Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"
Пояснительная записка
Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала.
Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм.
Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий.
Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью.
Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое.
Право, в конечном итоге, законодательное
закрепление позитивных и негативных норм
поведения.
Нравственные начала закреплялись в праве:
уважение личности, ниспровержение рабства,
крепостничества, равноправие для всех.
Правовая система требует известного смягчения в
применении к жизни. В судебных решениях часто
отвлеченная правда закона смягчается действием
милости по отношению к конкретным случаям.
Особенно ярко это проявляется в отношении
несовершеннолетних.
В условиях формирования правового государства
одной из главных проблем является воспитание
гражданина, способного понимать, что порядок
может быть основан на праве.
Но воспитание правового сознания должно
начинаться с усвоения нравственных ценностей и
норм в семье, школе, общении со сверстниками.
Усвоение норм морали и нравственности
происходит, по существу, на всех уроках
школьной программы. Это, так называемое,
обыденное правосознание. Задача учителя права
или преподавателя элективных курсов по праву
состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного
сознания до теоретического, и затем в
определенных случаях, посредством профильного
обучения, ввести в сферу профессионального
уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания
права в школе, М., 2004.)
Цели:
- показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
- правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
- право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
- донести до юных граждан, что профессия юриста – мopaльна.
Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов.
Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов,
изучающих право и обществознание. Кроме того, он
может быть использован для проведения
факультативных занятий в 8 классе.
Предполагаемый ЭК предусматривает различные
формы занятий: учебные лекции, дискуссии,
коллективное обсуждение вопросов, подготовка
сообщений.
Программа сориентирована на активную
самостоятельную работу учащихся, что
способствует формированию умений и навыков,
необходимых для продолжения образования в вузах,
а также для успешной адаптации в современном
обществе.
Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс
за 14 часов, 17 часов.
Занятия 1–7 можно использовать как
самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7
кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу
истории – 6, 7, 8 классы.
Содержание курса:
Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа)
Лекция знакомит с данными понятиями.
Первые правила поведения – религиозные.
Учащимся предлагается работа с Библейскими
заповедями. На обсуждение выносится
вопрос:»Почему сохранились обычаи?».
Домашнее задание: составить синквейн «Мораль».
Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)
Как возникло право. Первые законы древнейших
государств мира. Общее и различное между
понятиями.
Учащиеся работают с фрагментами законов
шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя
ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.
Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним:
1. Из какого закона ваш фрагмент?
2. Назовите страну, где действовал этот закон.
3. Дайте краткую хаpaктеристику наказаний.
4. Самый строгий закон.
5. Возможно ли говорить о нормах морали и
нравственности в данных законах?
Домашнее задание: составить синквейн «Закон».
Занятие № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа)
Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе: «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?»
Домострой
Форма урока: лабараторно-пpaктическое занятие.
Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, хаpaктерных для XVI столетия.
Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно.
Вопросы для анализа: | Результат работы |
1. Каково место церкви в жизни русского человека? | |
2. Каковы взгляды на природу царской власти? | |
3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя» | |
4. Семейные отношения | |
5. Отношение к слугам | |
6. Уровень хозяйства России | |
7. Православные обряды |
Дополнительные вопросы:
1. Почему «Домострой» является ценным
историческим источником для изучения целой
эпохи развития русского общества?
2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня?
3. В чем разница между современным понятием
«домострой» и тем смыслом, который вкладывали в
него наши предки?
«Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе.
Цель:
- Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
- Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на мopaльной основе.
- Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.
Вопросы для обсуждения:
Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что
дало ему право написать его? Можно ли Поучение
назвать исповедью?
В это время в Киевской Руси определились
представления о нравственном княжеском идеале с
точки зрения христианских требований. Как
раскрывает поучение этические обязанности
князя:
– долг перед отечеством
– народом
– своей дружиной
– церковью
– семьей
– братьями-князьями
В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном
состоянии духа. Какими тремя добрыми делами
избавляется человек от врагов и побеждает их.
Найдите эти слова в тексте.
Выделите княжеские и общечеловеческие
хаpaктеристики князя.
Какие идеи Поучения актуальны сегодня?
Определите жанр Поучения.
Какое наставление могут написать ваши родители
вам?
Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок?
Оставил ли он след в ваших сердцах?
Выразите свое отношение к князю.
Юности честное зерцало
Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.
Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу?
Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)
Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам:
Таблица: «Русская правда»
Выводы | Законы русские |
1. В судебнике сохранились традиции родовой мести. | |
2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных | |
3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство | |
4. Законы запрещают частную собственность (какую) | |
5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия) | |
6 Феодальной вотчине противостоит сельская община | |
7. Выводы |
Домашнее задание: выделить нормы морали в данном документе.
Занятие № 5. Право русского централизованного государства. (1 час)
Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном
уложении».
Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в
данных документах.
Учитывались ли обычаи и традиции в данных
документах? Краткое знакомство с фрагментами
«Соборного уложения».
Занятие № 6. Право Российской империи. (2 часа)
Свод законов Российской империи(1832). Судебная
реформа (1864).
В качестве обсуждения предлагается вопрос:
«Присяжные заседатели «за» и «против»».
Домашнее задание: нормы морали в законах Российской империи.
Занятие № 7. Обобщение материала по темам № 1–6. (1 час)
Составление смыслового плана: «Отражение норм морали в правовых документах» (Имеются в виду документы, рассмотренные на прошедших занятиях)
Занятие № 8. Отражение норм морали в Конституции РФ. (2 часа)
Сообщение или лекция учителя о первых Конституциях страны и зарубежных стран. Большая часть занятия посвящена работе с документом. Возможно, уместно остановиться на главе № 2.Учащиеся должны осознавать, что Конституционные нормы закреплены в правовых документах, принятых в дальнейшем.
Домашнее задание: Какие статьи я бы добавил в основной закон страны?
Занятие № 9. Отражение норм морали в УК РФ. (2 часа)
На занятии обратить внимание учащихся на
статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41.
Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели
наказаний?», «Деяния, не являющиеся
преступлением», «Cмepтная казнь – «за» и
«против»».
Домашнее задание: как проблема досуга влияет на преступления.
Занятие № 10. Отражение норм морали в Семейном кодексе. (2 часа)
Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас семья современному человеку. Доверие или брачный контpaкт. Работа с документом. Кратко, используя ПОПС-формулу, выразить отношение к семье. Составить свой семейный кодекс.
Занятие № 11. Отражение норм морали в трудовом праве. (2 часа)
Несовершеннолетние в системе правовых
отношений. Работа с документом. Обратить
внимание на статьи, касающиеся
несовершеннолетних. Пpaктическая работа по
вопросам, составленных преподавателем.
Используя знания, полученные на занятиях,
составить трудовой договор на готовом бланке.
Занятие № 12. Отражение норм морали в ГК РФ. (2 часа)
Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с
документом.
Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК.
Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы
морали и нравственности, отразить в схеме и далее
указать соответствующие законы, где они нашли
отражение. Возможно, каждый составит свой
кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую
схему.
Занятие № 13. Отражение норм морали в других правовых документах. (2 часа)
Лекция со «стопами». Составление тезисов.
Занятие № 14. Заключительное занятие. (1 час)
Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».
Домашнее задание: кратко изложить свои взгляды на данный курс
Анкета:
«Дело»
А. получил прочные знания
Б. Усвоил материал частично.
В. Мало понял. Необходимо еще поработать.
«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?
А. Со всеми заданиями справился
Б. Допустил ошибки
В. Не справился.
«Мы»: Как работала группа?
А. Совместно разбирали задания.
Б. Не все активно участвовали в обсуждении.
В. Работа была неинтересная.
Мои пожелания учителю:
Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)
Литература:
1. Детская библия.
2. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний:
Методическое пособие, – М., 2004.
3. Набатова Н.Г. Конспекты уроков для
учителя истории 6–7 кл., – М., 2004.
4. Конституция РФ.
5. УК РФ
6. Семейный кодекс.
7. Трудовой кодекс.
8. Гражданский кодекс.
9. Морозова С.А. Методика преподавания права
в школе, – М., 2004.
Приложение
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
28 03 2024 15:23:18
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
27 03 2024 3:20:33
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
26 03 2024 15:54:34
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
25 03 2024 14:13:12
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
24 03 2024 3:29:41
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
23 03 2024 4:55:53
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
22 03 2024 19:15:54
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
21 03 2024 4:57:52
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
20 03 2024 22:22:32
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
19 03 2024 14:40:28
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
18 03 2024 8:40:20
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
17 03 2024 5:34:28
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
16 03 2024 1:51:41
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
15 03 2024 21:18:51
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
14 03 2024 6:18:22
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
13 03 2024 14:29:32
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
12 03 2024 7:55:48
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
11 03 2024 4:58:17
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
10 03 2024 14:25:16
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
09 03 2024 5:34:54
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
08 03 2024 16:15:38
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
07 03 2024 2:49:10
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
06 03 2024 21:40:34
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
05 03 2024 15:44:26
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
04 03 2024 9:24:58
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
03 03 2024 9:50:16
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
02 03 2024 1:49:23
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
01 03 2024 9:19:19
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
29 02 2024 9:19:46
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
28 02 2024 15:44:30
В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
27 02 2024 18:37:41
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
26 02 2024 0:55:11
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
25 02 2024 13:39:52
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
24 02 2024 23:50:44
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
23 02 2024 4:14:20
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
22 02 2024 11:27:13
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
20 02 2024 19:51:18
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
19 02 2024 4:26:58
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
18 02 2024 17:46:13
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
17 02 2024 5:45:12
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
16 02 2024 19:12:49
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
15 02 2024 12:46:14
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
14 02 2024 23:59:59
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
13 02 2024 8:26:31
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
12 02 2024 15:16:43
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
11 02 2024 11:19:34
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
10 02 2024 17:41:56
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
09 02 2024 2:32:34
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
08 02 2024 0:53:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::