Тема урока "Наш край в ХХ в."
Цели урока:
- Прививать учащихся интерес и любовь к малой Родине;
- Научить ценить трудовую доблесть сибиряков;
- Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, поиска материала на заданную тему.
Оборудование: “Город Братск”, рисунки учащихся, книги о Братске, карта города, стихи учащихся, видеофильм “Страницы истории”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вводное слово учителя. Видеофильм.
III.
“Из острога вырос крупный город.
Здесь, в Сибири, лучше Братска нет
Величаво смотрится и гордо
А ему всего немного лет”
Братск отметил 50 лет со дня присвоения ему статуса города. Рабочий поселок на берегу Ангары силою инженерной мысли и трудового подвига за полвека стал городом театров, университетов, просторных улиц и красивых микрорайонов.
Но главной ценностью Братска всегда были и остаются его люди – от старожилов этих мест до современного поколения.
“Мой дед, еще в шестидесятых
Построил БЛПК и ГЭС
И надо ж было так случиться,
Судьбой мне довелось родиться здесь”
(Мисорин Антон, 9-й класс)
IV. А слова, знакомые и любимые до боли для нас, братчан, берут свое начало с далекого прошлого.
Ангара – приток Енисея – на бурятском языке от корня анга, это означает “разинутый”, “раскрытый”, а также “расщелина”, “ущелье”, “промоина”. И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по расщелине, ущелью, то она действительно напоминает “рот”, “открытую пасть”. Название Ангара в исторических источниках впервые упоминается в XIII в. в форме Ангара – мурэн.
Братск – от слова браты, братский – твердое произношение русскими названия буряты, бурятский.
В 1609 г. – появилось название брацкие люди, братская землица. Это названия вышло в официальные документы первой половине XVII в. и закрепилось за бурятскими именами, живущими на Ангаре.
В 1631 г. – построен Братский острог, а позднее село и г. Братск. Поговорим об исторических личностях Братска.
1. С Камской ГЭС на Братскую дошла такая байка. Якобы однажды спрашивает И.В.Сталин у А.Н.Косыгина, подыскал ли он начальника строительства Камской ГЭС. Косыгин отвечает, что, мол, подыскал, есть такой молодой специалист – Наймушин, да не согласен он на это предложение. – Пригласи его ко мне, – говорит вождь. Когда они пришли, Сталин спрашивает у Наймушина:
– Как настроение?
– Хорошее, товарищ Сталин.
– Ну, вот, а ты говоришь – не согласен, –
сказал Сталин Косыгину.
Скорее всего, это – легенда. Но, как сказал поэт, сказка ложь, да в ней намек. Уже сам факт появления легенды говорит о масштабе личности.
Производственная деятельность Ивана Ивановича начинается в Москве, в системе Наркомата тяжелой промышленности в должности инженера – диспетчера. Потом он возглавляет группу по строительству московских электростанций. В войну Наймушин строит электростанцию в Йошкар-Оле, восстанавливает Брянскую и строит после войты Брянский электрокомбинат, НиваГЭС – 3, возглавляет строительство Камгэстроя. С 1956 года и до конца жизни - начальник управления “Братекгэстроя”.
В книге “Иван Иванович Наймушин. Воспоминания” собраны свидетельства людей, которые близко знали Наймушина: его сына Анатолия Ивановича и внучки Марии Анатольевны; тех кто знал его еще до Братскгэссроевской эпопеи, – А.А.Сапожникова, В.Г.Напалкова, Е.П.Шнырова, В.М.Чудотворчева, Н.Я.Рожнева; воспоминания более молодых соратников, сменивших его на высоком посту – А.Н.Семенова, А.Н.Казопырина; ведущих специалистов, руководителей подразделений братскгэстроя – А.Е.Степанова, С.К.Евстигнеева, И.М.Пашкова, А.Д.Граборя, В.Н.Горчакова, А.Н.Марчука, И.П.Холоднова и др. Есть в книге и воспоминания простых рабочих, например личного водителя Наймушина М.Ф.Соколова, работника ЦРМЗ И.Д.Карпова. Помещены и стихи посвященные юбиляру.
2. Гиндин Арон Маркович.
Когда во всю развернулись знаменитые комсомольские стройки, приехал на строительство Братской ГЭС покорять Ангару Арон Маркович Гиндин.
Года, отданные городу Братску – это период активной жизненной позиции Арона Марковича Гиндина, сумевшего совместно со строителями создать уникальный город, экономическая мощь которого может сравниться с оiдельными государствами. Но был еще другой не менее мощный фактор – люди, которые сошлись под началом профессионалов и талантливых организаторов дела – Ивана Ивановича Наймушина и Арона Марковича Гиндина, возглавивших во времена великой стройки крупнейшую в Сибири и на Дальнем Востоке строительную организацию “Братскгэстроя”.
Ярко проявились инженерный талант и организаторские способности Арона Гиндина при строительстве 18 электростанций в Грузии, в их числе – Храмской, Багнарской, Самгории, Ортачальской, гумати, Сухомской, Аджунской. Но вершина гидроэнергитического строительства Гиндина – Братская ГЭС. Без напряженной работы не проходил ни один день главного инжинера.
Он закладывал основы “Братскгэстроя”.
Неоднократно избирался Арон Маркович депутатом Иркутского областного, Братского городского Советов народных депутатов.
Арон Гиндин – это, безусловно, громкое имя в истории Братска.
3. В полку почетных братчан прибыло:
Актриса кукольного театра Анна Овсянникова. (Заслуженная актриса РФ)
Елохин Александр Александрович – председатель городского совета ветеранов.
Николай Маркович Мазуренко – заслуженный врач РФ.
(Знамя, стр. 3, 9 декабря 2005 г.)
(справочный материал: (вставка))
V. Готовясь к уроку, вы прочитали книги, буклеты, просмотрели фильм о Братске. Проверим свои знания и проведем викторину.
1. Город Братск когда получил статус?
2. Какое имя носит Братская ГЭС? (им. 50-летия
Великого Октября)
3. Перечислите меров города Братска.
(И.Невмержитский, А.Петрунько, С.Серебренников)
4. Когда появилось надпись на скале? “Здесь
будет построена Братская ГЭС?” (24 декабря 1954
года)
5. Кому был открыт памятник у Братского
Драмтеатра (А.С.Пушкина)
6. Когда был открыт Мемориал Славы (9 мая 1975 года)
7. Откуда был доставлен Вечный огонь (от
Кремлевской стены)
8. Город Братск славится людьми. Назовите самую
первую книгу Геннадия Павловича Михасенко.
(“Кандаурские мальчишки”, “пятая четверть”)
9. Когда был открыт монумент в честь подвига и
мужества Героя Советского Союза Михаила
Ивановича Баркова? (В день сорокалетия Победы, в
1985 год)
10. Назовите день рождения Братского моря (1961 год)
11. Назовите имя летчика космонавта Героя
Советского Союза, побывавшего в городе Братске
4–5 февраля 1972 года. (Герман Титов космонавт № 2)
12. Назовите имя братской – саночницы ставшей
первой чемпионкой Советского Союза по санному
спорту 11 марта 1973 года (электросварщица
братского центрального ремонтно-механического
завода Татьяна Корнева)
13. В каком году вступило в строй Швейная
фабрика – первенец легкой промышленности в
Братске? (29 декабря 1974 год)
14. Когда начал выполнять регулярные рейсы
пассажирский лайнер ТУ-154 по маршруту Москва –
Братск – Москва? (Январь 1975 год)
15. Когда был открыт КТ “Аврора”, сейчас “ТРК
Братск?” (6 ноября 1978 года)
16. Когда был принят герб города Братска, что он
означает? (17 января 1980 г. – ствол – левое поле
красного цвета – символизирует молодой,
растущий СОУ город).
Правое зеленое – море тайги, основное богатство края.
Синяя – гидроэнергитические ресурсы, волнистые полосы подразумевают стремительность воды этой могучей реки.
Ореол солнца (стилизованные символы).
Символ неиссякаемой энергии.
VI. Подведение итогов викторины
“Наш город!
Ты был,
Ты есть,
Ты будешь с нами далее,
Ты – наше сердце, мозг.
Ты дорог нам
Ты нам открыл, что мир не знал
Веками, чего ни кто не видел, никогда,
И верим, что всегда ты будешь с нами
Где с нами ты, и мы с тобой всегда!”
Песня о Братске.
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
18 03 2024 4:42:58
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
17 03 2024 0:48:49
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
16 03 2024 19:45:19
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
15 03 2024 5:57:12
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
14 03 2024 22:26:30
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
13 03 2024 13:23:39
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
12 03 2024 16:15:23
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...
11 03 2024 2:16:53
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
10 03 2024 8:35:55
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
09 03 2024 19:21:36
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
08 03 2024 18:17:41
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
07 03 2024 21:57:38
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
06 03 2024 16:11:38
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
05 03 2024 9:29:42
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
04 03 2024 23:20:51
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
03 03 2024 8:21:23
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
02 03 2024 8:10:50
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
01 03 2024 13:20:28
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
29 02 2024 8:22:14
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
28 02 2024 13:24:15
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
27 02 2024 9:39:20
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
26 02 2024 20:30:14
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
25 02 2024 5:40:46
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
24 02 2024 4:25:41
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
23 02 2024 6:36:42
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
22 02 2024 22:12:39
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...
21 02 2024 8:26:34
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
20 02 2024 1:12:29
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
19 02 2024 1:22:25
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
18 02 2024 0:13:58
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
17 02 2024 11:20:55
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
16 02 2024 22:56:17
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
15 02 2024 9:41:44
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
14 02 2024 4:59:21
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
13 02 2024 3:21:28
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
12 02 2024 3:36:48
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
11 02 2024 4:53:16
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
10 02 2024 2:42:34
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
09 02 2024 20:55:52
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
08 02 2024 22:46:20
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
07 02 2024 13:46:33
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
06 02 2024 11:25:15
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
05 02 2024 20:23:17
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
04 02 2024 14:47:44
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
03 02 2024 12:24:43
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
02 02 2024 10:34:27
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
01 02 2024 15:34:19
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
31 01 2024 8:32:50
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
30 01 2024 1:46:16
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
29 01 2024 9:55:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::