Страны Латинской Америки на современном этапе
Цель: дать учащимся понятие о противоречивом процессе и особенностях развития стран Латинской Америки после второй мировой войны.
Задачи:
- формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
- отработка умения давать оценку событиям и деятельности исторической личности;
- развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;
- рассмотреть причины долголетия коммунистического режима на Кубе и проблемы "острова свободы";
- отработка умения анализировать и обобщать исторические факты, видеть прогрессивность процессов, происходящих в Латинской Америке, пути выхода этих стран из проблем.
Тип урока: вступительный к теме, урок усвоения знаний и их закрепления.
1. Вступительная беседа к теме, работа с картой.
1). Почему страны этого региона так называются? ( Название условное: в большинстве стран Латинской Америки (ЛА) официальный язык имеет латинскую основу. В 18 странах ЛА говорят на испанском языке, в Бразилии говорят на португальском языке, в остальных странах - на английском, французском, голландском языках).
2) Показать по карте территории, которые занимают страны Латинской Америки.
3) Почему страны Латинской Америки называют странами "третьего мира"?
Далее учитель говорит , на какие три группы, в зависимости от социально-экономического и политического развития, делятся страны Латинской Америки? (1 группа: Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Мексика, Венесуела, Колумбия - на их долю приходится 80-85 % ВВП Латинской Америки; 2-ая группа: Перу, Эквадор, Боливия, страны Центральной Америки и Карибского бассейна - обpaбатывающая промышленность, сельское хозяйство, патриархальные пережитки; 3-ья группа: Гватемала, ГонДypaс, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити - в этих странах проживает 46% населения Латинской Америки ниже черты бедности, патриархальные пережитки, зависимость от иностранцев, нестабильное политическое положение, высока роль армии).
2. Мини-лекция "Особенности социально-экономического развития" (тезисы). Учитель говорит о том, что ученики должны записать тезисы в тетрадь и использовать их в ходе последующего обсуждения:
- наличие госсектора в экономике;
- засилье иностранного капитала;
- развитие базовых отраслей - горной и нефтедобывающей;
- индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;
- в 1958 году национальный доход превысил довоенный в 3 раза;
- наличие кредитов США (в 1960 году капиталовложения США составили ? иностранных инвестиций в регионе);
- в сельском хозяйстве сохранились помещичьи латифундии;
- развитие велось экстенсивными методами;
- крестьяне страдают от малоземелья и латифундистов;
- низкий уровень жизни у рабочих и служащих.
3. Вопросы для обсуждения:
Как названные факты связаны с социальным развитием?
Поясните коротко значения терминов: латифундия, индустриализация, инвестиция, экстенсивный метод. Приведи примеры.
Действительно ли США стали "благодетелями" Латинской Америки? Аргументируйте.
Как оценить тот факт, что в 1960 году государственный долг латиноамериканских стран составил 6,6 млрд долларов?
Почему ряд стран региона из аграрных превратились в аграрно-промышленные ? А большинство "банановых" стран остаются отсталыми?
4. Работа с текстом.
А) " Особенности политического развития" (текстовая схема; раздаётся на каждый стол)
1. | Нестабильность | Частая смена власти |
2. | Вмешательство иностранных держав | - США в 1952-1955 гг. подписали с 13 странами
Латинской Америки двусторонние военные
договоры; - СССР в 1962 г разместил на Кубе paкеты и бомбардировщики; - США провозгласили блокаду Кубы; - Карибский кризис 1962 года поставил мир на грань атомной войны. |
3. | Военные перевороты | За 25 лет (1945-1970) произошло 75 путчей. |
4. | Диктаторские режимы | - Аргентина - Хуан Перрон - Бразилия - Жетилиу Варгас - Венесуела - Перес Хименес - Куба - Фидель Кастро - Чили - Августо Пиночет |
5. | Партизанская борьба | - Эрнесто Че Гевар а- уроженец Аргентины,
разработал стратегию партизанского движения.
Считал, что революция начинается с
"партизанского отряда", без него невозможно
одержать победу над внутренней контрреволюцией
и американской военной машиной. Активный
участник кубинского мятежа 1956-1965гг. - Никарагуа - страна, в которой партизанскими методами Сандинистский фронт национального освобождения добился падения в 1979 году диктатуры клана А. Сомоси. |
Задание: докажите, что в послевоенный период политическая ситуация в Латинской Америке была нестабильной.
Б) "Перекрёстная" дискуссия. ( Тексты раздаются на каждый стол)
Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросам к текстам №1 и №2. Прошу учащихся подготовиться к перекрёстной дискуссии, записав в тетрадях и положительные и отрицательные аргументы по предложенным вопросам. Перекрёстная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис "за"(да), потом заслушивается тезис опровержения и высказывается тезис "против"(нет); обмен тезисами продолжается по этой же схеме, пока не закончатся аргументы.
Через 3-5 минут останавливаем работу, прошу ещё раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.
В зависимости от ответа "ДА" или "НЕТ" учащиеся делятся на группы: комaнда утверждения и комaнда отрицания. В группах обсуждают результаты перекрёстной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и контраргументы.
Аргументы оглашаются поочерёдно представителями каждой из групп и фиксируются в тетрадях.
По результатам полемики учащиеся пишут сочинение - миниатюру с одним из предложенных проблемных вопросов.
Текст №1. Является ли Фидель Кастро диктатором, а на Кубе им установлена коммунистическая диктатура?
Фидель Кастро (г.р. 1926) выходец из богатых землевладельцев. После окончания юридического факультета Гаванского университета получил степень доктора права. За то, что организовал группу молодых кубинцев, которые напали 26 июля 1956 года на казармы "Монкадо" в городе Сантьяго-де-Куба, был осужден на 15 лет заключения. Амнистирован в 1955 г., эмигрировал в Мексику. Вскоре начал борьбу против диктатуры Батисты. 1января 1959 года настал конец режиму, революция победила.
Постепенно Ф. Кастро узурпировал власть- первый секретарь Коммунистической партии Кубы, председатель Совета министров . Он стал также лауреатом Международной Ленинской премии и награжден Золотой медалью имени Жолио Кюри. Единственной идеологией на Кубе стала марксистская, а сама страна-пятой колонной СССР на американском континенте. Куда идет Куба сейчас?
ФАКТЫ.
1) С распадом СССР Куба потеряла надежного и , главное, выгодного партнера , ведь в течение 30 лет сотрудничества 1 тонна кубинского сахара стоила 7,5 тонн российской нефти;
2) норма бензина для автомобиля на Кубе установлена в 30 литров в месяц- это много или мало?
3) обычным стало отключение электроэнергии;
4) количество автобусных рейсов сократилось с 30 тысяч до 10 тысяч в день;
5) жизненно необходимые продукты, рис и фасоль , продаются по карточкам;
6) цены на "черном" рынке в десятки раз превышают розничные цены;
7) данные о покупательной способности кубинцев: средняя зарплата-150 песо, флакон шампуня-200 песо, пара обуви -700-800 песо, джинся-1000 песо;
8) молоко продают лишь для детей до 7 лет по карточкам.
Текст №2 . Августо Пиночет - неклассический диктатор!?
Августо Пиночет -
- профессиональный военный;
- старший из семи детей в семье;
- с весны 1973 года - глава хунты. В 1974-1989 гг- Президент Чили;
- первые три дня власти - наибольшие жертвы и кровопролития (стадионы-концлагеря, ночные облавы, пытки);
- неудачная попытка покушения на Пиночета не повлекла за собой массовых репрессий;
- Генсек ЦК КПЧ Луис Корвалан в концлагере регулярно давал интервью корреспонденту московского радио, которые трaнcлировались на всю Латинскую Америку;
- в 80-х годах к сторонникам "социалистического" президента Сальвадора Альенде повернуто чилийское общество;
- темпы роста ВВП 11%, чилийское "экономическое чудо";
- Конституция Чили принята через плебисцит в 1981 году;
- всенародный референдум 5 сентября 1988 года отказал Пиночету в доверии (52% против него), поэтому он не выдвигает свою кандидатуру на выборах в 1989 году;
- новый президент Патрисио Елвин принял державу, которая опережала по экономическим показателям весь латиноамериканский континент.
Мини- лекция "Демократические процессы в латиноамериканских странах.
В 1980-90 гг. в регионе начался процесс ликвидации диктаторских режимов и установления конституционных порядков.
Чтобы учащиеся увидели результаты этих изменений, учитель просит записать следующую таблицу (таблица на доске):
1. Страны, годы изменения конституционного строя | 2.Пути ликвидации диктаторских режимов |
1).Боливия( 1982) 2).Аргентина(1983) 3).Гренада( 1983) 4).Бразилия( 1985) 5).Гватемала( 1985) 6).Суринам(1987) 7).Парагвай(1989) 8).Чили (1989) 9).Панама (1989) 10).Гаити (1994) |
1) мирный бескровный путь: а) свободные демократические выборы; б) цивилизованная передача власти оппозиционерам; 2) внутренний заговор, поддержанный США; 3) ожесточенная борьба; 4) компромисс между левыми и правыми силами. |
Задание:
- соотнести страны ЛА и пути ликвидации режимов в них ( 1 и 2);
- дать оценку выше названным процессам.
Примерные ответы учащихся:
- успешно ликвидированы диктаторские режимы, в короткие сроки, разными способами;
- восстанавливаются демократические свободы;
- у власти конституционные правительства и т. д.
Закрепление знаний.
А) Работа в группах. Задание: каждая из 4-х
групп должна составить ситуативный план по теме
урока.
Первая группа должна ответить на вопрос: как
обстоят дела?
Примерные ответы групп
Как обстоят дела? *поддержка стран извне; * огромная внешняя задолженность( 1970г - 20млрд. долл., 80-е гг.- 400 млрд долл., 2000 г - 770 млрд долл.); *зависимость от США; * стремление отдельных латиноамериканских стран к лидерству; * 46% населения Л.А. живут ниже черты бедности; * коррупция, наркобизнес, терроризм и т. д. |
Как должно быть? *самостоятельность; * отсутствие долгов; * стремление не к лидерству , а к экономическому союзу; *стабильность в экономике и политике; * проведение реформ во всех сферах жизни; *соблюдение демократии; *высокий жизненный уровень населения |
Почему дела обстоят не так, как
положено? *зависимость от иностранных монополий; *наследие прошлого; * слабое развитие промышленности; *патриархальные пережитки; * доминирование сельского хозяйства; * нестабильность политической жизни, хрупкость демократических свобод; * большая часть стран - сырьевые придатки ит.д. |
Что надо сделать? поиск альтернативы; интеграция, объединение усилий в защите общих интересов; политическая интеграция; координация валютной политики; развивать Латино-американскую систему(создана в 1975 году, входят 25 государств); снизить, а затем и отменить таможенные пошлины; создать зону свободной торговли; интеграция с США; "долларизация" - введение доллара в качестве единого платёжного средства и т. д. |
Б) Экспресс-опрос.
По цепочке (2 - 3 секунды на ответ) ответить на следующие вопросы:
1. Назвать три ведущих страны Латинской Америки.
2. Назвать диктаторские режимы в Латинской Америке.
3. Назвать главную особенность экономики стран Латинской Америки.
4. Уровень жизни населения Латинской Америки.
5. Руководитель Кубы.
6. Диктатор Чили.
7. Самая экономически развитая страна Латинской Америки.
8. Средняя заработная плата кубинца.
9. Количество путчей в Латинской Америке в период с 1945 по 1970гг.
10. Долг Латинской Америки США в 2000году. (770 млрд. долларов).
11. сколько % населения Латинской Америки живёт за чертой бедности?
12.Чей лозунг "Социализм или cмepть!"?
13. Сколько % суши занимает Латинская Америка? (15%).
14. На каких языках говорят жители Латинской Америки? (В 18 странах на испанском, в Бразилии - на португальском, в других странах на французском, английском, голландском).
В) Игра "Снежный ком": назвать страны Латинской Америки (их всего 33).
Первый ученик называет одну из стран, второй повторяет название этой страны и называет следующую страну, третий повторяет название первой, второй страны и называет следующую и т.д. Повторять страны нельзя, кто через 2-3 секунды не называет страну, выбывает из игры. Победитель получает оценку.
Г) Составление синквейна.
1) Америка (существительное по теме урока).
2) Латинская, противоречивая (2 прилагательных).
3) Зависеть, развиваться, стремиться (3 глагола).
4) Латинская Америка стремится к самостоятельности(предложение из 5 слов, отражающих главную суть изучаемой темы).
5) Пестрота (синоним, который напрашивается к существительному, записанному в 1-м пункте).
Домашнее задание:
а) выучить конспект, составленный на уроке;
б) составить таблицу (см. Приложение №1). Выполняется по желанию, на оценку.
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
18 03 2024 22:34:42
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
17 03 2024 17:48:16
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
16 03 2024 5:14:18
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
15 03 2024 2:41:26
В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
14 03 2024 3:44:35
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
13 03 2024 20:18:51
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
12 03 2024 0:47:55
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
11 03 2024 12:53:34
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
10 03 2024 19:55:41
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
09 03 2024 7:31:18
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
08 03 2024 21:22:40
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
07 03 2024 14:19:57
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
06 03 2024 19:31:37
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
05 03 2024 21:42:14
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
04 03 2024 17:39:37
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
03 03 2024 8:39:59
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
02 03 2024 10:21:45
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
01 03 2024 14:28:38
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
29 02 2024 15:14:45
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
28 02 2024 3:25:43
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
27 02 2024 1:35:14
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
26 02 2024 15:34:44
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
25 02 2024 20:29:24
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
24 02 2024 9:16:27
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
23 02 2024 16:57:11
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
22 02 2024 20:52:26
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
21 02 2024 23:58:31
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
20 02 2024 10:21:26
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
19 02 2024 7:13:47
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
18 02 2024 0:17:51
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
17 02 2024 19:40:55
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
16 02 2024 17:51:24
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
15 02 2024 11:45:58
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
14 02 2024 6:56:15
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
13 02 2024 23:50:54
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
12 02 2024 15:33:18
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
11 02 2024 12:31:20
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
10 02 2024 15:19:44
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
09 02 2024 10:22:39
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
08 02 2024 6:28:14
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
07 02 2024 8:22:32
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
06 02 2024 13:24:49
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
05 02 2024 14:44:48
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
04 02 2024 8:25:15
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
03 02 2024 10:54:57
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
02 02 2024 6:51:58
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
01 02 2024 9:53:45
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
31 01 2024 12:56:29
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
30 01 2024 9:30:19
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
29 01 2024 11:27:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::