Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

Основные понятия:
цивилизация,
Оборудование урока:
- Историческая карта “Египет и передняя Азия в древности”.
- Графические схемы.
- Фотоматериалы по теме.
- Материалы проектной деятельности учащихся.
- Учебная картина “Древний Вавилон”.
- Современная политическая карта мира.
- Раздаточный материал “Пословицы древних шумеров”.
План урока:
I. Вводно-мотивационная беседа “Удивительный мир древних цивилизаций”:
1. Для чего изучать древние цивилизации?
2. Причины сложностей в изучении древней истории.
3. Место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества.
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:
Введение учащихся в сущность проблемы: “Древнее Междуречье-колыбель человеческой цивилизации”.
Постановка гипотезы: “Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации”.
Начало работы проектных групп (представление групп: историки, географы, искусствоведы, археологи)
III. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом:
1. Работа с понятием “цивилизация”.
2. “Древнее Двуречье - страна двух рек”.
3. Работа с лентой времени.
4. Возникновение государства.
5. Клинопись - древнейшая система письма.
6. Законы Хаммурапи.
7. Достижения древних шумеров.
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:
V. Обобщение учителем итогов урока:
Итоговая беседа с учащимися “История начинается в Шумере.
Работа в тетрадях: хронологический справочник.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Вот уже на протяжении нескольких месяцев мы путешествуем с вами по страницам истории удивительного мира древних цивилизаций.
Историки утверждают, что эпохи, как и люди, неповторимы, каждая имеет свой хаpaктер, только ей присущие черты. Удалённость от нас древних цивилизаций во времени и прострaнcтве не позволяет точно воссоздать их облик, до конца осознать устремления и дела древних людей, почувствовать дыхание жизни… Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием.
Вы закончили изучать большой раздел курса истории древнего мира “Древнее Междуречье”. Сегодня мы постараемся обобщить, закрепить знания по этой теме, ведь она является особенно важной в нашем курсе, так как более 5 тысяч лет назад в Древнем Междуречье зарождается самая первая цивилизация на Земле!
Развитие древнейшего народа - шумеров, живших в Междуречье более 5 тысяч лет назад, историки называют “зарёй человеческой истории”, “колыбелью цивилизации”.
Вопрос учащимся:
Как вы считаете, почему Междуречье называют “первичной цивилизацией”?
Примерный ответ:
В Междуречье впервые произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации.
I. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.
1. Введение в сущность проблемы.
Учитель: Мы уже не раз использовали сегодня понятие “цивилизация”.
Вопрос учащимся: Что такое цивилизация?
Учёные считают, что ответить на этот вопрос очень сложно. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня побыть настоящими учёными и самим попытаться найти ответ на этот вопрос. В своей работе учёные используют специальные методы, одним из таких методов является метод проекта, который мы с вами будем использовать для поиска ответов на поставленные вопросы.
Вопрос учащимся: Что значит осуществить проект?
Примерный ответ:
Эта работа предполагает решение определённой проблемы через доказательство гипотезы (предположения). Работа проводится по разным направлениям (по группам).
Учитель: Сегодня вам предстоит решить следующую проблему (надпись на доске):
Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?
Уточним, что для поиска ответов нам необходимо доказать гипотезу – предположение, подтвердить её в ходе защиты проекта.
Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу:
Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие во времени!
2. Начало работы проектных групп.
Учитель:
Вашим опережающим заданием была исследовательская работа по группам, Я попрошу представить ваши группы: географы - работа с исторической картой, названиями; археологи - исследования достижений древних шумеров; лингвисты - изучение древнейшей письменности; юристы - исследование древнейших законов; историки – исследование развития государства. В ходе работы не забывайте, что проектная деятельность подразумевает сотрудничество, совместный поиск и решение проблем.
II. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом.
1. Работа с понятием “цивилизация”.
Учитель: Обратимся к нашей гипотезе: так что же такое цивилизация и чем она отличается от первобытности? Оказывается, это сложное научное понятие появилось в древнем Риме: римляне, как развитый народ противопоставляли два понятия”: “silvatikus” (дикий, лесной) и “civis” (городской, государственный).
Вопрос учащимся: Вспомните, каких людей называли первобытными, дикими?
Примерный ответ:
Первобытными называли людей, живших до появления письменности, государств и больших городов.
Учитель: Значит, цивилизация - это такой этап в развитии человечества, когда люди изобрели письменность, научились строить города, когда появляется государство. В этот период человек перестал быть абсолютно зависим от природы, создал культуру. Это и есть признаки цивилизации.
А теперь попытаемся доказать, что в развитии древних шумеров можно выделить все эти признаки: каждая проектная группа внесёт свой вклад в наш поиск, а в этот большой конверт с надписью “цивилизация” мы будем “складывать” выявленные нами признаки (на доске конверт и карточки с надписями: “города”, “государство”, “письменность”, “ирригация”, “законы”).
2. “Древнее Междуречье - страна двух рек”.
Работа с фотоизображением на доске.
Учитель: Перед вами безмолвная картина величия одной из рек Междуречья - долина реки Тигр. Сквозь тысячелетия эти воды несут удивительные тайны начала человеческой истории!
Работа с группой географов:
Вопрос учащимся: Почему Междуречье носит такое название?
Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.
Вопрос учащимся: В какой части света находилось древнее Междуречье? ( Западная Азия).
Начнём наше путешествие по исторической карте: покажите Западную Азию, реки Тигр, Евфрат. Затем обратимся к современной политической карте мира:
Вопрос учащимся: По территории каких современных государств протекают Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Иpaк).
Вопрос учащимся: А как ещё историки называют Междуречье? (Двуречье, Шумер, Месопотамия).
Учёные считают, что цивилизация Двуречья была “вскормлена” водами этих великих рек, несущих жизнь. Давайте попробуем доказать это с помощью проектной группы археологов.
Учащиеся работают с рисунком “Посёлок древних шумеров”.
Вопрос учащимся: Каким образом реки несли жизнь этим землям?
Примерный ответ:
Бурные разливы рек делали почву плодородной. Шумеры научились строить оросительные каналы, это способствовало развитию земледелия, скотоводства в условиях жаркого климата.
Учитель: Система орошения называется “ирригация”, это один из важнейших признаков цивилизации, и мы “отправляем” его в наш конверт.
3. Работа с лентой времени:
Учитель: А теперь поработаем с лентой времени, ведь хронология - лучшая подруга истории.
Вопрос учащимся: Сколько тысяч лет назад в Западной Азии возникло земледелие? (10 тысяч лет назад).
Ирригация появляется 6 тысяч лет назад, отметим это на ленте времени.
4. Древнейшие города.
Учитель: Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.
Работа с проектной группой историков.
Вопросы учащимся:
- Что такое город? (укреплённый населённый пункт, центр государства).
- Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?
- Покажите их на карте (Ур, Урук, Вавилон, Ниневия).
- Почему города чаще всего возникали на берегу реки или канала?
В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.
Вопрос группе археологов: Что это за материал? Как его использовали?
Примерный ответ: В южном Двуречье пpaктически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.
Вопрос группе искусствоведов: Как шумеры применяли глину?
Примерный ответ: Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.
Учитель: (Работа с фотоизображением): На этой фотографии вы видите глиняные руины одного из древних городов Шумера, открытого археологами.
Вопрос учащимся: Что вам известно о былом могуществе этих городов?
Примерный ответ:
Одним из самых могущественных городов был Вавилон, который находился в очень удобном месте: там, где Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Город окружали каналы, по городу были проложены широкие и прямые улицы, город защищали два ряда толстых оборонительных стен. Главное украшение города - парадные городские ворота богини Иштар. Самым высоким зданием был храм главного бога вавилонян – Мардука, его стены были отделаны золотом. В городе находился дворец царя, жили вельможи, торговцы, ремесленники. Чудом считались “висячие сады” царицы Семирамиды.
(Учитель пополняет конверт “Цивилизация” ещё одним признаком “Города”).
5. Возникновение государства.
Учитель:
Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.
Вопрос группе историков: Что такое государство? Каковы его признаки?
Примерный ответ: Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы.
Вопрос учащимся: Какие государства Междуречья вам известны? Покажите их на карте (Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).
6. Письменность.
Учитель: Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.
Работа с группой лингвистов.
Вопрос учащимся: Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?
Примерный ответ:
Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.
Вопрос учащимся: Почему возникает письменность?
Прим. ответ: Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации
Вопрос учащимся: Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему? (библиотека царя Ашшурбанапала).
7. Первые законы на Земле.
Учитель: Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.
Работа с группой юристов.
Вопросы учащимся: Что такое закон? (правила для всех жителей страны, установленные правителем).
Почему в Древнем Междуречье появляются законы?
Примерный ответ: Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми.
Вопрос учащимся: Кто и когда создал эти законы?
Прим. ответ: Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.). Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.
Учитель: Несмотря на то, что эти законы - древнейшие на Земле, мы видим, что с их помощью правитель устанавливал порядок в обществе, контролировал сложные отношения между разными группами людей.
Учитель вкладывает в конверт понятие “Законы”.
8. Достижения древних шумеров.
Учитель: Работая над нашим проектом, мы попытались мысленно охватить весь путь, пройденный народами Двуречья от первобытности к цивилизации.
Английский историк Крамер говорил, что история начинается в Шумере.
Работа с группой искусствоведов.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими достижениями этого народа связано это высказывание? Согласитесь, что список этих достижений можно начать фразой: “В Древнем Двуречье впервые…”?
Прим. ответ: Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.
Работа с группой историков.
Вопрос учащимся: К каким последствиям привело освоение железа?
Примерный ответ: В VIII – VI в.в. до н.э. в Ассирии и Персии создаются сильнейшие армии, вооружённые железным оружием. С помощью таких армий цари создают огромные и сильные державы.
III. Подведение итогов проектной деятельной деятельности учащихся.
Учитель: Настало время подвести итоги нашей коллективной работы! Вы согласны, что постепенно мы подошли к подтверждению нашей гипотезы? Теперь вы знаете, что именно шумеры стояли у истоков человеческой культуры! Ваши проектные группы совместными усилиями доказали, что Древнее Междуречье действительно можно считать колыбелью человеческой цивилизации, а это значит, что цель нашего проекта достигнута.
1. Заключительная беседа с учащимися
“История начинается в Шумере”.
Наша работа по изучению древних народов и цивилизаций не закончена: нас ждут древние Индия и Китай, Греция и Рим. Новые проекты и исследования впереди! Но, изучая другие древние народы, нужно помнить, что именно шумеры являются пионерами (“первопроходцами”) цивилизации, которая оказала огромное влияние на развитие всего человечества.
Эти достижения сегодня являются частью мировой культуры, благодаря им, мы ощущаем себя наследниками общего богатства древних цивилизаций, ведь именно там человек впервые проявил свободу и творческие возможности! Историки говорят, что именно из Азии вышли все люди. И мы с вами это сегодня доказали.
Хронологический справочник (работа в тетрадях).
Учащиеся записывают в тетради наиболее важные даты:
10 тыс. лет назад – появление земледелия;
6 тыс. лет назад – появление ирригации;
4 тыс. лет назад – появление письменности и законов;
2 тыс. лет назад – освоение железа.
Домашнее задание:
Анализ пословиц народов Междуречья (раздаточный материал)
- “Бедняк в долг занимает – себе забот наживает”
- “Не все семьи бедняков одинаково покорны”
- У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна”
- “Бедняк съедает своё серебро”.
Вопросы учащимся:
- попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
- какие из них можно употребить в наши дни?
В каких случаях? Приведите примеры.
- напоминают ли вам какие- либо из этих пословиц русские пословицы? Подумайте, какие именно?
- как вы считаете, почему в пословицах разных народов можно найти много общего?
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
16 01 2021 5:46:28
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
15 01 2021 19:29:23
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
14 01 2021 13:12:55
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
13 01 2021 7:39:46
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
12 01 2021 13:21:56
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
11 01 2021 12:58:50
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету.
...
10 01 2021 22:37:55
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
09 01 2021 6:38:35
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
08 01 2021 1:28:17
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
07 01 2021 11:32:48
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
06 01 2021 3:44:57
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
05 01 2021 15:52:23
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
04 01 2021 0:58:43
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
03 01 2021 17:13:34
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
02 01 2021 3:43:19
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
01 01 2021 13:13:39

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
31 12 2020 7:32:44
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
30 12 2020 15:31:49
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
29 12 2020 22:49:41

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
28 12 2020 17:37:24
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
27 12 2020 22:12:37
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
26 12 2020 14:23:38
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
25 12 2020 17:37:38
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
24 12 2020 4:27:54
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
23 12 2020 14:29:46
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
22 12 2020 12:56:24
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
21 12 2020 21:37:28
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
20 12 2020 3:47:31
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
19 12 2020 9:21:57
Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....
18 12 2020 2:16:15

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
17 12 2020 17:36:53
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
16 12 2020 18:15:54
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
15 12 2020 17:32:29
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
14 12 2020 16:16:35
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
13 12 2020 13:28:28
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
12 12 2020 1:45:26
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
11 12 2020 17:46:48
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе.
...
10 12 2020 8:13:50
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
09 12 2020 20:33:17
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
08 12 2020 1:58:28
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
07 12 2020 6:44:22

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
06 12 2020 21:43:21
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
05 12 2020 5:13:59
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
04 12 2020 15:25:38
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
03 12 2020 6:30:13
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
02 12 2020 17:19:44
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
01 12 2020 5:30:47
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
30 11 2020 10:38:26
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
29 11 2020 2:50:44
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
28 11 2020 10:56:51
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами.
...
27 11 2020 11:22:34
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
26 11 2020 8:18:52
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
25 11 2020 8:16:10
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
24 11 2020 5:21:58
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
23 11 2020 3:22:41
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
22 11 2020 0:32:11
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
21 11 2020 14:16:19
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
20 11 2020 21:56:18
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
19 11 2020 1:24:40
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
18 11 2020 6:42:32
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
17 11 2020 17:30:10
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
16 11 2020 19:42:19
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
15 11 2020 11:51:28
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
14 11 2020 10:28:18
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
13 11 2020 11:25:44
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
12 11 2020 11:26:53
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
11 11 2020 18:28:19
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
10 11 2020 7:19:47
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
09 11 2020 3:25:53
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
08 11 2020 17:31:10

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
07 11 2020 23:27:32
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
06 11 2020 19:20:33
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
05 11 2020 3:26:26
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
04 11 2020 20:55:56
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
03 11 2020 2:18:17
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
02 11 2020 10:44:49
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
01 11 2020 4:30:33
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
31 10 2020 15:44:42
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
30 10 2020 5:10:11

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
29 10 2020 21:39:41
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
28 10 2020 13:14:37
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
27 10 2020 10:23:58
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
26 10 2020 6:32:41
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
25 10 2020 10:25:28
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
24 10 2020 15:27:47
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
23 10 2020 8:40:11
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
22 10 2020 21:31:36
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
21 10 2020 12:10:40
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
20 10 2020 15:55:15
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
19 10 2020 17:43:53
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
18 10 2020 19:49:39
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
17 10 2020 5:38:12
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
16 10 2020 19:57:12
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
15 10 2020 5:54:56
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
14 10 2020 22:18:38
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
13 10 2020 12:26:21
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
12 10 2020 13:42:53
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
11 10 2020 20:21:34
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
10 10 2020 5:30:39
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
09 10 2020 20:27:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::