Урок памяти, посвященный Сталинградской битве

Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,–
Пожалуйста,
Помните!
Р. Рождественский «Реквием».
(этот урок представляет собой часть цикла «Чтобы помнили…», посвящённого городам-героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг.)
Цель: вспомнить триумфальные и трагические страницы ВОВ, почтить память героев, воспитывать чувство любви к своей стране.
Оборудование: карта «Сталинградская битва», портреты советских военачальников – участников битвы, документальный фильм «Сталинградская битва».
Эпиграф:
Стоит над рекой Сталинград величавый,
На поле победы, как воин, стоит,
Восходит над ним богатырская слава,
И русская песня над Волгой звенит.
Звучит отрывок песни: «На Мамаевом кургане тишина…»
Учитель: Когда в нашу страну приезжают гости из дальнего и ближнего зарубежья в числе маршрутов их путешествий есть и тот, что ведёт к городу, расположенному на Волге… К городу-герою Волгограду… И это не случайно! Сталинградская битва, одна величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным моментом в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в веках в памяти человечества.
Чтец:
Грянул год, пришел черед
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
Ведущий: Год 1942… На фронте началось мощное наступление немцев на юг. Гитлер устремился на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое комaндование основательно подготовилось (было создано значительное превосходство в людской силе и технике).
Маршал Советского Союза В.И. Чуйков позже напишет: «К стенам Сталинграда подходил сильный враг, владеющий военным искусством, оснащённый военной техникой, накопивший богатый опыт в проведении сложнейших военных операций» (В.И. Чуйков «Гвардейцы Сталинграда идут на Запад» М., 1972 г.)
Для Гитлера Сталинград был символом Сталина и СССР
Чтец:
Ну, да что о том судить, –
Ясно всё до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки…
Ведущий: Первоначально задачу овладения Сталинградом фашистское комaндование возлагало на 6-ю и 4-ю танковую армии. Нацистские стратеги полагали, что советские войска, ослабленные в предыдущих боях, не окажут серьёзного сопротивления. Но их надеждам не суждено было сбыться. Советские воины развеяли немецкие надежды, отстаивали каждый метр родной земли.
Чтец:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по гpyдь в земле,
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и cмepтью грозил.
Он, притаившись в канаве, с плеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Ведущий: Наступление немцев удалось приостановить, но обстановка оставалась очень и очень напряженной – шли новые подготовки наступления неприятеля. И уже 19 августа развернулись жаркие бои на ближних подступах к городу. В сентябре части 6-й немецкой армии (комaндующий генерал Паулюс) и 4-й танковой армии (генерала Гота) начали бои по овладению Сталинградом, который защищали 62-я армия В. Чуйкова и 64-я армия М. Шумилова.
«Перед 62-й и 64-й армиями была поставлена необычайно ответственная задача – принять на себя в пригородах и городе всю силу концентрированных ударов гитлеровских войск, навязать противнику изматывающие бои, сковать его и отстоять Сталинград.» - вспоминал маршал Советского Союза В.И. Чуйков. («В трудные дни Сталинграда», М., 1974 г.)
Ожесточённые бои шли несколько дней, солдаты сражались за каждый дом. Особенным стал день – 24 августа, когда немцы стремились разрезать оборону советских армий, чтобы выйти к Волге.
А.М. Василевский так описывал этот момент: «В течение 24 августа вокруг Сталинграда шли ожесточённые бои при огромном превосходстве сил противника, особенно на направлениях главных его ударов. Однако наши воины, героически дравшиеся плечом к плечу с рабочими отрядами и населением города, отбивали все атаки» ( «Дело всей жизни», М., 1973 г.)
Просмотр отрывка видеофильма о защите города.
Чтец:
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Ведущий: Начав 13 сентября штурм Сталинграда, противник главные усилия направлял на овладение его центральной и южной частями. Особенно упopная борьба велась в районе Мамаева кургана, на берегу Царицы, в районе элеватора, вокруг вокзалов. К ноябрю наступательные возможности немецких войск были исчерпаны. Полностью овладеть городом так и не удалось.
Г.К. Жуков и А.М. Василевский предложили план контрнаступления под Сталинградом, чтобы окружить и уничтожить противника.
19 ноября 1942года войска Юго-Западного (Комaндующий генерал Н. Ватутин) и Донского (К. Рокоссовский) фронтов перешли в контрнаступление и прорвали оборону противника.
20 ноября в контрнаступление перешли войска Сталинградского фронта.
А 23 ноября советские войска замкнули кольцо окружения немецких войск в Сталинграде общей численностью более 300 000 человек.
К. Рокоссовский позже запишет: «Все попытки противника помешать продвижению наших войск оказались запоздалыми. Его танковые и моторизованные соединения, перебрасываемые из района Сталинграда к месту прорыва, вводились в бой по частям и, попадая под удары наших превосходящих сил, терпели поражение.» ( К.К.Рокоссовский «Солдатский долг», М., 1972 г.)
Чтец:
И пробил час. Удар обрушен первый –
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
Ведущий: Верховное Главнокомaндование решило, что настало время для нанесения завершающего удара. С этой целью был разработан план операции, получившей условное название «Кольцо». Проведение операции возлагалось на войска Донского фронта, которым комaндовал К.К. Рокоссовский.
Уже 8 января 1943года войскам Паулюса было предложено сдаться. Комaндование окружённой группировки, выполняя приказ Гитлера, отказалось принять ультиматум.
10 января в 8час. 05 мин. залп тысяч орудий разорвал тишину морозного утра. Войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации врага, а 22 января штурмовали противника на всём фронте.
31 января враг вынужден был сложить оружие.
1 февраля на противника с утра были обрушены мощные удары артиллерии и авиации. На многих участках, занимаемых гитлеровцами, появились белые флаги.
2 февраля боевые действия на берегу Волги прекратились.
Чтец:
В свой срок – не поздно и не рано –
придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль – февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по гpyдь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А пред ними все в долгу.
Февраль – февраль.
Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.
Учитель: В чём заключалось историческое значение Сталинградской битвы?
Ответы учащихся –
- начался коренной перелом в ходе войны;
- в ходе битвы Красная Армия разгромила пять армий Германии и её союзников;
- произошли крупные изменения в международной обстановке: (распалась гитлеровская коалиция, начался подъём национально-освободительной борьбы в странах, порабощённых агрессорами)
- был подорвал мopaльный дух среди населения Германии.
Ведущие: Сражение за Сталинград вызвало отклик во всём мире…
(зачитываются телеграммы)
№1.
«Сталинград – это не новый Верден, не героическое сражение ради того, чтобы выстоять, нет. Сталинград – это победа умелого маневра, сравнимого с лучшими образцами военного искусства в истории. В 1943 году Сталинград ещё не мог положить конец военным действиям. Это был поворот. Поворот символичный. Не случайно слово «Сталинград» стало известно во всём мире, стало легендарным»
Катала Жан, французский журналист, XX век.
№2.
«Сталинград войдёт в историю как пример величайшего военного просчёта, допущенного когда-либо полководцем, и тягчайшего преступления государственной власти перед собственным народом и его армией, доверием которых оно злоупотрeбляло самым подлым образом».
Ханс Дёрр, немецкий генерал.
№3.
«Германия не просто проиграла битву и потеряла испытанную в боях армию, она потеряла ту славу, которую она приобрела в начале войны…»
Фон Бутлар, немецкий генерал.
№4
«От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии».
Ф.Рузвельт, президент США, май 1944года.
№5
«…Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущее поколения могли воочию увидеть и почувствовать всё величие одержанной у Волги победы».
У.Черчилль, премьер-министр Великобритании
Учитель: А мне хочется закончить наш урок Памяти словами маршала Победы
Г.К. Жукова «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал всё, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом».
Так давайте ребята, будем помнить всех, кто ковал для нас Великую Победу!
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
17 01 2021 23:39:54
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
16 01 2021 7:35:16
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
15 01 2021 20:57:18
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
14 01 2021 8:19:17
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
13 01 2021 6:23:59
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
12 01 2021 14:18:59
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
11 01 2021 16:30:29
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
10 01 2021 22:24:50
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
09 01 2021 15:19:59
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
08 01 2021 16:36:37
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
07 01 2021 17:18:36
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
06 01 2021 11:40:23
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
05 01 2021 4:37:47
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
04 01 2021 14:33:28
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
03 01 2021 20:25:12
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
02 01 2021 15:58:40
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
01 01 2021 0:30:58
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
31 12 2020 15:38:57
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
...
30 12 2020 5:51:20
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
29 12 2020 8:19:28
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
28 12 2020 12:34:39
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
27 12 2020 22:20:33
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
26 12 2020 17:38:58
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
25 12 2020 17:36:29
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
24 12 2020 15:38:21
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
23 12 2020 23:11:21
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
22 12 2020 2:30:36
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
21 12 2020 22:54:13
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
20 12 2020 17:54:14
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
19 12 2020 4:23:57
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
18 12 2020 20:11:36
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
17 12 2020 11:12:51
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
16 12 2020 7:52:42
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
15 12 2020 22:27:59
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
14 12 2020 3:46:59
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
13 12 2020 14:48:35
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
12 12 2020 17:43:18
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
11 12 2020 17:32:30
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
10 12 2020 13:10:59
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
09 12 2020 8:36:13
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
08 12 2020 2:48:16
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
07 12 2020 16:38:27
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
06 12 2020 4:14:18
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
05 12 2020 0:25:39
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
04 12 2020 10:21:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
03 12 2020 20:42:43
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
02 12 2020 12:57:27
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
01 12 2020 11:52:53
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
30 11 2020 23:27:23
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
29 11 2020 15:44:40
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
28 11 2020 7:24:41
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
27 11 2020 23:39:32
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
26 11 2020 14:42:28
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
25 11 2020 7:26:33

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
24 11 2020 15:39:55
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
23 11 2020 12:12:15
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
22 11 2020 20:27:41
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
21 11 2020 5:57:19
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
20 11 2020 7:11:32
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
19 11 2020 9:50:50
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
18 11 2020 15:12:25
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
17 11 2020 23:35:56
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
16 11 2020 4:56:27
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint.
...
15 11 2020 16:40:11
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
14 11 2020 22:56:34
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся.
...
13 11 2020 19:45:23

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
12 11 2020 21:34:43
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
11 11 2020 23:36:53
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
10 11 2020 4:37:43
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
09 11 2020 23:22:34
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
08 11 2020 18:38:40
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
07 11 2020 0:54:46
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
06 11 2020 18:48:43
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
05 11 2020 20:47:29
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
04 11 2020 14:18:37
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
03 11 2020 7:57:44
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
02 11 2020 14:26:27

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
01 11 2020 6:32:56
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
31 10 2020 8:24:32

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
30 10 2020 8:35:37
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
29 10 2020 0:19:42
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
28 10 2020 11:24:52
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
27 10 2020 11:41:10
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 10 2020 15:52:10
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
...
25 10 2020 20:44:50
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
24 10 2020 20:54:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
23 10 2020 9:57:46
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
22 10 2020 12:22:38
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
21 10 2020 22:50:38
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
20 10 2020 7:53:30
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
19 10 2020 11:36:38
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
18 10 2020 19:48:14
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
17 10 2020 4:32:38
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
16 10 2020 17:20:39
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
15 10 2020 2:14:49
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
14 10 2020 17:42:12
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
13 10 2020 9:51:44
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
12 10 2020 15:50:57
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
11 10 2020 0:25:31
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
10 10 2020 0:31:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::