Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)
Тема урока: «Россия – все, чем я живу».
Тип урока: урок изучения нового материала», посвященный дню Конституции.
Цели урока:
- продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
- расширить знания о символике России;
- формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации гербов.
В ходе урока могут быть выведены слайды:
I. Развитие конституционного строя
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции
России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об
усовершенствовании государственного порядка»,
даровал гражданские права и свободы, а также
Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая
Конституция в истории России.
II. История российского герба
- 1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.
- XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).
- Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла появляются скипетр и держава).
- Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.
- 1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).
- 8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя с применением слайдов.
- Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции на сайте www.constitution.ru)
- Сообщения учащихся об истории гимна и флага.
- Подведение итогов.
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация
2. Учитель. «Конституция» в переводе с
латинского означает «устройство»,
«постановление». Необходимо возвратиться в
прошлое, чтобы проследить путь развития
конституционного строя в России. С середины XIX в.
начинается медленный процесс вызревания
конституционного строя. Наиболее активно этот
процесс пошел в период царствования Александра
II, именно в годы его правления был разработан
проект Конституции, которая должна была даровать
стране парламент, ограничивающий власть царя (но
этот проект так и не был реализован). Россия XIX в.
Не была еще готова к переходу от царского
самодержавия к установлению власти права и
закона, т.е. того, что должна была установить
Конституция. В годы правления Александра III
развитие конституционного строя было
остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к
Конституции был сделан в начале XX в, в годы
правления последнего императора, НиколаяII. 17
октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать
Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка», который даровал
населению страны гражданские права и свободы, а
также орган законодательной власти –
Государственную думу. Из предыдущих уроков вы
знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский
переворот, повлекший приход большевиков к
власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю
Конституцию Советской России, после которой еще
три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции
в основном выполняли пропагандистские функции,
что помогало скрывать существенное ущемление
прав граждан Советского Союза. Вся система права,
закона и правосудия были отброшены назад,
деформированы. Положение в стране меняется после
путча в августе 1991 г., после которого в стране
начались радикальные преобразования. В
сложившихся условиях только принятие новой
Конституции могло стабилизировать обстановку в
стране. Огромным количеством ученых был
разработан проект Конституции. Этот проект был
вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая
Конституция России была принята, т.о. была
принята 1-ая демократическая Конституция в
истории России (при каком президенте была
принята Конституция?).
Конституция РФ достаточно сложный и большой
документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м
разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к.
Конституция принималась не на один или два года,
то предусмотрено для дальнейшего
совершенствования Конституции в нее вносят
поправки, дополнения, изменения – это глава 9,
которая так и называется «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции».
3. Знакомство с отдельными главами
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:
- Закрепить и гарантировать права человека.
- Упорядочить государственную власть.
- Утвердить правосудие.
Первая задача означает, что в Конституции
должна быть закреплена и гарантирована вся
совокупность естественных и неотъемлемых прав
человека и гражданина, признанных мировым
сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и
безусловная защита, а также беспрепятственное
действие на всей территории России. В стране не
должны издаваться законы, которые могли бы
отменить, изменить или ограничить эти права. Все
это и будет служить гарантией ненарушаемости
личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой
организации власти, когда полностью исключается
ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно
быть использовано ни в чем не превзойденное
«изобретение» человечества – принцип
разделения властей.
Третья задача требует такой организации
«третьей власти», которая сможет утвердить
торжество правосудия в России. А чтобы
правосудие смогло выполнить свою задачу, оно
должно стать независимой и сильной властью,
способной защитить права человека.
Следующая наша цель расширить сведения о
государственной символике. Поставить пред
учащимся задачу – в конце урока сформулировать
выводы о значимости государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент
– щит (показать герб РФ). Теперь разберем
изображение на щите, оно состоит из 2-х фигур –
двуглавого орла и всадника с копьем. (Назовите,
при каком русском правители появился двуглавый
орел?) Именно при Иване III впервые были объединены
двуглавый орел и всадник, который предстал в
образе св. Ге opгия Победоносца. На протяжении
XVI-XVII вв. шел процесс формирования
государственного герба. К концу XVIIв.
Окончательно утверждается тип российского герба
– на гpyди орла – всадник, св. Ге opгий
Победоносец. С приходом к власти Временного
правительства в феврале 1917 г., с орла были сняты
короны, убраны скипетр и держава. (Как вы думаете
почему?) С приходом большевиков к власти в
октябре 1917 г. меняется герб, он должен был
подчеркнуть радикальные изменения в
государстве. Основа герба – серп и молот (почему?)
– союз рабочих и крестьян; земной шар и
восходящее солнце (подумайте почему?) –
наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой
– единство советских республик. Советский герб
просуществовал до 1991г., однако только к 2000 г.
завершается геральдическая эпопея, когда 8
декабря Дума окончательно утвердила новый герб.
Современный герб олицетворяет силу, мощь,
независимость, единство Российского
государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные
символы?
4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага
5. Подведение итогов.
– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
18 03 2024 11:37:32
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
17 03 2024 1:16:53
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
16 03 2024 4:34:56
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
15 03 2024 18:21:26
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
14 03 2024 19:55:46
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
13 03 2024 22:54:38
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
12 03 2024 18:51:18
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
11 03 2024 2:20:47
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
10 03 2024 9:41:53
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
09 03 2024 13:50:58
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
08 03 2024 22:49:29
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
07 03 2024 1:46:16
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
06 03 2024 4:13:22
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
05 03 2024 11:16:43
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
04 03 2024 20:46:17
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
03 03 2024 3:37:37
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
02 03 2024 22:55:44
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
01 03 2024 7:27:43
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
29 02 2024 21:15:26
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...
28 02 2024 4:14:40
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
27 02 2024 12:59:33
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
26 02 2024 13:48:11
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
25 02 2024 12:32:51
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
24 02 2024 15:52:55
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
23 02 2024 10:37:20
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
22 02 2024 13:54:20
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
21 02 2024 12:20:27
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
20 02 2024 6:29:31
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
19 02 2024 6:44:59
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
18 02 2024 3:10:30
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...
17 02 2024 13:41:10
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
16 02 2024 18:24:56
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
15 02 2024 20:57:55
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...
14 02 2024 17:16:57
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
13 02 2024 5:36:57
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
12 02 2024 19:10:34
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
11 02 2024 17:24:58
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
10 02 2024 13:30:36
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
09 02 2024 2:37:50
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
08 02 2024 21:41:25
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
07 02 2024 20:25:37
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
06 02 2024 23:13:47
Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....
05 02 2024 10:53:32
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
04 02 2024 4:37:26
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
03 02 2024 12:55:48
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
02 02 2024 0:10:36
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
01 02 2024 13:32:30
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
31 01 2024 17:27:45
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
30 01 2024 5:15:39
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
29 01 2024 8:27:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::