Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"

Цели урока
- Ознакомление учащихся с особенностями государственного устройства древнегреческого полиса.
- Способствовать развитию у школьников способностей к раскрытию причинно-следственных связей при объяснении обстоятельств гибели Микенской Греции в результате дорийского нашествия, и дальнейшего возрождения греческих городов.
- На примере жизни древнегреческого полиса помочь учащимся в формировании системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма и патриотизма.
- Продолжать работу по формированию следующих умений и навыков:
- Называть даты важнейших событий;
- Обозначать хронологические рамки значительных периодов истории Древней Греции;
- Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий истории Древней Греции;
- Называть имена наиболее известных ученых и деятелей культуры;
- Читать историческую карту с опорой на легенду;
- Показывать на исторической карте местоположение Греции;
- Заполнять контурную карту по атласу Древнего Мира;
- Рассказывать устно и письменно об исторических событиях, их участниках;
- Объяснять смысл и значение следующих
исторических понятий:
- Полис;
- Агора;
- Акрополь;
- Гражданин;
- Метек;
- Раб;
- Гоплит;
- Фаланга;
- Дорийцы;
- Аристократы;
- Демос.
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного:
Покажите на карте Балканский полуостров.
На какие части делится Греция? Покажите их на карте.
Чем знамениты Гомер и Генрих Шлиман?
Когда была Троянская война и сколько лет она длилась?
Какие древнегреческие боги упоминаются в поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”?
Объясните смысл крылатых выражений:
- “Яблоко раздора”
- “Прекрасная Елена”
- “Ахиллесова пята”
- “Троянский конь”
- “Хитроумный Одиссей”
- “Верность Пенелопы”
Изучение нового материала:
План
(пункты плана соответствуют отдельным частям опopного конспекта)
1). Гибель микенского мира.
2). Начало “железного века”. Образование полисов.
3). Мастера “железного века”.
4). Алфавит и монета.
5). Социальная организация.
6). Гоплиты и фаланга.
1). Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько лет подряд были неурожаи, вызвавшие нехватку пищи, а затем голод. В микенской Греции из-за неурожаев сократилась торговля, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией. Без нее вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой
В голодные времена микенцы нападали на соседей и отбирали у них скот и урожай. Вокруг городов в это время были построены мощные стены, и, вполне вероятно, они возникли как защита от воинственных соседей. Микенцы совершали также морские набеги. Возможно, в этом крылась истинная причина Троянской войны.
Один за другим микенские города опустели. Некоторые, возможно, были разрушены землетрясениями, другие – уничтожены противником. По мере того как распадался микенский мир, Греция вступала в темные века, и племена, которые называются дорийцами, вторглись в Грецию. Раньше предполагали, что дорийцы пришли из-за пределов Греции. Однако теперь многие ученые считают, что часть их уже проживала в Греции, воспользовавшись трудными временами, дорийцы прошли через всю Грецию. В тех местах, где они осели, позднее стали говорить на дорийском диалекте. В разных местах Греции сложились различные диалекты.
2). В XII в. до н.э. отсталые северные греческие племена дорийцев, производивших свой род от Дора, сына Эллина, продвинувшись из северных областей Балканского полуострова в Среднюю Грецию и Пелопоннес, сожгли дворцы ахейских царей. Разоренные греческие земли надолго пришли в упадок. Исчезли царские династии, прекратились заморские походы и торговые путешествия, было забыто искусство ахейских ремесленников и писцов. Зато дорийцы принесли с собой новый металл – железо. В Пелопоннесе железные мечи появились уже в X в. до н.э. Таким образом, в начале I тыс. до н.э. в Греции, как и во многих странах Древнего Востока, начался “железный век”.
После дорийского нашествия история Греции как бы началась заново. Крепости на холмах медленно разрушались, царские дворцы зарастали травой, но кое-где люди стали постепенно возвращаться на старое место жительства. Вновь заселились некоторые ахейские холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города “железного века” имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а торговая площадь – агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и возвышенных местах города (акрополь) появились общественные здания, храмы и статуи. Каменные здания и каменные скульптурные фигуры, изображавшие обнаженных богов и пышно одетых богинь, раскрашивались яркими красками.
Эти опоясанные стенами многоцветные города вместе с принадлежавшими им сельскими областями стали самостоятельными государствами. Таким образом, греческий мир разделился на несколько сот городов-государств. В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым – Коринф. Самым прекрасным и большим городом Ионии был Милет. Соседние города-государства вели между собой бесчисленные мелкие войны.
3). Города-государства начала “железного века” росли, набирая силу, и устанавливали свои внутренние порядки в течение трехсот лет: с VIII по VI в. до н.э.
В это время во всем греческом мире совершались большие перемены: начались плавания по морю в дальние страны, возродились ремесло и торговля, были сделаны многие изобретения.
Великий переворот в ремесле был связан с освоением железа. В VII в. до н.э. в Элладе добывали уже так много железной руды, что избыток металла купцы вывозили за море. Мастера с островов Самос и Хиос научились паять и ковать железо. В старину литье бронзовых изделий требовало много труда и времени, поэтому они были редкими и дорогими и к тому же не очень твердыми. Теперь кузнецы в изобилии снабжали крестьян острыми серпами и мотыгами, а воинов – стальными мечами.
В то же самое время греческие гончары, ткачи и строители освоили или превзошли искусство восточных мастеров. Милетская шерсть, крашеная соком пурпурной улитки, стала соперничать со знаменитыми финикийскими тканями. Афинские гончары (изготовители глиняной посуды) изобрели прекрасную краску для своих изделий – черный лак, секрет которого не раскрыт до сих пор. Афинские чернолаковые вазы VI в. до н.э. хранятся сегодня в музеях как великие произведения искусства.
Греческие строители завоевали славу лучших в мире мастеров. На острове Самосе показывали три “чуда” греческой строительной техники: храм Геры – самый большой среди храмов того времени, мощную морскую дамбу и водопровод, проведенный сквозь толщу горы. Когда персы решили построить мост из Азии в Европу через морской пролив Боспор (современный Босфор), они пригласили для этого дела греческих мастеров с острова Самоса.
В кораблестроении большого успеха достигли коринфяне. В древние времена ахейцы плавали на кораблях, напоминающих большие ладьи. В “железном веке” греки научились строить 50-весельные палубные суда, а коринфяне изобрели якорь и построили лучший боевой корабль древнего мира – легкую и быструю триеру с тремя рядами весел.
4). Вместе с ремеслом в VIII–VI вв. до н.э. бурно развивалась торговля. Купцы подарили своим соотечественникам два великих изобретения. Во-первых, они возродили искусство письма, забытое после дорийского нашествия и гибели царских канцелярий. В VIII в. до н.э. греческие купцы завезли в приморские города Ионии и Эллады финикийские письмена. Финикийский алфавит имел знаки только для согласных звуков, греки добавили к ним гласные. Так появился греческий алфавит из 24 букв, от которого произошли все европейские алфавиты, в том числе наш, славянский. Несложная письменность легко усваивалась даже простыми людьми. В скором времени греки стали народом, почти поголовно грамотным.
Вслед за алфавитом в VII в. до н.э. была изобретена монета. Придумали ее лидийские купцы, и тут же переняли греческие торговцы. Главной монетой у эллинов стала серебряная драхма, мелкой денежкой – медный обол, а самой маленькой “копеечкой” – лепта. Самая крупная денежная единица называлась, как и на востоке, талантом.
Благодаря изобретению удобных чеканных денег большие массы людей втянулись в производство и обмен товарами. Снова, как и во время Троянской войны, в греческом мире началась погоня за богатством, но оно добывалось уже не столько мечом, сколько трудом и предприимчивостью.
5). В период архаики Греция состояла из многих независимых государств. Греки называли каждое из них полисом, или городом-государством. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию в 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 250 кв. км. Греки считали, что каждый город-государство должен быть небольшим по размерам и населению. Даже в самых крупных городах жило не более нескольких тысяч жителей.
Греческое общество всегда состояло из двух основных слоев: свободные люди и paбы. Paбы принадлежали к свободным людям. Их использовали в качестве слуг и работников, они не имели законных прав. Некоторые paбы были военнопленными греками из других городов, иных привезли из дальних стран, где их купили у работорговцев. Многие paбы трудились вместе с хозяевами и жили как члeны семьи, некоторые были искусными ремесленниками и получали плату за работу.
В Афинах, по мере развития общества, среди свободных людей (мужчин) сложились две группы: граждане и метеки. Гражданин был свободным человеком, рожденным от родителей, афинян по происхождению. Граждане – это самая мощная и привилегированная общественная группа. Только они могли участвовать в правлении полисом. Только они могли служить в армии. Только они могли стать выборными должностными лицами и участвовать в осуществлении правосудия.
Метек – переселенец – был рожден за пределами Афин. Он мог поселиться в городе, чтобы торговать или заниматься каким-либо ремеслом. Многие метеки были очень богаты.
Они платили налоги и, по мере надобности, служили в армии, но никогда не могли стать гражданами, то есть не имели права голоса в Народном собрании, не могли владеть домами или землей и не могли вести дела в суде без посредников.
Знатные граждане назывались аристократами, что в переводе с греческого языка означает “лучшие или благородные господа”. Они заседали в Советах, занимали руководящие должности, творили суд и толковали законы. От поколения к поколению передавались в знатных семьях и высокие жреческие посты. Знаменитые роды вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Все незнатные граждане греческих полисов, как бедные, так и богатые, назывались демосом, т.е. народом.
Человек, принадлежавший к одной социальной группе, редко мог перейти в другую. Эта строгая социальная система ужесточилась в результате закона, принятого в Афинах в 451 г. до н.э., который определял, кто может быть гражданином. Только у рабов могло измениться социальное положение. Иногда хозяин платил квалифицированному paбу за его труд. Раб мог также получать часть дохода от дела. Однако только самые способные и трудолюбивые получали такой заработок, что могли заплатить выкуп за свою свободу. Однако даже освобожденные, они никогда не могли стать гражданами или метеками. Все социальные разграничения относились только к мужчинам. Женщины получали социальный и правовой статус от своих мужей или родственников-мужчин. Им не разрешалось принимать участие в общественной жизни.
6). Важный переворот произошел в военном деле. Во времена Троянской войны главную роль в сражениях играли знатные бойцы, имевшие тяжелые медные или бронзовые доспехи: панцирь, поножи, шлем с конской “гривой” на макушке, кожаный щит с металлическими накладками; их наступательное оружие состояло из деревянного копья, обитого медью, и бронзового меча. Эти воины сражались как в пешем строю, так и на колесницах. Бой состоял из поединков героев. В “железном веке”, когда были изобретены новые способы обработки металлов, оружие подешевело.
Даже среднезажиточные люди получили возможность покупать тяжелые доспехи и новые, стальные мечи. Главными защитниками греческих городов-государств стали их состоятельные граждане – тяжеловооруженные ремесленники и крестьяне, называвшиеся гоплитами. На поле боя эти воины-граждане строились в несколько рядов, располагавшихся друг за другом; бойцы каждого ряда стояли плечом к плечу. Такой плотный строй назывался фалангой. Длина фаланги достигала иногда километра, в глубину она имела обычно 8 рядов. Под звуки флейты, с боевой песней, устремлялась греческая фаланга на противника, тесня его не только оружием, но и всей своей массой. В этом пешем строю гоплитов знатные воины были уже не главными бойцами, а рядовыми солдатами или комaндирами. Кроме того, они несли службу всадников, сражаясь не на колесницах, как в старину, а верхом.
Домашнее задание:
- Читать § 24,
- Уметь рассказывать по Опopному Конспекту
- Ответить на вопросы для самопроверки
- Знать термины:
- Полис
- Агора
- Акрополь
- Граждане
- Метеки
- Paбы
- Дорийцы
- Аристократы
- Демос
- Гоплит
- Фаланга
- Заполнить контурную карту на странице 3, задания №1-6.
Вопросы для самопроверки:
- Что такое полис? Когда образовались греческие полисы? Каков был их внешний облик? Какие знаменитые полисы ты знаешь?
- Расскажи об успехах греческих ремесленников начала “железного века”: самосцев, милетцев, афинян, коринфян. Какие изобретения они сделали? Какими сооружениями прославились греческие строители?
- Когда и как появились в Греции алфавит и монета? Почему греки быстро стали грамотным народом? Какие ты знаешь греческие денежные единицы?
- Как было организовано военное дело в греческих полисах VIII–VI вв. до н.э.? Какие люди составляли их главную военную силу?
- Кому принадлежала власть в греческих полисах VIII–VI вв. до н.э.? Что такое аристократия и демос?
- Найди на карте Афины, Спарту, Коринф, Милет, Самос, Хиос. Отметь эти полисы на контурной карте.
- * Откуда произошло наше слово “талант”? Что значит выражение “внести свою лепту”?
Словарь терминов
Полис | Древнегреческий город-государство. Полис состоял из самого города и прилегающих к нему территорий |
Агора | Торговая площадь, на которой в греческом городе собиралось народное собрание |
Акрополь | Священное место в греческом городе, где стояли храмы, статуи богов и общественные здания |
Граждане | Свободные люди, рожденные коренными жителями полиса и обладавшие всеми правами |
Метек | Переселенец, рожденный за пределами полиса или от людей некоренного происхождения. |
Раб | Несвободный человек, попавший в зависимость в результате плена или за долги, а также ребенок paбыни. |
Дорийцы | Греческие племена, которые в XII веке до н.э. вторглись на Балканский полуостров и разрушили цивилизацию Микенской Греции. |
Аристократы | Граждане полиса знатного происхождения |
Демос | Народ, незнатные граждане полиса |
Гоплит | Тяжеловооруженный воин |
Фаланга | Военное построение греческих воинов. Фаланга состояла из 8 рядов гоплитов |
Приложение
Список литературы
- Андюсев, Б.Е. Опopные конспекты по истории древнего мира : 5 кл. : Пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
- Боннар, Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. – М. : Искусство, 1992. – 269 с.
- Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира : 5 кл. : Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2003. – 352 с.
- Колпаков, С.В. История Древнего мира. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Колпаков, Н.А. Солунская ; под общ. ред. акад. РАН Г.М. Бонгард-Левина. – М. : Дрофа, 2007. – 270 с.
- Пич, Сьюзан. Греки. : Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста / Сьюзан Пич, Энн Миллард ; рецензент канд. ист. наук С.В. Новиков / Пер. с английского Н.В. Белоусовой. – М. : РОСМЭН, 1994. – 96 с.
- Смирнов, С.Г. Задачник по истории Древнего мира : Для средних учебных заведений. – М. : МИРОС – Междунар. отношения, 1994. 1- 216 с.
- Трухина, Н.Н. История Древней Греции : Экспериментальный учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. : МИРОС, 1993. – 184 с.
- Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл. : Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / под ред.В.И. Уколовой. – М. : Дрофа, 2000. – 512 с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
27 01 2021 17:42:39
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
26 01 2021 12:41:26
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
25 01 2021 1:33:48
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
24 01 2021 12:19:54
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
23 01 2021 21:39:45
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
22 01 2021 12:47:35
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
21 01 2021 3:16:16
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
20 01 2021 23:54:52
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
19 01 2021 0:25:46
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
18 01 2021 2:47:10
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
17 01 2021 10:10:31
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
16 01 2021 21:24:43
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
15 01 2021 19:18:28
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
14 01 2021 0:18:54
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
13 01 2021 2:50:53
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
12 01 2021 22:22:27
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
11 01 2021 14:38:46
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
10 01 2021 10:18:31
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
09 01 2021 7:47:24
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
08 01 2021 13:51:47
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
07 01 2021 21:27:34
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
06 01 2021 19:43:28
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
05 01 2021 5:49:53
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
04 01 2021 23:17:24
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
03 01 2021 12:41:29
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
02 01 2021 15:32:33
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
01 01 2021 19:32:22
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
31 12 2020 11:45:32

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
30 12 2020 23:36:16
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
29 12 2020 16:20:36
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
28 12 2020 1:55:21
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
27 12 2020 5:34:56
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
26 12 2020 1:47:16
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
25 12 2020 22:53:20
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
24 12 2020 22:39:27
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
23 12 2020 4:36:38
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
22 12 2020 16:54:38
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
21 12 2020 0:16:14
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
20 12 2020 15:48:22
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
19 12 2020 15:59:40
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
18 12 2020 23:55:48

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
17 12 2020 7:28:52
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
16 12 2020 16:43:52
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
15 12 2020 17:24:56
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
14 12 2020 4:34:54
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
13 12 2020 12:42:36
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
12 12 2020 22:49:52
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
11 12 2020 13:21:43
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
10 12 2020 11:24:23

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
09 12 2020 2:34:23
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
08 12 2020 22:19:11
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
07 12 2020 19:29:41
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
06 12 2020 5:58:42
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
05 12 2020 1:50:31
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
04 12 2020 16:44:43
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
03 12 2020 22:19:37
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
02 12 2020 17:13:34
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
01 12 2020 23:20:10
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
30 11 2020 23:56:59
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
29 11 2020 12:36:49
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
28 11 2020 9:20:58
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
27 11 2020 2:47:43
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
26 11 2020 13:52:42
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
25 11 2020 5:50:47
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
24 11 2020 16:46:44
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
23 11 2020 12:15:55
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
22 11 2020 22:28:50
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
21 11 2020 2:42:11

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
20 11 2020 7:30:50
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
19 11 2020 9:21:21
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
18 11 2020 6:54:54
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
17 11 2020 13:39:36
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
16 11 2020 11:39:16
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
15 11 2020 19:55:17
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
14 11 2020 17:35:14
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
13 11 2020 2:11:12
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
12 11 2020 17:23:17
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
11 11 2020 13:40:49
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
10 11 2020 11:31:13
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
09 11 2020 9:29:57
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
08 11 2020 17:24:16
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
07 11 2020 16:30:12
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
06 11 2020 2:21:42
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
05 11 2020 0:44:13
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
04 11 2020 3:31:48
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
03 11 2020 19:26:26
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
02 11 2020 4:27:29
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
01 11 2020 3:34:32
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
31 10 2020 9:36:26
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
30 10 2020 20:46:52
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
29 10 2020 2:24:22
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
28 10 2020 14:21:15
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
27 10 2020 11:55:15

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
26 10 2020 23:53:11
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
25 10 2020 2:27:55
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
24 10 2020 19:27:21
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
23 10 2020 19:16:32
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
22 10 2020 15:43:58
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
21 10 2020 12:14:13
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
20 10 2020 12:52:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::