Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"
Основные понятия:
цивилизация,
Оборудование урока:
- Историческая карта “Египет и передняя Азия в древности”.
- Графические схемы.
- Фотоматериалы по теме.
- Материалы проектной деятельности учащихся.
- Учебная картина “Древний Вавилон”.
- Современная политическая карта мира.
- Раздаточный материал “Пословицы древних шумеров”.
План урока:
I. Вводно-мотивационная беседа “Удивительный мир древних цивилизаций”:
1. Для чего изучать древние цивилизации?
2. Причины сложностей в изучении древней истории.
3. Место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества.
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:
Введение учащихся в сущность проблемы: “Древнее Междуречье-колыбель человеческой цивилизации”.
Постановка гипотезы: “Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации”.
Начало работы проектных групп (представление групп: историки, географы, искусствоведы, археологи)
III. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом:
1. Работа с понятием “цивилизация”.
2. “Древнее Двуречье - страна двух рек”.
3. Работа с лентой времени.
4. Возникновение государства.
5. Клинопись - древнейшая система письма.
6. Законы Хаммурапи.
7. Достижения древних шумеров.
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:
V. Обобщение учителем итогов урока:
Итоговая беседа с учащимися “История начинается в Шумере.
Работа в тетрадях: хронологический справочник.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Вот уже на протяжении нескольких месяцев мы путешествуем с вами по страницам истории удивительного мира древних цивилизаций.
Историки утверждают, что эпохи, как и люди, неповторимы, каждая имеет свой хаpaктер, только ей присущие черты. Удалённость от нас древних цивилизаций во времени и прострaнcтве не позволяет точно воссоздать их облик, до конца осознать устремления и дела древних людей, почувствовать дыхание жизни… Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием.
Вы закончили изучать большой раздел курса истории древнего мира “Древнее Междуречье”. Сегодня мы постараемся обобщить, закрепить знания по этой теме, ведь она является особенно важной в нашем курсе, так как более 5 тысяч лет назад в Древнем Междуречье зарождается самая первая цивилизация на Земле!
Развитие древнейшего народа - шумеров, живших в Междуречье более 5 тысяч лет назад, историки называют “зарёй человеческой истории”, “колыбелью цивилизации”.
Вопрос учащимся:
Как вы считаете, почему Междуречье называют “первичной цивилизацией”?
Примерный ответ:
В Междуречье впервые произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации.
I. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.
1. Введение в сущность проблемы.
Учитель: Мы уже не раз использовали сегодня понятие “цивилизация”.
Вопрос учащимся: Что такое цивилизация?
Учёные считают, что ответить на этот вопрос очень сложно. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня побыть настоящими учёными и самим попытаться найти ответ на этот вопрос. В своей работе учёные используют специальные методы, одним из таких методов является метод проекта, который мы с вами будем использовать для поиска ответов на поставленные вопросы.
Вопрос учащимся: Что значит осуществить проект?
Примерный ответ:
Эта работа предполагает решение определённой проблемы через доказательство гипотезы (предположения). Работа проводится по разным направлениям (по группам).
Учитель: Сегодня вам предстоит решить следующую проблему (надпись на доске):
Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?
Уточним, что для поиска ответов нам необходимо доказать гипотезу – предположение, подтвердить её в ходе защиты проекта.
Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу:
Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие во времени!
2. Начало работы проектных групп.
Учитель:
Вашим опережающим заданием была исследовательская работа по группам, Я попрошу представить ваши группы: географы - работа с исторической картой, названиями; археологи - исследования достижений древних шумеров; лингвисты - изучение древнейшей письменности; юристы - исследование древнейших законов; историки – исследование развития государства. В ходе работы не забывайте, что проектная деятельность подразумевает сотрудничество, совместный поиск и решение проблем.
II. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом.
1. Работа с понятием “цивилизация”.
Учитель: Обратимся к нашей гипотезе: так что же такое цивилизация и чем она отличается от первобытности? Оказывается, это сложное научное понятие появилось в древнем Риме: римляне, как развитый народ противопоставляли два понятия”: “silvatikus” (дикий, лесной) и “civis” (городской, государственный).
Вопрос учащимся: Вспомните, каких людей называли первобытными, дикими?
Примерный ответ:
Первобытными называли людей, живших до появления письменности, государств и больших городов.
Учитель: Значит, цивилизация - это такой этап в развитии человечества, когда люди изобрели письменность, научились строить города, когда появляется государство. В этот период человек перестал быть абсолютно зависим от природы, создал культуру. Это и есть признаки цивилизации.
А теперь попытаемся доказать, что в развитии древних шумеров можно выделить все эти признаки: каждая проектная группа внесёт свой вклад в наш поиск, а в этот большой конверт с надписью “цивилизация” мы будем “складывать” выявленные нами признаки (на доске конверт и карточки с надписями: “города”, “государство”, “письменность”, “ирригация”, “законы”).
2. “Древнее Междуречье - страна двух рек”.
Работа с фотоизображением на доске.
Учитель: Перед вами безмолвная картина величия одной из рек Междуречья - долина реки Тигр. Сквозь тысячелетия эти воды несут удивительные тайны начала человеческой истории!
Работа с группой географов:
Вопрос учащимся: Почему Междуречье носит такое название?
Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.
Вопрос учащимся: В какой части света находилось древнее Междуречье? ( Западная Азия).
Начнём наше путешествие по исторической карте: покажите Западную Азию, реки Тигр, Евфрат. Затем обратимся к современной политической карте мира:
Вопрос учащимся: По территории каких современных государств протекают Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Иpaк).
Вопрос учащимся: А как ещё историки называют Междуречье? (Двуречье, Шумер, Месопотамия).
Учёные считают, что цивилизация Двуречья была “вскормлена” водами этих великих рек, несущих жизнь. Давайте попробуем доказать это с помощью проектной группы археологов.
Учащиеся работают с рисунком “Посёлок древних шумеров”.
Вопрос учащимся: Каким образом реки несли жизнь этим землям?
Примерный ответ:
Бурные разливы рек делали почву плодородной. Шумеры научились строить оросительные каналы, это способствовало развитию земледелия, скотоводства в условиях жаркого климата.
Учитель: Система орошения называется “ирригация”, это один из важнейших признаков цивилизации, и мы “отправляем” его в наш конверт.
3. Работа с лентой времени:
Учитель: А теперь поработаем с лентой времени, ведь хронология - лучшая подруга истории.
Вопрос учащимся: Сколько тысяч лет назад в Западной Азии возникло земледелие? (10 тысяч лет назад).
Ирригация появляется 6 тысяч лет назад, отметим это на ленте времени.
4. Древнейшие города.
Учитель: Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.
Работа с проектной группой историков.
Вопросы учащимся:
- Что такое город? (укреплённый населённый пункт, центр государства).
- Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?
- Покажите их на карте (Ур, Урук, Вавилон, Ниневия).
- Почему города чаще всего возникали на берегу реки или канала?
В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.
Вопрос группе археологов: Что это за материал? Как его использовали?
Примерный ответ: В южном Двуречье пpaктически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.
Вопрос группе искусствоведов: Как шумеры применяли глину?
Примерный ответ: Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.
Учитель: (Работа с фотоизображением): На этой фотографии вы видите глиняные руины одного из древних городов Шумера, открытого археологами.
Вопрос учащимся: Что вам известно о былом могуществе этих городов?
Примерный ответ:
Одним из самых могущественных городов был Вавилон, который находился в очень удобном месте: там, где Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Город окружали каналы, по городу были проложены широкие и прямые улицы, город защищали два ряда толстых оборонительных стен. Главное украшение города - парадные городские ворота богини Иштар. Самым высоким зданием был храм главного бога вавилонян – Мардука, его стены были отделаны золотом. В городе находился дворец царя, жили вельможи, торговцы, ремесленники. Чудом считались “висячие сады” царицы Семирамиды.
(Учитель пополняет конверт “Цивилизация” ещё одним признаком “Города”).
5. Возникновение государства.
Учитель:
Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.
Вопрос группе историков: Что такое государство? Каковы его признаки?
Примерный ответ: Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы.
Вопрос учащимся: Какие государства Междуречья вам известны? Покажите их на карте (Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).
6. Письменность.
Учитель: Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.
Работа с группой лингвистов.
Вопрос учащимся: Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?
Примерный ответ:
Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.
Вопрос учащимся: Почему возникает письменность?
Прим. ответ: Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации
Вопрос учащимся: Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему? (библиотека царя Ашшурбанапала).
7. Первые законы на Земле.
Учитель: Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.
Работа с группой юристов.
Вопросы учащимся: Что такое закон? (правила для всех жителей страны, установленные правителем).
Почему в Древнем Междуречье появляются законы?
Примерный ответ: Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми.
Вопрос учащимся: Кто и когда создал эти законы?
Прим. ответ: Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.). Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.
Учитель: Несмотря на то, что эти законы - древнейшие на Земле, мы видим, что с их помощью правитель устанавливал порядок в обществе, контролировал сложные отношения между разными группами людей.
Учитель вкладывает в конверт понятие “Законы”.
8. Достижения древних шумеров.
Учитель: Работая над нашим проектом, мы попытались мысленно охватить весь путь, пройденный народами Двуречья от первобытности к цивилизации.
Английский историк Крамер говорил, что история начинается в Шумере.
Работа с группой искусствоведов.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими достижениями этого народа связано это высказывание? Согласитесь, что список этих достижений можно начать фразой: “В Древнем Двуречье впервые…”?
Прим. ответ: Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.
Работа с группой историков.
Вопрос учащимся: К каким последствиям привело освоение железа?
Примерный ответ: В VIII – VI в.в. до н.э. в Ассирии и Персии создаются сильнейшие армии, вооружённые железным оружием. С помощью таких армий цари создают огромные и сильные державы.
III. Подведение итогов проектной деятельной деятельности учащихся.
Учитель: Настало время подвести итоги нашей коллективной работы! Вы согласны, что постепенно мы подошли к подтверждению нашей гипотезы? Теперь вы знаете, что именно шумеры стояли у истоков человеческой культуры! Ваши проектные группы совместными усилиями доказали, что Древнее Междуречье действительно можно считать колыбелью человеческой цивилизации, а это значит, что цель нашего проекта достигнута.
1. Заключительная беседа с учащимися
“История начинается в Шумере”.
Наша работа по изучению древних народов и цивилизаций не закончена: нас ждут древние Индия и Китай, Греция и Рим. Новые проекты и исследования впереди! Но, изучая другие древние народы, нужно помнить, что именно шумеры являются пионерами (“первопроходцами”) цивилизации, которая оказала огромное влияние на развитие всего человечества.
Эти достижения сегодня являются частью мировой культуры, благодаря им, мы ощущаем себя наследниками общего богатства древних цивилизаций, ведь именно там человек впервые проявил свободу и творческие возможности! Историки говорят, что именно из Азии вышли все люди. И мы с вами это сегодня доказали.
Хронологический справочник (работа в тетрадях).
Учащиеся записывают в тетради наиболее важные даты:
10 тыс. лет назад – появление земледелия;
6 тыс. лет назад – появление ирригации;
4 тыс. лет назад – появление письменности и законов;
2 тыс. лет назад – освоение железа.
Домашнее задание:
Анализ пословиц народов Междуречья (раздаточный материал)
- “Бедняк в долг занимает – себе забот наживает”
- “Не все семьи бедняков одинаково покорны”
- У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна”
- “Бедняк съедает своё серебро”.
Вопросы учащимся:
- попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
- какие из них можно употребить в наши дни?
В каких случаях? Приведите примеры.
- напоминают ли вам какие- либо из этих пословиц русские пословицы? Подумайте, какие именно?
- как вы считаете, почему в пословицах разных народов можно найти много общего?
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
27 03 2024 9:27:21
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...
26 03 2024 16:39:29
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
25 03 2024 11:45:15
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
24 03 2024 7:26:10
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...
23 03 2024 20:46:59
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
22 03 2024 11:21:35
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
21 03 2024 10:47:35
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
20 03 2024 21:18:37
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
19 03 2024 2:25:31
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
18 03 2024 3:33:39
Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
17 03 2024 15:43:25
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
16 03 2024 0:16:29
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
15 03 2024 23:12:37
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
14 03 2024 18:40:22
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
13 03 2024 5:24:20
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
12 03 2024 23:29:55
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
11 03 2024 12:59:13
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
10 03 2024 6:32:47
В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
09 03 2024 0:25:48
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
08 03 2024 1:25:48
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
07 03 2024 12:20:27
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
06 03 2024 3:37:22
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
05 03 2024 3:10:20
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
04 03 2024 19:48:50
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
03 03 2024 18:55:12
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
02 03 2024 16:28:15
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
01 03 2024 9:41:47
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
29 02 2024 10:57:43
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
28 02 2024 11:33:54
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
27 02 2024 12:30:12
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
26 02 2024 14:45:37
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
25 02 2024 14:22:56
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
24 02 2024 9:16:29
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
23 02 2024 7:31:21
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
22 02 2024 20:25:28
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
21 02 2024 10:54:31
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
20 02 2024 14:50:35
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
19 02 2024 2:19:49
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
18 02 2024 15:50:22
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
17 02 2024 14:47:23
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
16 02 2024 8:10:31
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
15 02 2024 3:14:23
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
14 02 2024 15:53:33
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...
13 02 2024 2:12:55
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
12 02 2024 1:31:39
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
11 02 2024 19:35:10
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
10 02 2024 13:26:19
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
09 02 2024 8:41:22
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
08 02 2024 0:40:36
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
07 02 2024 16:47:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::