях, в газетах и по
радио непрерывно велась бешеная травля “врагов
народа”. “Колымская трагедия” - это страшное, к
сожалению не единичное, явление в истории нашей
Родины унесшее тысячи, миллионы ни в чем не
повинных людей.
2. Вручение буклетов /Приложение 4/.
Ребята, я вручаю вам буклеты “Колымская трагедия” Послушайте слова немецкого философа Карла Ясперса “Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить её…”. Подумайте над ними и запишите свои мысли, впечатления, пожелания, как нашей Родине, россиянам и человечеству в целом, научиться, не повторять таких трагедий.Чтец:
Всем,
Кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
(минута молчания в честь жертв политических репрессий)
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
28 03 2024 7:33:46
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
27 03 2024 12:25:41
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
26 03 2024 18:11:14
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
25 03 2024 0:18:51
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
24 03 2024 11:12:52
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
23 03 2024 5:46:52
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
22 03 2024 14:54:22
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
21 03 2024 7:32:55
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...
20 03 2024 21:48:27
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
19 03 2024 15:37:39
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
18 03 2024 12:30:12
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
17 03 2024 15:49:21
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
16 03 2024 16:36:33
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...
15 03 2024 1:45:47
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
14 03 2024 9:18:30
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
13 03 2024 20:58:49
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
12 03 2024 22:28:58
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
11 03 2024 14:12:44
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
10 03 2024 3:12:47
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
09 03 2024 0:28:42
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
08 03 2024 9:53:58
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
07 03 2024 5:48:22
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
06 03 2024 1:25:48
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
05 03 2024 12:31:46
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
04 03 2024 10:31:10
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
03 03 2024 17:22:34
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
02 03 2024 23:51:26
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
01 03 2024 23:43:32
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
29 02 2024 8:18:57
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
28 02 2024 21:11:49
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
27 02 2024 5:50:22
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
26 02 2024 8:14:16
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
25 02 2024 1:37:10
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
24 02 2024 16:40:50
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
23 02 2024 6:21:51
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
22 02 2024 18:13:49
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
21 02 2024 12:22:39
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
20 02 2024 0:59:32
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
19 02 2024 8:52:37
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
18 02 2024 22:49:36
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
17 02 2024 19:46:12
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
16 02 2024 14:46:22
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
15 02 2024 17:47:44
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
14 02 2024 0:39:13
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
13 02 2024 16:46:53
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
12 02 2024 17:42:48
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
11 02 2024 20:53:17
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
10 02 2024 2:12:53
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
09 02 2024 21:23:58
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
08 02 2024 19:15:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::