Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)
Цель урока: подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли о том, что Отечество – Святая Русь.
АФО активное занятие: развивающее занятие «Святая Русь».
Соц. ряд: Святая Русь, добродетель, норма жизни, духовно-нравственный идеал, цвета, звуки Отечества.
Музыкальный ряд: песня Ж. Бичевской «Святая Русь».
Художественный ряд: иллюстрация с картины В. Карпущенко.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем
разговор о нашем Отечестве, нашей России.
Послушаем песню.
(Звучит песня)
– О чем же эта песня? Какие слова вы услышали?
– Ребята, скажите, как вы понимаете выражение
«Святая Русь»? (Ответы)
– Тема урока «Святая Русь». А почему Россию, наше
Отечество называют Святой Русью.
– Реальная жизнь нашей страны далека от
святости. В ней много темных сторон: обмана,
насилия, корысти, гордыни. Поэтому Святая Русь –
это не оценка реальной жизни, а стремление к
земному устроению, основанному на добродетелях.
Вспомним, какие наивысшие добродетели мы изучали
в начальной школе? (Любовь, вера, надежда,
София).
– Какие еще добродетели вы можете назвать? (Ответы).
Запишите в тетради – стр. 12. (заполнение таблицы)
Правильно, эти и другие добродетели принимались
как высшие нормы жизни.
– Вспомните слова песни, кто служит
Отечеству? (Сыны, воины)
– Как вы думаете, кто делает Русь Святой? (Монахи,
подвижники, которые являли примеры той святости,
к которым стремилась душа русского человека; они
составили великий собор святых).
– Вспомните имена знакомых вам подвижников.
(Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский и др.)
– На стр. 13 учебника рассмотрим иллюстрацию.
Какими качествами обладали эти святые?
– Многие художники обращались к образу С.Р.,
например, Нестеров, Илья Глазунов. Наш местный
художник Валерий Карпущенко по-своему увидел
образ Святой Руси.
– Обратимся к картине. Какие образы мы видим на
картине? (Монастыри, храмы, крест, монах, книги,
крест Валаамский, крепость веры и т.д.)
– Что является символом Руси?
– Какие знакомые храмы, монастыри можете
назвать?
- Кирилло-Белозерский монастырь
- Храм Покрова на Нерли
- Соловецкий монастырь
- Успенский собор Московского кремля
- Троице-Сергиева Лавра
- Новгородская София
- Смоленский монастырь
- Киевский монастырь
- Боголюбово
– Для чего необходимы монастыри и храмы?
– Если обратимся к истории, то мы вспомним, что
монастыри были еще и крепостью, защищали
Отечество от нападения врага.
– На картине изображен человек. Как вы думаете,
кто это? Что он делает? (монах, летописец)
– Как художник показал стремление человека к
единству мира природного, рукотворного,
духовного?
– Художник показал гармонию Отечества, пути ее
достижения каждым человеком.
– Что еще увидели на картине, на чем хотелось бы
вам остановить внимание?
– Какие основные цвета использовал художник? (Золотой,
белый, красный, гoлyбой)
– Что символизируют эти цвета? Обратимся к
учебнику – стр.14. Заполним таблицу – стр.12,
тетрадь.
– Давайте представим, что мы находимся возле
храма, какие звуки мы можем услышать? (Колокольный
звон) Давайте послушаем. (Запись
колокольного звона)
– Как вы думаете, о чем нам поведал этот
колокольный звон? (Звучал звон Благовещенья)
– В народе жило множество названий колокольных
звонов. Обратимся к учебнику – стр. 16.
– Какие еще звуки всегда будут близкими, родными
для русского человека? (Ответы) – тетр. стр.
12, заполняем таблицу.
– Ребята, мы с вами попробовали сегодня
представить образы, услышать звуки нашей
России. Скажите, почему мы называем наше
Отечество Святой Русью? (Святая Русь –
идеал земного устроения, хранительница
православной веры). Еще раз убедиться в этом мы
можем, выполнив активное задание на стр. 9 в
тетради.
Индивидуальный этап – 5 минут, работа в четверке – 5 минут. Заслушиваем лидера. Экспертная оценка.
– Что нового и важного для себя вы узнали о
России, познакомившись с текстами?
– Как общение в группе помогло вам прийти к
правильному решению?
– Как вы думаете, почему именно в наше время люди
много говорят о возрождении России? Как мы с вами
можем изменить наше Отечество? Какой вклад мы
можем внести в возрождение Отечества?
– Наш урок я хочу закончить стих. Ивана Шишкова
«Святая Русь»
Святая Русь
Молитвой православной величавой
Святую Русь мою боготворю,
Отчизна милая, овеянная славой,
Тебе молюсь, тебя благодарю.
Твои поля, простор небес без края,
Твоих племён великая семья.
Живи и здравствуй, Русь моя святая,
Земля славян и Родина моя.
Нет и не будет на планете малой,
Такой России, как моя страна.
Ее знамёна цвета крови алой
Переживут любые времена.
России голос был всегда набатом,
Служил, славянам вечным маяком,
Пусть каждый славянин всегда мне будет братом
Нас всех вскормила мать славянским молоком.
Святая Русь, надежда и опора
Храни святыни мира и добра,
Отчизна милая, не знавшая позора,
Врага громила с криками: "Ура!"
Домашнее задание: тетр. с.12, с.11 – нарисовать иллюстрацию к теме, учебник стр. 12–16 читать.
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
18 03 2024 0:51:58
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
17 03 2024 0:53:51
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
16 03 2024 6:21:18
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
15 03 2024 8:18:23
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
14 03 2024 9:57:48
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
13 03 2024 22:48:24
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
12 03 2024 4:45:14
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
11 03 2024 23:22:27
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
10 03 2024 1:50:32
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
09 03 2024 2:52:10
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
08 03 2024 21:59:46
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
07 03 2024 14:39:20
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
06 03 2024 20:26:32
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
05 03 2024 0:55:35
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
04 03 2024 10:25:33
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
03 03 2024 8:43:23
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
02 03 2024 7:19:24
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
01 03 2024 18:50:34
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
29 02 2024 6:24:26
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
28 02 2024 10:30:39
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
27 02 2024 15:47:22
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
26 02 2024 11:30:40
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
25 02 2024 11:14:58
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
24 02 2024 16:38:39
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
23 02 2024 19:19:33
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
22 02 2024 11:16:16
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
21 02 2024 14:56:35
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
20 02 2024 10:21:18
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
19 02 2024 20:50:26
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
18 02 2024 19:16:32
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
17 02 2024 2:50:34
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
16 02 2024 10:45:32
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
15 02 2024 4:33:44
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
14 02 2024 22:11:13
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
13 02 2024 8:13:44
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
12 02 2024 3:27:55
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
11 02 2024 22:26:30
Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
10 02 2024 12:34:42
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
09 02 2024 7:51:51
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
08 02 2024 7:58:44
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
07 02 2024 22:53:51
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
06 02 2024 15:35:46
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
05 02 2024 6:23:53
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
04 02 2024 1:46:22
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
03 02 2024 9:38:55
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
02 02 2024 20:56:38
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
01 02 2024 17:59:45
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
31 01 2024 3:42:33
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
30 01 2024 14:41:56
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
29 01 2024 16:39:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::