Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок.
Цели урока:
Образовательные:
- показать (на основе сравнительной хаpaктеристики) особенности процесса объединения русских земель и аналогичного процесса в Западной Европе, выделив причины объединения русских земель;
- рассмотреть различные точки зрения на процесс становления Российского государства и политику московских князей, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
- проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы и методы, которыми осуществлялся вышеназванный процесс;
- охаpaктеризовать Великое княжество Литовское и Русское как один из центров возможного объединения русских земель, отметив отличия в его общественном строе от Московского государства;
Развивающие:
- развивать навыки групповой работы,
- учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.
Воспитательные:
- формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом,
- воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.
Оборудование урока:
- учебник Волобуева О.В. и др. "Россия и мир" 10 класс
- карта "Образование Российского централизованного государства";
- Таблица "Этапы объединения русских земель вокруг Москвы"
- раздаточный материал.
- CD - Энциклопедия История России 862-1917 гг.
Даты:
- 1327 г.- восстание в Твери против ханских баскаков;
- 1325-1340 гг. - княжение Ивана Калиты в Москве;
- 1359-1389 гг. - княжение Дмитрия Донского;
- 1378 г. - битва на р. Воже;
- 1380 г. 8 сентября - Куликовская битва;
Имена в материале параграфа: московские князья: Даниил Александрович, Юрий Даниилович, Иван Даниилович Калита, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской; литовские князья: Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло; ханы Золотой Орды: Узбек, Мамай; тверской князь Михаил Александрович.
План урока:
- Предпосылки и особенности объединения русских земель.
- Великое княжество Литовское и Русское.
- Борьба за независимость. Дмитрий Донской.
- Московское государство при Василии I и Василии II Тёмном.
- Итоги объединительного процесса русских земель к середине XV.
Приложение.
I. ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)
Класс предварительно делится на 3 группы.
Учитель: Мы начинаем изучать Российское государство в Х1У-ХУП веках. Это время образования Российского централизованного государства, его развития, законодательного оформления.
Процесс объединения государства хаpaктерен для всех государств, переживших феодальную раздробленность.
Вопрос: Какое государство называют централизованным? - государство, для которого хаpaктерно наличие единого аппарата управления, законодательства, финансовой и налоговой системы, постоянной армии.
Вопрос: Что представляло собой русское государство к XIV веку, повторим это, используя документ.
Повторения материала по хаpaктеристике положения русских княжеств в конце XIII века. Прочтите документ и ответьте на вопросы. (5 мин)
Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает положение страны:
"Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана <...> Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе".
Вопросы к тексту для повторительной
беседы: В результате, какого события ХШ в. "состояние России было самое плачевное"? Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи? Какие последствия для русских княжеств имело нашествие Батыя: А) экономические; Б) политические; В) демографические; Г) культурные? 3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой? |
политическая раздробленность - главная
причина поражения русских войск в период
нашествия Батыя; подчинение Руси Орде, -тяжелейшее ордынское иго (выход, баскаки, ярлыки, набеги, экономический упадок, культурная и политическая деградация). |
Вопрос: Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале XIV века.
Ученики - две основные задачи:
- объединение русских земель в единое централизованное государство;
- борьба с Ордой за национальную независимость, (подчеркнуть, что эти задачи были взаимосвязаны, так как без объединения русских княжеств в единое государство было невозможно свержение ордынского ига)
Цель нашего урока: определить, что обусловило образование централизованного государства на Руси, почему же именно Москва возглавила объединение русских земель, не дав шанса другим претендентам реализовать свои возможности. Какую роль сыграли московские князья в этом процессе? Я предлагаю вам принять активное участие в дискуссии по этому вопросу.
Запись в тетради: Причины образования централизованного государства и возвышения Москвы (заполняется в конце урока).
II. ОИЭ (операционно-исполнительный этап).
Тема нашего урока "Москва во главе объединения русских земель".
Эпиграфом к данным урокам послужат слова неизвестного сочинителя "Повести о зачале Москвы":
Кто знал, что Москве гррством быти,
кто ведал, что Москве государством слыти ?
В XIV веке возникают предпосылки объединения русских земель и появляются политические центры, которые могут возглавить процесс централизации. Как вы считаете, кто в XIV веке мог претендовать на роль объединителя русских земель? Каковы были шансы у каждого из претендентов?
Выслушиваются ответы учащихся - Москва, Тверь, Литва и др.
Тверское княжество возникло ещё в XIII веке, в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского - Ярослав Ярославич. В XIV веке оно играло заметную роль. Московское княжество в XIII веке - самое захудалое и незавидное на Руси.
Наша задача выявить, причины образования централизованного государства и почему именно Москва стала центром объединения русских земель.
Для этого рассмотрим проблему по 5 факторам (на доске, мелом или через проектор):
- Географическое положение
- Экономическое положение
- Политическое положение
- Идеология
- Личностный фактор
- Внешнеполитический фактор
Работаем в группах, 10 мин, готовим ответы на вопросы к заданиям (Приложение 1). На ответ группе около 5 мин. Все исторические личности упоминаемые в процессе урока проецируются на экран.
Задание 1-й группе
1. Географическое положение. Задание:
- Рассмотрите карту учебника №8, настенную карту "Образование Российского централизованного государства", прочтите мнение Гумилёва в учебнике на с. 130.
- Определите географическое положение Москвы и сравните его с другими центрами.
- Можно ли утверждать, что географическое положение Москвы, Твери, Литвы было более выгодным?
- Какие особенности географического положения были благоприятны для развития этих княжеств?
- Фрагмент из сочинения историка Л. Н. Гумилева, помещенный в учебнике, позволит учителю продолжить работу по формированию историко-познавательной компетенции учащихся, т. е. даст возможность старшеклассникам развить их способность критически анализировать историческую информацию, различать в ней факты и мнения, историческое описание и историческое объяснение.
Выслушиваются ответы уч-ся.
Вывод: В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям.
Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.
Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.
Приток населения
2. Экономическое положение.
Задание: Сделайте теперь вывод об экономическом развитии этих земель.
Ответы уч-ся.
Вывод: развитие с/х > развитие ремесла > торговля, узел сухопутных и водных путей.
Задание 2-й группе.
3. Политическое положение.
Задание: Прочтите учебник 17-18 с. 121 предпоследний абзац, учебник Загладина с. 171 с 3-го аб. "После..." до последнего "Большую..." и определите политический фактор в объединении Руси.
Предположите, зачем объединённое государство нужно крупным землевладельцам?
Прочтите учебник с. 123 2-ой абзац и с. 126 2-3-й абзацы, и определите, почему Литва не устраивала русский народ в качестве центра объединения?
Ответы уч-ся.
Вывод:
1. Получение ярлыка на княжение давало превосходство над другими землями, сбор дани подготавливал и формировал государственный аппарат.
2. В условии слабости городов, торговых связей, отсутствия самоуправления объединительный процесс на Руси подпитывался изнутри интересами крупных землевладельцев (князей и бояр), которые приобретали земли и за пределами своих княжеств, рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян).
3. Сближение Литвы с Польшей, принятие католичества сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русского объединения.
4. Идеология
Задание: Прочтите учебник 19 с. 134 пункт "Москва - третий Рим" 1-й абзац и определите роль церкви в объединительном процессе. Почему церковь поддержала Москву?
Семенникова Л.И.: " Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Пётр, подготовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель".
Вывод: Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.
Единый язык, общая историческая память народа, общие традиционные правовые нормы ("Русская правда"), также способствовали объединительному процессу.
(В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.)
Задание 3-й группе.
5. Личностный фактор
Почему же именно Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать политику московских князей.
В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты.
Задание: Прочтите учебник с. 121-122 аб. "Родоначальник:", с.124 аб. "Наследником..."
документ, раздаточный материал и ответьте на вопросы?
Ключевский В.О.: "Московские великие князья ... [были] довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана Ш как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью - не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия <...> Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их <...> В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Московские князья - очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей. Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам".
Ключевский В.О.: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды"
Карамзин Н.М.: Калитой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калиту, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем")
Н. И. Костомаров: "Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".
Вопросы:
- Какие личные качества московских князей обусловили их победу в деле объединения русских земель?
- Почему в галерее московских князей историк выделяет князя Дмитрия Донского?
Ответы уч-ся.
Вывод: Объединительному процессу способствовала гибкая и мудрая политика московских князей.
6. Внешнеполитический фактор Вопросы: Какие внешние проблемы могли способствовать объединению государства?
Ответы уч-ся.
Вывод: 1. Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Хаpaктерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, иго было свергнуто окончательно.
Политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя увидеть главную для себя опасность со стороны Москвы.
III. РОЭ (рефлексивно-оценочный) (10 мин.)
Подведём итог нашего исследования. Запись в тетрадь.
Выгодное географическое положение Приток населения Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли Развитие феодального землевладения Разорение крестьянских земель княжескими усобицами Целенаправленная, гибкая политика московских князей Поддержка церкви Внешняя угроза: Золотая Орда Единый язык, вера, общая историческая память народа, общие традиции, правовые нормы. |
причины возвышения Москвы причины возвышения Москвы причины возвышения Москвы причины образов. централиз. гос-ва причины образов. централиз. гос-ва причины возвышения Москвы причины возвышения Москвы причины образов. централиз. гос-ва причины образов. централиз. гос-ва |
Способствовала объединению русских земель и возглавила это объединение Москва.
- Какие причины вы считаете наиболее важными?
- Московский князь Дмитрий Донской ещё раз подтвердил это положение.
- Какая битва явилась доказательством того, что Москва стала признанным лидером в собирании русских земель? (Куликовская битва - 1380 г.)
- В чём заключалось историческое значение Куликовской битвы? (Учебник с. 125 последний абзац) - сила Руси, начало возрождения национального самосознания русского народа.
Оценки за урок.
Д/з 17-18, записи в тетради.
Литература.
1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник 10 кл. М., Дрофа, 2001.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века: Учебник для 10 класса основной школы. - М.: ООО "Торгово-издательский дом "Русское слово-РС", 2001.
3. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина "Россия и мир". 10 класс/ А.В. Игнатов - М.: Издательский дом "Новый учебник", 2005.
4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - Брянск: "Курсив", 1999.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
18 03 2024 22:28:22
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
17 03 2024 20:38:23
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
16 03 2024 22:52:20
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
15 03 2024 22:23:15
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
14 03 2024 7:20:33
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
13 03 2024 4:25:24
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
12 03 2024 6:18:28
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
11 03 2024 23:18:56
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
10 03 2024 23:19:57
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
09 03 2024 14:14:16
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
08 03 2024 6:22:42
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
07 03 2024 2:45:16
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
06 03 2024 23:10:28
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
05 03 2024 13:24:23
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
04 03 2024 20:52:24
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
03 03 2024 1:25:31
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
02 03 2024 8:59:11
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
01 03 2024 18:27:42
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
28 02 2024 18:56:40
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
27 02 2024 5:25:29
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
26 02 2024 2:13:25
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
25 02 2024 11:33:50
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
24 02 2024 20:46:51
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
23 02 2024 10:12:40
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
22 02 2024 21:20:41
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
21 02 2024 5:55:32
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
20 02 2024 4:45:21
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
19 02 2024 0:11:51
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
18 02 2024 15:46:16
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
17 02 2024 3:45:29
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
16 02 2024 1:45:25
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
15 02 2024 18:44:37
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
14 02 2024 5:59:23
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
13 02 2024 6:47:57
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
12 02 2024 17:47:57
На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
11 02 2024 16:12:42
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
10 02 2024 16:31:44
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
09 02 2024 7:12:40
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
08 02 2024 16:17:57
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
07 02 2024 12:48:17
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
06 02 2024 13:48:23
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
05 02 2024 19:16:49
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
04 02 2024 23:48:20
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
03 02 2024 1:27:49
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
02 02 2024 22:24:29
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
01 02 2024 12:51:23
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
31 01 2024 21:59:52
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
30 01 2024 8:49:26
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
29 01 2024 2:11:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::