Развитие парламентаризма в России
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов.
- Развивать навыки работы с программой “PowerPoint”, Конституцией РФ.
- Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.
Оборудование: Конституция РФ, презентация Microsoft Power Point (Приложение 1)
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он посвящен развитию парламентаризма в России и представлен с использованием новых компьютерных технологий. С помощью ваших товарищей я познакомлю вас с историей и деятельностью российского парламентаризма.
(слайд 1 – название)
17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члeны Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
(слайд 2 – I Дума)
1 ученик. На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.
(слайд 3 – II Дума)
В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члeна (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фpaкцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члeны социал-демократической фpaкции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.
Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.
(слайд 4 – III Дума)
2 ученик. Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.
(слайд 5 – IV Дума)
15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.
Учитель. В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члeны Политбюро.
После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.
(слайд 6 – схема Федерального собрания)
Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.
(слайд 7 – Совет Федераций)
В статье 95 Конституции РФ записано: “В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти…” В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а приезжая в Москву - занимал кресло законодателя. В 2000 году были внесены поправки в Закон о порядке формирования Совета Федерации, теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти. Возглавляет Совет Федерации третьего созыва Председатель Палаты Миронов Сергeй Михайлович. Подтверждение полномочий Председателя произошло в марте 2007 года. Срок полномочий Миронова Сергея Михайловича истекает в марте 2012 года. В Совете Федерации работают 16 комитетов и 10 комиссий.
Задание 1. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 102.
Назовите, что относится к ведению Совета Федерации.
Цель: познакомить учащихся с полномочиями Совета Федерации
(слайд 8 – Государственная Дума)
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. До выборов 2 декабря 2007 года их избирали по одномaндатным округам и партийным спискам. Выборы в Госдуму пятого созыва прошли только по партийным спискам. В настоящее время возглавляет нижнюю палату Председатель - Грызлов Борис Вячеславович. Первый заместитель – Морозов Олег Викторович, а также 9 просто заместителей. В Государственной Думе работают 33 комитета и 1 комиссия.
Задание 2. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 103.
Назовите, что относится к ведению Государственной Думы.
Цель: познакомить учащихся с полномочиями Государственной Думы.
(слайд 9 – I Дума)
3 ученик. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила.
Задание 3. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия была представлена большинством депутатов? (“Выбор России”)
Кроме названной партии были представлены фpaкции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.
(слайд 10 – II Дума)
С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фpaкций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.
(слайд 11 – III Дума)
В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фpaкцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, “Яблоко”, Аграрная партия. Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.
(слайд 12 – IV Дума)
Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.
Задание 4. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия представлена большинством депутатов? (“Единая Россия”).
Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.
(слайд 13 – V Дума)
2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам - в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.
Учитель. Давайте познакомимся с порядком принятия законов в Государственной Думе.
(слайд 14 – Принятие законов)
Кроме работы внутри страны наша Государственная Дума занимается международной деятельностью, решая важные вопросы межгосударственного сотрудничества.
(слайд 15, 16 - Международная деятельность)
Итак, мы с вами ближе познакомились с составами различных Дум, деятельностью депутатов. Но остался, я думаю, интересный вопрос о полномочиях самих депутатов.
Задание 4. Откройте Конституции РФ на странице 26, прочитайте статьи 97 и 98.
Ответьте на вопросы, лежащие на столах.
Вопросы для обсуждения :
- Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?
- Какие права есть у депутатов Государственной Думы?
- Какие ограничения существуют для депутатов в их деятельности?
Учитель. Деятельность Государственной Думы разнообразна и плодотворна, что показывают изменения в нашей внутренней и внешней политике.
Список используемой литературы.
- Конституция РФ. М. Проспект.1999.
- История России XX век. М. ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 г.
- История России XX век. Школьный словарь-справочник. М.ООО Астрель АСТ.2002 г.
- Энциклопедия для детей .Т.5. История России и её ближайших соседей. XX век. М. Аванта +. 2002 г.
- Российская Федерация сегодня. №3. 2004 г.
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
27 03 2024 8:24:21
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
26 03 2024 14:21:30
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
25 03 2024 8:33:10
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
24 03 2024 18:41:30
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
23 03 2024 15:57:54
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
22 03 2024 8:33:23
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
21 03 2024 6:18:15
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
20 03 2024 17:33:14
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
19 03 2024 22:24:36
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
18 03 2024 18:10:27
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
17 03 2024 3:13:22
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...
16 03 2024 19:48:40
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
15 03 2024 18:38:40
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
14 03 2024 1:12:43
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
13 03 2024 17:41:48
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
12 03 2024 23:23:23
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
11 03 2024 14:31:17
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
10 03 2024 0:34:17
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
09 03 2024 2:31:56
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
08 03 2024 15:25:25
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
07 03 2024 23:54:49
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
06 03 2024 14:43:58
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
05 03 2024 6:49:18
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
04 03 2024 5:44:27
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
03 03 2024 2:45:40
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
02 03 2024 4:23:59
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
01 03 2024 21:45:35
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
29 02 2024 7:59:17
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
28 02 2024 3:41:40
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
27 02 2024 9:14:11
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
26 02 2024 14:48:24
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
25 02 2024 2:24:50
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
24 02 2024 19:17:33
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
23 02 2024 7:42:50
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
22 02 2024 10:41:56
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
21 02 2024 16:57:31
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
20 02 2024 13:55:33
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
19 02 2024 9:46:21
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
18 02 2024 6:44:38
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
17 02 2024 3:47:47
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
16 02 2024 9:35:32
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
15 02 2024 9:42:24
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
14 02 2024 9:51:41
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
13 02 2024 21:46:59
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
12 02 2024 23:17:35
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
11 02 2024 6:39:56
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
10 02 2024 3:48:33
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
09 02 2024 10:40:44
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
08 02 2024 2:35:34
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
07 02 2024 3:26:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::