Урок истории "Древний мир: менталитет воина"
Цели и задачи:
- Раскрыть значение новых исторических понятий
- Развить умение анализировать материал, логически мыслить, обобщать знания, факты; отвечать на проблемные вопросы, критически оценивать получаемую информацию.
- Воспитать чувство уважения к истории, показать нравственные качества воина, стремление к духовному идеалу.
Тип урока: урок-объяснение нового материала с элементами эвристической беседы.
Основные этапы:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Обобщение изученного материала
- Закрепление пройденного на уроке
- Домашнее задание
Время урока: 40 мин
Ход урока
Учитель начинает урок с небольшого четверостишия о войне, например:
Грянул выстрел в тишине,
Сбил воронью стаю.
На войне как на войне, -
Иногда стреляют…
Эти же строки могут прозвучать в исполнении автора А.Розенбаума под музыку; можно прочесть любые стихи о войне, используя в качестве музыкального сопровождения классические музыкальные сборники. После прочтения задаются вопросы: о чем стихи; известны ли детям какие-нибудь войны; воюют ли сейчас? Вывод: история человечества – это история бесконечных войн, и профессия воина – одна из древнейших. Объявляется тема, дети записывают ее в тетради. Учитель определяет перспективу урока: мы узнаем, кто мог стать воином; каким был воинский идеал; какие правила соблюдали воины, за что сражались; поговорим о том, какими воинами были греки, римляне, индейцы. Мы попытаемся ответить на вопросы: бывают ли справедливые войны, так ли это интересно – воевать. Что нужно сделать для того, чтобы избежать военных конфликтов, возможен ли мир без войны. Наконец, мы попытаемся сделать историю чуть ближе, понятнее, представить живых людей, сражавшихся когда-то на поле боя. Учитель обращает внимание детей на рабочие листы, лежащие перед ними на столах. Работает класс тремя группами (рядами). В течение всего урока капитаны, выбранные заранее, выставляют баллы за работу (балл за каждый верный ответ). В конце урока листочки преподаватель собирает и выставляет оценки. Помимо этого, отметки ставятся за активную работу, дети сами оценят друг друга. При желании можно создать жюри для оценки работы групп в целом (это целесообразно, если урок открытый, в таком случае будут задействованы гости, не придется отвлекать учеников).
Итак, тема названа еще раз, и учитель задает вопрос: кто такой воин? Дети предлагают различные варианты, все ответы выслушиваются обязательно. Следующий вопрос: что же такое менталитет? Здесь уместно предложить для обсуждения любую ситуацию, смоделированную самим учителем, и сделать вывод: менталитет – мысли, поведение человека, то, как он думает и поступает. Определение заносится в словарик и на доску. Для лучшего восприятия используются цветные мелки. Следующий вопрос: всякий ли человек в древнем мире мог стать воином? Выслушиваются предположения детей, производятся записи на доску и в тетради. Воин – мужчина, не обремененный заботой о детях , позже – из богатой семьи (почему?), сильный (сообщение о Ликурге, Спарте, обсуждение). Спартанцы – сильнейшие воины среди греков, для них война – работа (с какого возраста, почему; работа с текстом учебника). Спартанцы захватили коренных жителей полуострова. Это – пример захватнической войны (дети объясняют). Когда на Грецию напали персы, Спарта направила отряд из 300 человек во главе с царем Леонидом. В Фермопильском ущелье произошла страшная битва (отрывок из фильма “Триста спартанцев”; 3 мин). О какой войне идет речь в этом случае? О справедливой, освободительной (объяснение детей). Сильна была любовь к Родине, греки победили; сильна была и греческая армия. Следует работа с текстом и иллюстрациями электронного учебника, объяснение понятий “гоплит”, “фаланга”, “триера”. Один из известнейших полководцев Древней Греции – Александр Македонский (работа с текстом, портрет на экране). “Я не краду победу по ночам!” - уже можно назвать качества лучшего, идеального воина (дети называют: сильный, отважный, благородный).
Не менее сильными были и римляне, строившие свой мир огнем и мечом. Римские легионеры (работа со словарем, текстом электронного учебника) были неутомимы, лимесы (словарь) устрашали соседей-варваров. Даже в мирное время римляне устраивали бои рабов-гладиаторов (словарь), и часто в руках зрителей оказывалась судьба человека (кадры из фильма “Гладиатор”; 1,5 мин). Следует оценка детьми такого обычая, обсуждение порядков “Pax Romana”. Дети называют самого известного полководца Юлия Цезаря (сообщение о нем, опережающее задание одного из учеников). Его именем называют правителей, некоторые его выражения стали крылатыми (какие?), а книгу “Записки о Галльской войне” люди читают до сих пор. “Veni, vidi, vici”, - сообщил об одной из своих побед Цезарь. Что означают эти три слова, если речь идет о действиях полководца? Проводится мозговой штурм: класс читает вопрос, записанный на доске, и старается за минуту выдать как можно больше версий перевода каждого из трех слов (учитель поясняет, что речь идет о конкретных действиях полководца, который прибыл на указанную территорию и справился с заданием покарать врага). Через минуту выслушиваются ВСЕ версии, и слова заносятся в схему на доске и в тетрадях. Полководец побеждал не только силой, но и умом (качества воина заносятся в схемы в тетради и на доске).
Да, греки и римляне прославились своими ратными подвигами, но до сих пор удивляет нас военное искусство американских индейцев (заполняется нужная часть схемы на доске, дети объясняют разницу между существительными “индеец” и “индиец”). Индейские мужчины (иллюстрация электронного учебника) готовились к войне с детства: в день рождения мальчику вкладывали оружие в руку, с трех лет начинались военные тренировки, в двенадцать – обряд посвящения в мужчины-воины. С этого времени подростки могли носить оружие (связь с современностью: почему мы не позволяем себе этого в собственной стране, насколько это опасно). На пирогах (словарь, иллюстрация) молодые воины часто захватывали соседние земли (какие это войны? Мнение детей). Перед боем наносилась специальная раскраска (предположения детей, почему?). Представим себе, что мы – индейцы, и нам нужно защитить себя от нападения.
Боевая раскраска. Учитель раздает группам вырезанных из плотного картона индейцев, краску, кисточки. Задание – нанести краску на лица (разные цвета, значение объясняет учитель; индейцы – один миролюбивый, с белой краской, два – беспощадные (полоски на лице , черный и синий цвета). Такое задание несет познавательный интерес и способствует эмоциональной разрядке на уроке. Дети могут говорить, переходить с места на место, собраться у одной- двух парт своего ряда. Результаты работы вывешиваются на магнитную доску. Уместно включение музыки, пока класс раскрашивает индейцев.
Сообщение информации возможно было не только с помощью цвета.
Задание “Секретное донесение”. Учитель раздает трем группам детей по три шнура (длина до 20 см, диаметр небольшой) и образцы узлов, которые вязали воины-индейцы, оставляя донесение. Учащимся предлагается сообщить с помощью такого веревочного языка кипу (словарь) количество погибших, попавших в плен, раненых (учитель работает вместе с детьми, так удобнее контролировать творческий процесс).
Проверка знаний
Теперь можно на основе полученных знаний составить синквейн (пятистрочие: первая строка – существительное; вторая – два прилагательных; третья – три глагола; четвертая – смысловая фраза, пятая – смысловое существительное). Лучше дать синквейны “Македонский”, “Легионер”, “Индеец”, работу распределить по рядам, внося элемент состязательности. Варианты детских работ:
Македонский
Бесстрашный, честолюбивый
Завоевывает, расширяет, властвует
“Я не краду победу по ночам!”
Завоеватель
Легионер
Выносливый, тренированный
Воюет, охраняет, выигрывает
Римские легионеры – сильнейшие воины Средиземноморья
Воин
Работы оцениваются, подводятся итоги. Хорошо, если в обсуждении участвует весь класс, группы ставят отметки друг другу. Учитель отмечает самых активных.
Можно включить музыку, звучавшую в начале урока, зачитать тот же отрывок по войне. Далее – заключительный текст учителя.
Мы назвали качества, которые ценились древними воинами (на доске и в тетрадях), самых знаменитых воинов (иллюстрации), разные виды вооружения (обзор по всему конспекту). Подведем итоги. Что страшного несут с собой войны? Можно ли обойтись без войны? Как избежать войны в современном мире? Какими качествами должны обладать лидеры современных держав (объяснение термина “толерантность”). Как можно назвать войну за освобождение Отечества? В словарь – термин “Отечественная война”, дети приводят примеры из истории России. Если не вспоминают ученики, преподаватель называет войну 1941–1945 гг. Ребята вспоминают о тех родственниках, которые прошли войну (Отечественную, Чеченскую). Домашнее задание – мини-сочинение (6-7 строк) на тему “Мир без войны”.
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
27 03 2024 1:17:46
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
26 03 2024 17:55:44
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
25 03 2024 6:21:51
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
24 03 2024 9:33:12
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
23 03 2024 1:49:31
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
22 03 2024 9:51:36
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
21 03 2024 3:38:10
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
20 03 2024 5:10:26
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
19 03 2024 22:34:31
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
18 03 2024 10:59:54
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
17 03 2024 6:28:54
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
16 03 2024 10:42:25
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
15 03 2024 6:18:58
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
14 03 2024 3:19:18
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
13 03 2024 19:49:10
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
12 03 2024 20:49:22
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
11 03 2024 8:24:34
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
10 03 2024 22:34:43
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
09 03 2024 8:40:34
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
08 03 2024 12:25:32
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
07 03 2024 5:34:18
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
06 03 2024 2:51:37
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
05 03 2024 11:55:15
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
04 03 2024 0:22:48
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
03 03 2024 17:29:20
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
02 03 2024 11:26:27
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
01 03 2024 5:51:20
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
29 02 2024 8:39:10
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
28 02 2024 10:20:41
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
27 02 2024 13:26:23
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
26 02 2024 20:38:50
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
25 02 2024 0:46:35
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
24 02 2024 8:44:25
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
23 02 2024 4:54:44
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
22 02 2024 21:37:48
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
21 02 2024 14:38:48
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
20 02 2024 10:40:14
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
19 02 2024 10:47:50
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
18 02 2024 12:47:43
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
17 02 2024 16:34:42
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
16 02 2024 22:21:11
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
15 02 2024 18:53:45
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
14 02 2024 8:43:43
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
13 02 2024 4:10:11
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
12 02 2024 14:20:57
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
11 02 2024 23:48:22
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
10 02 2024 2:53:49
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
09 02 2024 9:40:58
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
08 02 2024 17:46:55
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
07 02 2024 12:17:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::