Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

Цели урока:
- рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады;
- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;
- охаpaктеризовать опричнину.
Основные понятия: самодержавие, террор, опричнина, земщина.
Оборудование: Хрестоматия “История России XVI–XVIII веков”, карта “Российское государство в XVI веке, видеофильм “Иван Грозный”, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент 1. Приветствие. 2. Тема. Число. 3. Мотивация. 4. Целеполагание. 5. Выбор экспертов. 6. Пути движения по теме. II. Повторение. III.Основная часть. 1. Работа с учебником. 2. Сообщения учащихся. 3. Работа с историческим документом и учебником. 4. Рассказ, работа с понятием. 5. Работа с картой. 6. Рассказ, работа с понятием и документом. 7. Элементы обобщения. 8. Физкультминутка. 9. Работа с видеоматериалом и устной информацией. 10. Формулировка понятия и вывода по теме. IV. Рефлексия. 1. Содержательная. 2. Оценочная. |
По телевизионному каналу Россия
проходит проект “Имя Россия”, в котором могут
принять участие все граждане страны путём
голосования за ту или иную историческую
личность, где из множества кандидатов были
отобраны 12 имён, представляющих, по мнению
россиян, наибольшее значение для нашей страны.
Среди этих имён и имя Ивана Грозного. Вы,
завтрашний день страны, а, следовательно, для
жителей нашей страны важна ваша точка зрения
сегодня на деятельность Ивана Грозного. Очень
часто, говоря об Иване Грозном, вспоминают
опричнину – террор. А что это? Давайте, попробуем разобраться в этом. Один из главных вопросов нашей темы и её главная цель, выяснить, как происходило усиление власти Ивана Грозного? Давайте выберем экспертов, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Нам нужно наметить план для обсуждения, по которым мы будем двигаться, чтобы раскрыть нашу тему урока. Выберите из двух вариантов планов, тот, который вам кажется более правильным. I вариант 1. Падение Избранной рады. 2. Введение особого режима управления в государстве. 3. Способы решения укрепления власти. 4. Усиление власти Ивана Грозного. II вариант 1. Усиление деятельности Избранной рады. 2. Разделение государства на несколько отдельных территорий. 3. Феодальная раздробленность. 4. Усиление власти Ивана Грозного. Почему выбрали именно этот вариант? Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства, обоснуйте один их них. 1. Земский собор. 2. Разгром Новгорода. 3. Деятельность Избранной рады. 4. Создание новых органов центрального управления – приказов. 5. Деятельность Стоглавого собора. 6. Формирование стрелецких полков. 7. Введение опричнины. 8. Отмена местничества в армии. 9. Террор. 10. Падение Избранной рады. 11. Судебник. 12. Отмена кормлений. Сравните свои ответы с ответами на доске. Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки? А теперь обратите внимание на оставшиеся факты и понятия, которые мы будем изучать сегодня. Дальнейшая деятельность Ивана Грозного тоже будет направлена на укрепление его власти, оцените, каким способом он этого добивался? Выясните, почему, при успешной деятельности Избранной рады она была распущена? (учебное пособие, стр. 30–32). Причины роспуска Избранной рады (запись причин в тетрадь). Работа по рядам. I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады? (1) II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады? (3, 4) III ряд. Как личная жизнь царя повлияла на роспуск Избранной рады? (5, 2, 6) Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной? (6). 1) Выступление члeнов Избранной рады против продолжения Ливонской войны. 2) Уклонение от присяги сыну Ивана IV. 3) Личные качества царя:: подозрительность, жестокость. 4) Желание царя ускорить проведение реформ по укреплению царской власти. 5) Cмepть жены Анастасии. 6) Стремление царя к самовластию. Краткие сообщения учащихся о расправе царя с приближенными. На основе сообщений, выявите основную черту хаpaктера Ивана IV, которая будет связана с мероприятиями, проводимыми в стране? Священник Сильвестр (ум. ок.1566 г.). Политический деятель, писатель. Был священником в Новгороде, затем в Благовещенском соборе Московского Кремля. Известен как вероятный автор знаменитого сборника “Домострой”. Сильвестр стал приближенным царя и одним из руководителей Избранной рады, проведя ряд структурных реформ, участвовал в завоевании Казани и Астpaxaни. В 1553 году во время, болезни Ивана Грозного, усомнился в необходимости присягать грудному сыну царя, был близок к кругу Владимира Андреевича Старицкого, двоюродному брату царя и последнему удельному князю. В1560 году Сильвестр был устранён от власти, пострижен в монахи и отправлен в Кириллово-Белоозёрский, а затем в Соловецкий монастырь, где и умер. Алексей Фёдорович Адашев (ум.1560 г.). Крупный государственный деятель. Один из влиятельнейших советников царя, члeн Избранной рады. Под его руководством были проведены в жизнь важные реформы, укрепившие центральную власть. Среди важных титулов и должностей были следующие: начальник Челобитного приказа, хранитель личного архива царя вместе с печатью. Руководил работами по составлению официальной разрядной книги “Государева родословица”. При его активном участии были присоединены ханства: Казанское и Астpaxaнское. Руководил дипломатической подготовкой Ливонской войны. В 1560 году попал в опалу из-за противодействия продолжению войны. В Юрьеве был сначала взят под стражу и посажен под домашней арест, а затем заточен в тюрьму, где вскоре умер. Андрей Михайлович Курбский (1528–1583 гг.). Русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик, входил в группу единомышленников и помощников Ивана IV, которую он назвал “Избранной радой”, проводившую структурные реформы, направленные на укрепление самодержавной власти царя. Принимал деятельное участие во взятие Казани. В 1560 г. он был назначен главнокомaндующим русскими войсками в Ливонии, но после ряда побед потерпел поражение, полученная рана спасла его от немедленной опалы, он был назначен наместником в Юрьев, справедливо оценив это назначение, как готовящую расправу, в 1564 году бежал в Великое княжество Литовское. Он написал царю письмо, в котором обвинил его в казнях и жестокостях по отношению к невинным людям, говоря, что это бегство не было изменой. Живя в Литве, он вёл с царём переписку, выступая против тиранства, полагая, что у царя есть обязанности по отношению к подданным. Его письма являются ценным историческим источником. На смену прежним помощникам у царя появляются новые любимцы, которые давали другие советы, толкали к принятию других решений: Алексей Басманов, Малюта Скуратов. В декабре 1564 года царь неожиданно выезжает в Александровскую слободу. А оттуда присылает две грамоты. Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы) Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания? Пока учащиеся класса работают с учебником, исследовательская группа из двух человек, работает с документом № 5.1 в хрестоматии (стр. 40) и отвечает на вопросы документа. В Александровскую слободу отправляется делегация от духовенства и бояр. Иван Грозный выдвигает условия, на которых он готов остаться на престоле. Почему царь, требуя казнить и миловать по собственному усмотрению, прибег к такой мере? Для того чтобы свои условия претворит в жизнь, царь делит государство на две части: опричнину и земщину. Земщина – земли, которыми управляло боярство. Опричнина – особый порядок управления, где царь мог управлять страной по своему собственному усмотрению, (от слова “опричь”, т.е. “кроме”) так назывались обычно земельные владения, предоставлявшиеся вдовым княгиням в полную собственность, то есть в качестве удела. Следовательно, учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Это происхождение дало повод А. Курбскому для мрачноватого, но удачного каламбура, иронически назвав опричников воинами “тьмы кромешной”. Работая с исторической картой учебника и картой на доске, определите, какие территории вошли в опричнину. I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства. II ряд – запад и восток, III ряд – центр (Северские земли, Новгород, Подмосковье, часть Москвы, около 20 городов с уездами). Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину? (ослабление могущества старых боярских родов, усиление власти в районах, где сильны были вольности самоуправления, наиболее развитые в хозяйственном отношении земли, территории, через которые проходили основные торговые пути и пути сообщения). Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Здесь имелась Дума и приказы. Было создано особое опричное войско. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4. В случае любого конфликта с земцем опричник был уверен в своей безнаказанности. В знаменитом произведении М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова” купец, убивший в кулачном бою опричника Кирибеевича, идёт на плаху. Какую ответственность понёс бы Кирибеевич, выйдя победителем поединка? (Никакой, всё, что делали опричники считалось защитой царя. Опираясь на опричный аппарат управления Иван Грозный развязал в стране террор (насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников) против всех, кого он подозревал в противодействии усилению его власти. В отношении действительных и мнимых противников царя применялись жестокие и тайные казни, пытки, высылки. Эксперты, как вы думаете, из проделанной работы на уроке мы ответили на поставленные вопросы плана? А на какие вопросы мы ответили? Что бы пройти наш путь до конца, какой пункт плана мы должны осветить? Упражнения для глаз, общая физическая разминка. В.О. Ключевский более ста лет назад писал об опричнине, что это учреждение всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал. Ответьте на вопрос. Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя. Один из иностранцев, живших в России, писал, что при дворе тирана небезопасно о чём бы то ни было говорить. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеётся или поморщится, станет весел или печален, сразу же будет заподозрен в “измене”, в замышлении чего-то против царя. Особо не терпел царь тех, кто был честен, умён, независим. Боярин Иван Петрович Фёдоров был именно таким человеком, которого царь, заподозрив в измене, забрал богатства, потом вызвал его к царю. Иван IV редко удовлетворялся “простой” казнью: ему всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Он заставил его одеться в царские одежды, восседая на троне, а сам передним преклонился, потом выхватил нож и сам вонзил его со словами “Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так и в той же власти лишить и снять тебя”. Убиты были и все слуги боярина. Видеофрагмент о гибели митрополита Филиппа (Фёдора Колычева), о погромах в Новгороде (один из опричников писал: “Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра”). Двоюродный брат царя Владимир Старицкий, последний удельный князь на Руси. Слухи, что бояре замышляют заменить Ивана Грозного князем Старицким. Царь вызвал его к себе с женой и дочерью, заставив их всех выпить яд. 25 июля 1570 года массовые казни в Москве. Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его жестокость. Одним из казнённых был Иван Михайлович Висковатый, глава Посольского приказа. Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, его не сломили пытки, вины своей не признал. Казнь была жестокой, каждому кому приказывалось, должен был подойти и отрезать какую-нибудь часть тела. Соотнести: 1. Подчинение православной церкви. 2. Уничтожение последних остатков вольности боярства. 3. Ликвидация одного из последних уделов на Руси. 4. Окончание Ливонской войны. 5. Уменьшение роли Московского боярства. 6. Расширение деятельности Избранной рады. 7. Истрeбление честных, смелых, умных людей. 8. В чём же смысл опричнины? Чего добивался царь своими действиями? Усиления личной власти. Царь стремился к самодержавию – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя. 1. Эксперты совместно с учителем хаpaктеризуют прохождение намеченного пути и достижения цели. 2. Эксперты совместно с учителем оценивают работу класса на уроке. Индивидуальное оценивание учащихся и выставление оценок вместе с учителем. |
1. Учащиеся приветствуют учителя. 2. Запись темы и числа в тетради. 4. Определение цели урока. 5. Выбор экспертов. 6. Учащиеся выбирают путь движения по теме. Работа с фактами и понятиями. Ответы учащихся на вопросы учителя. Работа с учебником. Анализ выполненной работы. Сообщения учащихся. Ответ на поставленный вопрос. Учащиеся работают с учебником и документом, выполняют задание. Прослушав рассказ учителя, учащиеся записывают в тетрадь значение понятий. Работа с исторической картой, определение территорий, ответ на поставленный вопрос. Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа с документом, выполнение задания к документу. Эксперты выясняют, на каком этапе работы над планом урока находятся учащиеся. Учащиеся делают небольшую физическую разминку. Учащиеся слушают рассказ учителя и просматривают видеосюжеты, выполняя задание учителя в тетради, соотнося полученные знания с вариантами ответов. Анализ результатов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно делают выводы. Работают с понятием, записывая в тетрадь. Хаpaктеристика учащимися прохождения намеченного пути и достижения цели. Оценивание работы класса и учащихся. |
“Усиление власти Ивана Грозного”
1. Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства.
- Земский собор.
- Разгром Новгорода.
- Деятельность Избранной рады.
- Создание новых органов центрального управления – приказов.
- Деятельность Стоглавого собора.
- Формирование стрелецких полков.
- Введение опричнины.
- Отмена местничества в армии.
- Террор.
- Падение Избранной рады.
- Судебник.
- Отмена кормлений.
Сравните свои ответы с ответами на доске.
Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки?
2. Причины роспуска Избранной рады. Работа по рядам (стр. учебника 30–32).
I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады?
II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады?
III ряд. Как события личной жизни царя повлияла на роспуск Избранной рады?
Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной?
3. Исследовательская группа работает с документом № 5.1 на стр. 40.
Основное задание.
Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы). Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания?
4. Запишите определение понятий.
Опричнина –
Земщина –
5. Задание по рядам
Работая с исторической картой учебника на стр. 35. Определите, какие территории вошли в опричнину.
I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства.
II ряд – запад и восток,
III ряд – центр.
Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину?
6. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4.
7. Запишите определение понятия.
Террор –
8. Ответьте на вопрос: Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя.
- Подчинение православной церкви.
- Уничтожение последних остатков вольности боярства.
- Ликвидация одного из последних уделов на Руси.
- Окончание Ливонской войны.
- Уменьшение роли Московского боярства.
- Расширение деятельности Избранной рады.
- Истрeбление честных, смелых, умных людей.
Подумайте, в чём был смысл опричнины?
9. Запишите определение понятия.
Самодержавие –
Просмотр видеофильма “Князь Серебряный”. Мы увидели сюжет, который показывает, как относились к опричнине многие современники Ивана Грозного, а как историки разных исторических периодов относятся к этим событиям?
Задание на дом: § 4 стр. 30–36, дифференцированное задание для тех, кто желает лучше разбираться в исторических событиях. До сих пор деятельность Ивана Грозного вызывает споры и волнует современников, существуют различные оценки его деятельности. Познакомьтесь с высказыванием учёных, дающих оценку опричнины. С чьим мнением вы согласны? Аргументы. Выполняя задание, заполните таблицу.
В.О.Ключевский: “Опричнина была в значительной мере плодом чересчур пугливого воображения царя. Иван направлял её против страшной крамолы, будто бы гнездившейся в боярской среде и грозившей истрeблению всей царской семьи”. | Н.М.Карамзин, описывая ужасы казней, ставшими обычными в государстве, говорит, что “Иоанн достиг высшей степени безумного своего тиранства”. | Д.Н.Альшиц считает, что опричнина не случайна и не кратковременна, а является необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти. |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
22 01 2021 3:41:25
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
21 01 2021 14:26:18
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
20 01 2021 10:12:29
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
19 01 2021 14:12:56
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
18 01 2021 22:32:10
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
17 01 2021 2:59:21

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
16 01 2021 6:46:32
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
15 01 2021 20:11:40
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
14 01 2021 13:49:38
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 01 2021 10:32:27
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
12 01 2021 2:48:39
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
11 01 2021 8:13:12
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
10 01 2021 4:51:43
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
09 01 2021 12:24:15

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
08 01 2021 11:38:11
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
07 01 2021 23:47:29
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
06 01 2021 4:39:39
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
05 01 2021 20:29:16
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
04 01 2021 13:40:13
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
03 01 2021 20:20:43
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
02 01 2021 14:16:10
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
01 01 2021 12:36:40
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
31 12 2020 3:49:39
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
30 12 2020 3:18:44
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
29 12 2020 5:21:22
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
28 12 2020 10:53:51
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
27 12 2020 11:58:54

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
26 12 2020 12:30:30
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
25 12 2020 10:44:18
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
24 12 2020 23:15:54
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
23 12 2020 12:53:39
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
22 12 2020 6:36:45
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
21 12 2020 9:19:46
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
20 12 2020 0:54:58
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
19 12 2020 6:15:12
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
18 12 2020 9:50:35
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
17 12 2020 10:43:40
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
16 12 2020 16:11:53
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
15 12 2020 14:38:13
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
14 12 2020 0:43:34
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
13 12 2020 4:59:52
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
12 12 2020 0:43:40
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
11 12 2020 14:51:27

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
10 12 2020 7:54:29
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
09 12 2020 5:21:19
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
08 12 2020 21:26:34
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
07 12 2020 5:33:45
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
06 12 2020 6:57:30
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
05 12 2020 22:49:37
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
04 12 2020 23:42:52
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
03 12 2020 17:26:33
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
02 12 2020 15:50:32
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
01 12 2020 9:11:46
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
30 11 2020 21:53:46
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
29 11 2020 16:54:26
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
28 11 2020 10:20:29
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
27 11 2020 2:52:39
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
26 11 2020 17:59:47
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
25 11 2020 2:22:13
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
24 11 2020 20:13:13
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
23 11 2020 2:36:39
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
22 11 2020 22:45:46
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
21 11 2020 18:36:26
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
20 11 2020 18:48:45
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
19 11 2020 8:47:44
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
18 11 2020 9:16:31
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
17 11 2020 7:31:35
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
16 11 2020 19:37:25
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
15 11 2020 17:35:11
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
14 11 2020 0:36:11
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
13 11 2020 3:43:45
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
12 11 2020 8:36:43
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
11 11 2020 19:34:51
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
10 11 2020 23:24:49
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
09 11 2020 6:37:49
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
08 11 2020 19:27:43
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 11 2020 12:27:32
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
06 11 2020 0:35:50
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
05 11 2020 15:32:36
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
04 11 2020 14:23:23
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
03 11 2020 8:59:42
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя.
...
02 11 2020 12:29:32
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
01 11 2020 10:56:16
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
31 10 2020 12:19:18
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
30 10 2020 9:16:33
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
29 10 2020 14:28:33
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
28 10 2020 0:50:42
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
27 10 2020 13:46:43
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
26 10 2020 2:58:10
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
25 10 2020 6:15:12
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
24 10 2020 6:39:27

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
23 10 2020 11:13:46
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
22 10 2020 22:43:16
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
21 10 2020 19:54:31
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
20 10 2020 16:30:49
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
19 10 2020 3:14:36
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
18 10 2020 7:18:34
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
17 10 2020 9:49:29
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
16 10 2020 5:11:23
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
15 10 2020 11:53:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::