Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"

О познавательных возможностях интеграции педагоги говорят давно. Интегрированный урок в современной методике рассматривается как одна из богатейших возможностей активизации межпредметных связей. Интегрированный урок создаёт “карнавал мироощущения” (М. Бахтин), формирует у детей многогранное представление о явлениях мира, убеждение в его целостности, позволяет ставить в широком культурологическом и мировоззренческом контексте вечные вопросы о добре и зле, о cмepти и бесcмepтии, о необходимости и неизбежности, способствуя, таким образом, философскому осмыслению жизни. Известно, что он не только даёт возможность более глубокого рассмотрения изученных ранее вопросов, но и нередко предполагает пропедевтическое изучение программных тем. Этот урок, формируя поисковые умения школьников, развивает как аналитическое, так и художественное мышление.
Вряд ли среди творчески мыслящих учителей есть те, кто не пробовал бы себя в интегрированном уроке. Все понимают значимость системного подхода к постижению мира, к развитию и воспитанию активной личности. Однако следует признать, что не только мой педагогический опыт, но и пpaктика моих коллег показывают, что на пути у интегрированного урока стоит множество “преград”. Так, не в каждом коллективе сформированы сотруднические отношения, позволяющие реализацию идеи. Далеко не все учителя могут опереться на хорошую материальную базу, не везде имеются организационные возможности, связанные с расписанием уроков и соблюдением необходимых требований к учебной нагрузке школьников. Другими словами, интегрированный урок - это методический проект, в котором должны быть заинтересованы и учителя, и администрация. Только в этом случае он может стать уроком XXI века. А к нему, как известно, предъявляются два главных требования: развивающее, творческое начало и воспитательная значимость.
Предупреждая возможные вопросы, хочу отметить, что в данной статье не ставится вопрос о приоритетных и второстепенных формах современного урока. Речь идёт лишь об уникальном потенциале, которым, несомненно, обладает интеграция. Если учесть, что и её развивающие, и её образовательные возможности несопоставимы с возможностями традиционного урока, то интегрированное преподавание с полным основанием можно назвать претендующим на ведущее место в ближайшем будущем. Эта мысль не вызовет сомнений, если обратиться к опыту. Пpaктическую направленность данной работы вижу в предоставлении методических концепций и описании фрагментов интегрированных уроков, демонстрирующих сформулированную выше идею и доказывающих её жизнеспособность.
В научной основе интегрированного урока истории и русского языка – мысль об исторической необходимости введения на Руси монотеистической религии. Летописные источники, свидетельствуют о том, что отношения христианства и язычества не всегда складывались мирно: христианизация обширного Киевского государства, растянувшаяся на несколько веков и способствовавшая сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность, усилению государственной власти, укреплению международного положения Древней Руси, восприятию славянской письменности и распространению грамотности, приобщению к византийской культуре и через неё к традициям античного мира, а также формированию общечеловеческих нравственных ценностей, преодолевала серьёзное сопротивление. В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение скрывался зачастую протест против наступления феодальных отношений, а предводителями народных восстаний против князей и епископов нередко выступали волхвы.
Урок истории и русского языка в 6-м классе “Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс” задуман как поисковое занятие, раскрывающее в процессе разрешения проблемной ситуации не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного исторического процесса.
Опережающее домашнее задание – освоение шестиклассниками темы по учебнику с последующей его проверкой на уроке на основе компьютерного тестирования – способствует формированию поисковых умений, ответственности и самостоятельности.
Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь (полётная фронтальная беседа) помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления, в том числе в случае необходимости исправить прозвучавшую ошибку с помощью аргументированного монологического высказывания.
Проблемная ситуация усиливает познавательную активность, заставляя пересмотреть материалы учебника с позиций поиска. Поисковые умения развиваются также благодаря аналитическому изучению отрывков из древнерусской летописи, проблемному просмотру учебного фильма, а также в историко-культурологической работе с картиной С. Иванова “Христиане и язычники”, отражающей суть социального противостояния, связанного с принятием христианства на Руси. В устном описании этой картины с опорой на исторические открытия урока и лингвистические знания о роли причастий в русской речи, в составлении диалога героев картины формируется также коммуникативная компетенция и выражается пpaктическая направленность урока. На доступном шестиклассникам уровне постигается хаpaктер эпохи, особенности христианизации Руси, а в умении представить историческую ситуацию в игровой форме реализуются творческие способности детей.
Последовательной систематизации полученных знаний помогает работа над созданием опopного конспекта.
Домашнее задание имеет реферативно-творческий хаpaктер. Сочинение по истории рассчитано на применение полученных знаний в описании картины, рассмотрении её идейно-композиционных особенностей, отражающих социально-исторический смысл противостояния христианства и язычества.
В целом урок задуман как интегрированный интеллектуальный учебный проект, объединяющий историю, искусство и лингвистику, развивающий аналитическое мышление и формирующий поисковые умения, а также воспитывающее интерес и уважение к отечественной истории, культурным и нравственным ценностям православного христианства.
Используемые методы и технологии, оборудование обозначены в технологической карте урока, отражающей содержание всех его этапов.
Урок проводится в течение двух академических часов. Он обеспечен необходимым оборудованием, в т.ч. техническими средствами обучения, а также научными источниками и искусствоведческими материалами.
Образовательные цели:
- Выяснить уровень понимания исторического материала (см. тему урока), освоенного шестиклассниками самостоятельно на основе опережающего домашнего задания;
- Обратив внимание на особенности новой религии по сравнению с язычеством, раскрыть историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания шестиклассников о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;
- Пропедевтика: формирование представлений о диалектике истории, о борьбе старого и нового;
Развивающие цели:
- Создание креативного поля для мотивации успеха, проявления познавательной и творческой активности.
- РР Совершенствование коммуникативной компетенции через обучение описанию исторического полотна с использованием в речи причастий и причастных оборотов.
- Активизация и расширение словаря лексическими оборотами с причастиями и синтаксическими конструкциями со значением близости и противоположности идей, исторических обстоятельств, процессов и явлений.
- Развитие общих когнитивных способностей (самостоятельного критического мышления, умения анализировать информацию, конструировать знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве, делать выводы).
Воспитательные цели:
- Воспитание уважения к истории Отечества, христианской культуре, нравственным ценностям православия.
Оборудование:
- летописные материалы для поисковой работы;
- словарь и цитаты урока;
- репродукция картины С. Иванова “Христиане и язычники;
- опopный конспект “Причины и значение принятия христианства на Руси”.
- учебный фильм
- учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учеб. для 6-го класса общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М.:Просвещение, п.6,с. 43-55.
Внутрипредметные связи и попутное повторение:
Межпредметные связи:
Методы:
- репродуктивный;
- наглядно-иллюстративный;
- частичного поиска;
- проблемного изложения материала.
Принципы:
доступности, наглядности, научности, связи теории и пpaктики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Тип урока: комбинированный.
Форма: классно-урочное обучение.
Технологии: (см. Технологическую карту урока).
Словарь урока:
- язычество (единобожие, монотеизм);
- дружинная демократия;
- христианство;
- православие;
- епископ;
- социальный;
- общественные отношения.
Эпиграфы урока:
Волхвы не боятся могучих владык…
А.С. Пушкин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящиеся власти противятся Божию установлению.
Из Библии
Технологическая карта урока
Этап урока |
Цель |
Содержание деятельности класса |
Функции учителей |
Время |
|
1 |
|||||
Орг. момент | Подготовка к восприятию темы и организация работы класса | Просмотр видеофильма, запись темы урока и восприятие его целей, осмысление эпиграфа | Формулировка темы и задач урока (запись в тетради) | ||
Оборудование | электронный видеопроектор, словарь и эпиграфы урока, учебный видеофильм |
||||
2 |
|||||
Проверка домашнего задания (тест - беседа по содержанию учебника) | Выявление уровня самостоятельного освоения темы | Фронтальное решение теста с развёрнутым обоснованием выбора ответа | Комментарий, коррекция | ||
Оборудование | Компьютеры (мультимедийный класс) |
||||
Методы и технологии | Обратная связь на
основе компьютерного тестирования |
||||
3 |
|||||
Словарная работа (см. Словарь урока) |
Повторение ключевых понятий урока с использованием проектора |
Коррекция ответов учеников | |||
Оборудование | Электронный видеопроектор |
||||
4 |
|||||
Проблемная ситуация (1 этап погружения в изучаемую тему) |
Формирование первоначальных представлений о социальном хаpaктере противостояния старой и новой религий | Фронтальная поисковая работа с
картиной С. Иванова “Христиане и язычники” |
Эвристическая беседа с классом (вопросы см. в Приложениях к уроку) | ||
Запись в тетрадях: | Христианизация – сложный, болезненный, далеко не мирный процесс. Волхвы нередко выступали предводителями народных восстаний против князей и епископов | ||||
Методы и технологии | Наглядно-иллюстративный, наблюдения и анализа исторических явлений; проблемное обучение на основе работы с репродукцией, коммуникативно-диалоговое обучение |
||||
Оборудование | Репродукция картины С.Иванова “Христиане и язычники” (компьютерная презентация) | ||||
5 |
|||||
Поисковая ситуация (2 этап погружения в изучаемую тему) |
Обучение поисковой работе с историческими источниками (отрывки из летописей) | Работа в группах: изучение отрывков из летописей с целью ответить на проблемный вопрос (Какие социальные процессы сопровождали введение христианства на Руси?) | Организация работы групп, консультация, ответы на вопросы учеников | ||
Оборудование | Раздаточные материалы с летописными текстами, словарик устаревшей лексики |
||||
Запись в тетради: | В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение выражался протест против наступления феодальных отношений |
||||
Методы и технологии | Частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками |
||||
6 |
|||||
Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их пpaктическому применению | Становление коммуникативных умений в пpaктическом применении полученных знаний через обогащение лексико-синтаксического строя речи учеников, употрeбление в речи причастий, деепричастий, причастных и деепричастных оборотов; совершенствование умения обобщать результаты поиска в творческой форме | Работа в группах: анализ искусствоведческого текста, собирание материалов для описания исторической картины, составление выражений с причастиями, причастными и деепричастными оборотами для описания картины (с применением полученных исторических знаний); составление диалога князя и волхва как творческая форма постижения конфликта язычества и христианства; | Обучение описанию исторической картины; организация работы групп, помощь в оформлении вывода для записи в тетрадь | ||
Обратная связь: отчёт групп (выступление лидеров): развёрнутый ответ на ключевой вопрос урока: в чём заключается социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства? | |||||
Развитие способностей находить причинно-следственные связи исторических событий и процессов, совершенствование умения обобщать результаты поиска в графической форме | Составление в сотрудничестве опopного конспекта на основе предложенной модели | Консультация, деловое партнёрство; диагностика умений составлять графический конспект урока | |||
Оборудование | Схемная слайд-модель (основа для опopного конспекта в компьютерном варианте) | ||||
Методы и технологии | Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска Работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающего обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества |
||||
Итог урока Запись в тетради: |
Социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства заключается в необходимом и неизбежном изменении устаревших общественных отношений, в формировании единого государства и русского народа. | ||||
7 |
|||||
Оценка учебной деятельности | Формирование критического подхода к работе на уроке и к уроку в целом, выявление уровня мотивации | Высказывания, впечатления учеников об уроке | Хаpaктеристика работы класса: оценки, комментарии ответов | ||
Оборудование | Опopные конспекты, защищённые группами |
||||
8 |
|||||
Домашнее задание: сочинение с элементами изложения по картине (с опорой на предложенный план) |
Индивидуальный контроль по следам урока | Обсуждение предложенного плана, вопросы учителю | Объяснение домашнего задания, знакомство с предложенным планом сочинения, ответы на возможные вопросы | ||
Оборудование | Рекомендованный план домашнего сочинения |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
04 03 2021 15:37:26
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
03 03 2021 3:31:26
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
02 03 2021 6:11:31
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
01 03 2021 3:15:39
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
28 02 2021 8:38:13
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
27 02 2021 0:12:38
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
26 02 2021 13:39:43
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
25 02 2021 12:10:16
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
24 02 2021 14:35:20
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
23 02 2021 15:21:22
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
22 02 2021 17:12:59
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
21 02 2021 4:57:43
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
20 02 2021 10:36:50
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
19 02 2021 13:23:48
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
18 02 2021 10:59:15
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
17 02 2021 4:37:38
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
16 02 2021 2:55:42
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
15 02 2021 19:40:59
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
14 02 2021 21:22:23
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
13 02 2021 21:23:11
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
12 02 2021 16:53:35
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
11 02 2021 10:23:34
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
10 02 2021 19:21:13
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
09 02 2021 17:26:30
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
08 02 2021 4:17:29
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
07 02 2021 16:47:30
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
06 02 2021 5:39:12

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
05 02 2021 17:20:57
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
04 02 2021 11:38:16
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
03 02 2021 4:52:19
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
02 02 2021 3:16:14
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
01 02 2021 17:15:10

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
31 01 2021 19:38:11
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
30 01 2021 20:15:53
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
29 01 2021 11:45:52
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
28 01 2021 15:34:22
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
27 01 2021 20:38:34
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
26 01 2021 21:17:52

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
25 01 2021 23:35:25
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
24 01 2021 19:47:37
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
23 01 2021 18:39:21
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
22 01 2021 13:47:47
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
21 01 2021 23:50:35
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
20 01 2021 0:58:38
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
19 01 2021 23:27:40
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
18 01 2021 23:54:23
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
17 01 2021 21:48:43
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
16 01 2021 1:53:25
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
15 01 2021 23:35:28
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
...
14 01 2021 22:11:58
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
13 01 2021 2:41:34
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
...
12 01 2021 3:30:22
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
11 01 2021 22:48:23
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой.
...
10 01 2021 10:33:34
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
09 01 2021 20:50:57
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
08 01 2021 22:28:59
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
07 01 2021 19:19:58
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
06 01 2021 5:41:30
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
05 01 2021 9:28:19
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
04 01 2021 5:34:19
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
03 01 2021 9:25:13
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
02 01 2021 7:20:51
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
01 01 2021 1:27:49
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
31 12 2020 22:52:35

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
30 12 2020 11:36:55
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
29 12 2020 17:39:47
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
28 12 2020 22:56:13
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
27 12 2020 21:19:23
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
26 12 2020 0:36:35
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
25 12 2020 5:30:19
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
24 12 2020 16:40:46
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
23 12 2020 21:13:44
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
22 12 2020 0:48:55

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
21 12 2020 18:41:28
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
20 12 2020 14:14:54
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
19 12 2020 22:58:36
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
18 12 2020 4:44:27
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
17 12 2020 2:35:48
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
16 12 2020 13:32:59
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
15 12 2020 16:32:58
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
14 12 2020 9:18:30
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
13 12 2020 20:57:52
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
12 12 2020 22:18:16
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
11 12 2020 21:49:35
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
10 12 2020 6:10:11
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
09 12 2020 2:10:28
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
08 12 2020 2:26:20
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
07 12 2020 6:18:41
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
06 12 2020 1:56:24
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
05 12 2020 4:44:30
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
04 12 2020 10:59:55
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
03 12 2020 7:51:19
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
02 12 2020 7:29:15
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
01 12 2020 19:27:44
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
30 11 2020 0:31:40
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
29 11 2020 22:52:23
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
28 11 2020 10:40:30
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
27 11 2020 18:27:12
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
26 11 2020 3:40:46
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
25 11 2020 9:55:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::