История для молодежи    

Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Опять поминальный приблизился час,
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

/А. Ахматова/

Цели занятия:

Воспитательные:

Формировать у подростков патриотическое сознание, социальную активность и гражданскую позиции; воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; развивать доброжелательность, чувство справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитывать ответственность за свои поступки.

Развивающие:

Совершенствовать умения и навыки ведения дискуссии; грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами; анализировать исторические документы

Образовательные:

Рассмотреть статистику арестов по политическим делам в 30 – 50-е годы; познакомить учащихся с трагическими судьбами политических заключённых, на примере Н.И.Спиридонова и В.Шаламова, отбывавших наказание в лагерях на Колыме; рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономики, культуры “Дальстроя” в 30-50-е года; углубить знания учащихся по данной теме в курсе Отечественной истории.

Оборудование:

- Копии архивных документов (приказы по зырянскому отделению “Дальстроя” за 1942, 1943, 1953, 1956 гг.)

- Реквизиты для мини-спектакля;

- Экспозиции по разделам: “История ссылки и каторги России”, “Политические репрессии в СССР”, “Путь через ГУЛаг”, “Бутовский полигон”

- Выставка художественной и документальной литературы по теме: В. Шаламова “Колымские рассказы”, А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”; А. Рыбакова “Дети Арбата”; В. Высоцкого “Черная свеча”; М.Толмачева “Такая долгая полярная ночь”;

- Материалы о жизни и деятельности Н.И. Спиридонова (Теки Одулок)

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний. Интегрированное факультативное занятие с применением театральных воспитательных технологий.

Межпредметные связи: история + краеведение + литература + информатика.

Методические рекомендации: Материал данного занятия может быть использован для проведения классного часа, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Данная, тема вынесена на факультативный или элективный курс, если в календарно – тематическое планирование не включён региональный компонент. Также могут быть проведены интегрированные уроки: история, краеведение - география, история - информатика и т. Данный материал может быть использован для дидактической поддержки учителей истории, литературы, краеведения.

Ход занятия

I часть.

1. (вводное слово учителя, устный журнал).

Учитель: На уроках истории мы изучаем далеко неоднозначный периода в истории Советского Союза – 30-50-ые годы - время господства репрессивной системы, время разгула “большого террора”. Сегодня нам предстоит, более подробно познакомимся с историей Колымского края, который стал “лагерной столицей”.

Предлагаем вашему вниманию устный журнал подготовленный учащимися 11 класса

1 ученик: К середине 20-х годов лагеря для заключенных раскинулись по всей стране, в особенности в её северных и необжитых районах. В 1930г. в связи с этим учреждается Главное управление лагерей (ГУЛаг). Но символом самых суровых лагерей к тому времени стала Колыма.

<Рисунок 1>

2 ученик: В 1928 г. здесь нашли богатейшие месторождения золота. Три года спустя приняли решение осваивать их силами заключенных. Во главе предприятия “Дальстрой” поставили видного чекиста Э. Берзиня. Первую группу заключенных (более 200 человек) направили на Колыму осенью 1931г. До места добралось около 50 человек – остальные погибли в тяжелом пути.

1 ученик: 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал сам Берзинь. На берегу в это время стояло около 17 строений…Однако вскоре работа закипела. На Колыму прибывали новые, уже многотысячные, партии заключенных. Через некоторое время на берегу выросла столица Колымы – Нагаево (Магадан).

2 ученик: В 1937 г. режим лагерей сделался более жёстким. Проводником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, сменивший арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных зимой увеличился с шести до десяти часов. В 1938 г. им запретили носить меховую одежду; разрешены были только ватники. Обувью заключенным часто служили лапти и даже автопокрышки, привязанные к ногам проволокой.

<Рисунок 2>

1 ученик:

На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 миллиона человек, из них погибло 950 тысяч человек. Умирали от истощения и связанных с ним болезней.

1 ученик:

Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали.

2 ученик:

С 1938 года начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.

Годы “большого террора” (1937-1938) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные его итоги: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. По данным Комиссии ЦК от 1962 года 19 миллионов арестованных, не менее 7 миллионов расстрелянных.

2 ученик:

Нужно сто Львов Толстых и тысячу Александров Солженицыных, чтобы описать весь ужас “большого террора” 30-х годов.

Чтец:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними “каторжные норы”
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

/А.Ахматова “Посвящение”/

2. Доклад учащегося

Учитель: С чего начались политические репрессии в новом государстве советов, какие слои населения они затронули, как отразились на жизни всего народа? На эти вопросы вы сможете ответить, прослушав доклад “Шаги политических репрессий в СССР”.

Приложение 1.

<Рисунок 3, 4, 5>

3. Работа с документами: Учащиеся, по группам, работают с отрывком из письма академика Павлова И.П. “Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве” и копиями приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”

Учитель: Потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне были огромны. При общем населении в 195 млн. человек страна потеряла, по официальным — явно заниженным — данным, 27 млн., из них только 8,7 млн. погибли на фронте (альтернативные оценки вдвое больше), остальные — гражданские жертвы войны или участники партизанских действий.

img6.jpg (118020 bytes)

<Рисунок 6, 7>

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы для работы с документами. Первая анализирует копии приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”, вторая – отрывок из письма академика И.П. Павлова и отвечаете на предложенные вопросы.

Задание 1.

Какими методами лагерная администрация воздействовала на повышение производительности и дисциплины заключенных? (За выполнение повышенной нормы выдавали повышенную продуктовую пайку; за нарушение трудовой дисциплины (опоздание на работу) документы передавались на рассмотрение в суд, для продления срока)

Приказ № 2

По Зырянскому Угольному району ДСУ от 2-го января 1942г.

1. За несвоевременный обмер остатков угля на отвалах, чем вызвана задержка представленных сведений в Дальстройуголь и за нетактичное поведение маркшейдеру р-на т.Маханенко С.М. объявить выговор и предупредить, что в случае повторения подобных случаев будут переданы в суд.

Начальник “Зырянугля” /Жигунков/

Приказ № 31

По Зырянскому Угольному району ДСУ от 7-го февраля 1942г.

1. За добросовестную работу по погрузке автомашин и сокращение времени на погрузку против заданных норм на 100% и более процентов з/к работающих в ПРЧ:

1. Фогереву Н.В. выполнившему норму в III декаде на 251 %
2. Пивоварову П.А. на 208 %
3. Никулину Г.В. на 206%
4. Бычкову А.Н. на 203 %
5. Пушкареву Н.В. на 205 %
6. Пушкову И.М. на 200%
7. Рябоконь Г.Г. на 200%
8. Корякову Я.П. на 200%
9. Киш В.И. на 203 %
10. Фургачеву М.Д. на 211%
11. Колупах К.Н. на 201,5%
12. Сучков В.С. на 202,8%
13. Веприцкому А.Д. на 205%
14. Лукашкину С.С на 220%

объявляю благодарность с занесением в личное дело, с установлением категории питания с 6.02.-42г. и первой “подземной”, и выдачей продуктов наравне с двухсотниками.

2. Все заключенные, работающие на погрузке угля, должны понимать, что в момент интенсивных углеперевозок каждый их них должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить ни одной минуты простоя автомашин, достигнуть тех показателей, которые достигли вышепечисленные лагерники. Основание: рапорт замполита т.Саенко.

Начальник “Зырянлага”

Задание 2.

Как вы считаете, написать такое обращение к Сталину мог человек отчаявшийся, потерявший веру или смелый, болеющий за свое Отечество гражданин?

Из письма академика И.П. Павлова в СНК СССР. 21 декабря 1934 г.

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой, произвело бы на настоящих людей. Она едва ли бы значительно смягчилась, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесными, как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами – заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас называется республикой. Пусть, может быть это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему от зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства.

Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве. Л.,1989. С.94 , 95

4. Дискуссия-анализ документов.

5. Выступление приглашенного гостя.

Учитель: “Колымская трагедия” - так мы назвали наше занятие. Почему ответить не трудно. Жестокая репрессивная машина не щадила никого. Мы – россияне с Верхней Колымы гордимся нашим земляком, сыном юкагирского народа Николаем Ивановичем Спиридоновым. А ведь как трагична его судьба. Он, выдающийся человек, был репрессирован, расстрелян и посмертно реабилитирован. О его судьбе нам расскажет дальняя родственница Н.И.Спиридонова, носительница юкагирского языка Любовь Николаевна Демина.

Приложение 2.

<Рисунок 8, 9, 10>

6. Доклад учащегося.

Учитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлены книги и рефераты, рассказывающие о ГУЛаге. Я хочу остановиться на одной из них – “Колымских рассказах” Варлама Шаламова. Это поэт и писатель, его “Колымские рассказы” стали предтечей “Архипелага ГУЛАГ”. Он тоже пострадал в ходе репрессий, но остался жив.

Приложение 3.

Учитель читает стихотворение Андрея Облога “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

Учитель:

Как вы думаете, почему образованные, думающие люди оказывались в застенках ГУЛага?

II часть.

(мини-спектакль по мотивам произведений В. Шаломова, А. Солженицына)

На сцене “заключенные” сидят на нарах, на табуретках у стола. Поют песню “Будь проклята ты Колыма”

Я помню тот Ванинский порт
И крик парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.

От качки стонали зека,
Обнявшись, как родные братья.
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.

Над морем сгущался туман,
Ревела пучина морская.
Лежал впереди Магадан –
Столица Колымского края.

Пятьсот километров - тайга!
Качаются люди, как тени,
Машины не едут сюда,
Бредут, спотыкаясь, олени…

Прощайте, и мать, и жена,
И вы, малолетние дети.
Знать горькую чашу до дна
Придётся мне выпить на свете.

Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Черной Планетой.
Сойдёшь по неволе с ума –
Оттуда возврата уж нету.

Диалог заключенных:

1-й: Как же мы живем? Как же мы живем? (плачет)

2-й: Да, жизнь арестанта – сплошная цепь унижение с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна.

3-й: Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды.

4-й: Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное.

2-й: Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить.

(входят врач и медсестра)

Врач: здравствуйте, зовут меня Андрей Михайлович. Андреев, на весы.

Сколько?

Медсестра: серок восемь.

Врач: при росте 180 сантиметров, его нормальный вес – восемьдесят кг.

Медсестра: Господи, вес костей – 42% общего веса - 32 кг. Это в нем осталось 16 кг., пуд всего: кожи, мяса, внутренностей и мозга.

Врач: температура?

Медсестра: 34 и 3

Врач: В шестую его, поближе к печке.

Медсестра: (берет у заключенного гимнастерку, выворачивает её наизнанку) Есть, Андрей Михайлович. Что же ты так обовшивел, а?

Врач: Разве они виноваты.

2-й: Конечно, мы не теряли надежды, что будет о нас рассказано: ведь рано или поздно рассказывается вся правда обо всем, что было в истории. Но рисовалось, что это придет очень не скоро – после смерти большинства из нас. Сколько моих предшественников не дописало, не дохранило, не доползло, не докарабкалось!....

III часть.

(рефлексия, подведение итогов)

1. Обобщение пройденного материала.

Учитель: “Теоретическим оправданием массовых репрессий в 30-е годы стала сталинская концепция обострения классовой борьбы в стране по мере ее продвижения к социализму и необходимость в короткие сроки и при наименьших затратах провести индустриализацию страны и освоить отдаленные и труднодоступные районы.
Выдвинутый в это время лозунг: “Советская власть не карает, а исправляет!” стал кратким выражением идеи “перековки” сознания заключенного в лагерь преступника. Люди жили в обстановке нарастающего и хорошо организованного массового психоза, всеобщей подозрительности. На собраниях, в газетах и по радио непрерывно велась бешеная травля “врагов народа”. “Колымская трагедия” - это страшное, к сожалению не единичное, явление в истории нашей Родины унесшее тысячи, миллионы ни в чем не повинных людей.

2. Вручение буклетов /Приложение 4/. Ребята, я вручаю вам буклеты “Колымская трагедия” Послушайте слова немецкого философа Карла Ясперса “Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить её…”. Подумайте над ними и запишите свои мысли, впечатления, пожелания, как нашей Родине, россиянам и человечеству в целом, научиться, не повторять таких трагедий.

Чтец:

Всем,
Кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

(минута молчания в честь жертв политических репрессий)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

26 05 2020 17:42:19

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н. С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

25 05 2020 7:25:15

Классный час "Эхо войны в Заполярье"

Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....

24 05 2020 4:35:52

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

23 05 2020 23:43:48

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

Предмет « Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на практике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы « Собственность», « Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

22 05 2020 9:42:49

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

21 05 2020 1:43:42

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

20 05 2020 18:28:48

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и практическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме " Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

19 05 2020 17:24:27

Тема урока: "Восточные славяне"

Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из « Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского характера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

18 05 2020 4:52:29

Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

Урок проводится в 10-м классе по разделу « Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод « Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....

17 05 2020 1:46:40

Реформы П.А. Столыпина

Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П. А. Столыпина....

16 05 2020 19:40:19

Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....

15 05 2020 15:13:37

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

Цель урока: обсудить вопрос важности морального выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

14 05 2020 2:23:22

Тема урока: "Тоталитарные режимы 30-х гг. в Европе: сущность, типология, происхождение". 11-й класс

Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...

13 05 2020 0:32:15

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Урок-аукцион по теме « Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

12 05 2020 4:32:42

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

11 05 2020 7:28:50

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять характеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

10 05 2020 6:18:12

Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....

09 05 2020 16:40:59

"Русская культура Серебряного века"

Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...

08 05 2020 14:12:12

Государственные символы России – герб, флаг, гимн

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....

07 05 2020 7:42:46

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две команды. Каждой команде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

06 05 2020 21:19:46

Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....

05 05 2020 9:17:25

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

04 05 2020 6:51:13

Создание Красной Армии

Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче– Крестьянская Красная Армия ( Р К К А), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....

03 05 2020 20:43:48

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

02 05 2020 13:43:52

Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)

Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....

01 05 2020 19:47:29

"Мой дом – моя родина"

Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

30 04 2020 15:40:36

Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"

Представлен урок-исследование по теме " Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, характеризующих деятельность тайных обществ декабристов....

29 04 2020 5:16:14

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

28 04 2020 20:21:48

Открытый урок истории по теме «Древний Египет». 6-й класс

Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....

27 04 2020 7:21:52

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

26 04 2020 21:40:31

Образование славянских государств

Урок в 6-м классе по теме " Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

25 04 2020 0:49:47

Сталин – отец народа или правитель-тиран? 11-й класс

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....

24 04 2020 11:41:51

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...

23 04 2020 7:52:34

Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания

Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом практического опыта автора....

22 04 2020 16:13:53

Из области работы в области краеведения

Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....

21 04 2020 19:21:32

История и культура народа в форме этнокультурной игры для 9–11-х классов "Татары. Татарстан"

Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...

20 04 2020 2:18:30

Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"

В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...

19 04 2020 0:31:32

Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы " Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике....

18 04 2020 13:38:28

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

17 04 2020 19:14:33

Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс

Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....

16 04 2020 18:28:48

"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...

15 04 2020 21:22:33

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста " Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, " Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

14 04 2020 14:35:58

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

13 04 2020 20:36:34

Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....

12 04 2020 18:56:19

План урока по истории России в 10-м классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе практической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...

11 04 2020 8:59:21

Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс

Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....

10 04 2020 6:49:49

Урок-викторина на тему "Государственная символика"

К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

09 04 2020 16:49:58

Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"

Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме " Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...

08 04 2020 1:34:45

Крестовые походы (6-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

07 04 2020 21:27:45

Тест по теме "Гражданская война в России". 9-й класс

Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы " Гражданская война в России" в 9-м классе....

06 04 2020 11:22:32

Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Урок является завершающим при изучении темы « Гражданское право» в курсе " Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику « Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...

05 04 2020 0:49:27

Традиции и быт Кубанского казачества

Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

04 04 2020 13:46:57

Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы»

Основной метод реализации цели события - сочетание практической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....

03 04 2020 7:40:15

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"

В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из практики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...

02 04 2020 14:45:35

Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)

Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А. Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А. Д. Сахарову....

01 04 2020 0:46:34

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

31 03 2020 16:19:51

Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"

Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...

30 03 2020 13:46:50

Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

29 03 2020 9:52:42

Демократические преобразования в РФ

Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...

28 03 2020 13:21:51

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....

27 03 2020 6:21:19

Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....

26 03 2020 16:44:57

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

25 03 2020 7:18:14

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

24 03 2020 11:10:13

История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс

Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....

23 03 2020 8:43:35

Информационные технологии на уроках истории

Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале Х Х веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

22 03 2020 21:40:22

Анализ урока по теме «Накануне отмены крепостного права». История России. 8-й класс

Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....

21 03 2020 21:59:40

Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М. Лермонтова, М. Цветаеву и Л. Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе " Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама " Бородинская битва". Мультимедийный проект " Герои 1812 года". ...

20 03 2020 12:16:36

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

19 03 2020 23:12:25

Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"

На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...

18 03 2020 21:23:42

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

17 03 2020 13:53:34

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в практике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

16 03 2020 6:34:45

Современные подходы в обучении и воспитании

Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

15 03 2020 7:18:14

От Удельной Руси к Единой России

Урок проводится в форме игры " Звёздный час". В каждом классе создаётся по две команды игроков (по 6 человек каждая) и по две команды "родителей"(команды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

14 03 2020 17:27:42

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

13 03 2020 15:44:12

Презентация к уроку и внеклассному мероприятию

Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....

12 03 2020 5:57:57

Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; практическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....

11 03 2020 3:14:26

Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"

На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...

10 03 2020 10:49:43

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

09 03 2020 14:24:14

История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов

Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....

08 03 2020 14:41:39

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

07 03 2020 22:40:44

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

06 03 2020 4:21:18

Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"

Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике командами-участницами. Материалы раздаются командам-участницам и высвечиваются на интерактивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего характера....

05 03 2020 3:16:41

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме " Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе " Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

04 03 2020 1:51:24

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

03 03 2020 16:31:57

Монетизация льгот

Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

02 03 2020 20:10:18

О, незабвенное столетие!

Тема " Эпоха просвещения" изучается в курсе " Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: " Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта " Модный брак" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....

01 03 2020 23:43:48

"Египет – дар Нила". Материалы для учителя

Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...

29 02 2020 22:55:39

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

28 02 2020 18:35:36

Коренной перелом в Великой Отечественной войне – урок с использованием ИКТ

Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....

27 02 2020 23:21:35

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме « Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

26 02 2020 7:27:32

Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

В данной статье содержится разработка урока по теме " С С С Р от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интерактивные и мультимедийные технологии....

25 02 2020 14:18:38

Исторические выставочные экспозиции в школе

Статья посвящена научно-практической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-практические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....

24 02 2020 13:27:51

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

Рассмотрены причины, характер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

23 02 2020 8:28:17

Начало монголо-татарского вторжения

Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

22 02 2020 6:18:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

21 02 2020 18:53:27

Урок обществознания. Тема: "Самосознание и развитие личности". 10-й класс

Урок завершает изучение темы " Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....

20 02 2020 16:45:48

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

19 02 2020 19:46:46

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

18 02 2020 18:29:50

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Учебное занятие проводится в форме командной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три команды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...

17 02 2020 15:47:16

Гражданское общество

Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....

16 02 2020 21:31:33

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

15 02 2020 6:44:12

Урок-викторина "Я – гражданин России"

Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы Р Ф. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках « Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока « Политический статус личности». ...

14 02 2020 7:34:59

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

13 02 2020 2:15:26

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе " Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы " От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

12 02 2020 10:30:46

"Финикия". 5-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....

11 02 2020 15:10:51

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника " История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

10 02 2020 8:19:27

Рабочая программа по истории Отечества МС(К)ОУ "С(К)ОШ VIII вида"

Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....

09 02 2020 15:29:34

Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"

Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...

08 02 2020 13:57:18

Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс

Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....

07 02 2020 18:41:19

Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"

Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...

06 02 2020 17:33:36

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и практическую деятельность....

05 02 2020 14:34:19

Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-практикум в 11-м классе

Урок-практикум, повторительно-обобщающий по теме " В О В". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области " Обществознание"....

04 02 2020 17:56:52

Интегрированный урок (информатика + история) "Права человека: и жизнь, и слезы, и любовь"

Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе практической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...

03 02 2020 1:42:23

Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»

Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....

02 02 2020 12:37:26

Развитие образования в России в XIX – XX вв.

Урок с использованием экспонатов музея « История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема « Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме практического занятия....

01 02 2020 0:15:37

Особенности дохристианского язычества восточных славян

Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной характер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....

31 01 2020 4:52:29

Игра как форма повторительно-обобщающего урока

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется « Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....

30 01 2020 12:57:45

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

29 01 2020 21:57:51

Южное направление внешней политики России во второй половине XVIII века

Урок разработан для 7-го класса по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной " История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....

28 01 2020 1:33:28

Открытый урок по теме "Развитие парламентаризма в России"

Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....

27 01 2020 18:39:54

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...

26 01 2020 11:19:13

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

25 01 2020 16:43:26

Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"

Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

24 01 2020 10:56:58

Восстание декабристов в судьбе русских женщин

В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

23 01 2020 12:13:30

Профсоюзное движение. История возникновения

Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

22 01 2020 1:47:51

Историко-краеведческая игра "Вятичи и Орловский край"

C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....

21 01 2020 16:52:18

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

20 01 2020 7:59:50

Память поколений. Сталинградская битва

Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы " Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий " Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...

19 01 2020 10:21:24

В гости к мастеру

На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

18 01 2020 12:34:11

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс " Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

17 01 2020 4:47:52

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

16 01 2020 23:24:52

Урок истории в 9-м классе

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

15 01 2020 20:42:48

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

14 01 2020 9:33:52

Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему "Арабский халифат"

Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....

13 01 2020 14:53:57

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

12 01 2020 17:32:37

Война за Россию. 11-й класс

Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....

11 01 2020 10:15:26

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

10 01 2020 13:13:23

Урок истории в 5-м классе по теме "Начало истории Древней Греции"

Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие " История - 5-й класс". Просвещение - М Е Д И А. 2004....

09 01 2020 13:37:25

Буржуазные революции XVII–XVIII вв.

Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры " Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....

08 01 2020 9:56:59

Гражданское общество

Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...

07 01 2020 22:38:32

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Поклонимся великим тем годам"

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой « Поклонимся великим тем годам»....

06 01 2020 14:58:27

Искусство Древнего Египта. 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....

05 01 2020 21:44:39

Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии"

Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....

04 01 2020 15:59:46

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

03 01 2020 1:48:29

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - " Илиадой" и " Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

02 01 2020 12:53:39

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

На уроке характеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

01 01 2020 7:27:42

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

31 12 2019 17:17:19

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

30 12 2019 5:55:34

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

29 12 2019 21:57:19

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.