Нравственный выбор (урок внеклассного чтения по материалам о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, спасшлего полковое знамя)

1. Пояснительная записка.
Художественная литература играет незаменимую роль в воспитании учащихся. На уроках литературы не только воспитывается любовь к Родине и своему народу, гордость за его прошлое, но и формируется культура межнациональных отношений. В этом глубоко убежден автор работы. Ею разработан цикл уроков внеклассного чтения на татарском языке. Первый урок в своем переводе она делает открытым.
Этот открытый урок, как ей кажется, несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига солдата, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени. Есть знамя – есть полк! И если представить это знамя среди знамен-победителей на Красной площади в 1945 году, то смысл героического поступка нашего земляка высвечивается очень зримо. А если сопоставить с фактом поверженных знамен фашистской армии там же, то значимость подвига еще возрастает. Сегодня, когда в политике государства приоритетом выделяется воспитание Гражданина-патриота средствами государственной символики, данный материал будет востребован вдвойне.
Татарская литература. 6 класс.
Тема: “Спасший полковое знамя” (о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, уроженце Бардымского района Пермского края).
Цель урока: Воспитание Гражданина-патриота средствами литературы и краеведческих материалов.
Задачи:
1) Изучить содержание поэмы Мустафы Нугмана “Легенда о бесcмepтном цветке”, соотнести ее с реальными фактами.
2) Дать углубленные сведения о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, о сути его подвига.
3) Воспитывать чувство гордости за своего героя-земляка.
4) Формировать толерантное сознание и толерантное поведение на примере изучения героических событий Великой Отечественной войны.
Подготовительный этап.
Задания учащимся:
1. Прочитать поэму М. Нугмана “Легенда о бесcмepтном цветке”, подготовить ответы на вопросы.
а) Почему это произведение названо поэмой?
б) Кто они фронтовые друзья Героя?
в) Как Шарифзян Казанбаев спасает комбата Белова?
г) Расскажите легенду о бесcмepтном цветке.
д) Когда и где Шарифзян Казанбаев спасает знамя полка? (Выразительно прочитать отрывок).
е) Когда было присвоено Ш. Казанбаеву звание Героя Советского Союза?
2. Подготовить иллюстрации к поэме.
3. Подготовить выступление – сообщение по теме “Жизнь Ш. Казанбаева до войны”. (1 ученик)
Оборудование урока:
- Поэма М. Нугмана “Легенда о бесcмepтном цветке”.
- Альбом, посвященный Ш. Казанбаеву.
- Компакт-диск с песней “Священная война”. Музыка А. В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
- Выставка цветов, о которых говорится в поэме. (хризантема, астра, гвоздика, гиацинт, ге opгин, подснежник ).
- Выставка иллюстраций учащихся.
- Стенд в рекреации, посвященный Ш. Казанбаеву.
Используемая литература
- Закиров Д. Г. “Известные татары Прикамья”/ Пермь 2005 г. с. 134-137.
- Газета “Рассвет” 1985 г. № 55.
- Газета “Рассвет” 1996 г., 16 ноябрь.
- Нугман М. “Утренние песни”/ Казань 1973 г. с. 140-181.
Содержательные материалы к уроку.
Казанбаев Шарифзян ГабДypaхманович родился в 1916 году в с. Сараши Бардымского района Пермской области в семье крестьянина. Татарин. Окончив 4 класса, Шарифзян работал в колхозе. После окончания семилетки уехал в Свердловск, где получил специальность дорожного мастера. В 1938 году ушел в армию. В 1940 году вернулся на родину и работал председателем сельпо. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В годы войны принимал участие в боях на Воронежском, Северо-Западном, Степном и 2-м Украинском фронтах. На фронте в 1943 году вступает в партию. Комaндир отделения комендантского взвода 14-го гвардейского воздушно-десантного полка 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 4-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта.
Гвардии старшина Казанбаев отличился 1 апреля 1944 года в бою в районе с. Чоколтяны Оргеевского района Молдавской ССР. Полк, удерживая шоссейную дорогу, отражал контратаки превосходящих сил противника. Когда положение осложнилось, начальник штаба поставил задачу его отделению спасти знамя полка. Оставшись в живых один, Казанбаев выполнил задачу: зарыл знамя в землю, а затем передал его офицеру кавалерийского подразделения. Был cмepтельно ранен.
Звание Героя Советского Союза присвоено 13 сентября 1944 года поcмepтно.
Похоронен в селе Чоколтяны Молдавской ССР. На месте гибели Ш. Г. Казанбаева установлен памятник. В родном селе герою и его погибшим землякам установлен обелиск. Именем героя названы улицы населенных пунктов района. А в средней школе в селе Сараши действует краеведческий музей имени Ш. Казанбаева.
Шарифзян Казанбаев – Герой Советского Союза.
Спасая святыню полка.
Был на исходе последний день марта 1944 года. В эту теплую весеннюю ночь гвардейский полк начал дерзкую операцию – проник в тыл фашистских войск, чтобы занять село Чоколтяны, захватить шоссе и не дать противнику возможности выйти из окружения.
Гвардейцы бесшумно миновали стыки двух вражеских полков, на рассвете вышли к шоссе и сходу уничтожили гарнизон фашистов в селе Чоколтяны.
Ничего не подозревавший противник продолжал оттягивать технику и живую силу с переднего края, спасая их от ударов стремительно наступавших советских войск. Но путь ему преградили гвардейцы.
Фашисты опомнились лишь к полудню и бросили против полка танки, бронетрaнcпортеры, автоматчиков.
Начался упopный бой за село и шоссе.
У крайней хаты залег со своим отделением гвардии старшина Шарифзян Казанбаев. Он видел, как наши артиллеристы расправлялись с вражеской техникой и живой силой. На поле боя уже горели три танка и два бронетрaнcпортера.
Вскоре с востока показалась новая колонна танков и машин противника. И вновь началась атака. Гвардейцы отбили и ее. Затем еще одну.
Через час на помощь фашистам прибыло подкрепление. На позиции полка обрушился артиллерийский огонь. Началась четвертая атака. Особенно ожесточенный бой шел у восточной окраины села. Именно сюда устремились фашисты, отходившие под ударами советских войск. Они старались любой ценой прорвать оборону гвардейцев и уйти на запад.
Артиллеристы подбили еще три “тигра” и четыре бронетрaнcпортера. Затем на наши противотанковые орудия обрушились вражеские танки. Пушки были выведены из строя.
А с востока непрерывно подходили все новые и новые фашистские подразделения.. Они сразу же развертывались для атаки и волна за волной двигались на село. На поле уже стояли десятки подбитых танков, бронетрaнcпортеров, грузовых машин, валялись сотни фашистских трупов.
Когда фашистам удалось ворваться на северную окраину села, Казанбаева вызвали в штаб. Его встретил комaндир полка гвардии майор Бикеев.
- Гвардии старшина Казанбаев, - начал комaндир, - нам нужно продержаться час-полтора. В пяти километрах отсюда находится наша кавалерийская дивизия. Она спешит нам на выручку. Положение наше не из легких. Фашистов в восемь-десять раз больше нас. Они могут вот-вот прорваться сюда. На тебя возлагаю самую ответственную задачу – спасти знамя полка. Мы все перед святыней нашей части принимали присягу на верность Родине. Я верю в тебя! Ты – коммунист и все сделаешь, чтобы спасти знамя.
Начальник штаба снял с древка гвардейское знамя и вручил его Казанбаеву.
- С тобой пойдут и знаменоносцы. Будут надежнее.
Через минуту гвардейцы уже пробирались на южную окраину села, чтобы скрытными путями выйти навстречу кавалеристам. Воины благополучно миновали виноградники, небольшой яблоневый сад, затем вошли в буковый лесок, который тянулся возле шоссе.
Однако фашисты заметили гвардейцев. Их окружил взвод немецкой пехоты. Начался неравный бой. Пятеро советских воинов бились не на жизнь, а на cмepть. Метким огнем они не давали врагу приблизиться не на метр. Разъяренные неудачей, гитлеровцы бросили против гвардейцев роту солдат и бронетрaнcпортер. Очередью из ручного пулемета Казанбаев повредил машину, а когда из нее начали выскакивать фашисты, скосил их.
Но силы гвардейцев таяли. Погиб один, затем еще двое. В живых остались только Казанбаев и рядовой Тереньтев. Шарифзяна не покидала мысль: “Как же спасти знамя?” Ему – гвардейцу, воевавшему за Белгород, Харьков, Полтаву и Кременчуг, форсировавшему Днепр, Буг, Днестр и Прут, знамя родного полка было дороже жизни.
Казанбаев долго раздумывать не стал.
- Прикрой меня огнем! – сказал он Терентьеву. – Знамя я закопаю в землю. Если погибнем – наши найдут нас и догадаются, где искать знамя.
Вскрикнул Иван Тереньтев. Автомат выпал из его рук.
Гвардии старшина остался один на один с врагом. Вот от его меткого выстрела свалился один немец, потом второй, третий… Фашисты вновь начали приближаться. И снова падали, сраженные меткими выстрелами. Казанбаева дважды ранило – в гpyдь и в левую руку, и теперь кровь обильно сочилась на свежевзрытую землю, где лежало знамя. Когда от выстрела Шарифзяна свалился четырнадцатый фашист, гвардеец получил третье ранение – в голову и потерял сознание.
Казанбаев пришел в себя в тот момент, когда по шоссе проходили автомашины и кавалерийские подразделения. Он приподнял голову и увидел всадников. По кубанкам определил, что это были казаки.
Шарифзян крикнул и замахал правой рукой: подняться он уже не мог. К нему подъехали несколько всадников. Над Казанбаевым склонился пожилой офицер.
- Тебе врача надо, старшина? – спросил он.
Шарифзян еле слышно произнес:
- Тут подо мной…знамя…
Слабеющей рукой Казанбаев сдвинул горку земли – показалось алое полотнище. Он попытался вынуть его из углубления, но рука дрогнула, пальцы разжались. Он хотел еще что-то сказать, но не смог. Через минуту силы окончательно оставили его…
В тот же день гвардейское знамя было возвращено в полк.
II. Заключительное слово учителя.
Ш. Казанбаев – единственный герой Советского Союза, которому присвоено звание Героя Советского Союза за спасение полкового Знамени. О нем написана поэма, написаны стихи поэтом-земляком Раисом Габдукаевым, есть песни о нем. В нашей школе есть стенд, посвященный герою.
- За что ему такая честь? Вспомнить ситуацию, была ли возможность у Шарифзяна остаться живым? (Слушание ответов учащихся).
- А каков его нравственный выбор? (Слушание ответов учащихся).
- Почему его поступок нравственный? (Слушание ответов учащихся).
Его поступок был совершен во имя Родины-матери, во имя России!
Минута молчания
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
24 01 2021 11:48:56
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
23 01 2021 9:56:17
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
22 01 2021 14:28:36
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
21 01 2021 0:49:23
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
20 01 2021 9:19:41

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
19 01 2021 6:17:37
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
18 01 2021 15:23:52
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
17 01 2021 10:12:48

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
16 01 2021 19:18:31
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
15 01 2021 11:39:39
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
14 01 2021 10:21:59
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
13 01 2021 4:12:37
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
12 01 2021 2:43:59
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
11 01 2021 22:40:15
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
10 01 2021 20:46:45
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
09 01 2021 14:43:12
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
08 01 2021 10:50:53
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
07 01 2021 12:11:37
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
06 01 2021 18:16:39
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
05 01 2021 5:59:17
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
04 01 2021 7:52:36
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
03 01 2021 21:11:11
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
02 01 2021 11:10:25
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
01 01 2021 10:47:21
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
31 12 2020 8:18:50
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
30 12 2020 7:55:13
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
29 12 2020 21:34:18

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
28 12 2020 1:35:28
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
27 12 2020 1:55:40
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
26 12 2020 9:25:46
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
25 12 2020 0:19:22
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
24 12 2020 7:21:13
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
23 12 2020 22:24:11
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
22 12 2020 7:12:42
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
21 12 2020 15:11:16
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
20 12 2020 3:14:20
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
19 12 2020 4:19:12
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
18 12 2020 13:51:51
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
17 12 2020 17:11:47
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
16 12 2020 17:43:34
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
15 12 2020 16:34:52
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
14 12 2020 4:29:46
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
13 12 2020 9:42:50
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
12 12 2020 1:52:26
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
11 12 2020 8:33:14
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
10 12 2020 12:10:58
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
09 12 2020 21:11:51
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
08 12 2020 12:40:46
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
07 12 2020 22:51:21
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
06 12 2020 12:29:12
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
05 12 2020 0:56:24
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
04 12 2020 14:22:39
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных
технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм
работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
03 12 2020 19:47:59
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
02 12 2020 18:19:44
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
01 12 2020 10:31:55
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
30 11 2020 3:46:41
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
29 11 2020 18:46:40
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
28 11 2020 9:12:59
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
27 11 2020 18:18:29
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
26 11 2020 23:22:45
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
25 11 2020 20:51:12
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
24 11 2020 10:49:13
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
23 11 2020 2:24:48
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
22 11 2020 17:23:10
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
21 11 2020 15:51:36
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
20 11 2020 11:15:27
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным.
...
19 11 2020 10:24:26
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
18 11 2020 8:49:58
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
17 11 2020 17:13:33
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
16 11 2020 19:41:17
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
15 11 2020 21:26:32
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
14 11 2020 4:53:13
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
13 11 2020 20:32:46

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
12 11 2020 15:48:58
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
11 11 2020 16:12:17
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
10 11 2020 15:53:16
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
09 11 2020 13:11:16
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
08 11 2020 18:24:30
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
07 11 2020 10:54:50
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
06 11 2020 14:58:17
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
05 11 2020 17:51:20
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
04 11 2020 19:56:56
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
03 11 2020 8:21:11
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
02 11 2020 15:28:34
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
01 11 2020 2:48:32
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
31 10 2020 5:13:20
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
30 10 2020 21:20:58
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
29 10 2020 1:20:37
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
28 10 2020 18:43:46
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
27 10 2020 9:40:39
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
26 10 2020 9:56:22
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
25 10 2020 18:37:17
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
24 10 2020 10:42:45

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
23 10 2020 20:19:22
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
22 10 2020 2:51:53
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
...
21 10 2020 8:51:14
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
20 10 2020 23:30:32
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
19 10 2020 0:41:47
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
18 10 2020 15:14:15
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
17 10 2020 11:45:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::