Военные походы фараонов

5 КЛАСС. УЧЕБНИК Уколова В.И.. Маринович Л.П.История Древнего мира. – М.: Московский учебник, 2007.
Комплексная дидактическая цель (КДЦ):
- создать условия для развития умения осмысливать исторические документы, исторические факты и явления;
- способствовать развитию навыков участия и дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции;
- с помощью документа приобщить учащихся к культурному наследию прошлого,
- способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности, развитой личности.
Форма урока:
- изучение нового материала с использованием исторического документа, научно-популярных статей, легенд;
- работа с контурной картой;
- работа с таблицей;
- закрепление материала в виде проверочной работы.
Ход урока
(продолжительность урока 45 минут)
Определение целей
А знание (стандарт) – даты, события, направления.
Б понимание – причины и цели военных походов египетских фараонов.
В – обобщение – взаимосвязь, причинно-следственные связи между войнами, которые вел Египет и структурой государственной власти, особенностями экономики и системы управления страной.
Урок начинается с раздачи на парты текстового материала.
“Повести о Синухете” в пересказе А.И.Немировского.
“Меня зовут Синухет. Был я управителем царских владений, слугой царского гарема, правителем в землях бедуинов. Я сопровождал старшего сына Аменемхета и его наследника Сенусерта, ведшего войско к границам с кочевниками. Ночью во время привала я заметил, что Сенусерт, божественный сокол, удаляется вместе со своей свитой из лагеря. Ни я, никто другой в войске не знал, куда он торопится. И вот злой дух, имя которому Любопытство, толкнул меня к шатру, откуда доносились голоса, и я, никем не видимый, услышал, что божественный лик Аменемхета скрылся за горизонтом, что владыка обоих земель вознесся на небеса и соединился с Солнцем.
Смятение овладело моим сердцем. Опустились руки мои. Дрожь охватила меня с ног до головы. Понял я, что в столицу готова вступить смута, несущая гибель великим и малым.
Прыжками удалился я от шатра и спрятался в кустах, чтобы меня не видели с освященной луной дороги. Несколько раз в ту или другую сторону пробегали воины. Когда все стихло тронулся в путь. Достигнув Хапи, переправился на лодке без весел: ее погнал западный ветер. Вскоре я оказался у каменоломен, близ Красной горы. Оттуда прошел к стене, защищающей страну от бедуинов. Я прополз мимо нее в кустах, чтобы меня не заметила стража. У Великого Черного озера с горькой соленой водой меня охватила жажда, На губах стучал песок. Я подумал: “Это вкус cмepти!”.
Но послышался нестройный шум стада. Бедуины дали мне воды. Переходя из станы в страну, достиг я владений Амуненши. Он сказал бы “Оставайся! Хорошо тебе будет у меня”. И я поверил ему. Но уходят силы. Страшно умереть на чужбине...”
Так же учитель может дать учащимся дополнительную информацию, что упомянутое в документе Великое Черное озеро, скорее всего Мертвое море, которое находится также на северо-востоке от Египта.
После ознакомления с текстом, которое может быть как чтением вслух, так и чтением индивидуальным, в зависимости от подготовленности класса, учащимся предложены
Вопросы: ориентируясь по карте “Древний Египет”, определите, в какие стороны света могли направлять своих воинов египетские фараоны? Кто стоял во главе египетского войска, когда оно отправлялось в поход?
Свободный пересказ современных авторов битвы при Кадеше 1296 г. до н.э.
Большаков В.Д., Сущевский Н.К. “Герой и общество в Древнем Египте”. “Битва при Кадеше”.
“Слушайте меня! Я У, сын Небамона, копейщик воинства Сета, поведаю, что случилось у Кадеше, где я впервые предстал перед лицом Его Величества, царя Верхнего и Нижнего Египта Рамсеса, да будет он жив, здрав и невредим... Девятого числа месяца Жатвы мы вышли четырьмя воинствами из крепости Пути Хора, что на границе с пустыней. Первым шло воинство Амона. За ним воинство Ра. Потом воинство Пта. Последним двигалось воинство Сета. Колесницы катились левее нас по берегу моря, а за колесницами шагали шарданы, белолицые чужеземцы на царской службе, и несли за спиною обитые медью щиты.. На утро 29 дня с того часа, как была покинута крепость Пути Хора, нам было предложено остановиться на привал... И в это мгновение я увидел у кустов за дорогой человеческую голову...Пока мы вели пленника, послышались труба подъема и шум войска...
.. И увидели, что из-за белокаменных стен Кадеша выкатились колесницы, шагали копейщики и стрелки из лука во множестве, подобно песку. И поняли мы, что владыка Верхнего и Нижнего Египта, возлюбленный Амоном Рамсес, да живет он вечно, окружен вместе со своими телохранителями и слугами. И в том же окружении оказались мы ...объятые страхом бежали...хранитель царского опахала, шарданы и носители знамени Ипуки...воины бросали копья, луки и дротики, шлемы и мечи... Тогда обратил ко мне Его Величество свой перст и сказал: Быстрее приведи мне моего коня, привязанного у шатра.
Я бросился исполнять приказание.. .И только конь был подведен, как Его Величество вскочил нра коня и погнал его вскачь.. .Мы возвращались той же дорогой, которой шли к Кадешу. Но она была пустой. И никто не встречался нам на пути...”
Далее приводится еще один отрывок из статьи современных авторов: “.. .армия не была профессиональной, в ней нет кодекса чести, главное для воина -грабеж, что показали солдаты сотника Камоса. У воино нет годости освободителей родины, главное для них - награды (даже пленные - это всего лишь плата за работу).В нее набирают крестьян, каждого 10-го юношу о деревни. Герой для такого общества опасен, так как он нарушает равновесие общества.. .Битва при Кадеше была увековечена как памятник гению и доблести фараона. Была воздвигнута стела, на которой описываись подвиги фараона в битве при Кадеше...”
Вопрос: выберите правильный вариант - войско фараона набиралось следующим образом:
а) каждая семья давала по воину;
б) брали всех желающих;
в) призывали каждого 10-ого юношу;
г) призывали все мужское население в возрасте от 15 до 40 лет.
Вопрос: используя текст и собственное воображение, заполните таблицу:
копья | щиты | мечи | дротики | колесницы | луки и стрелы | шлемы | |
Легковооруженная пехота | |||||||
Тяжеловооруженная пехота | |||||||
Колесничие |
Рассказ древнеегипетского летописца о походе Тутмоса Ш против Мегиддо.
“На пути войск фараона лежали горы. Вельможи предостерегали: к крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход. Но Тутмос решил проявить мужество и сказал: “Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов”. Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже. Они срывали с убитых и раненых пояса с золотыми пряжками и кинжалы в серебряной оправе. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после 7 месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и, разорив его, вернулись в Египет с огромной добычей”.
Вопросы: Как, вы считаете, какова была главная цель походов фараонов? Как вы считаете, кто мог обладать колесницами? Мог ли простой воин стать владельцем колесницы?
В качестве ознакомления учащихся не только с историческими документами, но и легендами, касающимися военных походов, можно предложить вниманию учащихся “Предание о Роге Тутанхомона”.
Известно, что фараон умер Тутанхомон в возрасте 19 лет. Он не успел совершить ни одного подвига, ни одного военного похода. На военном роге, найденном археологом Дж.Картером в его гробнице, есть надпись: “Подуйте и придет войско великое, и война начнется” Эта надпись символизировала собой постоянную готовность египетских фараонов к военным действиям. Даже тот, кто за свою жизнь не совершил ни одного военного подвига, из тьмы веков грозит своим соперникам войной.
Считается, что Картер, найдя и вскрыв гробницу Тутанхомона действительно подул в Рог и спустя несколько месяцев на землю Африки пришла война - войска итальянского дуче Б.Муссолини оккупировали Эфиопию. Согласно тому же преданию, в следующий раз в Рог подули посетители Каирского музея в сентябре 193 9 года - началась Вторая Мировая война.
Задавать по данной легенде конкретные вопросы является не целесообразным. Вместо этого можно вызвать учащихся на дискуссию о правдивости данного предания, его подлинности. По моему мнению, подлобные небольшие отступления пробуждают у учащимся еще больший интерес к предмету. В том числе к историческому документу, который кажется многим сухим, непонятным Естественно, что такая сложная и кропотливая работ, как работа с документами, не может не вызвать трудностей у учащихся. Тем более, что это ученики 5 класса, которые совсем недавно стали заниматься изучением исторической науки.
Поэтому количество, содержание, методика общения с документом зависит от:
- уровня подготовленности учащихся;
- целей урока, поставленных учителем в каждом конкретном классе, ориентируясь на уровень его подготовленности;
- самого содержания урока.
Рассматривая документы, учащиеся смогли ответить на ряд важных вопросов. Однако многие вопросы остались неосвященными. Для решения их учащимися необходима домашняя работа, как по учебнику, так и по контурной карте и, если это пpaктикуется в конкретном классе, по рабочей тетради.
Если позволяет время на уроке целесообразно провести небольшую самостоятельную работу на закрепление пройденного материла.
Если время на уроке исчерпано, с подобной самостоятельной работы можно начать следующий урок.
Учащимся предлагается опрос в виде детской игры “Морской бой”. Предварительно учитель объясняет, как следует заполнять таблицу - номер вопроса записан над таблицей по горизонтали, возможные ответы по вертикали, при нахождении правильного варианта ответа, напротив него в клеточке с номером вопроса ставится крестик или любой другой знак.
Вопросы:
1. Так древние египтяне называли реку Нил.
2. Что составляло основную ударную силу войска древнего Египта?
3.Как звали фараона, который одержал победу над войском Хеттского царства при Кадеше?
4. Как звали фараона, который совершил множество походов в Азию, раздвинув границы Египта до реки Евфрат?
5. Именно они составляли основные пехотные части египетского войска.
6. Какая естественная преграда ограждала Египет с юга и запада?
7. Их называли “живыми убитыми”
8. Кто стоял во главе армии древнего Египта
9.Именно они покровительствовали египетской армии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Тутмос | |||||||||
крестьяне | |||||||||
Рамзес | |||||||||
Раб | |||||||||
Пустыня | |||||||||
Хапи | |||||||||
Боги | |||||||||
Фараон | |||||||||
Колесницы |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
26 01 2021 22:24:41
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
25 01 2021 22:54:38
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
24 01 2021 17:50:29
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
23 01 2021 6:58:58
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
22 01 2021 8:27:13
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
21 01 2021 1:49:59
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
20 01 2021 18:49:56
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
19 01 2021 14:23:41
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
18 01 2021 10:20:52
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
17 01 2021 9:24:26
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
16 01 2021 17:53:50
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
15 01 2021 18:21:45
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
14 01 2021 18:50:25
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
13 01 2021 23:17:48
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
12 01 2021 15:34:49
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
11 01 2021 12:18:28
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
10 01 2021 7:56:35
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
09 01 2021 19:42:40
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
08 01 2021 0:37:42
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
07 01 2021 14:42:30
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
06 01 2021 8:16:50
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
05 01 2021 15:13:42
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
04 01 2021 10:13:12
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
03 01 2021 23:36:55
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
02 01 2021 13:12:21
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
01 01 2021 6:41:44
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
31 12 2020 8:24:32
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
30 12 2020 1:14:34
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
29 12 2020 16:11:54
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
28 12 2020 1:32:56
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
27 12 2020 10:39:44
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
26 12 2020 11:55:34
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
25 12 2020 17:25:29
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
24 12 2020 17:49:41
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
23 12 2020 6:20:12

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
22 12 2020 22:32:43
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
21 12 2020 22:26:15
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
20 12 2020 0:28:30
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
19 12 2020 18:48:53
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
18 12 2020 16:10:45
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
17 12 2020 23:21:36
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
16 12 2020 17:47:11
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
15 12 2020 2:28:35
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
14 12 2020 6:49:51
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
13 12 2020 1:35:46
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
12 12 2020 12:26:49
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
11 12 2020 9:50:49
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
10 12 2020 18:47:42
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
09 12 2020 18:37:32
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
08 12 2020 22:32:28
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
07 12 2020 2:15:35
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
06 12 2020 6:42:17
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
05 12 2020 12:11:55

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
04 12 2020 7:20:20

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
03 12 2020 23:49:41
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
02 12 2020 5:18:59
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
01 12 2020 19:28:29
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
30 11 2020 16:41:59
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
29 11 2020 3:37:16
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
28 11 2020 11:43:19

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
27 11 2020 11:19:46
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
26 11 2020 3:36:22
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
25 11 2020 18:20:42
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
24 11 2020 1:22:15
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
23 11 2020 3:52:20
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
22 11 2020 15:27:15
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
21 11 2020 8:17:29
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
20 11 2020 20:23:57
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
19 11 2020 23:53:20
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
18 11 2020 23:11:26
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
17 11 2020 20:26:23
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
16 11 2020 23:54:35
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
15 11 2020 3:28:18

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
14 11 2020 21:32:44

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
13 11 2020 22:46:57
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
12 11 2020 3:13:41
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
11 11 2020 9:34:28
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
10 11 2020 9:37:51
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
09 11 2020 22:15:36
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
08 11 2020 20:32:15
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
07 11 2020 23:50:11
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
06 11 2020 1:55:28
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
05 11 2020 7:18:23
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
04 11 2020 23:45:21
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История".
...
03 11 2020 19:54:15
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
02 11 2020 22:39:26
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
01 11 2020 1:55:11
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
31 10 2020 10:34:40
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
30 10 2020 15:21:56
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
29 10 2020 20:20:41
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
28 10 2020 13:16:44
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
27 10 2020 19:36:17
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
26 10 2020 17:48:27
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
25 10 2020 0:41:13
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
24 10 2020 19:50:18
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
23 10 2020 6:55:45
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
22 10 2020 16:40:22
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
21 10 2020 14:36:45
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
20 10 2020 0:47:18
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
19 10 2020 9:25:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::