Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"
Пояснительная записка
Биоадекватную REAL методику в своей педагогической пpaктике стала использовать после прохождения в марте 2005 года курсов доктора психологических наук, академика Н.В.Масловой «Теория и пpaктика ноосферного образования в свете законов Мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение», организованных в нашей гимназии при содействии РАЕН.
REAL методика дает возможность ребенку уйти от этих перегрузок на уроке. По форме данная методика релаксационно-активная и необычной, на первый взгляд, в ней кажется релаксация, но именно на этом этапе урока (9-10 минут) организм находится в состоянии отдыха и этого времени достаточно, чтобы дать новую информацию по изучаемой теме.
Главное происходит на следующем этапе урока, когда начинается выведение образа информации на уровень словесного описания, ведь каждый видел свой образ. Активность ребят, свободно воспроизводящих новую информацию по теме, просто поражает: мысль работает, желание поделиться - почти у каждого, равнодушных нет, идет эффективное осознание материала, складывается его целостное восприятие. В ходе такой работы мы выявляем существенные моменты изучаемой темы, конкретизируем некоторые ее детали (как и на традиционном уроке), но дети совершенно иные: исчезает неуверенность, чувство стpaxa ответить не так. После таких уроков дети не устают, время урока пролетает незаметно. И это при том, что данная методика помогает решить еще одну проблему: она в одинаковой степени вовлекает в работу обе половины мозга, а взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии.
Подготовка к такому уроку требует немало усилий: во-первых, учителю необходимо четко структурировать информацию для релаксации, не затягивать ее, находить интересные мыслеобразы; во-вторых, оптимально продумывать каждый этап урока, направлять обсуждение информации в А-фазе в нужном русле; в-третьих, создавать атмосферу доверия, заинтересованности (заинтриговать); учить детей расслаблляться; убедить их в том, что это полезно и нужно прежде всего им.
Конспект урока
Тип урока:
Вводный урок по теме с использованием биоадекватной методики.
Оборудование урока:
- образон Смуты в России начала XVII века;
- иллюстрация картины С.В.Иванова «В Смутное время»;
- напечатанная на листах словарная работа с новыми понятиями;
- морские камушки (камни и конфеты);
- компьютер, диск с релаксационной музыкой;
- DVD фильм «Минин и Пожарский», телевизор;
- карта.
Цель урока: способствовать целостному восприятию понятия «Смутное время в России в начале XVII века», причин его возникновения.
Задачи урока:
- сформировать представление о сложной переходной исторической эпохе России начала XVII;
- создать условия для целостного восприятия понятия Смута, причинах ее возникновения, содержании посредством проведения занятия в режиме REAL;
- способствовать развитию творческого мышления мыслеобразами;
- формирование умений систематизировать и размещать на образоне полученную в релаксации информацию, использовать ее при хаpaктеристике причин и содержания Смуты;
- создать в процессе учебной деятельности атмосферу, стимулирующую творческий процесс познания.
Форма организации учебного процесса:
Используемая на уроке REAL – методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации).
1 этап урока предполагает активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством проведения фронтальной беседы о преемниках Ивана Грозного, подводящей их к пониманию (хотя и не озвучиванию) причин начавшегося в стране Смутного времени;
2 этап – получение новых знаний о причинах возникновения и содержании Смутного времени в состоянии релаксации; формирование мыслеобраза Смуты;
3 этап – формирование умения использовать полученные в релаксации знания: «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке (что видели);этап, когда абстpaктная информация обретает хаpaктер личностного представления образа;
4 этап – закрепление полученной информации: сравнение образона учителя с рисунком и записями в тетради: дополнения, исправления, выводы;
5 этап – углубление понятия «Смута»;
6 этап – домашнее задание.
Класс обучается по учебнику А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII века»
I этап урока
Проверка домашнего задания
В форме фронтального опроса (очень динамично, как своеобразный «разогрев» перед погружением в новую тему):
- Какой период в истории России мы изучаем?
- Вспомним хронологию событий этого периода.
- Когда умер Иван Грозный?
- Кто становится русским царем?
- А кто фактически правил вместо него? почему?
- Какое тяжелое наследие досталось стране от Ивана Грозного?
- Были ли еще дети у Ивана IV?
- Что вы знаете об «угличской драме»?
- Кто и каким образом становится новым царем после cмepти Федора?
- Какую бы хаpaктеристику вы дали Борису Годунову?
- Как относилось к нему московская аристократия (бояре)?
- Какие непредвиденные трудности возникают в начале его правления?
- Каковы последствия голода?
Мы видим в какой сложной и тревожной обстановке вступает Россия в XVII столетие. В истории нашей страны этот период получил название «смутного времени» или Смуты.
История Смутного времени и станет главной темой нашего изучения. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятием «Смута», ее причинами и сутью
Какие ассоциации вызывает у вас слово «смута», «смутное время»?
По ходу высказывания детей делаются записи на доске:
смутность - неясность, неотчетливость, неопределенность, нестабильность... В чем? Жизни - политической, социальной, экономической... неясность очертаний настоящего и будущего страны...
смутно - тревожно.
Прежде, чем продолжить разговор по теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие...
II этап урока
Релаксация
Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, тело, ноги...
Представьте себя на берегу океана, олицетворяющего жизнь в ее многообразии, постоянной текучести, изменчивости... Какие краски окружают вас? Какие звуки вы слышите?
Ощутите запах океана... (можно использовать морской освежитель воздуха) Вдохните свежего морского воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Измените что-нибудь вокруг, если вам хочется. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...
Вы останавливаетесь у небольшой лагуны истории России начала XVII века. Таинственный, сложный мир ее жизни открывается перед вашим взором...
Вы видите - несколько камней-валунов отделяют лагуну от океана. Посмотрите внимательно:
- на самом большом камне высвечивается информация - династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
- на рядом лежащем валуне появляется другая информация - ослабление центральной власти (выборный царь);
- на следующем камне - разруха, голод - последствия опричнины и неурожая;
- и еще одна информация - дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.
Среди камней-валунов мечется странная медуза. Приглядитесь к ней...Какого она размера? цвета? какие у нее щупальца? Пусть она станет для вас символом Смуты. Как изменяется медуза в ответ на вашу просьбу?
Видите, в центре купола медузы вспыхнуло слово «Смута». Вглядитесь в это слово, какие ощущения оно вызывает у вас? Поблагодарите медузу за то, что она согласилась стать для вас проводником в мир истории России начала XVII века.
А теперь посмотрите на ее щупальца. Они какие?
Их много, они разной величины, причудливо изгибаются, переплетаются - они питают Смуту... Пусть щупальца станут для вас содержанием Смуты.
Посмотрите, на них появляется информация:
- на первом щупальце - мятежи, разбой, народные волнения;
- на другом - самозванцы;
- на третьем - борьба за верховную власть;
- дальше - иностранная интервенция;
- и следом - потеря государственной независимости;
- нравственная «шаткость» населения - такова информация следующего щупальца;
- особым цветом на последнем из них высвечивается информация - народное ополчение, Минин и Пожарский.
А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана, лагуну, охватите все образы, которые вы видели и информацию на них:
океан - символ жизни, ее многообразия, текучести, изменчивости
лагуна - история России начала XVII века
камни-валуны - причины смуты:
- династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
- ослабление центральной власти (выборный царь);
- разруха, голод - последствия опричнины и нерожая;
- дальнейшее закрепощение крестьян, усиление их гнета.
медуза - Смута;
и ее щупальца - содержание Смуты:
- мятежи, разбой, народные волнения;
- борьба за верховную власть;
- самозванцы;
- иностранная интервенция;
- потеря государственной независимости;
- нравственная «шаткость» населения;
- народное ополчение, Минин и Пожарский.
Посмотрите, лучи восходящего солнца озаряют лагуну, проникая вглубь ее вод. Скоро все изменится в этом маленьком мире...
Поблагодарите все образы, которые помогли вам познакомиться с историей Смуты. Попрощайтесь с ними и отпустите в прошлое.
А нам пора возвращаться. Почувствуйте, как ваши ноги, тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и медленно возвращайтесь в класс.
III этап урока
Переработка (осмысление) информации. Активная фаза
- Как прошло ваше путешествие?
- Кто видел океан?
- он был какой? опишите ваш океан... цвет, звуки, запахи...
- вам удалось почувствовать свежий морской воздух? какие ощущения при этом вы испытали?
- символом чего стал для вас океан?
- как океан реагировал на вашу благодарность, любовь?
- А кто видел лагуну? Она какая? Что вы видели в ней? Символом чего стала для вас лагуна?
Нарисуйте лагуну и все, что вы в ней видели, так как это вам запомнилось.
Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают ее на своем рисунке (идет структурирование информации).
- Как выглядели ваши камни-валуны?
- Символом чего они для вас стали?
- Какая информация появилась на камнях?
- А как информация появлялась?
Ребятам предлагается потрогать морские камушки:
Это, конечно, не камни-валуны, но они тоже оттуда, с морского берега...
- Всем удалось увидеть медузу? символ - ? Смуты
- Она какая? цвет, размер, форма...
- Какие ощущения она у вас вызвала?
- Какую информацию несли ее щупальца?
Закрепление мыслеобраза
Давайте посмотрим, как увидел лагуну и ее обитателей художник.
Ребятам предлагается рассмотреть образон Смуты, выполненный художником, и сверить свои записи с информацией, размещенной на нем.
Выясняется, что было упущено.
Содержание Смуты - это то, с чем нам предстоит познакомиться на следующих уроках
Детям дается домашнее задание:
- Придумать и нарисовать свой образон Смуты и ее причин, разместив на нем полученную информацию или аккуратно оформить уже проработанный в классе.
- Подумать на тем, почему я выбрала символом Смуты медузу? (неустойчива в форме, окраске, постоянно меняется, опасна - может своими щупальцами ожечь, но в неустойчивости ее слабость - любая сильная волна может просто выбросить ее на берег)
IV этап урока
Закрепление и углубление понятия «Смута»
Так что же такое Смута?
- Пробуют ответить дети.
- Словарная работа: предлагается прочесть несколько вариантов определения понятия, материал размещен на стенах кабинета (своеобразная физминутка: посмотрели вправо, посмотрели влево)
Смутное время (Смута) - термин для обозначения событий конца XVI - начала XVII вв в России. Введен русскими писателями XVII в, употрeблялся историками в разное время.
В дореволюционной историографии (до 1917 г.) под «смутой» понималось «общее неповиновение, раздор между народом и властью»
В советское время термин «смута» был объявлен «ненаучным» и вместо него было введено, громоздкое наименование этого периода «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России»
В настоящее время слово «смута» снова обрело гражданство в исторической науке.
Многие историки рассматривают Смуту, как первый страшный опыт гражданской войны - Вспомним, что означает слово гражданская война? - война между соотечественниками.
Словарная работа.
Конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы, но они всегда были ограничены и прострaнcтвом, и количеством участников. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным.
Вот как пишет об этом времени современный историк А.И. Плигузов:
И московский боярин, и провинциальный служилый человек, и купец, и вольный казак, и подневольный холоп, и дворянин, и простолюдин-ремесленник, и патриарх всея Руси - все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий, все оказались перед выбором, от которого зависело часто не просто благополучие, а сама жизнь.
Этот выбор приходилось делать в обстановке крайней неопределенности, нестабильности ситуации, при противоречивых слухах об одном и том же лице или событии.
При такой смутности политических очертаний «смутно» было и на душе русского человека. Свой часто роковой выбор он делал наугад, на ощупь, наудачу, потом в ужасе от него отказывался, выбирал и ошибался снова.
В поисках выхода русские люди сначала готовы были признать ложь самозванца, надеясь с приходом очередного Лжедмитрия на восстановление твердого государственного порядка. Связывали свои надежды с coблaзном принятия чужестранной династии и присягали на верность польскому королевичу Владиславу. Вовлекали, на свою беду, в русские дела иностранные державы - Польшу и Швецию, не замедлившие отнять у безвластной страны Смоленск и северо-западные земли.
Далеко не сразу, после целого ряда неудач и разочарований, лучшие люди того времени пришли к мысли, что единственный путь к восстановлению Российского государства лежит только через освобождение Москвы от поляков.
И поднялся русский народ...
Просмотр фрагмента кинофильма «Минин и Пожарский» (1939 г.) 1.20ч - 1.23ч
Пожарский:
Деды наши и друзи татар прогнали
Так не посрамим же их славу
Пусть знают дети наши и внуки наши,
И все русские люди, которые будут,
Что послужили мы Отечеству верно!
Минин:
Что крепка наша земля,
Что будет стоять она нерушимо. Навечно
Детям предлагаются конфеты - морские камушки - Попробуйте вкус истории, не такая уж она и горькая, как кажется порой
V этап урока
Домашнее задание §1-6п, § 2-1п
Закрепление полученных знаний.
Предлагается проверить себя, выполнив задание №1 к §1 в рабочей тетради с. 6
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
28 03 2024 21:26:29
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
27 03 2024 13:29:10
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
26 03 2024 21:36:46
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
25 03 2024 22:31:25
Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
24 03 2024 8:39:48
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
23 03 2024 14:44:50
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...
22 03 2024 12:33:17
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
21 03 2024 19:41:33
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
20 03 2024 22:11:51
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
19 03 2024 15:27:25
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
18 03 2024 1:55:24
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
17 03 2024 6:41:10
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
16 03 2024 17:27:10
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
15 03 2024 12:55:50
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
14 03 2024 1:36:42
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
13 03 2024 23:46:41
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
12 03 2024 17:57:41
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
11 03 2024 12:13:39
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
10 03 2024 8:34:43
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
09 03 2024 2:40:40
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
08 03 2024 18:14:11
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
07 03 2024 23:59:36
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
06 03 2024 13:30:34
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
05 03 2024 23:47:59
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
04 03 2024 17:30:21
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
03 03 2024 13:23:14
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
02 03 2024 20:51:24
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
01 03 2024 0:35:17
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
29 02 2024 20:57:37
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
28 02 2024 21:47:32
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
27 02 2024 9:17:53
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
26 02 2024 19:31:24
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
25 02 2024 17:40:47
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
24 02 2024 1:34:40
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
23 02 2024 5:24:33
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
22 02 2024 13:48:38
Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
21 02 2024 19:17:49
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...
20 02 2024 4:35:18
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
19 02 2024 14:41:19
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
18 02 2024 8:34:20
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
17 02 2024 10:46:19
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
16 02 2024 22:32:42
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
15 02 2024 21:55:12
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
14 02 2024 22:10:25
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
13 02 2024 5:27:44
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
12 02 2024 21:44:24
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
11 02 2024 12:19:19
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
10 02 2024 22:15:40
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
09 02 2024 5:54:37
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
08 02 2024 10:26:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::