Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.
Оборудование: мультимедийный проектор (вся информация об уроке – на диске), подготовленные заранее сообщения учащихся, учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ веке”.
Методы по основному способу проведения: в форме беседы, с сочетанием самостоятельной работы учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
- Расширить и закрепить знания учащихся о социально-экономическом и политическом развитии Китая.
- Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Японии.
- Сравнить экономическое и политическое развитие Китая и Японии.
- Выяснить, почему Япония в отличие от своего соседа смогла за короткий срок выйти на передовые рубежи экономического развития.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение работать самостоятельно;
- Учить анализировать полученную информацию;
- Учить видеть причинно-следственные связи;
- Развивать умение познавательной деятельности, использовать мультимедийные технологии в целях развития образного и логического мышления.
Воспитательные: В процессе изучения темы развивать у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам.
Основные понятия к уроку: модернизация, реформа, протекторат, экспансия, контрибуция.
Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.
Модернизация – изменение, усовершенствование.
Протекторат – форма колониальной зависимости, при которой государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешнюю политику и оборону осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия.
Реформа – преобразование, изменение, переустройство.
Экспансия – агрессивная политика распространения своего политического и экономического влияния, господства на другие страны.
План изучения темы:
I. Экспресс-опрос по социально-экономическому и
политическому развитию Китая с целью (в конце
урока) сравнения с Японией.
II. Постановка проблемы. Краткая беседа с целью
актуализации знаний из курса новой истории.
III. Изучение вопросов с целью самостоятельного
заполнения таблицы (после – проверка по
компьютеру).
А) Реформа в армии.
Б) Внешнеполитический курс страны.
- русско-японская война (рассказ учителя,
сообщение).
В) Политическая реформа (сообщение ученика).
Г) Реформа в экономике (сообщение ученика).
Д) Реформа в социальной сфере (сообщение
ученика).
IV. Заключительный этап: коллективное обсуждение, подведение итогов, объяснение домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Проверка домашнего задания (устный опрос) – 25 мин.
Назовите тему прошлого урока. Давайте проверим ваши знания по данной теме.
- Назовите имя императора Китая, правящего с 1889
г. (Цзай Тян – Гуансюй) (слайд 1 –
портрет императора)
- Назовите имя человека, предложившего
императору программу реформ в Китае. (Кан Ювэй)
- Почему эту программу назвали “100 дней реформ”? (рассчитаны
на постепенное проведение в течение 100 дней) (слайд2, п.1)
- Почему они не состоялись? (мать императора Цы
Си совершила государственный переворот,
император был арестован. Императрица объявила
себя регентшей при малолетнем сыне императоре Пу
И) (слайд 2, п.2)
- Прочитав несколько эпизодов о Цы Си, дайте ей хаpaктеристику. (властная, деспотичная, мстительная, эгоистичная) (слайд 3, 4, 5 - портрет молодой и старой Цы Си)
- Обратите внимание на фотографию, где изображены Цы Си и император Гуансюй. О чем она говорит? (о полной власти Цы Си и о ее двуличии: с одной стороны – добродушная и спокойная, а с другой – злобная и жестокая) (слайд 6)
- Как вы думаете, почему произошел отказ от
реформ? (к власти вновь пришла Цы Си)
- Прочитав следующее воззвание Цы Си (на доске),
объясните, к чему призывала императрица? (к
восстанию против иностранцев) (слайд
7)
- Назовите годы восстания. (1899-1900 гг.)
- Кто участвовал в восстании? (крестьяне,
ремесленники, беднота).
- Кто руководил восставшими? (тайные братства
под руководством “Ихэтуаль”) (слайд
8)
- Чем закончилось восстание? (восстание было
подавлено империалистами) (слайд9,
10)
- Скажите, какова же роль самой императрицы в этом
восстании? (вела двойную игру, а, увидев, что
проиграла, стала помогать империалистам в
подавлении восстания) (слайд 11)
(Отказ от реформ Кан Ювэя, подавление восстания, русская революция 1905-1907 гг. оказали большое влияние на внутриполитическое положение в стране и привели к революции).
- Кто такой Сунь Ятсен? (под его руководством
создан объединенный союз
буржуазно-демократических организаций)
- Прочитайте выдержки из предложенного
документа. Кто является автором документа? Каким
образом вы это определили? (слайд 12)
Поясните эти принципы:
а) “национализм” - свержение маньчжурской
чужеземной династии и восстановление китайского
правления.
б) “народовластие” - ликвидация
монархического строя.
в) “народное благосостояние” -
национализация земли, уравнение прав на землю.
- Когда и как были сделаны попытки провести эту
программу? (революция 1911-1912 гг.).
- Ход революции. (на севере – Юань Шикай, на юге
– Сунь Ятсен)
- О чем вам говорит эта дата - 29 декабря 1911г.? (провозглашение
Китайской республики. Сунь Ятсен отказался от
президентства в пользу Шикая)
Почему Синхайская революция? (по китайскому лунному календарю)
III. Новая тема. (слайд 13)
Сегодня мы с вами изучаем новую тему “Социально-экономическое и политическое развитие Японии”. В изучении новой темы нам помогут ваши товарищи, которым я дала задание заранее подготовить сообщение по этой теме. Но сначала немного истории, чтобы вы имели представление, какие же преобразования и изменения происходили в тот период в Японии (на рубеже 19-20 вв.). (рассказ учителя)
Далее сообщение ученика о самураях.
- Посмотрите на слайд. Предлагаю Вам прочитать
высказывания иностранцев о японцах, как они их
представляют. (слайд 14)
- Сегодня я предлагаю заполнить вместе с вами
таблицу (слайд 15), которая
поможет нам кратко выделить самые главные
аспекты сегодняшней темы:
1. Откройте учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ веке” на стр.41, прочитайте п.1 и заполните графу таблицы: реформа в армии. (самостоятельная работа учащихся с учебником)
Проверка по компьютеру. (слайд 16- таблица)
- почему вводится всеобщая воинская повинность?
(страна готовится к войне);
- еще раз уточним, какова же цель проводимых
реформ? (Япония готовится к экспансии на
материке). (объяснение термина “экспансия”)
2. Внешнеполитический курс. (рассказ учителя, на слайде 17 – карта)
В начале ХХв. Япония пошла на острый конфликт с царской Россией. 8 февраля 1904г. Япония напала на русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо (Корея), не объявив войны. Проиграв два главных сражения под Ляояном и Мукденом (соответственно в августе 1904г. и марте 1905г.), царская Россия пошла на заключение мирного договора. Разгром русской эскадры 28 мая 1905г. в Цусимском проливе завершил военные действия (слайд 18 - Цусимское сражение). 5 сентября 1905г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор, согласно которому Япония устанавливала протекторат над Кореей. Порт-Артур, железнодорожная ветка в Южной Маньчжурии, а также южная часть острова Сахалин переходили к Японии.
Запишите краткий ответ на вопрос в графе 2 таблицы: внешняя политика. (слайд 19 – таблица)
3. Откройте учебник на стр.43. Прочитайте параграф “Политическое развитие Японии в конце 19 – начале 20 веков”.
Заполните таблицу: политическая реформа.
- обратите внимание на следующие вопросы: когда была принята конституция, кто является главой государства, форма правления в стране, кому принадлежит законодательная и исполнительная власть.
Проверим правильность ответов. (слайд 20 - таблица, комментарии по таблице)
- почему первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей?
4. Прочитайте учебник на стр.41, абзац 5 и 6.
Заполните таблицу: реформа в экономике.
- обратите внимание, в чем особенность японской
буржуазии, какова роль государства в создании
предприятий. Проверка (слайд 21,
комментарии по нему);
- за чей счет созданы системы трaнcпорта и связи?
- кому государство передавало казенные
предприятия?
- почему государство отдавало предпочтение
развитию предприятий, работавшим на оснащение
армии и флота?
5. Прочитайте следующие высказывания. (слайд 22) Какие выводы Вы можете сделать из них? (Япония стремилась к совершенству, к преобразованиям в стране, ее целью было – догнать и перегнать Европу).
Прочитайте материал учебника на стр.43. Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы.
Сообщение ученика о религии.
- так какая религия распространена в Японии? (синтоизм)
(слайд 23)
- найдите в тексте ответ на вопрос: чем
объясняется восприимчивость японского общества
к западным влияниям? (корпоративность,
склонность к заимствованию) (слайд
24)
Итак, делаем вывод: в чем заключается феномен успеха Японии? (слайд 25)
IV. Заключительный этап: коллективное обсуждение, подведение итогов, объяснение домашнего задания.
Сообщения учеников
Самураи
Японские рыцари - самураи - одни из самых колоритных персонажей всемирной истории. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху Японской империи сражались с племенами, издавна населявшими пограничные районы страны. В Х-ХII вв. одному из самурайских князей впервые удалось захватить власть в стране. В 1192 г. другой князь создал первое самурайское государство, отобрав власть у императорского правительства и ограничив полномочия императора, - его роль свелась лишь к исполнению религиозных обрядов и участию в официальных церемониях. С тех пор почти на семь столетий в Японии утвердился режим, при котором политическая власть сосредоточилась в руках военной аристократии. Влияние военного сословия, его образа мыслей, религиозных убеждений, культуры, привычек в то время на жизнь японцев было велико. Ощутимо оно и в современной Японии.
Шли годы, наступил XIX век, а затем XX. Совершилась революции Иэйдзи. Она стала переломным моментом в жизни страны, в жизни японского общества.
Как смогла Япония за короткий срок вырастить армию собственных специалистов, которые вывели страну на передовые рубежи? Немного истории. Для построения нового общества нужны были специалисты: ученые, администраторы, техники, инженеры. В 1873-1880 гг. их приглашали из-за рубежа. Однако после 1880 г. число приглашенных резко сократилось. Всего через десятилетие в стране появились свои кадры, которые уже могли заменить иностранцев. Армию собственных специалистов Япония прежде всего нашла в прослойке образованных людей, выпускников самурайских школ. Теперь они, в основном выходцы из военного сословия, стали опорой и движущей силой нового японского общества.
Бурный подъем страны расколол отстраненных от власти самураев на два лагеря. У одних, тех, что больше всего сокрушались о прошлом, опустились руки: ничего не предпринимая, они безвольно плыли по течению навстречу неведомому будущему.
Другие со всей присущей им энергией обратились к новым целям. Прежде в самурайских кругах было строго запрещено заниматься торговлей или любой ремесленной деятельностью: воин не работал за деньги. Но под давлением обстоятельств многие отбросили устаревшие предрассудки. Всюду теперь трудились представители прежней знати: в органах государственного управления, в области промышленности, банковского и горного дела, судостроения, сельского хозяйства, руководили прокладкой трамвайных путей, наконец, создавали крупные торговые дома.
Дух бусидо, на котором были воспитаны эти люди, глубоко проникал в мир стремительно развивавшейся экономики. Отныне такие добродетели, как преданность интересам предприятия, чувство долга и добросовестность, уважение к начальству, беспрекословное послушание, дисциплина и пренебрежение собственной выгодой ради общего успеха, перенимали у бывших самураев их сослуживцы и подчиненные.
Ныне Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда не ослабевающей энергией, а также тем, что былые самурайские добродетели - пусть и в измененном виде - продолжают почитаться всеми японцами.
Религия Японии
Исконная японская религия синто - “путь богов”, утверждает, что все в мире одушевлено и, стало быть, наделено святостью: огнедышащая гора, логос, радуга после грозы...
Перед любым синтоистским храмом непременно высится торий - нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. В своем первоначальном смысле “торий” означает насест. Он ставится перед храмом в напоминание о легенде, рассказывающей, как Аматерасу (дочь Идзанаги и Идзанами - лучезарная богиня солнца, культ которой составляет основу обожествления природы) обиделась на своего брата и укрылась в подземной пещере.
Долгое время никто не мог уговорить богиню солнца выйти оттуда и рассеять мpaк, в который погрузился мир. Тогда перед пещерой соорудили насест, посадили на него пeтyxа, а рядом поставили круглое зеркало. Когда пeтyx прокукарекал, Аматерасу по привычке решила, что пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в круглом зеркале свое отражение и приняла его за незнакомую красавицу. Это задело женское любопытство богини, и Аматерасу вышла из пещеры, чтобы посмотреть, кто посмел соперничать с ней в красоте. Мир тут же снова осветился, и жизнь на земле пошла своим чередом.
Чайная церемония
...Высокий статный мужчина средних лет с зачесанными назад седыми волосами и пронзительным взглядом - Сэн Сосицу XV. Он и есть нынешний, пятнадцатый по счету глава школы Урасэнкэ, ее Великий Мастер. Родоначальником династии потомственных мастеров “тядо” и основателем Урасэнкэ был Сэн Рикю, живший в XVI веке философ и эстет. Он сыграл роль реформатора пришедшей за сто лет до этого в Японию чайной церемонии. Сам чай завезли из Китая еще в Х-ХI веках. В китайских монастырях японцы познакомились с напитком, который применяли в борьбе со сном во время многочасовых молитв. Чайная церемония всегда была связана с буддизмом. Из монастырей она проникла ко двору императора, во дворцы знати. Баснословная цена чая и завозившихся из Китая чайных принадлежностей ограничивала круг поклонников чайной церемонии несколькими сотнями человек. Эти церемонии сопровождались состязаниями в распознавании сортов чая, азapтными играми, пышными банкетами, обильными возлияниями горячительных напитков и даже купанием в бане. Знать соперничала в богатстве чайной утвари. За редкими чайниками, чашками, очагами в Китай или Корею отправлялись специальные экспедиции. Но мало-помалу питье чая распространилось и среди простонародья, особенно его зажиточной части - купцов. Купеческая среда выдвинула немало тонких ценителей и знатоков чайной церемонии, среди которых выделяются имена Сэн Рикю и его учителя Такэно-Дзё-о. Сейчас в Японии крупнейшей школой чайной церемонии является школа Урасэнкэ, унаследовавшая не только традиции Сэн Рикю, но и часть его имения с несколькими чайными комнатами, которые объявлены “национальным сокровищем”. Часто в них проходит чайная церемония для иностранных гостей.
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
27 03 2024 9:43:55
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
26 03 2024 7:22:33
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
25 03 2024 17:10:59
Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
24 03 2024 20:41:14
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
23 03 2024 0:54:53
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
22 03 2024 3:45:55
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
21 03 2024 11:59:33
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
20 03 2024 19:53:57
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
19 03 2024 7:30:20
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
18 03 2024 1:26:49
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
17 03 2024 11:33:36
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 03 2024 0:41:37
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
15 03 2024 12:14:24
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
14 03 2024 16:13:22
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
13 03 2024 16:41:18
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
12 03 2024 19:47:46
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
11 03 2024 17:13:17
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
10 03 2024 15:26:19
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
09 03 2024 5:12:47
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
08 03 2024 4:56:10
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
07 03 2024 12:11:21
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
06 03 2024 7:59:14
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
05 03 2024 19:33:22
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
04 03 2024 5:56:49
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
03 03 2024 2:40:34
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
02 03 2024 0:10:17
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
01 03 2024 4:10:19
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
29 02 2024 11:41:44
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
28 02 2024 8:58:30
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
27 02 2024 19:28:25
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
26 02 2024 7:41:41
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
25 02 2024 10:31:28
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
24 02 2024 14:16:31
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
23 02 2024 14:49:32
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
22 02 2024 13:35:24
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
21 02 2024 12:16:17
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
20 02 2024 0:32:32
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
19 02 2024 3:20:29
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
18 02 2024 6:13:28
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
17 02 2024 23:36:47
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
16 02 2024 7:37:26
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
15 02 2024 21:33:23
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
14 02 2024 1:16:57
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
13 02 2024 15:51:59
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
12 02 2024 17:15:26
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
11 02 2024 9:56:58
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
10 02 2024 11:19:49
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
09 02 2024 1:25:12
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
08 02 2024 14:10:18
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
07 02 2024 21:56:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::