Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс
Цель: развитие духовно-эмоциональной сферы через присоединение к социокультурным духовным ценностям, познание истории родного края.
Задачи:
- Обучающие: познакомить с жизнью святых людей, живших на Земле Русской; познакомить с жизнью Святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
- Развивающие: развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установление причинно – следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края.
- Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Ход урока
I. Организационный этап
– Начнем урок с добрых пожеланий друг другу (все дети становятся в круг, за руки, хором произносят.
“Я желаю тебе сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.
Учитель:
“Если вам будет трудно,
Я вам помогу”.
II. Ориентировочно – мотивационный этап
– А сейчас прочитаем эпиграф к нашему предстоящему занятию:
“ Мы стороне своей родной
Любовью светлою обязаны.
И наши судьбы с нею связаны
Как села связаны тропою”.
– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем занятии?
– Вслушайтесь в слово “Родина”. Что можно сказать об этом слове?
(Предполагаемые ответы детей).
– Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью. Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как она прекрасна, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски. По крайней мере, каждый из нас мысленно может написать картины родной природы подобные картинам великих художников А.Саврасова, И.Левитана.
Приложение (Слайды № 2, 3)
Любите свою Родину, и она даст Вам силу. Пока мы с ней, с ее скорбями и трудностями – мы счастливы, ибо разделяем ее судьбу и имеем единство со своим народом. А останемся без нее, жизнь станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины на земле обрести невозможно, если первая именовалась Святой Русью.
(Слайд № 4)
Любить Родину – значит знать ее прошлое, жить ее настоящим, думать о ее будущем.
II. Целеполагающий этап
Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания ее истории.
Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью и благоговением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания из описания их жизненных подвигов духовной мудростью стремясь подражать им в нашей жизни. Сегодня тема нашего урока “Святители и Святые Земли Русской (местночтимые святые).
Святитель Митрофан Воронежский”.
(Слайды № 5, 6)
III. Операционно-исполнительный этап
Сейчас вы будете работать в группах, используя в своей работе информационные карточки. Вы познакомитесь с информацией о жизни и деятельности нашего земляки Земли Ивановской Святителя Митрофана Воронежского.
“Узнай сам”.
(Слайд № 7)
Информационная карточка для 1-й группы
“Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в ноябре 1623 г. в Антилохово (Слайд № 8) Суздальского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в семье потомственного священника Василия и Марии, “воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере”. До 40 лет будущий Святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда” (Слайд № 8).
Информационная карточка для 2-й группы
“ В начале 1660 г. в селе Антилохово, где жил тогда еще священник Михаил, умирает его жена, и он решает принять монашеский постриг и уходит в Николо-Шартомский монастырь (Слайд № 9). Подстрижен в монахи с именем Митрофан. По данным известного Шуйского краеведа В.А. Борисова (1809–1862) Святитель Митрофан “имел пребывание там несколько лет”. В Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области) тоже находился несколько лет.
Информационная карточка для 3-й группы
В июне 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой жизнью иеромонах Митрофан избран настоятелем Яхромского Успенского монастыря (Слайд № 10) (40 км от г. Владимира). Этим монастырем он управлял 10 лет. Жил он в скромной келье в подвальной части Храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней: после прославления святителя Митрофана на Лике Святых там находился Храм в его честь (ныне Храм восстанавливается).
Информационная карточка для 4-й группы
Патриарх Иоаким (1674–1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимaндрита знаменитого Макарьево-Унженского монастыря (Слайд № 11) . Под его руководством был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.
Информационная карточка для 5-й группы
2 апреля 1682 года Святитель Митрофан стал епископом Воронежским. Под мудрым управлением Святителя церковная и государственная жизнь края испытывали благодетельную перемену. Построен кафедральный Собор, превосходивший размерами все церкви Воронежа (Слайд № 12).
Информационная карточка для 6-й группы
Известность Святителя Митрофана переросла границы Воронежской епархии, много был наслышан о нем и император Петр Первый (Слайд № 13). Петр Первый решил строить флот. Местом постройки избрал Воронеж. Царский замысел не имел поддержки как среди части бояр, так и в народе. В это трудное время для Петра Первого и России Святитель Митрофан поддерживал добрые начинания царя, фактически он стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Он пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер (Слайд № 13). Когда корабли были построены, Святитель Митрофан Благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся В Азовский поход (Слайд № 13). Вернулись войска с долгожданной победой.
Информационная карточка для 7-й группы
В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь, скончался Святитель Митрофан 23 ноября 1703г. Гроб с телом Великого Святителя нес до усыпальницы сам Петр Первый. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня такого старца. Ему же буди вечная память” (Слайд № 13).
Информационная карточка для 8-й группы
В духовном завещании Святитель наставляет людей (Слайд № 14): “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно Пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши…”.
IV. Ориентировочно-мотивационный этап
Подведение итогов работы в группах. Обмен информацией и использованием презентации к уроку о Святителе Митрофане Воронежском.
Известный историк С.М. Соловьев назвал Святителя Митрофана (Слайд № 14) лучшим из великорусских архиереев, знаменитым “святостью жизни и сходившимся с Петром Первым в усердном радении о благе родной земли”. В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итога урока.
Что вы можете рассказать своим товарищам, родственникам и о Святителе Митрофане Воронежском.
Оцените полученные знания на уроке:
(Слайд № 14)
Наш урок хочется закончить следующими строками:
“Родина… благоговей перед этой землей, русский человек, и служи этой земле всеми силами души твоей”.
Приложение
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
18 03 2024 8:22:20
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
17 03 2024 16:30:27
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
16 03 2024 10:59:20
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
15 03 2024 6:32:18
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
14 03 2024 0:33:38
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
13 03 2024 16:48:47
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
12 03 2024 18:58:11
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
11 03 2024 9:26:28
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
10 03 2024 14:46:39
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
09 03 2024 16:42:35
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
08 03 2024 10:23:22
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
07 03 2024 12:27:47
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
06 03 2024 1:17:27
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
05 03 2024 9:18:44
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
04 03 2024 8:20:53
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
03 03 2024 7:47:51
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
02 03 2024 15:44:37
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
01 03 2024 8:14:14
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
29 02 2024 4:56:44
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
28 02 2024 7:47:35
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
27 02 2024 6:51:19
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
26 02 2024 18:33:53
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
25 02 2024 19:45:36
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
24 02 2024 1:32:37
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
23 02 2024 17:19:19
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
22 02 2024 7:18:46
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
21 02 2024 4:31:31
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
20 02 2024 11:44:52
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
19 02 2024 10:18:43
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
18 02 2024 20:17:14
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
17 02 2024 1:54:32
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
16 02 2024 13:22:32
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
15 02 2024 7:48:15
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
14 02 2024 20:55:41
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
13 02 2024 23:27:10
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
12 02 2024 10:39:21
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
11 02 2024 16:39:24
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
10 02 2024 13:56:50
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
09 02 2024 16:10:38
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
08 02 2024 1:30:51
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
07 02 2024 17:11:15
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...
06 02 2024 1:44:52
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
05 02 2024 15:14:22
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
04 02 2024 13:28:54
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
03 02 2024 21:54:19
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
02 02 2024 0:31:18
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
01 02 2024 23:52:44
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
31 01 2024 22:45:44
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
30 01 2024 21:39:26
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
29 01 2024 8:56:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::