Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира

Основная цель образования –
сделать ученика вопрошающим
и способным к анализу.
Паоло Фрейре
Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации.
Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций:
- во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
- во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.
Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом прострaнcтве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений.
При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач:
- совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспopно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
- осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
- помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).
Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.
На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований.
Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного хаpaктера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение.
На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной хаpaктеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем.
Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д.
Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе.
I.
По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен):
Страна, местоположение |
Главные города |
Главные водные артерии |
Годы (века) наивысшего подъема |
Правители в эпоху подъема |
Цивилизационные открытия, достижения |
Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) | Фивы, Мемфис | Река Нил | 1500 г. до н.э. | Фараон Тутмос | Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.) |
Вавилон (Двуречье) | Вавилон, Ур, Урук, Лагаш | Реки Тигр, Евфрат | 1792-1750 г. до н.э. | Царь Хаммурапи | Свод законов, клинопись |
Финикия (восточное побережье Средиземного моря) | Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген | Средиземное море | IX век до н.э. | Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска | |
Израиль | Иерусалим | Река Иордан | X век до н.э. | Царь Давид, царь Соломон | Единобожие, Скрижали (10 заповедей) |
Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) | Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) | Река Тигр | VIII-VII до н.э. | Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал | Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие |
Персия | Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра) | VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. | Царь Кир Великий, царь Дарий Первый | Царская дорога | |
Древняя Индия (Южная Азия) | Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх | Реки Инд и Ганг | III век до н.э. | Царь Ашока | Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм. |
Древний Китай | Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша | Реки Хуанхэ, Янцзы | III век до н.э., 221г. до н.э. | Правитель Цинь Шихуан | Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена. |
В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель.
II.
Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу:
СТРАНА |
ФИНИКИЯ |
ГРЕЦИЯ |
ЧТО побудило к основанию колоний? | Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. | Население быстро росло, а страна была
бедной: хлеба не хватало. В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. |
ГДЕ образовывали колонии? | На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. | На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. |
КОГДА были основаны первые колонии? | В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. | В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. |
В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”.
III.
В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты.
Линии сравнения |
Афинская демократия |
Римская республика |
1. Дата установления | 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. | 509 г.до н.э.- установление республики. |
2. Запрет долгового рабства | 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени paбами были только чужеземцы. | 326 г. до н.э. |
3. Важные должности | Стратег – должность главнокомaндующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. | Консулы – 2 правителя сроком на один
год. Оба консула обладали равной властью. Они
проводили набор в войско, созывали Народное
собрание, могли предлагать новые законы. Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето. |
4.Способ голосования за главные должности | Открытое голосование (с помощью поднятия рук) | Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину) |
5.Центры проведения народных собраний, выборов. | Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). | Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов. |
6. Оплата должностей | За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. | В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. |
7. Построение войска для защиты своего государства. | Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. | Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов. |
8. Функции народного собрания | Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. | Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разpaбатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились члeнами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения. |
В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели.
IV.
При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу:
Линии сравнения |
Эпоха Траяна |
Правление Нерона |
1. Даты правления | 98-117 гг. н.э. | 37-68 гг.н.э. |
2. Полководческий талант | Выдающийся полководец. Начал служить простым легионером, участвовал во многих войнах, великолепно владел оружием, всегда шел впереди войска. | Не обладал полководческим талантом, единственно к чему стремился – укрепить свою единоличную власть. |
3. Размеры территории Рима. | Траян расширил границы империи, включив в нее Дакию, Аравию, Месопотамию вплоть до Персидского царства. | Границы остались в прежних пределах. |
4.Отношение к законам Рима. | Траян запретил казни по ложным доносам, прекратил преследование за неосторожное слово. Прекращаются злоупотрeбления наместников провинций. | Полное неуважение к закону. Нерон развязал террор против своего народа. Доказательство этому – убийство четырехсот рабов и убийство собственной матери. При нем изымались богатства из храмов, солдатам задерживали жалованье. |
5. Город Рим при правителе | Траян вел большое строительство в Риме и провинциях, была перестроена главная площадь, получившая название Форум Траяна. | По мнению некоторых историков, Нерон стал инициатором пожара в Риме. Ему были ненавистны старые дома и узкие кривые переулки. В пожаре он обвинил христиан. |
6. Отношение к христианам | Христиан не поддерживал, но особой жестокостью к ним не отличался. | Крайне враждебно относился к христианской вере и христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. |
7. Личные качества | Был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не завидовал, уважал и возвышал всех достойных людей без исключения. | Это был “актер на императорском троне”. Он увлекался театром, сам играл в некоторых пьесах. Любил кровавые зрелища. Нерон – самая зловещая фигура среди императоров Рима. |
V.
Задания сравнительного хаpaктера способствуют усвоению исторических понятий и терминов. Для закрепления понятий “реформа”, “реформатор” учащимся предлагается сравнить земельные реформы в Древней Греции и Древнем Риме по следующим параметрам:
Вопросы для сравнения | Земельная реформа в Древней Греции | Земельная реформа в Древнем Риме |
1. Время проведения реформ | 594 г. до н. э. | 133 г. до н.э. |
2. Реформатор | Архонт Солон | Братья Тиберий и Гай Гpaкхи |
3. Главное требование | Отмена долгового рабства | Произвести передел земли |
4. Итоги реформы | Проведена отмена долгового рабства. С этого времени paбами были только чужеземцы. | Согласно земельного закона земля бесплатно раздавалась бедным гражданам. Ни одна семья не должна была пользоваться более чем 1000 югеров земли. |
VI.
Очень увлекательным для детей представляются задания на проведение исторических параллелей: сравнение событий истории Древнего мира с современностью. При проведении занятия “Гори, Олимпийский огонь!” учащиеся сравнивали Олимпийские игры Древней Греции с современными соревнованиями. Проведенное исследование было представлено в табличном варианте, проиллюстрировано и размещено на стенде:
Вопросы для сравнения | Олимпийские игры в Древней Греции |
Современные Олимпийские игры |
1. Чем являлись Олимпийские игры? | Общегреческие мужские празднества - состязания в честь бога Зевса. | Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. |
2. Атрибуты Олимпийских игр. | - Жертвоприношения богам, - олимпийские клятвы спортсменов и судей, - олимпийский огонь в священном алтаре. |
- олимпийский флаг – белое полотнище с
олимпийским символом, - олимпийский огонь (с 1936г.), - олимпийский девиз (с 1920г.) входит в эмблему, на латинском “Быстрее, выше, сильнее”. |
3. Периодичность проведения Олимпийских игр. | Один раз в четыре года | Один раз в четыре года |
4. Состав участников | Мужчины из полисов Греции | Спортсмены (мужчины и женщины) разных стран пяти континентов |
5. Длительность Олимпийских игр | 5 дней | Летние игры – 16 дней, Зимние игры – 10 дней |
6. Олимпийские виды спорта. | Пятиборье (бег, прыжки в длину, метание
копья, метание диска, борьба). Особо чтили
победителя в беге на дистанцию – стадию. Ему
позволялось зажечь Олимпийский огонь в
священном алтаре. От слова “стадия” происходит
название современных спортивных сооружений –
стадионов; кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. |
Решением Международного олимпийского
комитета включены: современное пятиборье (бег, стрельба, фехтование, плавание, верховая езда); борьба, дзюдо, бокс; легкая атлетика, гимнастика, синхронное плавание, грeбля на байдарках и каноэ; игровые виды спорта (хоккей, футбол, теннис и др.); биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина. |
7. Награды для победителей. | Венки из ветвей оливы. | Комплекты медалей – золотых, серебряных, бронзовых. |
Представленная работа является результатом обобщения многолетней педагогической пpaктики, поиска оптимальных решений проблемы повышения мотивации к истории и формирования умений анализа текстового материала. Думается, что именно компаративный метод является результативным в решении этих задач.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
16 01 2021 22:30:37
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
15 01 2021 17:33:15
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
14 01 2021 6:43:56
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
13 01 2021 1:13:51
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
12 01 2021 2:31:19
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
11 01 2021 12:20:29
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
10 01 2021 2:55:23

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
09 01 2021 23:13:21
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
08 01 2021 16:42:23
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
07 01 2021 20:12:58
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
06 01 2021 6:51:55
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
05 01 2021 23:35:51
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
04 01 2021 17:32:15
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
03 01 2021 5:49:28
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
02 01 2021 6:13:21
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
01 01 2021 20:26:41
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
31 12 2020 16:20:46
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
30 12 2020 23:47:39
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
29 12 2020 6:48:34
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
28 12 2020 10:39:37
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
27 12 2020 8:49:21
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
26 12 2020 2:46:32
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
25 12 2020 1:55:25
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
24 12 2020 9:55:18
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
23 12 2020 14:26:39
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
22 12 2020 8:38:20

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
21 12 2020 6:42:39

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
20 12 2020 22:18:40

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
19 12 2020 9:17:23
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
18 12 2020 3:37:30
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
17 12 2020 12:31:27
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
16 12 2020 22:50:57
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
15 12 2020 2:42:59
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
14 12 2020 16:24:27
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
13 12 2020 2:13:18
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
12 12 2020 23:26:47
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
11 12 2020 15:41:59
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
10 12 2020 16:36:21

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
09 12 2020 20:59:54
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
08 12 2020 2:37:37
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
07 12 2020 22:11:34
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
06 12 2020 23:17:46
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
05 12 2020 18:57:37
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
04 12 2020 23:52:15
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
03 12 2020 22:36:53
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
02 12 2020 7:34:57
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
01 12 2020 20:59:40
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
30 11 2020 12:40:25
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
29 11 2020 22:30:32
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
28 11 2020 7:50:27
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
27 11 2020 16:27:33
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
26 11 2020 10:18:14
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
25 11 2020 5:39:48
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
24 11 2020 13:16:23
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
23 11 2020 23:40:52
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
22 11 2020 17:43:57
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
21 11 2020 11:57:36
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
20 11 2020 12:41:58
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
19 11 2020 8:42:59
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
18 11 2020 9:23:16
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
...
17 11 2020 23:59:44
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
16 11 2020 20:30:20
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития".
...
15 11 2020 16:51:49
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
14 11 2020 2:59:17
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
13 11 2020 3:51:59
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
12 11 2020 19:45:25
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
11 11 2020 16:47:13

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
10 11 2020 6:33:18
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
09 11 2020 5:34:17
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
08 11 2020 15:41:21
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
07 11 2020 2:39:55
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
06 11 2020 10:41:25
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
05 11 2020 10:58:56
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
04 11 2020 3:25:26
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
03 11 2020 3:58:20
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
02 11 2020 20:17:41
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
01 11 2020 4:21:37
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
31 10 2020 11:38:22
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
30 10 2020 22:51:14
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
29 10 2020 6:35:36
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
28 10 2020 19:24:18
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
27 10 2020 7:17:46
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
26 10 2020 18:27:10
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
25 10 2020 13:52:17
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
24 10 2020 6:56:57
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
23 10 2020 22:36:24
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
22 10 2020 10:39:14
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
21 10 2020 19:35:14
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
20 10 2020 21:18:14
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
19 10 2020 18:57:10
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
18 10 2020 12:47:47
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
17 10 2020 12:46:49
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
16 10 2020 19:53:35
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
15 10 2020 13:39:49
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
14 10 2020 1:34:14
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
13 10 2020 23:55:20
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
12 10 2020 11:47:36
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
11 10 2020 17:13:38
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
10 10 2020 15:31:49
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
09 10 2020 2:58:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::